Напоминание

Театрализация фольклора, как направление работы с детьми в фольклорном ансамбле.


Автор: Артанова Полина Владимировна
Должность: Преподаватель Сольного народного пения
Учебное заведение: Филиал МБОУ ДО
Населённый пункт: Тульская область
Наименование материала: Методический доклад
Тема: Театрализация фольклора, как направление работы с детьми в фольклорном ансамбле.
Раздел: дополнительное образование





Назад




Театрализация фольклора, как направление работы с детьми в

фольклорном ансамбле.

Театрализация фольклора — сложный и кропотливый процесс, являющийся

наивысшей формой сценического воплощения песенного богатства русского

народа.

Он

требует

от

педагогов

фольклорных

коллективов

большого

профессионализма и энтузиазма. Педагог способный заинтересовать и увлечь

детей

в

единый

творческий

процесс,

найти

взаимопонимание

и

полную

отдачу, может быть уверен в том, что он делает свое дело правильно.

Обрядовая постановка, бытовые зарисовки, народные гулянья — любой вид

театрализации

фольклора

является

соединением

традиции

с

театральным

искусством и требует от постановщика и исполнителей знаний, мастерства и

умения во всех сферах исполнительской деятельности. В репертуаре детских

фольклорных

ансамблей

театрализованные

формы

фольклора

занимают

значительное

место.

Среди

них

фрагменты

календарных

обрядовых

действий, постановки на основе русских народных сказок.

Сказка — один из основных жанров устного народного творчества. Она

представляет

собой

чаще

всего

прозаический

устный

р а с с ка з

фантастического,

авантюрного

либо

бытового

плана

c

установкой

на

вымысел. По мнению Василия Александровича Сухомлинского, без сказки

нельзя представить детства. Сказки возникли в древнейшие времена. Жанр

оказался так жизнеспособен потому, что прекрасно подходит для выражения

и сохранения фундаментальных человеческих истин, основ человеческого

бытия.

Сказывание

сказок

было

распространенным

увлечением

на

Руси.

Сказитель живо реагировал на реакции аудитории и тут же вносил поправки в

повествование.

Поэтому

сказки

стали

одним

из

самых

отшлифованных

фольклорных жанров. Сказки наилучшим образом отвечают запросам детей,

органично

соответствуя

детской

психологии.

В

сказке

непременно

торжествуют

истина

и

добро.

Она

всегда

на

стороне

обиженных

и

притесняемых. Сказка указывает правильные жизненные пути человека, в

чем его счастье и несчастье, какова его расплата за ошибки. Таким образом в

сказках выражена существенная черта мировосприятия народа — твердая

вера

в

справедливость.

В

сказке

ребенку

доступно

открываются

тайны

древнего миропонимания. Они находятся самостоятельно, без объяснений,

что способствует росту сознания ребенка. Фантастический мир сказки есть

отображение реального мира. Сравнивая сказочный мир с реальным, ребенок

самостоятельно

развивают

мышление

(он

сравнивает

и

сомневается,

проверяет

и

убеждается).

Сказка

делает

ребенка

активным

участником

происходящего, переживающим вместе с героями каждую неудачу и каждую

победу и приучает к мысли, что зло в любом случае должно быть наказано.

Сегодня потребность в сказке представляется особенно большой. Ребенка

буквально захлестывает непрерывно увеличивающийся поток информации. И

хотя восприимчивость психики у малышей велика, она все же имеет свои

границы.

Ребенок

переутомляется,

делается

нервным,

и

именно

сказка

освобождает его сознание от всего неважного, необязательного, концентрируя

внимание

на

простых

действиях

героев

и

мыслях

о

том,

почему

все

происходит так, а не иначе. Для детей вовсе не важно, кто герой сказки,

важно, как он себя ведет, каков он — красив и добр или уродлив и зол. Сказка

старается научить ребенка оценивать главные качества героя и никогда не

прибегает к психологическому усложнению. Чаще всего персонаж воплощает

какое-нибудь одно качество: лиса хитра, медведь силен, Иван в роли дурака

удачлив, а в роли царевича бесстрашен. Персонажи в сказке контрастны, что

и определяет сюжет.

Так как фольклорный ансамбль «Ладушки» является не только коллективом,

созданным в МБОУ ДО «Шварцевская ДШИ», но и концертным коллективом

Тульской

областной

филармонии.

Нашей

задачей

является

постановка

спектаклей,

концертных

программ

для

дошкольников

и

школьников.

В

репертуаре

ансамбля

сказки-притчи

«Правда

и

Кривда»

и

«Чудо-чудное,

диво-дивное

Жар-Цвет»,

«Масленица»,

обряды

весеннего

цикла,

сказка

«Двенадцать

месяцев»,

«Легенда

о

богине

Ладе»,

сказка

с

оркестром

«Морозко». Самой первой сказкой стала – «Колобок», сценарная разработка

которой была создана для народного фольклорного ансамбля «Ладушки» и

апробирована на детях первых составов еще в 1998 году . Она предназначена

для исполнения детьми младшего и среднего школьного возраста.

Почему именно «Колобок»?

Потому что именно со сказок начинается наша жизнь, именно эту сказку

мама читает ребенку перед сном, эта сказка знакома каждому ребенку и не

будет для него чем то новым и необычным, а наоборот ему будет легко ее

воспринимать, а участникам фольклорного ансамбля «Ладушки» легко ее

рассказать. Именно сказка «Колобок» учит детей не убегать из дома, за

пределами

которого

может

ждать

беда,

уважать

родителей,

слушаться

и

любить, а также знать, что ты не всегда должен быть самоуверенным, а

чувствовать

страх

и

опасность

и

тогда,

возможно

многих

поступков

не

совершишь.

Сказка «Колобок» - это «сказка в сказке». В ней синкретично сплетаются, как

и в любых наших программах, фольклорные песни с народными действами и

нам удалось внутри сказки рассказать еще одну – про «Репку», которую

каждый ребенок знает с самого раннего возраста. Это помогает не только

сплотиться всем участникам коллектива, а через любовь к фольклору, любовь

к народной музыке, через игру донести детям дошкольного возраста, что

народные сказки не просто рассказы на ночь, а это «сказки-жизнь», которые

учат различать добро и зло, учат слышать красоту фольклорной песни. Эта

сказка воспринимается не только, как материал, на котором учатся наши дети,

но так же дети для которых мы эту сказку показываем.

Материал

на

котором

построена

сказка

«Колобок»

исключительно

фольклорный. Текст, используемый в театрализованном действии, составлен

на

примере

образца

русской

народной

сказки.

Он

связывает

воедино

музыкальные номера, помогает зрителю погрузиться в атмосферу детства и

еще раз услышать и увидеть всем знакомую сказку, но уже в другом виде не

привычном

для

обычного

зрителя.

Сценическое

действие

выстраивается

драматургически — экспозиция, завязка, развитие действия, кульминация,

развязка и финал. Своеобразие и необычность театрализованной композиции

в том, что в ней одновременно смогут принять участие и участники самого

младшего состава фольклорного ансамбля (5–8 лет), и участники средней и

старшей возрастных групп (9–13 лет). Материал композиции подбирается

таким

образом,

что

на

сцене

происходит

живое

общение

между

детьми

разного

возраста;

каждый

ребенок

получает

возможность

поучаствовать,

каждому на сцене найдется занятие. Взрослые участники смогут проявить

заботу о младших и почувствовать свою значимость в коллективе, малыши

ощутят поддержку старших товарищей и быстрее обретут уверенность в

своих

силах.

Соединение

разновозрастных

групп

детей

в

условиях

фольклорного ансамбля является одним из путей продолжения традиций

воспитания детей у русского народа.

Атрибуты к постановке (в нашем случае — костюм колобка и маски для

героев) участники делают самостоятельно, иногда с помощью родителей и

педагогов,

очень

увлекаются

этим

занятием,

проявляя

богатую

детскую

фантазию.



В раздел образования