Напоминание

Программа кружка


Автор: Кочкина Наталья Александровна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: Государственное автономное учреждение Амурской области
Населённый пункт: пгт.Прогресс
Наименование материала: программа дополнительного образования
Тема: Программа кружка
Раздел: дополнительное образование





Назад




Министерство социальной защиты населения Амурской области

Государственное автономное учреждение Амурской области

«Новорайчихинский центр социальной (постинтернатной)

адаптации выпускников организаций для детей-сирот и детей,

оставшихся без попечения родителей, «Маяк»

(ГАУАО Новорайчихинский центр адаптации выпускников «Маяк»)

УТВЕРЖДАЮ:

И.о. директора ГАУ АО

««Новорайчихинский центр

социальной (постинтернатной)

адаптации выпускников

организаций для детей-сирот и детей,

оставшихся без попечения родителей, «Маяк»

»

________________О.А. Кушнаренко

«____» _______________2019 года

Программа по подготовки к самостоятельной жизни

«Домоводство»

Авторы:

Кочкина Н.А., воспитатель

Бобринева А.Ю., воспитатель

П. Новорайчихинск – 2019г.

Пояснительная записка

Занятия программы

«Домоводство» направлены на практическую подготовку

воспитанников к самостоятельной жизни и труду, на формирование у них знаний и

умений,

способствующих

социальной

адаптации,

на

повышение

уровня

развития

воспитанников, оставшихся без попечения родителей.

Настоящая

программа

составлена

с

учетом

возрастных

особенностей

воспитанников, уровня их знаний и умений. Материал программы расположен по

принципу усложнения и увеличения объема сведений. Последовательное изучение тем

обеспечивает

возможность

систематизировано

формировать

и

совершенствовать

у

детей

необходимые

им

навыки

самообслуживания,

ведения

домашнего

хозяйства,

ориентировки в окружающем, а также практически знакомиться с учреждениями, в

которые им придется обращаться по различным вопросам, начав самостоятельную

жизнь.

Кроме

того,

данные

занятия

должны

способствовать

усвоению

морально-

этических

норм

поведения,

выработке

навыков

общения

с

людьми,

развитию

художественного вкуса детей.

Основными

формами

и

методами

обучения

являются

практические

работы,

экскурсии, сюжетно-ролевые игры, беседы; широко используются наглядные средства

обучения, демонстрация учебных кинофильмов, диафильмов и др.

Занятия по домоводству целесообразно проводить группами из 4—5 человек.

Это

позволит

каждому

воспитаннику,

независимо

от

его

интеллектуальных

и

физических возможностей, овладеть основными способами ухода за одеждой, обувью,

приготовления пищи, научиться составлять деловые бумаги, заполнять разного рода

бланки и документы. На занятиях отводится время для изучения правил техники

безопасности, формирования умений пользоваться нагревательными электрическими и

механическими бытовыми приборами и приспособлениями, колющими и режущими

инструментами, а также навыков обращения со стеклянной посудой, кипятком. Так же

необходимо

постоянно

приучать

детей

к

соблюдению

санитарно-гигиенических

требований во время выполнения различных практических работ, доводя их до навыка.

В

ряде

разделов

предусмотрена

система

упражнений,

которые

каждый

воспитанник

выполняет

индивидуально.

Эта

работа

осуществляется

с

целью

выработки

у

воспитанников

определенных

умений

и

навыков

на

основе

знаний,

полученных как на занятиях по домоводству, так и на других занятиях.

Программа предназначена для работы с воспитанниками центра в возрасте от 12

до 18 лет и рассчитана на 1учебный год.

Принципами построения программы являются:

- непрерывность;

- целенаправленность;

- научность;

- систематичность и последовательность;

- доступность.

Цель: формирование

у

воспитанников

знаний

о

самостоятельной

жизни,

их

практическое обучение жизненно необходимым бытовым умениям и навыкам.

Задачи:

-

расширять

знания

нравственного

поведения,

норм

этики

в

ближайшем

семейном окружении в обществе.

- формировать у каждого воспитанника правила ведения семейного хозяйства,

практические умения, связанные с самообслуживанием и с обслуживанием членов

семьи.

-

воспитывать

личностные

качества:

трудолюбие,

аккуратность,

терпение,

усидчивость;

-

прививать навыки трудовой

культуры:

организация

труда,

экономное

и

бережное

отношение

к

продуктам,

оборудованию,

использованию

электроэнергии,

строгое соблюдение правил безопасной работы и гигиены труда; воспитывать желание

и стремление к приготовлению доброкачественной пищи; творческого отношение к

домашнему труду;

- развивать индивидуальные качества (ловкость, внимание, наблюдательность,

память, находчивость, смекалку, воображение, фантазию и т.д.)

- воспитывать интерес к национальным традициям.

Этапы реализации программы:

1. Диагностический этап.

Выявляет

ценностные

ориентации,

интересы,

потребности

воспитанников,

знания и умения полученных ранее.

2. Стартово-мотивационный этап.

Предполагает

пробное

включение

воспитанников

в

данную

деятельность

с

обязательным

выполнением

условий

добровольности.

Комплектованию

группы

предшествует индивидуальная беседа с подростками.

3. Содержательно - деятельностный этап.

Обеспечивает возможности для самореализации воспитанников. В этот период

существенным является органическое сочетание просветительской работы в области

домоводства.

4. Рефлексивный этап.

Обеспечивает

возможность

самооценки

и

анализа

проделанной

работы

посредством защиты собственных реализованных в процессе обучения практических

занятий.

Содержание

№ Содержание

Цели и задачи

Форма проведения

Сроки

1.

Правильное

питание

Расширять и

обогащать

знания

воспитанников о

значении

продуктов

питания для

здоровья

человека, о

необходимости

правильного

питания.

1.Лекция-беседа о

правильном и рациональном

питании.

2.Творческая работа

«Составление ежедневного и

праздничного меню»

3.Презентация

«Правила

и

приемы хранения продуктов

и

готовой

пищи.

Способы

выбора

доброкачественных

продуктов».

Ролевая игра «Магазин»

4.Практические занятия.

(Приготовление здоровой и

правильной пищи)

Сентябрь -

декабрь

2.

Кулинария

Формировать

умения

определять

простейшими

приемами

экологически

чистые

продукты;

приготовить

блюда,

эстетически

оформить,

проявить

элементы

творчества при

создании новых

вариантов

кулинарных

рецептов и

украшение их.

1.Практические занятия

«Варим первые блюда».

2.Практические занятия

«Салаты».

3. Практические занятия

«Вторые блюда».

4. Практические занятия

«Третьи блюда».

5.Практические

занятия

«Выпечка»

6. Практические занятия

«Запеканки».

7. Практические занятия

«Коктейли».

Сентябрь - август

3.

«По одежке

встречают»

Формировать

умение

подбирать

1. Урок эстетики «Внешний

вид - залог успеха!»

2. Практикум «Уроки

Октябрь – май

одежду с учетом

ф и г у р ы

и

назначения,

з а б о т и т ь с я

о

своем

внешнем

виде.

Развивать

эстетический

вкус.

макияжа».

3. Творческий конкурс «Я –

леди!»

4. Практикум «Гладим

брюки, блузы, рубахи и т.д.»

4.

Художественно-

эстетическая

деятельность

Развивать

творческие

способности

подростков,

аккуратность

и

тщательность

в

работе.

Формировать

эстетический

вкус.

1. Изготовление поделок к

праздникам с

использованием разных

техник.

2. Практическое занятие.

Проект «Эскиз моей уютной

спальной, групповой

комнат ».

3. Праздничные программы:

«День воспитателя», «День

рождение центра», «Мой

костюм на праздничный бал-

маскарад», «Рождество»,

«Хэллоуин», «23 февраля»,

«8 марта». «День смеха»,

«День победы»

Сентябрь – май

5.

З д о р о в ь е

и

личная гигиена

Научить

подростков

управлять своим

биологическим

началом,

подчинять его

нравственным

принципам и

нормам морали.

1.

Беседа

«Личная

гигиена

для подростков»

2.Лекция с презентацией

«Будущие родители»

3. Просмотр и обсуждение

в/фильма «Мужчина и

женщина».

4. Практическое занятие

«Оказание первой помощи»

Январь - февраль

6.

Жилое

помещение

Воспитывать

личностные

качества:

трудолюбие,

аккуратность,

терпение,

усидчивость;

элементы

трудовой

культуры;

организация

труда.

1. Беседа «Гигиенические

требования к жилому

помещению и меры по их

обеспечению».

2. Беседа «Уход за мебелью

в зависимости от её

покрытия».

3. Практическая работа:

чистка мягкой мебели,

мытье стекол, зеркал.

Март

7.

Уход

за

одеждой

Воспитывать

трудолюбие,

1.Беседа-лекция

Значение

опрятного

вида

Октябрь – май

и обувью

уважительное

о т н о ш е н и е

к

л ю д я м

и

результатам

их

труда, применять

на

п р а к т и к е

правила

сотрудничества в

коллективной

деятельности

человека.

Поддержание

одежды и обуви в порядке.

2. Практическая работа:

пришивание пуговиц,

крючков, петель, вешалок.

3. Правила глажения.

Техника безопасности при

работе с утюгом.

8.

Рукоделие.

«Умелые руки»

Познакомить

с

разными видами

рукоделия,

способствовать

развитию

творческих

способностей,

воспитывать

художественный

и

эстетический

вкус.

Беседа

1.Знакомство с разными

видами рукоделия.

Презентация.

2. Практические работы:

Вышивка крестом, вязание

спицами, крючком, макраме

и т.д.

3. Практическая работа:

Бисер оплетение

Октябрь -апрель

9.

Семейный

бюджет

Повышать

уровень

общего

развития

воспитанников,

способствующий

всесторонней

п од го т о в к е

к

будущей

самостоятельной

жизни.

1. Ролевая игра «Расходы и

доходы»

2. Экономическая игра.

«Мой маршрут: магазин,

банк, почта».

3. «Государственные

службы»

4. «Мои квитанции».

Апрель - май

10

Приусадебный

участок.

Познакомить с

приемами

обработки

почвы,

прививать

интерес к

цветоводству и

овощеводству.

Практикум.

1.Обработка земли.

2. Выращивание

крупносеменных

однолетних цветковых

растений

3.Выращевание овощных

культур.

Июнь

11.

У х о д

з а

р а с т е н и я м и

и

уборка урожая

Научить

правильному

у х о д у

з а

растениями.

Прививать

трудолюбие

и

стремление

добиться

Практикум.

1.Цветоводство.

2.Рыхление, полив,

прополка.

3.Сборка овощей.

Июль

положительного

результата

12.

Домашние

з а г о т о в к и

н а

зиму.

Консервирование.

Дать знания

детям о

хранение, сушке,

замораживании,

солении,

консервировани

и продуктов.

Отравление

консервированн

ыми

продуктами,

правила первой

помощи.

1.Лекция - беседа о правилах

домашнего

консервирования.

2.Мастер-класс.

Быстрое приготовление

варенья.

3.Презинтация «Технология

хранения плодов и овощей»

4. Мастер – класс по

приготовлению овощных и

фруктовых салатов, муссов,

соков.

Июль - август

Критерии оценки:

1) Стартовая:

- результаты первичной диагностики ЗУН;

2) Промежуточная:

- мониторинг освоения знаний, умений и навыков;

- наблюдения результатов практических занятий;

3) Итоговая:

- отчетная презентация с результатами реализации программы.

Ожидаемые результаты:

Ожидаемыми результатами реализации данной программы будут являться:

- приобретение и практическое использование воспитанниками центра знаний,

умений и навыков в постинтернатный период социальной адаптации;

- приобретение уверенности в будущем жизнеустройстве;

- искоренение иждивенческих наклонностей;

- расширение круга социальных коммуникаций;

- приобретение умения адекватно оценивать результаты труда.

Ожидаемые

результаты

освоения

программы

отражают

совокупную

характеристику готовности воспитанников к самостоятельной жизни и социальной

адаптации в обществе.



В раздел образования