Автор: Лазарова Снежана Пламеновна
Должность: Преподаватель по классу фортепиано
Учебное заведение: МБУ ДО ДШИ город Строитель
Населённый пункт: Белгородская область
Наименование материала: Статья
Тема: "Современные тенденции в работе с одаренными детьми в системе дополнительного образования"
Раздел: дополнительное образование
С.П.Лазарова
преподаватель по классу фортепиано
МБУ ДО ДШИ г. Строитель
Современные тенденции в работе с одаренными детьми в системе
дополнительного образования
Детская одаренность – одно из самых интересных и загадочных явлений
природы. В настоящее время наука утверждает, что одаренность определяется
врожденными задатками, но сможет ли она развиваться, зависит от влияний
окружающего
мира.
От
окружения
ребенка
зависит,
осознает
ли
он
свои
способности
и
насколько
сможет
их
реализовать.
Поэтому
необходимым
условием
эффективной
работы
с
одаренными
детьми
является
создание
соответствующей
развивающей,
творческой
образовательной
среды,
способствующей развитию природных задатков.
Целевая
установка
Президента
России
на
развитие
системы
работы
с
талантливыми
детьми,
обозначенная
в
Национальной
образовательной
инициативе
«Наша
новая
школа»
ориентирует
учреждения
образования
на
создание
необходимых
условий
для
выявления,
поддержки
и
развития
одаренных детей в соответствии с их способностями, с учетом своеобразия
природных особенностей.
В
«Концепции
модернизации
дополнительного
образования
детей
РФ»
подчеркнута важнейшая роль учреждений дополнительного образования детей
как одного из определяющих факторов развития склонностей, способностей и
интересов личностного, социального и профессионального самоопределения
детей
и
молодежи.
Среди
основных
задач
определяя
создание
условий,
позволяющих ребенку приобрести устойчивую потребность в творчестве.
Дополнительное образование в государственной системе образования –
это особое пространство, зона опережающего развития личности, так как по
своей природе позволяет построить образовательный процесс, принимая во
внимание особенности каждого ребенка. Это создает благоприятную среду для
продуктивной
работы
с
обучающимися,
которые
имеют
специальные
способности.
Создает
окружающую
среду
для
обеспечения
непрерывности
образовательного процесса и поддержки развития творчества детей.
Психологический комфорт, эмоциональное богатство, ситуация успеха –
это
те
преимущества
включения
дополнительного
образования
в
общую
систему образования, которые определяют особое его значение в работе с
талантливыми детьми. Это означает неформальный стиль взаимоотношений
среди
самих
обучающихся,
учащихся
и
преподавателей
дополнительного
образования,
отсутствие
авторитаризма
преподавателя,
отношения
сотрудничества и сотворчества. Такая образовательная среда заставляет детей
самих проявлять активность, формирует чувство благополучия, удовольствия от
этого, еще больше стимулирует деятельность даже маленький успех, который
является необходимым условием для развития таланта. Задача дополнительного
образования
–
помочь
детям
сделать
правильный
выбор,
учитывая
свои
интересы.
Раскрыв
свои
потенциальные
способности
и
попробовав
их
реализовать еще в школьные годы, выпускник будет лучше подготовлен к
реальной жизни в обществе, научится добиваться поставленной цели, выбирая
цивилизованные, нравственные средства достижения.
Музыка – самая тонкая и вместе с тем самая влиятельная сфера культуры.
Она может быть мощнейшим орудием как совершенствования и созидания, так
и разрушения! В свое время еще Конфуций говорил: «Разрушение любого
государства начинается именно с разрушения его музыки. Не имеющий чистой
и светлой музыки народ обречен на вырождение». Древнегреческие рукописи
гласят: «Музыкальное воспитание – самое мощное оружие, поскольку ритм и
гармония проникают в самые сокровенные глубины человеческой души».
По – настоящему цельной можно назвать такую личность, у которой в
равной степени развито и эмоциональное, и интеллектуальное начало. Педагоги
должны стремиться развить в ребенке и то и другое. «Гармония ума и сердца –
вот конечная цель воспитания современного человека» (Д. Кабалевский).
Трехступенчатость
музыкального
образования
в
России
представляет
собой уникальную систему музыкального образования. Детские музыкальные
школы и Детские школы искусств представляют собой одну из важнейших
ступеней
начального
обучения.
Они
являются
фундаментом
всего
цикла
музыкального профессионального образования. Именно этот возраст ( 6 – 15
лет) позволяет точно выявить и развить творческие задатки детей, обучать игре
на
музыкальных
инструментах
и
привить
им
комплекс
важнейших
практических
навыков.
Система
музыкального
образования
первой
ступени
помогает
подготовить
наиболее
одаренных
учащихся
для
поступления
в
музыкальные колледжи, училища. Работа в специальном классе с одаренными
детьми
требует
особого
подхода,
вдумчивого
прикосновения
к
личности,
которую предстоит формировать на протяжении всех лет обучения.
Музыкальная одаренность – это качественно – своеобразное сочетание
общих
и
музыкальных
способностей,
от
которых
зависит
возможность
успешного занятия музыкальной деятельностью. От переживания – к познанию.
Таков естественный путь ребенка к музыке. Блестящий музыкальный слух,
ф е н ом е н а л ь н а я
м у з ы ка л ь н а я
п а м я т ь ,
п л а с т и ч н ы й ,
п р е к р а с н о
скоординированный двигательный аппарат, быстрая обучаемость, необычайная
работоспособность в сфере, связанной с музыкальной деятельностью, - все это
музыкально одаренный ребенок.
Среди критериев музыкальной одаренности можно выделить культурно-
исторический,
возрастной
и
абсолютный,
согласно
которым
«истинная
одаренность» обнаруживает себя в своеобразии, свободе и продуктивности
музыкального самопроявления. Музыкально-одаренным детям и подросткам
присущи
такие
качества,
как
повышенная
требовательность
к
себе
и
перфекционизм;
критичное
отношение
к
своему
творчеству
и
повышенная
чувствительность к неудачам; объективная и субъективная сложности общения
со
сверстниками,
одноклассниками;
социальный
и
моторный
дисбаланс
в
развитии.
Музыкально одаренные дети опережают в своем развитии сверстников
примерно на два-четыре года и характеризуется некоторыми общими чертами:
ранним проявлением музыкальных способностей (до 7 лет, чаще между 3-5
годами), повышенным любопытством к любым звучащим объектам, точным
интонированием к 2-3 годам, к 3 годам ребенок различает все воспринимаемые
мелодии,
ранним
овладением
исполнительскими
навыками
игры
на
музыкальных
инструментах
как
по
слуху,
так
и
по
нотам,
способностью
длительное
время
концентрировать
внимание
на
музыкальных
занятиях,
быстрым и прочным запоминанием музыки, склонность к ранним (с 4-5 лет)
проявлением способностей импровизировать за инструментом.
В этих характеристиках дан собирательный образ ребенка с выдающимися
музыкальными
способностями.
Проявление
музыкальных
способностей
говорит о необходимости начинать музыкальное развитие ребенка как можно
раньше.
Обучение
одаренных
детей
должно
быть
индивидуализированным
и
должна
быть
разработана
индивидуальная
программа,
индивидуальный
маршрут. В настоящий момент есть несколько подходов к развитию и обучению
одаренных детей: стратегии ускорения и интенсификации обучения; стратегия
обогащения, развития и обучения; формы тьюторства и менторства.
Ускорение обучения рассчитано на потенциал одаренных детей, которые
отличаются
познавательной
и
интеллектуальной
активностью,
легким
восприятием
и
переработкой
информации
и
быстротой
запоминания.
В
образовании возможны следующие формы ускорения:
- раннее поступление в образовательное учреждение;
- перевод учащегося сразу через несколько классов;
-составление индивидуальной программы.
Стратегия
обогащения
в
обучении
появилась
как
прогрессивная
альтернатива
ускорению.
Метод
обогащения
применяют
для
знакомства
с
разными областями и предметами, которые могут заинтересовать детей, что
является
созданием
фундамента
учебно-исследовательской
деятельности,
максимального
расширения
кругозора
ребенка
и
выбор
им
наиболее
продуктивного и наиболее привлекательного для него вида учебных занятий. В
музыкальной
школе
обучение
одаренных
детей
в
соответствии
с
моделью
обогащения
проявляются
в
увеличении
объема
музыкального
репертуара;
создание
условий
для
развития
его
музыкальной
самостоятельности,
а
это
требует освоения навыков свободного музицирования – чтения с листа, подбора
по
слуху,
транспонирования
и
гармонизации
мелодий,
игра
а
ансамбле.
Стратегия обогащения обучения одаренных детей в силу их стремительного
развития подразумевает занятия с тьюторством, роль которого может взять на
себя преподаватель по специальности.
Стратегия
интенсификации
предполагает
увеличение
объема
интенсивности обучения.
Стратегия
менторство
–
форма
привлечения
к
индивидуальному
обучению
и
воспитанию
наставника-ментора,
выдающегося
специалиста
в
своем деле. Форма менторства – система регулярных консультаций с ментором-
наставником.
Рассмотрим, какие педагогические условия предлагают ведущие педагоги
детских музыкальных школ России для воспитания музыкально одаренных
детей.
Гутовец М.В. отмечает, что сегодня в музыкальной педагогике начинает
происходить
обоснованная
требованиями
времени
смена
привычных
приоритетов
традиционных
способов
работы
с
ребенком.
Этот
процесс
сопровождается не только заменой традиционных педагогических технологий
на инновационные – это пересмотр целей и ценностей образования, смена
отношений
в
системе
«учитель-ученик»
на
гуманистические,
переход
от
авторитетной
позиции
преподавателя
к
сотрудничеству
с
учениками
как
активными
субъектами
образовательного
процесса.
Раскрыть
творческую
индивидуальность – задача преподавателей ДШИ и ДМШ, решить которую
помогают современные образовательные технологии.
Внедрение
в
учебный
процесс
компьютерных
обучающих
технологий
повышает
эффективность
и
результативность
обучения,
создает
активные
условия
для
воспитания
личности
ребенка.
Необходимо
учитывать
современные тенденции в образовании, ориентированные на интенсивность и
креативность
обучения.
Применение
компьютерных
технологий
позволяет
педагогу качественно изменить содержание, методы, формы обучения, которые
усиливают
интеллектуальные
возможности
учащихся.
Цель
компьютерных
технологий
–
индивидуализация,
интенсификация
процесса
обучения,
гуманизация, повышение качества обучения, которые являются первым шагом
на
пут и
повышения
эффект ивно ст и
обуч ения .
Ре а лизует ся
и
дифференцированный подход в обучении.
Форма индивидуальных занятий создает педагогу необходимые условия
для внимательного всестороннего изучения и воспитания каждого ребенка,
учитывая
его
индивидуальные
и
возрастные
особенности
при
подборе
репертуара
педагогу
необходимо
проявлять
гибкость
и
мастерство.
Индивидуальная
направленность
репертуара
положительно
сказывается
на
результатах целостного развития личности учащегося.
Н.Н. Петрова подчеркивает следующие принципы работы с одаренными
детьми:
- выявление и развитие творческих задатков детей;
- создание условий для проявления и самовыражения полученных знаний и
умений;
- расширение кругозора учащихся посредством посещения театров, музеев,
выставок, чтение популярной музыкальной литературы;
-
сотрудничество
с
родителями
для
достижения
положительных
результатов обучения;
- создание творческой музыкальной среды для воспитания ребенка;
- интенсификация педагогического процесса.
В жизни детей выступление в концерте или конкурсе занимает особое
место.
Открытые
концертные
выступления
в
работе
с
одаренными
детьми
проводятся
в
целях
поощрения
их
работы
в
классе,
стимулирования
их
творческой деятельности, являются условием самореализации и саморазвития
юных
музыкантов.
Мощным
стимулом
в
развитии
творческого
потенциала
учащихся является конкурсная деятельность. Вовлечение учащихся в систему
научно-практических конференций, творческих конкурсов – важная ступень
творческой деятельности учащегося, которому предоставляется возможность
публично
заявить
о
себе,
получить
подкрепление
в
развитии
личностных
качеств и компетентности.
Эффективность обучения игре на музыкальном инструменте может быть
достигнута
путем
внедрения
в
музыкально-образовательную
практику
педагогических
инноваций,
нацеливающих
образовательный
процесс
на
актуализацию
творческого
потенциала
ребенка
и
развитие
его
в
процессе
общения с музыкой. Н.Н. Петрова образно выражается «наши одаренные дети,
участвуя в творческой деятельности, создают прекрасный мир, а мы, взрослые,
должны помочь им обрести свое место в этом сложном мире».
Проблема индивидуализации методов обучения одаренных детей требует
сегодня от педагога музыкальной школы более фундаментальных знаний в
области психологии, анатомии и физиологии, эстетики. Занятия с учеником –
это каждый раз новая творческая задача. Ее успешное решение немыслимо без
развитого педагогического мышления, опирается на достижения современной
науки. Поиск путей улучшения эффективности учебного процесса необходимо
вести и в направлении преодоления таких недостатков обучения в ДШИ и
ДМШ,
как
отсутствие
целенаправленного
художественного
воспитания,
недостаточное развитие исполнительского слуха, ритма, музыкальной памяти,
инициативы и творческого воображения у большинства учащихся. Пришло
время,
когда
вопрос
о
качестве
работы
педагога,
эффективность
его
музыкально-воспитательной
деятельности
становятся
первостепенными.
В
связи с этим особое значение приобретает улучшение подготовки педагогов
ДШИ и ДМШ, которое зависит от переакцентировки учебного процесса в
музыкальном училище на оснащение будущих преподавателей педагогическими
знаниями и навыками. Это так же касается новых технологических средств для
улучшения и совершенствования учебного процесса. Каждый преподаватель
должен
быть
обучен
не
только
правильному
обращению
с
ними,
но
и
использованию их на занятии.
Новые технологии помогают преподавателям сделать учебный процесс
захватывающим
и
интересным
для
детей.
А
также
обратить
внимание
родителей на то, что обучение детей в ДШИ и ДМШ сможет сформировать
особое мировоззрение ребенка, сформировать его как личность.
Список литературы:
1.
Аврамкова И.С. К вопросу об обновлении фортепианного репертуара в
современной
ДМШ
//
Современное
музыкальное
образование-2005:
материалы международной научно-практической конференции (26-28 окт.
2005 г.) Изд.- во ИПЦГУТД-СП. 2005.-42с.
2.
Амонашвили
Ш.А.
Гуманно-личностный
подход
к
детям
/
Ш.А.
Амонашвили Акад. пед. и социал. наук, Моск. психол.- социал. инт. – М.:
ИПП; Воронеж: МОДЭК, 1998.
3.
Берлянчик М.М. Проблемы одаренности / Основы учения юного скрипача:
Мышление. Технология. Творчество. – М., 1983. – 43с.
4.
Гончарова О.В. Педагогические условия развития музыкально одаренных
детей: дисс. Канд. пед. Наук. – Волгоград, 2000. – 215с.
5.
Гутовец
М.В.
Некоторые
особенности
современного
музыкального
образования в детской музыкальной школе // Молодой ученый. – 2015. - №
22. – С. 6-8
6.
Еременко
Ю.А.
Формирование
психологической
устойчивости
к
сценическим выступлениям у юных музыкантов / Музыкальная культура в
теоретическом прикладном измерении. Сб.науч.тр.: в 2 ч. – Кемерово, 2014 –
Ч.11 – с. 53-59
7.
Синицын
Е.,
Синицына
О.
«Характеристики
психологических
типов.
Система развития одаренных детей». – Изд. НГАХА. Новосибирск, 2006.
8.
Фейгин
М.Э.
Индивидуальность
ученика
и
искусство
педагога
/
М.Э.
Фейгин – Изд. 2-е, перераб., доп. – М.: Музыка, 1975 – 110 с.