Автор: Кудрявцева Виктория Вячеславовна
Должность: студент
Учебное заведение: ФГБОУ ВО "Воронежский государственный педагогический университет"
Населённый пункт: Воронеж
Наименование материала: Статья
Тема: Педагогические аспекты мотивации и результативности в соревновательной деятельности акробатов
Раздел: дополнительное образование
Педагогические аспекты мотивации и результативности
в соревновательной деятельности акробатов
Кудрявцева Виктория Вячеславовна
магистр II курса, мастер спорта международного класса
по спортивной акробатике
Воронежский государственный педагогический университет,
факультет физической культуры и безопасности жизнедеятельности,
Воронеж, Россия
E–mail: valeriya_
kb@rambler.
ru
Структуру
мотивации
соревновательной
деятельности
акробатов
формируют
внутренние
и
внешние
факторы.
Наиболее
выраженными
внутренними составляющими являются потребности в соревновательных
отношениях, мотивы данной деятельности, цели и задачи, которые ставит
перед собой спортсмен, участвуя в соревнованиях. Установка тренера, как
внешний
фактор,
оказывает
значительное
влияние
на
результативность
соревновательной
деятельности
акробатов
высокой
квалификации.
При
этом каждая составная часть имеет ведущие и второстепенные элементы,
которые
отличаются
по
степени
индивидуальной
выраженности
и
взаимосвязи с соревновательным результатом.
Результативность
соревновательной
деятельности
акробатов
определяют следующие сочетания мотивационной направленности:
а ) направленность на достижение успеха, победу - потребность в
соперничестве,
достижении
успеха;
мотивы:
стремление
к
лидерству,
преодоление
соперника;
цель:
победить;
установки
тренера
на
победу,
демонстрацию запланированного результата;
б ) направленность на самовыражение, творчество - потребность в
самовыражении, творчестве; мотивы: демонстрация мастерства, стремление
к
лидерству;
цели:
демонстрация
новых,
сверхсложных
элементов,
достижение
высокого
уровня
исполнительского
мастерства;
установки
тренера на победу, демонстрацию мастерства;
в
) направленность
на
эстетический
фактор
деятельности
-
потребность в эстетическом удовлетворении, престиже - похвале; мотивы:
переживание соревновательной борьбы, возможности самовыражения; цель:
получить
эмоциональное
удовлетворение
от
деятельности;
установки
тренера на победу, стабильное выполнение упражнений;
г ) направленность
на
самоутверждение,
общение:
потребность
в
познании,
престиже
–
похвале;
мотивы:
совершенствование
мастерства,
стремление повысить престиж страны, города, избежание неудачи; цели:
выполнить
разрядный
норматив,
накопить
соревновательный
опыт;
установки
тренера:
стабильно
выполнить
упражнения,
произвести
впечатление на соперников, судей, зрителей, выступить на уровне текущей
готовности.
В
структуре
мотивации
соревновательной
деятельности
акробатов
наиболее выраженными компонентами являются:
1) потребности в соревновательных отношениях;
2) мотивы данной деятельности;
3) цели и задачи, которые ставят, участвуя в соревнованиях спортсмен
и его тренер. При этом каждая составная часть имеет сложную структуру,
ведущие и второстепенные компоненты, которые имеют различную степень
взаимосвязи с соревновательным результатом.
Акробаты, участвуя в соревновательной деятельности, прежде всего
испытывают потребности в общении, достижении успеха, самосовершенст-
вовании
и
соперничестве.
При
этом
высокого
результата
в
конкретном
соревновании добиваются спортсмены, у которых более выражены само-
стоятельность, стремление к познанию, лидерству и материальному поощ-
рению.
Исходя
из
специфики
вида
спорта,
особо
следует
развивать
потребности
в
творчестве
и
познании,
так
как
мастерство
акробата
во
многом определяется умением выполнить упражнение красиво, артистично,
с
большой
амплитудой
движений
и
в
сочетании
с
музыкальным
сопровождением. А это под силу только активной, творческой личности.
Ведущими мотивами соревновательной деятельности акробатов явля-
ются достижение успеха, переживание спортивной борьбы, эмоциональное
состояние и атмосфера соревнований, демонстрация высокого мастерства и
возможность общения. При этом спортсмены, стремящиеся к поощрению,
выступают
более
успешно.
У
акробатов
с
повышением
спортивного
мастерства становится всё более выраженным мотив достижения успеха,
чем
избегания
неудач.
Это
порождает
более
высокую
активность
в
предсоревновательной подготовке, настойчивость и упорство в достижении
запланированного результата, побуждает более тщательно продумывать и
планировать тактику и стратегию соревновательной борьбы. Кроме того,
акробатика
не
является
материально
привлекательным,
коммерческим
видом спорта, но многие спортсмены, добивающиеся высоких результатов,
имеют возможность продолжить свою деятельность в профессиональных
цирковых и эстрадных коллективах, шоу-группах, что также имеет смысл
учитывать в процессе формирования мотивов.
Основными целями соревновательной деятельности акробатов явля-
ются желание добиться стабильности выполнения соревновательных уп-
ражнений, повысить спортивное мастерство, накопить соревновательный
опыт и победить, занять призовое место. При этом стабильное выполнение
всей соревновательной программы позволяет рассчитывать на достаточно
высокое
итоговое
место,
так
как
многие
спортсмены
демонстрируют
сложнейшие
комбинации
и
имеют
равный
уровень
технической
подготовленности.