Напоминание

"Подготовка учащихся к концертной деятельности"


Автор: Светлана Эвальтовна Чугунова
Должность: преподаватель
Учебное заведение: МБУ ДО ДШИ №6
Населённый пункт: город Ульяновск
Наименование материала: Методический доклад
Тема: "Подготовка учащихся к концертной деятельности"
Раздел: дополнительное образование





Назад




«Применение клавишного синтезатора в

обучении на отделении общего инструмента в

качестве дополнительного ансамблевого

инструмента»

Методическое сообщение

Александровой Т. М. ,преп.

МБУ ДО ДШИ№6

г. Ульяновск

Едва ли найдётся в современном мире человек, который бы ничего

не слышал о синтезаторе. А как появился этот инструмент? История

музыки – это не только история смены стилей и жанров, но также и

история поисков новых звучаний. Каждая эпоха обладает своим

неповторимым тембром, прочно закрепившимся ныне в нашем

сознании. Так период 17-18 веков вызвал к жизни клавесин и

струнный оркестр, а 19 век – современное фортепиано и большой

симфонический оркестр.

С той поры работа по конструированию новых инструментов,

казалось, почти замерла. Дальнейшее обогащение звуковой

палитры оркестра происходило уже почти исключительно за счёт

усовершенствования инструментов и роста исполнительского

мастерства. Но прошли десятилетия, и великие технические

открытия – телеграф, телефон, радио – дали создателям

музыкальных инструментов совершенно новые средства.

Возникла электромузыка – область увлекательнейшего

творческого сотрудничества радиотехников, акустиков и

музыкантов. На первых порах электроинструменты были очень

сложны, несовершенны и удручающе громоздки. Так, один из

первых электрических органов – «Телармониум» американца

Кохилла весил 200 тонн. Он, конечно, так и остался лабораторным

образцом. И только в конце 60-х годов 20 века Роберт Муг

разработал первый в мире коммерчески успешный клавишный

синтезатор. Для его дальнейшего развития пришлось снизить цену.

Уменьшить габариты и улучшить звучание инструмента. Сейчас ни

один эстрадный концерт не обходится без фонограммы,

записанной на синтезаторе. Звучит синтезатор и в музыкальных

школах.

Игра в ансамбле – один из действенных способов музыкального

развития учащихся в ДШИ. Что мы подразумеваем под словом

«ансамбль»? «Ансамбль» - французское слово, в переводе

означает «вместе». Ансамбль для музыкантов - это совместное

исполнение музыкального произведения несколькими

участниками, или – музыкальное произведение для небольшого

состава исполнителей, излюбленный с давних времён тип

музицирования. В соответствии с количеством исполнителей ( от 2

до 10 ), ансамбль называется дуэтом, трио, квартетом и так далее,

по латинским названиям цифр.

История подсказывает нам один из возможных путей образования

ансамбля: к поэтическому напеву рожка пастуха присоединяется

другой инструментальный голос; он оплетает мелодию первого

исполнителя выразительным орнаментом звуковых кружев, но не

мешает слушать главный напев. Так же и в пении: когда голоса

певцов складываются в многоцветье вокальных узоров. Это тоже

ансамбль. Он не похож на соревнование певцов, где каждый из

претендентов на победу хочет показать прежде всего своё

собственное мастерство. В ансамбле, напротив, каждый стремится

соразмерить свою индивидуальность, технические возможности с

возможностями партнёра по ансамблю, что обеспечивает

слаженность и стройность исполнения того или иного

произведения в целом.

Часто ансамбли формируются по классическим принципам –

фортепианные, струнные, вокальные. Такой подход нельзя назвать

современным. Включение синтезатора в состав ансамбля

расширяет тембровую палитру, увеличивает динамическую

амплитуду звучания, активно развивает музыкальные способности

учащихся.

Применение приёма темпо – ритмического сопровождения игры

учащегося даёт ему колоссальный опыт слушания и понимания

ритма как системы комбинации различных длительностей.

Воспитывается ощущение сильной доли, что немаловажно для

учащегося. Синтезатор не даёт отклониться от темпа и учит играть

ритмично. Темп можно устанавливать в соответствии с

техническими возможностями на данный момент.

Даже изучение гамм под темпо – ритмическое сопровождение

можно превратить в игру и каждое упражнение станет

занимательным и интересным.

Одним из важнейших качеств ансамбля является синхронность –

совпадение с предельной точностью мельчайших длительностей у

всех исполнителей. Незаметное в сольном исполнении изменение

темпа при совместной игре может резко нарушить синхронность,

что тут же замечает слушатель.

Так же очень важны в ансамбле соблюдение штрихов, единая

фразировка.

В заключении следует сказать, что трудности, подстерегающие

участников ансамбля, с лихвой окупаются радостью совместного

творчества и неугасающего интереса к обучению.



В раздел образования