Напоминание

"Развитие навыка самостоятельной работы ученика на уроках фортепиано"


Автор: Атнагулова Лилия Сагитовна
Должность: преподаватель по классу фортепиано
Учебное заведение: МБУДО г. Казани "Детская музыкальная школа №15"
Населённый пункт: город Казань
Наименование материала: Методическая разработка
Тема: "Развитие навыка самостоятельной работы ученика на уроках фортепиано"
Раздел: дополнительное образование





Назад




Муниципальное бюджетное учреждение дополнительного образования

г. Казани «Детская музыкальная школа №15»

преподаватель по классу фортепиано Атнагулова Лилия Сагитовна.

«Навыки самостоятельной работы учащихся на уроках фортепиано».

Навыки самостоятельной работы надо прививать ученику с самого начала,

с первых шагов обучения игре на фортепиано.

Главным

компонентом

музыкально-эстетического

сознания

выступает

интерес.

Именно

интерес

порождает

стремление

к

самостоятельным

занятиям

учащихся.

Одна

из

главных

роль

педагога

воспитать

навык

самостоятельной работы.

Дети

младшего

возраста

воспринимают

музыку

непосредственно,

эмоционально.

Поэтому

важно

подбирать

произведения

очень

яркие,

образные. Развивая навыки разбора пьес, важно с самого начала добиваться

того, чтобы ученик воспринимал нотный текст сразу группами по 2-3-4 ноты,

в зависимости от того как они складываются в мотивы, такты, слова. При

таком разборе добиться связного исполнения будет не трудно. Таким образом

можно

быстрее

добиться

исполнения

связной

фразы.

Этот

способ

разучивания

дает

возможность

направить

внимание

ученика

на

художественно-музыкальные

задачи.

При

этом,

в

самом

разборе

уже

формируются контуры музыкальной фразировки и игровых движений.

С первых встреч с учеником мы занимаемся с ним разучиванием простых

пьес методом подбора по слуху. Чем больше принцип разбора по нотам будет

приближен к подбору на слух или показу с рук, тем лучше, так как конечный

результата – звучащая музыка – будет достигнут легко, пробудит интерес и

желание играть и разбирать новые пьесы. В результате у ученика повышается

интерес к самому процессу разучивания.

Развитие

осмысленного

и

выразительного

исполнения

является

анализ

произведения, раскрытие его музыкально-образного содержания и формы.

Г.Г.Нейгауз

пишет

–«Я

предлагаю

ученику

изучить

фортепианное

произведение, его нотную запись, как дирижер изучает партитуру- не только

в

целом,

но

и

в

деталях,

разлагая

сочинение

на

его

составные

части-

гармоническую структуру, полифоническую, отдельно просмотреть главное-

например,

мелодиче скую

линию,

« вто р о с т е п е н н о е » , - н ап р и м е р

аккомпанемент…ученик

начинает

понимать,

что

каждая

«подробность»

имеет

смысл,

логику,

выразительность,

что

она

является

органической

«частицей целого». Работая над деталями произведения в медленном темпе,

никогда нельзя забывать его образно-эмоциональную сторону. Проще говоря,

основной

темп

и

характер.

В

противном

случае

будет

потерян

главный

критерий, направляющий работу над деталями».

Причиной неизбежного появления погрешностей ученика при разборе нового

произведения чаще всего является потеря слухового контроля, неграмотное

прочтение нотного текста. В таких случаях педагог должен дать возможность

ученику самостоятельно найти ошибки.

Большое

значение

имеет

своевременное

приобретение

учеником

элементарных

навыков

точной

аппликатуры,

так

как

пианистическое

удобство исполнения –залог выразительности звучания.

Необходимо приучать ученика к тому, что нужно всегда играть «красивым

звуком»

-

вслушиваться

в

каждую

ноту,

планировать

градацию

звука,

координировать свои игровые движения.

Очень

важную

роль

в

музыкальном

развитии

играет

и

количество

пройденных произведений, - когда количество переходит в качество.

Важной формой воспитания навыка самостоятельности является –задание

самостоятельно

выучить

произведение

без

помощи

педагога.

Следует

развивать бережное отношение к тексту, чтобы учиться передавать точный

авторский замысел. Развивать привычку к самоконтролю.

Все

формы

концертной

деятельности:

академические

вечера,

фестивали,

конкурсы, - безусловно полезны в профессиональном отношении, так как

развивают творческое начало у юных исполнителей.

Успех самостоятельной работы закладывается в том, когда основывается на

способности ученика активно, самостоятельно добывать необходимые ему

знания и умения без посторонней помощи, свободно ориентируясь во всем

разнообразии музыкального искусства.

«Одна

из

главных

задач

педагога

привить

ученику

самостоятельность

мышления,

методов

работы,

самопознания,

умения

добиваться

цели».

Г.Г.Нейгауз.



В раздел образования