Автор: Светлана Эвальтовна Чугунова
Должность: преподаватель
Учебное заведение: МБУ ДО ДШИ №6
Населённый пункт: город Ульяновск
Наименование материала: Методический доклад
Тема: "Подготовка учащихся к концертной деятельности"
Раздел: дополнительное образование
«Применение клавишного синтезатора в
обучении на отделении общего инструмента в
качестве дополнительного ансамблевого
инструмента»
Методическое сообщение
Александровой Т. М. ,преп.
МБУ ДО ДШИ№6
г. Ульяновск
Едва ли найдётся в современном мире человек, который бы ничего
не слышал о синтезаторе. А как появился этот инструмент? История
музыки – это не только история смены стилей и жанров, но также и
история поисков новых звучаний. Каждая эпоха обладает своим
неповторимым тембром, прочно закрепившимся ныне в нашем
сознании. Так период 17-18 веков вызвал к жизни клавесин и
струнный оркестр, а 19 век – современное фортепиано и большой
симфонический оркестр.
С той поры работа по конструированию новых инструментов,
казалось, почти замерла. Дальнейшее обогащение звуковой
палитры оркестра происходило уже почти исключительно за счёт
усовершенствования инструментов и роста исполнительского
мастерства. Но прошли десятилетия, и великие технические
открытия – телеграф, телефон, радио – дали создателям
музыкальных инструментов совершенно новые средства.
Возникла электромузыка – область увлекательнейшего
творческого сотрудничества радиотехников, акустиков и
музыкантов. На первых порах электроинструменты были очень
сложны, несовершенны и удручающе громоздки. Так, один из
первых электрических органов – «Телармониум» американца
Кохилла весил 200 тонн. Он, конечно, так и остался лабораторным
образцом. И только в конце 60-х годов 20 века Роберт Муг
разработал первый в мире коммерчески успешный клавишный
синтезатор. Для его дальнейшего развития пришлось снизить цену.
Уменьшить габариты и улучшить звучание инструмента. Сейчас ни
один эстрадный концерт не обходится без фонограммы,
записанной на синтезаторе. Звучит синтезатор и в музыкальных
школах.
Игра в ансамбле – один из действенных способов музыкального
развития учащихся в ДШИ. Что мы подразумеваем под словом
«ансамбль»? «Ансамбль» - французское слово, в переводе
означает «вместе». Ансамбль для музыкантов - это совместное
исполнение музыкального произведения несколькими
участниками, или – музыкальное произведение для небольшого
состава исполнителей, излюбленный с давних времён тип
музицирования. В соответствии с количеством исполнителей ( от 2
до 10 ), ансамбль называется дуэтом, трио, квартетом и так далее,
по латинским названиям цифр.
История подсказывает нам один из возможных путей образования
ансамбля: к поэтическому напеву рожка пастуха присоединяется
другой инструментальный голос; он оплетает мелодию первого
исполнителя выразительным орнаментом звуковых кружев, но не
мешает слушать главный напев. Так же и в пении: когда голоса
певцов складываются в многоцветье вокальных узоров. Это тоже
ансамбль. Он не похож на соревнование певцов, где каждый из
претендентов на победу хочет показать прежде всего своё
собственное мастерство. В ансамбле, напротив, каждый стремится
соразмерить свою индивидуальность, технические возможности с
возможностями партнёра по ансамблю, что обеспечивает
слаженность и стройность исполнения того или иного
произведения в целом.
Часто ансамбли формируются по классическим принципам –
фортепианные, струнные, вокальные. Такой подход нельзя назвать
современным. Включение синтезатора в состав ансамбля
расширяет тембровую палитру, увеличивает динамическую
амплитуду звучания, активно развивает музыкальные способности
учащихся.
Применение приёма темпо – ритмического сопровождения игры
учащегося даёт ему колоссальный опыт слушания и понимания
ритма как системы комбинации различных длительностей.
Воспитывается ощущение сильной доли, что немаловажно для
учащегося. Синтезатор не даёт отклониться от темпа и учит играть
ритмично. Темп можно устанавливать в соответствии с
техническими возможностями на данный момент.
Даже изучение гамм под темпо – ритмическое сопровождение
можно превратить в игру и каждое упражнение станет
занимательным и интересным.
Одним из важнейших качеств ансамбля является синхронность –
совпадение с предельной точностью мельчайших длительностей у
всех исполнителей. Незаметное в сольном исполнении изменение
темпа при совместной игре может резко нарушить синхронность,
что тут же замечает слушатель.
Так же очень важны в ансамбле соблюдение штрихов, единая
фразировка.
В заключении следует сказать, что трудности, подстерегающие
участников ансамбля, с лихвой окупаются радостью совместного
творчества и неугасающего интереса к обучению.