Напоминание

Педагогические аспекты мотивации и результативности в соревновательной деятельности акробатов


Автор: Кудрявцева Виктория Вячеславовна
Должность: студент
Учебное заведение: ФГБОУ ВО "Воронежский государственный педагогический университет"
Населённый пункт: Воронеж
Наименование материала: Статья
Тема: Педагогические аспекты мотивации и результативности в соревновательной деятельности акробатов
Раздел: дополнительное образование





Назад




Педагогические аспекты мотивации и результативности

в соревновательной деятельности акробатов

Кудрявцева Виктория Вячеславовна

магистр II курса, мастер спорта международного класса

по спортивной акробатике

Воронежский государственный педагогический университет,

факультет физической культуры и безопасности жизнедеятельности,

Воронеж, Россия

E–mail: valeriya_

kb@rambler.

ru

Структуру

мотивации

соревновательной

деятельности

акробатов

формируют

внутренние

и

внешние

факторы.

Наиболее

выраженными

внутренними составляющими являются потребности в соревновательных

отношениях, мотивы данной деятельности, цели и задачи, которые ставит

перед собой спортсмен, участвуя в соревнованиях. Установка тренера, как

внешний

фактор,

оказывает

значительное

влияние

на

результативность

соревновательной

деятельности

акробатов

высокой

квалификации.

При

этом каждая составная часть имеет ведущие и второстепенные элементы,

которые

отличаются

по

степени

индивидуальной

выраженности

и

взаимосвязи с соревновательным результатом.

Результативность

соревновательной

деятельности

акробатов

определяют следующие сочетания мотивационной направленности:

а ) направленность на достижение успеха, победу - потребность в

соперничестве,

достижении

успеха;

мотивы:

стремление

к

лидерству,

преодоление

соперника;

цель:

победить;

установки

тренера

на

победу,

демонстрацию запланированного результата;

б ) направленность на самовыражение, творчество - потребность в

самовыражении, творчестве; мотивы: демонстрация мастерства, стремление

к

лидерству;

цели:

демонстрация

новых,

сверхсложных

элементов,

достижение

высокого

уровня

исполнительского

мастерства;

установки

тренера на победу, демонстрацию мастерства;

в

) направленность

на

эстетический

фактор

деятельности

-

потребность в эстетическом удовлетворении, престиже - похвале; мотивы:

переживание соревновательной борьбы, возможности самовыражения; цель:

получить

эмоциональное

удовлетворение

от

деятельности;

установки

тренера на победу, стабильное выполнение упражнений;

г ) направленность

на

самоутверждение,

общение:

потребность

в

познании,

престиже

похвале;

мотивы:

совершенствование

мастерства,

стремление повысить престиж страны, города, избежание неудачи; цели:

выполнить

разрядный

норматив,

накопить

соревновательный

опыт;

установки

тренера:

стабильно

выполнить

упражнения,

произвести

впечатление на соперников, судей, зрителей, выступить на уровне текущей

готовности.

В

структуре

мотивации

соревновательной

деятельности

акробатов

наиболее выраженными компонентами являются:

1) потребности в соревновательных отношениях;

2) мотивы данной деятельности;

3) цели и задачи, которые ставят, участвуя в соревнованиях спортсмен

и его тренер. При этом каждая составная часть имеет сложную структуру,

ведущие и второстепенные компоненты, которые имеют различную степень

взаимосвязи с соревновательным результатом.

Акробаты, участвуя в соревновательной деятельности, прежде всего

испытывают потребности в общении, достижении успеха, самосовершенст-

вовании

и

соперничестве.

При

этом

высокого

результата

в

конкретном

соревновании добиваются спортсмены, у которых более выражены само-

стоятельность, стремление к познанию, лидерству и материальному поощ-

рению.

Исходя

из

специфики

вида

спорта,

особо

следует

развивать

потребности

в

творчестве

и

познании,

так

как

мастерство

акробата

во

многом определяется умением выполнить упражнение красиво, артистично,

с

большой

амплитудой

движений

и

в

сочетании

с

музыкальным

сопровождением. А это под силу только активной, творческой личности.

Ведущими мотивами соревновательной деятельности акробатов явля-

ются достижение успеха, переживание спортивной борьбы, эмоциональное

состояние и атмосфера соревнований, демонстрация высокого мастерства и

возможность общения. При этом спортсмены, стремящиеся к поощрению,

выступают

более

успешно.

У

акробатов

с

повышением

спортивного

мастерства становится всё более выраженным мотив достижения успеха,

чем

избегания

неудач.

Это

порождает

более

высокую

активность

в

предсоревновательной подготовке, настойчивость и упорство в достижении

запланированного результата, побуждает более тщательно продумывать и

планировать тактику и стратегию соревновательной борьбы. Кроме того,

акробатика

не

является

материально

привлекательным,

коммерческим

видом спорта, но многие спортсмены, добивающиеся высоких результатов,

имеют возможность продолжить свою деятельность в профессиональных

цирковых и эстрадных коллективах, шоу-группах, что также имеет смысл

учитывать в процессе формирования мотивов.

Основными целями соревновательной деятельности акробатов явля-

ются желание добиться стабильности выполнения соревновательных уп-

ражнений, повысить спортивное мастерство, накопить соревновательный

опыт и победить, занять призовое место. При этом стабильное выполнение

всей соревновательной программы позволяет рассчитывать на достаточно

высокое

итоговое

место,

так

как

многие

спортсмены

демонстрируют

сложнейшие

комбинации

и

имеют

равный

уровень

технической

подготовленности.



В раздел образования