Напоминание

Всемирная конференция по образованию лиц с особыми потребностями


Автор: Салихова Миляуша Илдаровна
Должность: Учитель
Учебное заведение: МБОУ "Школа №136"
Населённый пункт: Казань
Наименование материала: Саламанская декларация
Тема: Всемирная конференция по образованию лиц с особыми потребностями
Раздел: дополнительное образование





Назад




Предисловие

БОЛЕЕ трехсот участников, представляющих 92 правительства и 25 международных

организаций, собрались в Саламанке, Испания, с 1 по 10 июня 1994 г. в целях содействия

достижению целей образования для всех и рассмотрения тех изменений, которые

необходимо осуществить в области основных направлений политики, требуемых для

поощрения подхода, заключающегося в инклюзивном образовании, а именно: обеспечения

того, чтобы школы могли быть открытыми для всех детей, особенно детей с особыми

образовательными потребностями. В работе Конференции, организованной

правительством Испании в сотрудничестве с ЮНЕСКО, приняли участие

высокопоставленные должностные лица, занимающиеся вопросами образования,

администраторы, руководители и специалисты, а также представители Организации

Объединенных Наций и специализированных учреждений, других международных

правительственных организаций, неправительственных организаций и учреждений-

доноров. Конференция приняла Саламанкскую декларацию о принципах, политике и

практической деятельности в сфере образования лиц с особыми потребностями и Рамки

действий. Эти документы базируются на принципе включения путем признания

необходимости действовать в направлении создания “Школ для всех”, – учреждений,

которые объединяют всех, учитывают различия, содействуют процессу обучения и

соответствуют индивидуальным потребностям. Эти Школы обеспечивают важный вклад в

обеспечение целей образования для всех и повышение эффективности школ с точки

зрения преподавания.

Трудно добиться успеха, если рассматривать изолированно образование для лиц с

особыми потребностями, поскольку этот вопрос в равной степени актуален как в странах

Севера, так и в странах Юга. Это образование должно быть составной частью

педагогической стратегии и, несомненно, новой социальной и экономической политики.

Для этого необходимо провести кардинальную реформу общеобразовательных учебных

заведений.

Эти документы отражают выработанный всеми странами мира консенсус, касающийся

будущих направлений развития образования для лиц с особыми потребностями. ЮНЕСКО

гордится тем, что она приняла участие в работе этой Конференции, и разделяет важные

выводы, которые были сделаны на ней. Всем заинтересованным лицам и организациям

теперь необходимо принять этот вызов и действовать таким образом, чтобы образование

для всех в действительности было ДЛЯ ВСЕХ, особенно наиболее уязвимых и наиболее

нуждающихся в нем. Будущее не предопределено, однако оно зависит от наших

ценностей, воззрений и действий. Успех нашей будущей деятельности будет зависеть не

только от того, что мы делаем, но и от того, чего нам удастся достигнуть.

Я выражаю надежду, что все те, кто ознакомится с этим документом, будут способствовать

претворению в жизнь рекомендаций Саламанкской конференции в своих соответствующих

областях деятельности.

Федерико Майор

САЛАМАНКСКАЯ ДЕКЛАРАЦИЯ

О ПРИНЦИПАХ, ПОЛИТИКЕ И ПРАКТИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

В СФЕРЕ ОБРАЗОВАНИЯ ЛИЦ С ОСОБЫМИ ПОТРЕБНОСТЯМИ

Вновь заявляя о праве на образование каждого человека, в том виде, в котором оно

зафиксировано во Всеобщей декларации прав человека 1948 г., и вновь подтверждая

обязательство всемирного сообщества на Всемирной конференции по образованию для

всех 1990 года обеспечить это право для всех несмотря на индивидуальные различия,

вновь напоминая о нескольких декларациях Организации Объединенных Наций, в

результате которых в 1993 году были приняты Стандартные правила Организации

Объединенных Наций обеспечения равных возможностей для инвалидов, в которых к

государствам обращается призыв обеспечить положение, при котором образование

инвалидов являлось бы неотъемлемой частью системы образования,

отмечая с удовлетворением более активное участие правительств, групп сторонников,

общинных и родительских групп, а также в особенности организаций лиц с физическими

и умственными недостатками, стремящихся улучшить доступ к образованию для

большинства по-прежнему неохваченных лиц с особыми образовательными

потребностями; и признавая в качестве свидетельства такой приверженности активное

участие высокопоставленных представителей многочисленных правительств,

специализированных учреждений и межправительственных организаций в этой

Всемирной конференции,

1. Мы, делегаты Всемирной конференции по образованию лиц с особыми потребностями,

представляющие 92 правительства и 25 международных организаций, собравшиеся здесь в

Саламанке, Испания, с 7 по 10 июня 1994 года, настоящим подтверждаем нашу

приверженность образованию для всех, признаем необходимость и безотлагательность

обеспечения образования для детей, молодежи и взрослых с особыми образовательными

потребностями в рамках обычной системы образования и таким образом одобряем Рамки

действий по образованию лиц с особыми потребностями, которыми правительства и

организации могут руководствоваться в духе их положений и рекомендаций.

2. Мы считаем и торжественно заявляем о том, что:

каждый ребенок имеет основное право на образование и должен иметь возможность

получать и поддерживать приемлемый уровень знаний,

каждый ребенок имеет уникальные особенности, интересы, способности и учебные

потребности,

необходимо разрабатывать системы образования и выполнять образовательные

программы таким образом, чтобы принимать во внимание широкое разнообразие этих

особенностей и потребностей,

лица, имеющие особые потребности в области образования, должны иметь доступ к

обучению в обычных школах, которые должны создать им условия на основе

педагогических методов, ориентированных в первую очередь на детей с целью

удовлетворения этих потребностей,

обычные школы с такой инклюзивной ориентацией являются наиболее эффективным

средством борьбы с дискриминационными воззрениями, создания благоприятной

атмосферы в общинах, построения инклюзивного общества и обеспечения образования

для всех; более того, они обеспечивают реальное образование для большинства детей и

повышают эффективность и в конечном счете рентабельность системы образования.

3. Мы обращаемся ко всем правительствам и призываем их:

уделить с точки зрения политики и бюджетных ассигнований самый высокий приоритет

совершенствованию их систем образования, что позволило бы им охватить всех детей,

несмотря на индивидуальные различия или трудности,

принять в форме закона или политической декларации принцип инклюзивного

образования, заключающийся в том, что все дети поступают в обычные школы, если

только не имеется серьезных причин, заставляющих поступать иначе,

разрабатывать демонстрационные проекты и поощрять обмены со странами, имеющими

опыт в области инклюзивных школ,

создать механизмы на основе децентрализации и широкого участия в области

планирования, мониторинга и оценки предоставляемого образования для детей и взрослых

с особыми образовательными потребностями,

поощрять и облегчать участие родителей, общин и организаций лиц с физическими и

умственными недостатками в процессах планирования и принятия решений, касающихся

удовлетворения специальных образовательных потребностей,

прилагать больше усилий к разработке стратегий, касающихся заблаговременного

выявления таких потребностей и принятия конкретных мер, а также профессиональных

аспектов инклюзивного образования,

обеспечить, чтобы на основе систематического обмена в рамках программ подготовки

учителей, как дослужебной подготовки, так и подготовки без отрыва от работы,

предусматривалось обеспечение образования лиц с особыми потребностями в

инклюзивных школах.

4. Мы призываем также международное сообщество, в частности:

- правительства, имеющие международные программы сотрудничества и международные

финансирующие учреждения, в особенности спонсоров Всемирной конференции по

вопросам образования, науки и культуры (ЮНЕСКО), Детский фонд Организации

Объединенных Наций (ЮНИСЕФ), Программу развития Организации Объединенных

Наций (ПРООН) и Всемирный Банк:

одобрить подход, заключающийся в обучении в инклюзивных школах, а также оказать

поддержку развитию образования лиц с особыми потребностями в качестве неотъемлемой

части всех образовательных программ;

Организацию Объединенных Наций и ее специализированные учреждения, в частности

Международное бюро труда (МБТ), Всемирную организацию здравоохранения (ВОЗ),

ЮНЕСКО и ЮНИСЕФ;

увеличить их вклад в техническое сотрудничество, а также укрепить свое

сотрудничество и создание сетей для оказания более эффективной поддержки более

широкому и комплексному обеспечению образования для лиц с особыми потребностями;

- неправительственные организации, занимающиеся вопросами программирования и

оказания услуг на уровне стран:

- укрепить их сотрудничество с официальными национальными органами и

активизировать свое растущее участие в планировании, выполнении и оценке

инклюзивного обеспечения образования для лиц с особыми потребностями;

- ЮНЕСКО, в качестве учреждения Организации Объединенных Наций, занимающегося

вопросами образования:

обеспечить, чтобы образование лиц с особыми потребностями включалось во все виды

обсуждения, связанные с образованием для всех на различных форумах,

мобилизовать поддержку организаций преподавателей в вопросах, связанных с

укреплением образования учителей в том, что касается обеспечения образования для лиц с

особыми потребностями,

поощрять академическое сообщество в плане укрепления научных исследований и

создания сетей, а также создать региональные центры информации и документации;

наряду с этим служить в качестве центра обмена информацией для таких мероприятий и

для распространения конкретных результатов и опыта, полученных на уровне стран во

исполнение этой Декларации,

мобилизовать средства путем создания в рамках своего будущего Среднесрочного плана

(1996-2002 гг.) расширенной программы для инклюзивных школ и программ оказания

поддержки общинам, которые позволили бы приступить к осуществлению опытно-

показательных проектов, демонстрирующих новые подходы к распространению, а также

разрабатывать показатели, касающиеся потребностей в образовании для лиц с особыми

потребностями и его обеспечения.

5. И наконец, мы выражаем нашу глубокую признательность правительству Испании и

ЮНЕСКО за организацию Конференции и мы призываем их приложить все усилия для

того, чтобы обратить внимание всемирного сообщества на эту Декларацию и

сопровождающие ее Рамки действий, в особенности на таких важных форумах, как

Всемирная встреча на высшем уровне в интересах социального развития (Копенгаген,

1995 г.) и Всемирная конференция по положению женщин (Пекин, 1995 г.).

Принята путем аккламации, в Саламанке, Испания,

10 июня 1994 г.

Рамки действий по образованию лиц с особыми потребностями принятые Всемирной

Конференцией по образованию лиц с особыми потребностями: доступ и качество

Саламанка, Испания, 7-10 июня 1994 г.

Оглавление:

ВВЕДЕНИЕ

I. НОВЫЙ ПОДХОД К ОБРАЗОВАНИЮ ЛИЦ С ОСОБЫМИ ПОТРЕБНОСТЯМИ

II. РУКОВОДЯЩИЕ ПРИНЦИПЫ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ НА НАЦИОНАЛЬНОМ УРОВНЕ

А. Политика и организация

В. Факторы, связанные со школой

С. Набор и подготовка педагогического персонала

D. Внешние службы поддержки

Е. Приоритетные области

F. Перспективы, связанные с общиной

G. Потребности в ресурсах

III. РУКОВОДЯЩИЕ ПРИНЦИПЫ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ НА РЕГИОНАЛЬНОМ И

МЕЖДУНАРОДНОМ УРОВНЯХ

Введение

1. Настоящие Рамки действий по образованию лиц с особыми потребностями были

приняты на Всемирной конференции по образованию лиц с особыми потребностями,

организованной правительством Испании в сотрудничестве с ЮНЕСКО и проведенной в

Саламанке с 7 по 10 июня 1994 г. Ее цель заключается в том, чтобы служить основой для

разработки политики и ориентировать деятельность правительств, международных

организаций, национальных учреждений по оказанию помощи, неправительственных

организаций и других органов, направленную на выполнение Саламанкской декларации

о принципах, политике и практической деятельности в сфере образования лиц с

особыми потребностями.

Рамки действий главным образом опираются на национальный опыт участвующих стран, а

также резолюции, рекомендации и публикации системы Организации Объединенных

Наций и других межправительственных организаций, в особенности Стандартные

правила обеспечения равных возможностей для инвалидов

1

. В них учтены

предложения, руководящие принципы и рекомендации пяти региональных семинаров,

проведенных в ходе подготовки к Всемирной конференции.

2. Право каждого ребенка на образование провозглашено во Всеобщей декларации прав

человека и было вновь решительно подтверждено во Всемирной декларации об

образовании для всех. Каждый человек с каким-либо умственным или физическим

недостатком имеет право выразить свои пожелания в отношении своего образования в той

мере, в которой это может быть точно установлено. Родители пользуются неотъемлемым

правом на то, чтобы с ними консультировались относительно форм образования, которые в

лучшей степени удовлетворяли бы потребностям, обстоятельствам или чаяниям их детей.

3. Руководящий принцип, на котором основываются эти Рамки, заключается в том, что

школы должны принимать всех детей, несмотря на их физические, интеллектуальные,

социальные, эмоциональные, языковые или другие особенности. К ним относятся дети с

умственными и физическими недостатками и одаренные дети, беспризорные и

работающие дети, дети из отдаленных районов или относящиеся к кочевым народностям,

дети, относящиеся к языковым, этническим или культурным меньшинствам, и дети из

менее благоприятных или маргинализированных районов или групп населения. В связи с

этими особенностями школьные системы сталкиваются с целым рядом различных

проблем. Согласно настоящим Рамкам, термин “специальные образовательные

потребности” относится ко всем таким детям и молодым людям, потребности которых

зависят от различных видов физической или умственной недостаточности или трудностей,

связанных с обучением. Многие дети сталкиваются с трудностями в обучении и, таким

образом, имеют специальные образовательные потребности на некоторых этапах своего

обучения в школе. Школам необходимо изыскивать пути успешного обучения всех детей,

включая детей, у которых имеются серьезные физические или умственные отклонения или

недостатки. Начинает формироваться консенсус в отношении того, что детей и молодых

людей с особыми образовательными потребностями следует учитывать в связи с

разработкой мер в области образования, принимаемых в отношении большинства детей.

Именно в этой связи возникла концепция инклюзивной школы. Проблема, с которой

сталкивается инклюзивная школа, заключается в разработке педагогических методов,

ориентированных на потребности детей, способных обеспечить успешное обучение всех

детей, включая детей с серьезными умственными и физическими недостатками и

отклонениями. Заслуга таких школ заключается не только в том, что они могут обеспечить

образование для всех детей высокого качества; их создание является одним из решающих

шагов в содействии изменению дискриминационных воззрений, в создании благоприятной

атмосферы в общинах и в развитии инклюзивного общества. Необходимо изменить

социальную перспективу. В течение слишком длительного периода времени проблемы

людей с умственными и физическими недостатками осложнялись ограниченными

возможностями общества, которое скорее концентрировало основное внимание на

недостатках, а не на потенциальных возможностях этой категории лиц.

4. Образование лиц с особыми потребностями включает в себя подтвердившие свою

действенность принципы здоровой педагогики, от применения которых выигрывают все

дети. Оно предполагает, что различия между людьми являются нормальным явлением, что

обучение следует соответствующим образом адаптировать к потребностям детей, а не

подгонять детей к заранее устоявшимся предположениям относительно организации и

характера учебного процесса. Педагогика, нацеленная на удовлетворение потребностей

детей, выгодна для всех учащихся и, следовательно, для всего общества в целом. Опыт

показывает, что она в значительной степени может сократить отсев и второгодничество,

которые характерны для многих систем образования, обеспечивая при этом более высокий

средний уровень учебной успеваемости. Педагогика, ориентированная на потребности

детей, может помочь избежать бесцельной траты ресурсов и крушения надежд, что

слишком часто является следствием низкого качества обучения и шаблонности

концептуального подхода к образованию. Более того, школы, уделяющие основное

внимание детям, являются тренировочной площадкой для общества, ориентированного на

удовлетворение потребностей людей, в котором существует уважительное отношение к

различиям и достоинству всех людей.

Рамки действий включают в себя следующие разделы:

I. Новые подходы к образованию лиц с особыми потребностями.

II. Руководящие принципы деятельности на национальном уровне

А. Политика и организация

В. Факторы, связанные со школой

С. Набор и подготовка педагогического персонала

D. Внешние службы поддержки

Е. Приоритетные области

F. Перспективы, связанные с общиной

G. Потребности в ресурсах

III. Руководящие принципы деятельности на региональном и международном уровнях.

I НОВЫЙ ПОДХОД К ОБРАЗОВАНИЮ ЛИЦ С ОСОБЫМИ ПОТРЕБНОСТЯМИ

6 . Тенденция

в

области

социальной

политики

в

ходе

последних

двух

десятилетий

заключалась в том, чтобы поощрять интеграцию и участие и бороться с отчуждением.

Охват и участие играют решающее значение для человеческого достоинства, а также для

использования и осуществления прав человека. В области образования это выражается в

разработке

стратегий,

которые

преследуют

своей

целью

обеспечить

действительное

равенство возможностей. Опыт многих стран свидетельствует о том, что интеграция детей

и молодежи с особыми образовательными потребностями происходит наилучшим образом

в

рамках

инклюзивных

школ,

которые

принимают

всех

детей

в

рамках

какой-либо

общины. Именно в таких условиях лица с особыми образовательными потребностями

могут

добиться

самых

высоких

результатов

в

плане

образования

и

социальной

интеграции.

Несмотря

на

то,

что

инклюзивные

школы

обеспечивают

благоприятные

условия для достижения равных возможностей и полного участия, для достижения ими

успеха требуются совместные усилия не только со стороны учителей и персонала школы,

но

и

сверстников,

родителей,

членов

семей

и

добровольцев.

Реформа

социальных

учреждений

носит

не

только

технический

характер;

прежде

всего

она

зависит

от

убежденности, приверженности делу, а также доброй воли отдельных лиц, составляющих

общество.

7. Основной принцип инклюзивной школы заключается в том, что все дети должны

обучаться совместно во всех случаях, когда это является возможным, несмотря ни на какие

трудности или различия, существующие между ними. Инклюзивные школы должны

признавать и учитывать различные потребности своих учащихся путем приведения в

соответствие различных видов и темпов обучения, а также обеспечения качественного

образования для всех путем разработки надлежащих учебных планов, принятия

организационных мер, разработки стратегии преподавания, использования ресурсов и

партнерских связей с их общинами. Необходимо на непрерывной основе оказывать

поддержку и предоставлять услуги для обеспечения удовлетворения на постоянной основе

особых потребностей, с которыми сталкивается каждая школа.

8. В рамках инклюзивных школ дети с особыми образовательными потребностями

должны получать любую дополнительную помощь, которая может им потребоваться для

обеспечения их эффективного образования. Инклюзивные школы являются самым

эффективным средством, гарантирующим солидарность между детьми с особыми

потребностями и их сверстниками. Зачисление детей в специальные школы или в

специальные классы, или секции в рамках какой-либо школы на постоянной основе

должно быть исключением, рекомендованным только в тех редких случаях, когда

совершенно очевидным является то, что обучение в обычных классах не способно

удовлетворить образовательные или социальные потребности какого-либо ребенка или

если это необходимо для благополучия данного ребенка или других детей.

9. Положение с образованием лиц, имеющих особые потребности, значительно

варьируется в зависимости от стран. Например, существуют страны, имеющие хорошо

отлаженные системы специальных школ для лиц с конкретными отклонениями. На базе

таких специальных школ можно успешно развивать инклюзивные школы. Персонал таких

специальных учреждений обладает опытом, необходимым для заблаговременного

выявления и определения детей с умственными или физическими недостатками.

Специальные школы могут использоваться также в качестве центров профессиональной

подготовки и координационных центров для персонала, работающего в обычных школах.

И наконец, специальные школы или подразделения в рамках инклюзивных школ могут по-

прежнему обеспечивать наиболее надлежащий уровень образования для относительно

незначительного числа детей с различными видами умственных и физических

недостатков, которые не могут адекватно обучаться в обычных классах или школах.

Инвестиции в существующие специальные школы следует направлять главным образом на

развитие их новой и более широкой роли, заключающейся в оказании профессиональной

поддержки обычным школам в удовлетворении особых образовательных потребностей.

Важный вклад в деятельность обычных школ, который персонал специальных школ мог

бы внести, заключается в разработке содержания учебных планов и методики с учетом

индивидуальных потребностей учащихся.

10. Странам, в которых имеется незначительное число специальных школ или они вообще

отсутствуют, в целом рекомендуется уделять основное внимание развитию инклюзивных

школ и специализированных услуг, необходимых для того, чтобы позволить им

обслуживать значительный контингент детей и молодежи, в особенности обеспечению

подготовки преподавателей для их последующей работы с детьми с особыми

образовательными потребностями, и созданию надлежащим образом укомплектованных и

оборудованных координационных центров, которые могли бы оказывать поддержку

школам. Опыт, особенно опыт развивающихся стран, свидетельствует о том, что высокие

расходы, связанные со специальными школами, означают на практике, что только

незначительная часть учащихся, как правило, городская элита, может воспользоваться их

услугами. Подавляющее большинство учащихся с особыми потребностями, особенно в

сельских районах, в результате этого не обеспечивается никакими видами услуг.

Фактически, во многих развивающихся странах, согласно оценке, менее одного процента

детей с особыми образовательными потребностями охвачены образованием. Более того,

опыт подсказывает, что инклюзивные школы, обслуживающие всех детей какой-либо

общины, наиболее успешно решают проблему получения поддержки со стороны общины

и поиска оригинальных и новаторских способов использования имеющихся ограниченных

ресурсов.

11. Планирование в области образования, осуществляемое правительствами, необходимо

концентрировать на образовании для всех лиц во всех регионах какой-либо страны и

в любых экономических условиях, в рамках как государственных, так и частных школ.

12. Поскольку в прошлом относительно незначительная доля детей с умственными и

физическими недостатками имела доступ к образованию, особенно в развивающихся

регионах мира, существуют миллионы взрослых с умственными физическими

недостатками, которые не имеют даже рудиментарных основ базового образования.

Поэтому нужны совместные усилия для распространения грамотности, навыков счета и

основных навыков для лиц с умственными и физическими недостатками посредством

программ образования взрослых.

13. Чрезвычайно важно признать то, что женщины зачастую вдвойне находились в

неблагоприятном положении в связи с тем, что умственные и физические недостатки для

них всегда были сопряжены с дополнительными трудностями. Женщины и мужчины

должны оказывать одинаковое воздействие на разработку программ в области образования

и обладать одинаковыми возможностями в плане доступа к этим программам. Особые

усилия необходимо приложить к тому, чтобы содействовать участию девушек и женщин с

умственными и физическими недостатками в образовательных программах.

14. Эти Рамки разработаны в качестве общего руководства для планирования действий в

области образования лиц с особыми потребностями. Несомненно, они не могут учитывать

широкое разнообразие ситуаций, с которыми можно столкнуться в различных регионах и

странах мира, и нуждаются соответственно в адаптации для того, чтобы отвечать местным

потребностям и обстоятельствам. В целях эффективности их следует дополнять

национальными, региональными и местными планами действий, в основе которых лежат

политическая воля властей и стремление общественности обеспечить образование для

всех.

II

РУКОВОДЯЩИЕ ПРИНЦИПЫ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ НА НАЦИОНАЛЬНОМ

УРОВНЕ

А. ПОЛИТИКА И ОРГАНИЗАЦИЯ

15. Комплексное образование и реабилитация на базе общины представляют собой

дополнительные и взаимодополняющие подходы к образованию лиц с особыми

потребностями. Они основаны на принципе охвата, интеграции и участия и представляют

собой апробированные и эффективные с точки зрения расходов подходы, нацеленные на

содействие равенству доступа лиц с особыми образовательными потребностями в качестве

отдельной части национальной стратегии, нацеленной на достижение образования для

всех. Странам предлагается рассмотреть следующие действия, касающиеся политики и

организационных мер применительно к их системам образования.

16. В рамках законодательства следует признать принцип равенства возможностей для

детей, молодежи и взрослых с физическими и умственными недостатками в области

начального, среднего и высшего образования, обеспечиваемого, по мере возможности, в

условиях, гарантирующих их интеграцию.

17. Параллельные и дополнительные законодательные меры необходимо принять в таких

областях, как здравоохранение, социальное обеспечение, профессиональная подготовка и

занятость с целью оказания поддержки и применения в полной мере законодательства в

области образования.

18. В рамках образовательной политики на всех уровнях, от национального до местного,

необходимо предусмотреть, что любой ребенок с умственными и физическими

недостатками должен посещать ближайшую школу, иными словами школу, которую он бы

посещал, если бы не имел этих недостатков. Исключения из этого правила следует

рассматривать в каждом случае отдельно, когда для удовлетворения потребностей

конкретного ребенка можно предусмотреть только лишь образование в какой-либо

специальной школе или специальном учреждении.

19. Практика “приобщения” детей с умственными и физическими недостатками должна

являться неотъемлемой частью национальных планов по достижению образования для

всех. Даже в тех исключительных случаях, когда детей помещают в специальные школы,

их образование не должно проходить полностью отдельно. Следует поощрять участие в

течение неполного учебного дня в занятиях в рамках обычных школ. Соответствующие

положения следует предусмотреть также относительно охвата молодежи и взрослых с

особыми потребностями средним и высшим образованием, а также программами

подготовки кадров. Особое внимание следует уделять обеспечению равенства доступа и

возможностей для девушек и женщин с умственными и физическими недостатками.

20. Особое внимание следует уделять потребностям детей и молодежи с серьезными или

многочисленными умственными и физическими недостатками. Они имеют такие же права,

как и другие, в общине на достижение максимальной независимости, когда станут

взрослыми, и должны получать образование с учетом их потенциальных возможностей

достижения этой цели.

21. Образовательная политика должна в полной мере учитывать индивидуальные различия

и особенности. Важность языка жестов в качестве средства коммуникации между глухими,

например, должна быть признана и необходимо предусмотреть соответствующие меры для

обеспечения того, чтобы все глухие имели доступ к образованию на их национальном

языке жестов. Учитывая особые потребности в коммуникации глухих и глухих/слепых

лиц, их образование, возможно, целесообразнее организовывать в специальных школах и

специальных классах и подразделениях в основных школах.

22. Реабилитация на базе общины должна получать свое развитие в качестве части

глобальной стратегии по оказанию глобальной поддержки эффективному, с точки зрения

затрат, образованию и подготовке кадров для лиц с особыми образовательными

потребностями. Основанную на общине реабилитацию следует рассматривать в качестве

конкретного подхода в рамках развития общины, нацеленного на реабилитацию,

уравнивание возможностей и социальную интеграцию всех лиц с умственными и

физическими недостатками; ее следует осуществлять посредством совместных усилий

самих лиц с умственными и физическими недостатками, их семей и общин, а также

надлежащего образования, услуг в области здравоохранения, профессиональной

подготовки и социального благосостояния.

23. Как политика, так и меры, касающиеся финансирования, должны содействовать

развитию инклюзивных школ и поощрять его. Необходимо снять барьеры,

препятствующие переходу от специальных к обычным школам, и соответствующим

образом реорганизовать общую административную структуру. Необходимо внимательно

следить за прогрессом в области инклюзивного образования посредством сбора

статистических данных, на основании которых можно было бы определить число

учащихся с физическими и умственными недостатками, которые пользуются ресурсами,

услугами консультантов и оборудованием, предназначенным для образования лиц с

особыми потребностями, а также число учащихся со специальными образовательными

потребностями, зачисленных в обычные школы.

24. Необходимо укрепить на всех уровнях координацию усилий между образовательными

органами и лицами, ответственными за вопросы здравоохранения, занятости и

социального обслуживания, с тем чтобы обеспечить согласование усилий и их

взаимодополняемость. В ходе планирования и координации следует принимать во

внимание также нынешнюю и потенциальную роль, которую могли бы играть

полугосударственные учреждения и неправительственные организации. Особые усилия

необходимо приложить к тому, чтобы выявить ту поддержку, которую община могла бы

оказать удовлетворению особых образовательных потребностей.

25. На национальные органы возлагается ответственность по наблюдению за внешним

финансированием образования для лиц с особыми потребностями и, действуя в

сотрудничестве со своими международными партнерами, обеспечивать такое положение,

при котором это соответствовало бы национальным приоритетам и политике по

достижению образования для всех. Со своей стороны двусторонним и многосторонним

учреждениям по оказанию помощи следует тщательно изучить политику стран в

отношении образования лиц с особыми потребностями в процессе планирования и

выполнения программ в области образования и в смежных областях.

В. ФАКТОРЫ, СВЯЗАННЫЕ СО ШКОЛОЙ

26. Развитие инклюзивных школ, которые занимались бы широким контингентом

учащихся как в городских, так и сельских районах, требует принятия следующих мер:

увязки четкой и целенаправленной политики в области инклюзивного образования с

надлежащими финансовыми ресурсами, эффективных усилий по информированию

общественности с целью борьбы с предрассудками и привития осознанных и позитивных

воззрений, осуществления широкой программы ориентации и подготовки персонала и

организации необходимых вспомогательных услуг. Изменения по всем этим

приводящимся ниже аспектам обучения в школе, а также по многим другим аспектам

необходимы для содействия успешной деятельности инклюзивных школ: учебный план,

здания, организация школьного обучения, педагогика, оценка, набор персонала, идеалы

школы и мероприятия, выходящие за рамки учебного плана.

27. Большая часть необходимых изменений не касается исключительно охвата детей с

особыми образовательными потребностями. Они являются частью более широкой

реформы в области образования, необходимой для повышения его качества и

адекватности, а также поощрения достижения всеми учащимися более высоких уровней

успеваемости. Во Всемирной декларации об образовании для всех подчеркивается

необходимость подхода, нацеленного на удовлетворение потребностей детей для

обеспечения успешного обучения всех детей в школе. Принятие более гибких,

адаптируемых систем, способных полностью учитывать различные потребности детей,

будет содействовать школьной успеваемости и охвату школьным образованием всех детей.

В следующих руководящих принципах отмечаются аспекты, которые необходимо

учитывать при интеграции детей с особыми образовательными потребностями в

инклюзивные школы.

Гибкость учебного плана

28. Учебный план следует адаптировать к потребностям детей, а не наоборот. Таким

образом, в учебном плане школы должны предоставлять возможности обеспечивать

образованием детей с различными способностями и интересами.

29. Детям с особыми потребностями необходимо оказывать дополнительную учебную

поддержку в контексте обычного учебного плана, а не какого-нибудь иного учебного

плана. Руководящий принцип должен заключаться в обеспечении всем детям одинакового

образования, оказывая дополнительную помощь и поддержку нуждающимся в них детям.

30. Приобретение знаний – это не только вопросы формального и теоретического

обучения. Содержание образования должно отвечать высоким стандартам и потребностям

отдельных лиц, с тем, чтобы позволить им в полной мере участвовать в процессе развития.

Преподавание должно основываться на опыте и практических потребностях самих

учащихся, с тем, чтобы лучше мотивировать их.

31. Для того чтобы следить за прогрессом каждого ребенка, необходимо пересмотреть

процедуры оценки. Для информирования учащихся и преподавателей о достигнутом

уровне усвоения знаний, а также для выявления трудностей и оказания поддержки

учащимся в преодолении их в обычный учебный процесс необходимо ввести элемент

текущей оценки.

32. Для детей с особыми образовательными потребностями необходимо оказывать

поддержку на постоянной основе, начиная от минимальной помощи в рамках обычных

занятий в классе до дополнительных учебных вспомогательных программ в рамках школы

и расширять ее в случае необходимости до оказания помощи со стороны преподавателей-

специалистов и внешнего вспомогательного персонала.

33. В случае необходимости следует использовать надлежащие и доступные технические

средства для повышения успешного усвоения школьного учебного плана, а также для

содействия коммуникации, мобильности и процессу обучения. Техническая помощь может

оказываться на более экономичной и эффективной основе, если она поступает из какого-

либо центрального подразделения в каждой местности, обладающего опытом в адаптации

помощи к индивидуальным потребностям и в обеспечении обслуживания.

34. Следует создавать потенциал и осуществлять научные исследования на национальном

и региональном уровнях в целях развития надлежащих вспомогательных технологических

систем для образования лиц с особыми потребностями. Следовало бы поощрять

государства, ратифицировавшие Флорентийское соглашение, использовать этот документ

для содействия свободному обращению материалов и оборудования, связанных с

потребностями людей, имеющих умственные и физические недостатки. Соответственно,

государствам, которые еще не присоединились к этому соглашению, предлагается сделать

это в целях обеспечения свободного распространения услуг и товаров образовательного и

культурного характера.

Управление школой

35. Местные администраторы и руководители школ могут играть важную роль в адаптации

школ к детям с особыми образовательными потребностями, если им предоставить

необходимые полномочия и надлежащую подготовку для того, чтобы действовать в этой

области. Им следует предложить разработать более гибкие процедуры управления,

перераспределить учебные ресурсы, диверсифицировать возможности обучения,

мобилизовать помощь, которую дети могли бы оказывать друг другу, оказывать поддержку

учащимся, сталкивающимся с трудностями, и развивать тесные отношения с родителями и

общиной. Успешное управление школой зависит от активного и творческого участия

преподавателей и персонала, а также развития эффективного сотрудничества и групповой

работы для удовлетворения потребностей учащихся.

36. На руководителей школ возлагается особая ответственность за поощрение позитивных

воззрений среди школьной общины, а также в налаживании эффективного сотрудничества

между учителями классов и вспомогательным персоналом. Путем консультаций и

переговоров необходимо предусмотреть соответствующие меры относительно поддержки

и четкой роли, которую должны играть различные партнеры в образовательном процессе.

37. Каждая школа должна нести коллективную ответственность за успех или неудачу

каждого учащегося. Группа педагогов, а не индивидуальный преподаватель, должна

разделять ответственность за образование детей с особыми потребностями. Родителям и

добровольцам следует предлагать принять активное участие в работе школы. Тем не

менее, преподаватели играют решающую роль в качестве организаторов учебного

процесса, оказывающих поддержку детям путем использования имеющихся ресурсов как в

ходе классной, так и внеклассной работы.

Информация и научные исследования

38. Распространение примеров удачной практики могло бы содействовать повышению

уровня преподавания и обучения. Было бы целесообразным распространять информацию

о соответствующих выводах научных исследований. Обобщение опыта и развитие центров

документации следует поддерживать на национальном уровне наряду с расширением

доступа к источникам информации.

39. Образование лиц с особыми потребностями необходимо включить в программы

научных исследований и развития научно-исследовательских институтов и центров по

разработке учебных планов. Особое внимание в этой области необходимо уделять

научным исследованиям, ориентированным на практическую деятельность, с уделением

основного внимания новаторским стратегиям в области преподавания и обучения.

Классным руководителям необходимо принимать активное участие как в практических,

так и аналитических мероприятиях, связанных с такими обследованиями. Следует

проводить опытно-показательные эксперименты и углубленные исследования для

оказания содействия принятию решений и консультирования в отношении будущей

деятельности. Эти эксперименты и исследования необходимо проводить на совместной

основе нескольким странам.

С. НАБОР И ПОДГОТОВКА ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ПЕРСОНАЛА

40. Надлежащая подготовка всего педагогического персонала по-прежнему остается

ключевым фактором в поощрении развития инклюзивных школ. Кроме того, важность

набора преподавателей с умственными и физическими недостатками, которые могут

служить в качестве ролевой модели для детей с умственными и физическими

недостатками, получает все большее признание. Можно было бы предпринять следующие

действия.

41. Программы дослужебной подготовки должны обеспечивать для всех преподавателей

как начальной, так и средней школы позитивную ориентацию в отношении умственных и

физических недостатков, развивая таким образом понимание того, что может быть

достигнуто в школах посредством имеющихся на местном уровне вспомогательных услуг.

Главным образом требуются такие знания и навыки, как хорошие навыки преподавания,

которые включают оценку особых потребностей, адаптирование содержания учебных

планов, использование вспомогательной технологии, индивидуализацию процедур

преподавания, с тем чтобы учитывать более широкий круг способностей, и т.д. В

педагогических учебных заведениях особое внимание необходимо уделять подготовке всех

преподавателей к их автономной деятельности и применению их навыков к

адаптированию учебных планов и процесса обучения для удовлетворения потребностей

учащихся, а также к совместной деятельности со специалистами и сотрудничеству с

родителями.

D. ВНЕШНИЕ СЛУЖБЫ ПОДДЕРЖКИ

49. Службы поддержки имеют решающее значение для успешного проведения в жизнь

политики в области инклюзивного образования. В целях обеспечения на всех уровнях

внешних услуг для детей с особыми потребностями педагогическим органам следует

принимать во внимание следующие моменты.

50. Помощь обычным школам может обеспечиваться как педагогическими учреждениями,

так и персоналом специальных школ, оказывающим поддержку другим учреждениям.

Специальные школы следует все чаще использовать в качестве учебно-методических

центров для обычных школ, предоставляющих прямую поддержку детям с особыми

образовательными потребностями. Как педагогические учреждения, так и специальные

школы могут обеспечивать доступ к конкретному оборудованию и материалам, а также

профессиональную подготовку в области стратегий обучения, которые не применяются в

обычных классных занятиях.

51. Внешнюю поддержку со стороны специалистов из различных учреждений,

министерств и организаций, таких, как преподаватели-консультанты, психологи,

специализирующиеся в области образования, врачи, занимающиеся дефектами речи и

трудотерапией и т.д., следует координировать на местном уровне. Объединение школ

доказало свою целесообразность в качестве стратегии по мобилизации образовательных

ресурсов, а также вовлечения в деятельность членов общины. На объединения школ

можно было бы возложить коллективную ответственность за удовлетворение особых

образовательных потребностей учащихся в их соответствующих областях и предоставить

им полномочия в случае необходимости распределять ресурсы. Такие меры должны

включать в себя также оказание услуг, не связанных с образованием. В действительности,

опыт показывает, что образовательные услуги дадут гораздо больший эффект, если будут

приложены усилия по обеспечению оптимального использования приобретенного опыта и

всех ресурсов.

Е. ПРИОРИТЕТНЫЕ ОБЛАСТИ

52. Интеграция детей и молодых людей с особыми образовательными потребностями

будет проходить более эффективно и успешно, если в планах развития образования особое

внимание будет уделяться следующим целевым областям: воспитание детей младшего

возраста, для того чтобы все дети могли иметь возможность получать образование,

образование девочек и переход от обучения к взрослой трудовой жизни.

Воспитание детей младшего возраста

53. Успешная работа инклюзивных школ в значительной степени зависит от

заблаговременного выявления, оценки и стимулирования в самом раннем детстве детей с

особыми образовательными потребностями. Уход за детьми младшего возраста и

образовательные программы для детей в возрасте до 6 лет следует разрабатывать и/или

переориентировать на поощрение физического, интеллектуального и социального

развития и готовности приступить к обучению в школе. Эти программы имеют очень

важное экономическое значение для отдельных лиц, семьи и общества в целом, так как

предотвращают ухудшение условий, в которых живут инвалиды. Программы на этом

уровне должны признавать принцип инклюзивного образования и разрабатываться на

комплексной основе путем комбинирования дошкольных мероприятий и мероприятий по

медицинскому уходу за детьми младшего возраста.

54. Многие страны проводят политику, нацеленную на воспитание детей младшего

возраста, путем оказания поддержки развитию детских садов и яслей или путем

организации мероприятий по информированию и повышению осведомленности семей, в

сочетании с общинными службами (здравоохранение, уход за матерями и детьми),

школами, местными семейными или женскими ассоциациями.

Образование девочек

55. Девочки с умственными и физическими недостатками вдвойне находятся в

неблагоприятном положении. Необходимо приложить особые усилия для обеспечения

подготовки кадров и образования для девочек с особыми образовательными

потребностями. Наряду с предоставлением доступа к обучению в школе девочки с

умственными и физическими недостатками должны иметь доступ к информации и

консультированию, а также моделям, которые могут помочь им сделать реалистический

выбор и подготовить их к будущей роли в качестве взрослой женщины.

Подготовка к взрослой жизни

56. Молодым людям с особыми образовательными потребностями необходимо оказать

помощь в реальном переходе от обучения в школе к взрослой трудовой жизни. Школа

должна оказать им помощь в том, чтобы стать экономически активными и привить им

навыки, необходимые в повседневной жизни, обеспечив обучение навыкам, которые

отвечают социальным и коммуникационным требованиям и условиям взрослой жизни.

Для этого необходимы соответствующие методы организации профессиональной

подготовки, включая приобретение непосредственного опыта в ситуациях реальной жизни

вне школы. Учебные планы для учащихся с особыми образовательными потребностями в

старших классах должны включать конкретные переходные программы, предусматривать

оказание по мере возможности поддержки для поступления в высшие учебные заведения и

организацию последующей профессиональной подготовки, позволяющей им действовать

в качестве независимых, активных членов своей общины после окончания школы. Эти

мероприятия следует проводить при активном участии консультантов по вопросам

профессиональной подготовки, должностных лиц, занимающихся вопросами

трудоустройства, профсоюзов, местных органов, а также различных соответствующих

служб и учреждений.

Образование взрослых и непрерывное образование

57. Лицам с умственными и физическими недостатками следует уделять особое внимание

в ходе разработки и выполнения программ по образованию взрослых и программ

непрерывного образования. Лицам с умственными и физическими недостатками следует

предоставлять право приоритетного доступа к таким программам. Необходимо

разработать также специальные курсы для учета потребностей и особенностей различных

групп взрослых с физическими и умственными недостатками.

F. ПЕРСПЕКТИВЫ, СВЯЗАННЫЕ С ОБЩИНОЙ

58. Достижение цели предоставления хорошего образования детям с особыми

образовательными потребностями является задачей не только министерств образования и

школ. Для этого требуются сотрудничество со стороны семей, а также мобилизация

общинных и добровольных организаций и поддержка широкой общественности. Целый

ряд полезных выводов можно сделать из опыта стран или районов, в которых удалось

достигнуть прогресса в выравнивании образовательных возможностей для детей и

молодежи с особыми образовательными потребностями.

Партнерские связи с родителями

59. Образование детей с особыми образовательными потребностями является общей

задачей родителей и специалистов. Положительное отношение к этому со стороны

родителей способствует интеграции в школе и в обществе. Родители нуждаются в

поддержке для того, чтобы выполнять свою роль родителя ребенка с особыми

потребностями. Роль семей и родителей можно было бы повысить путем предоставления

необходимой информации на простом и понятном языке; учет потребностей в информации

и профессиональной подготовке для родителей является особенно важной задачей в

культурных средах, в которых отсутствует сложившаяся традиция обучения в школе. Как

родители, так и преподаватели могут нуждаться в поддержке и поощрении в том, что

касается обучения совместной работе в качестве равных партнеров.

60. Родители являются привилегированными партнерами в том, что касается особых

образовательных потребностей их детей, и по мере возможности необходимо им

предоставлять право выбора вида образования, соответствующего их детям.

61. Следует развивать совместные и взаимодополняющие партнерские отношения между

администраторами школы, преподавателями и родителями и рассматривать родителей в

качестве активных партнеров в области принятия решений. Следует поощрять родителей

принимать участие в образовательных мероприятиях как дома, так и в школе (где они

могут ознакомиться с эффективными методами и узнать, каким образом следует

организовывать мероприятия, не связанные с учебным планом), а также в контроле за

обучением их детей и оказании им поддержки.

62. Правительствам следует играть ведущую роль в поощрении партнерских связей с

родителями как путем разъяснения политики, так и принятия законодательных мер,

касающихся родительских прав. Следует поощрять развитие родительских ассоциаций и

участие их представителей в разработке и выполнении программ, предназначенных для

повышения качества образования их детей. При разработке и выполнении программ

следует также консультироваться с организациями лиц, имеющих умственные и

физические недостатки.

Участие общины

63. Децентрализация и планирование с учетом местных особенностей в значительной

степени способствуют вовлечению общин в процесс образования и подготовки кадров лиц

с особыми образовательными потребностями. Местные администраторы должны

поощрять участие представителей общин путем оказания поддержки репрезентативным

ассоциациям и привлечение их к процессу принятия решений. С этой целью в мелких

географических районах, которые не могут обеспечить широкого участия представителей

общины, следует создавать мобилизующие и контрольные механизмы, состоящие из

местной гражданской администрации, образовательных, здравоохранительных и других

органов, занимающихся вопросами развития, руководителей общины и добровольных

организаций.

64. Следует стремиться к вовлечению представителей общины для дополнения

внутришкольных мероприятий, оказания помощи в выполнении домашней работы и

компенсации отсутствия помощи со стороны семьи. В этой связи следует упомянуть о

роли местных ассоциаций в предоставлении помещений, семейных ассоциаций,

молодежных клубов и движений, а также о потенциальной роли лиц более старшего

возраста и других добровольцев, включая лиц с умственными и физическими

недостатками, в рамках как внутришкольных, так и внешкольных программ.

65. Во всех случаях, когда инициатива проведения реабилитационных мероприятий на

основе общины исходит извне, именно община должна принимать решение о том, станет

ли такая программа частью текущих мероприятий общины в области развития. Следует

предоставить полномочия по осуществлению такой программы различным партнерам в

общине, включая организации лиц с умственными и физическими недостатками и другие

неправительственные организации. В случае необходимости правительственным

учреждениям как на национальном, так и на местном уровнях следует также оказывать

финансовую и другую поддержку.

Роль добровольных организаций

66. Поскольку добровольные ассоциации и национальные неправительственные

организации пользуются более широкими полномочиями в плане действий и могут

быстрее реагировать на выявленные потребности, им необходимо оказывать помощь в

разработке новых идей и экспериментальных новаторских методов обеспечения

образования. Они могут играть новаторскую и каталитическую роль и расширять круг

программ, имеющихся в распоряжении общины.

67. Организации лиц с умственными и физическими недостатками, то есть организации, в

которых они сами оказывают решающее влияние, следует активно привлекать к

определению потребностей, выражению мнений относительно приоритетов, оказанию

услуг, оценке показателей и поощрению изменений.

Повышение осведомленности общественности

68. Разработчики политики на всех уровнях, включая уровень школы, должны регулярно

вновь заявлять о своей приверженности инклюзивному образованию и поощрять

положительное отношение детей, преподавателей, а также представителей широкой

общественности к лицам с особыми образовательными потребностями.

69. Средства массовой информации могут играть серьезную роль в поощрении

положительного отношения к интеграции в обществе лиц с умственными и физическими

недостатками, преодолении предрассудков и недопущении искажения информации, а

также внушении большего оптимизма и раскрытии возможностей лиц с умственными и

физическими недостатками. Средства информации могут также поощрять позитивное

отношение нанимателей к набору лиц с умственными и физическими недостатками.

Средства информации следует использовать для информирования широкой

общественности относительно новых подходов в области образования, в частности в

отношении обеспечения образования лиц с особыми потребностями в обычных школах,

путем популяризации примеров удавшихся практических мероприятий и успешных

опытов.

G. ПОТРЕБНОСТИ В РЕСУРСАХ

70. Развитие инклюзивных школ в качестве наиболее эффективного средства обеспечения

образования для всех следует признать в качестве основного направления

правительственной политики, и нужно уделять ему привилегированное место в программе

развития страны. Только таким образом можно будет мобилизовать надлежащие ресурсы.

Изменения в политике и приоритетах могут быть достигнуты лишь в случае

удовлетворения потребностей в адекватных ресурсах. Серьезные обязательства – как на

национальном, так и общинном уровнях – необходимы как для получения

дополнительных ресурсов, так и для перераспределения существующих ресурсов. Наряду

с тем, что общины могут играть ключевую роль в развитии инклюзивных школ, важны

также поощрительные меры и поддержка правительств в поиске эффективных и

приемлемых решений.

71. При распределении ресурсов между школами необходимо реально учитывать различия

в расходах, требуемых для обеспечения надлежащего образования для всех детей, имея

при этом в виду их потребности и особенности. Реально можно было бы начать с оказания

помощи тем школам, которые высказывают желание поощрять инклюзивное образование,

и приступить к осуществлению опытно-показательных проектов в некоторых областях с

целью приобретения необходимого опыта для более углубленной разработки и

постепенного всеобщего распространения такого образования. В ходе всеобщего

распространения инклюзивного образования необходимо обеспечить такое положение,

при котором уровень поддержки и опыта соответствовал бы характеру потребностей.

72. Следует выделить также ресурсы на вспомогательные услуги в связи с подготовкой

преподавателей основных дисциплин, обеспечением координационных центров и

преподавателей в системе специального образования или преподавателей-консультантов.

Следует подготовить также соответствующие технические пособия для обеспечения

успешного функционирования комплексной системы образования. Таким образом,

комплексные подходы следует увязывать с развитием вспомогательных услуг на

центральном и промежуточном уровнях.

73. Объединение людских, институциональных, материально-технических и финансовых

ресурсов различных управлений министерств (образования, здравоохранения, социального

благосостояния, труда, молодежи и т.д.), территориальных и местных органов, а также

других специализированных учреждений является эффективным средством обеспечения

их максимального воздействия. Сочетание образовательного и социального подходов к

образованию лиц с особыми потребностями потребует эффективных структур управления,

позволяющих различным службам сотрудничать как на национальном, так и на местном

уровнях, а государственным органам и ассоциативным учреждениям объединять свои

усилия.

III

РУКОВОДЯЩИЕ ПРИНЦИПЫ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ НА РЕГИОНАЛЬНОМ И

МЕЖДУНАРОДНОМ УРОВНЯХ

74. Международное сотрудничество между правительственными и

неправительственными, региональными и межрегиональными организациями может

играть весьма важную роль в поддержке развития инклюзивных школ. На основе

прошлого опыта в этой области международные межправительственные и

неправительственные организации, а также двусторонние донорские учреждения могли

бы рассмотреть вопрос об объединении усилий в применении следующих стратегических

подходов.

75. Техническую помощь следует направлять в стратегические области действий,

оказывающие множительный эффект, особенно в развивающихся странах. Одна из важных

задач в области международного сотрудничества заключается в оказании поддержки

осуществлению опытно-показательных проектов, нацеленных на апробирование новых

походов и создание потенциала.

76. Организация региональных партнерских связей или партнерские отношения между

странами с аналогичными подходами к образованию лиц с особыми потребностями могли

бы позволить осуществлять планирование совместных мероприятий в рамках

существующих региональных или других совместных механизмов. Такие мероприятия

следует разрабатывать с учетом экономии за счет масштабов осуществляемых программ,

опыта участвующих стран, а также дальнейшего развития национальных потенциалов.

77. Первоочередная задача, которая возлагается на международные организации,

заключается в содействии обмену данными, информацией и результатами осуществления

опытно-показательных программ в области образования лиц с особыми потребностями

между странами и регионами. Набор международно сопоставимых показателей прогресса

в области охвата образованием и обеспечения рабочими местами должен стать частью

всемирной базы данных по образованию. Координационные центры можно было бы

создать в субрегиональных центрах с целью облегчения обменов информацией.

Существующие структуры на региональном и международном уровнях следует укреплять,

а их мероприятия следует расширять, с тем чтобы охватывать такие области, как

разработка политики, программирование, подготовка персонала и оценка.

78. Высокий процент лиц с умственными и физическими недостатками является прямым

результатом отсутствия информации, нищеты и низких стандартов в области

здравоохранения. Поскольку во всем мире отмечается рост числа лиц с умственными и

физическими недостатками, особенно в развивающихся странах, следует прилагать на

международном уровне совместные усилия в тесной увязке с действиями,

предпринимаемыми на национальном уровне, по предупреждению посредством

образования причин появления инвалидов, что, в свою очередь, уменьшит число случаев и

распространение инвалидности, позволяя тем самым еще больше сократить спрос на

ограниченные финансовые и людские ресурсы в какой-либо конкретной стране.

79. Международная помощь и техническое содействие, призванные внести вклад в

образование лиц с особыми потребностями, оказываются из самых разнообразных

источников. Таким образом, чрезвычайно важно обеспечить согласованность и

взаимодополняемость деятельности между организациями системы Организации

Объединенных Наций и другими учреждениями, оказывающими помощь в этой области.

80. Международное сотрудничество должно содействовать проведению семинаров по

продвинутой подготовке для управляющих в области образования и других специалистов

на региональном уровне и укреплять сотрудничество между факультетами университетов

и педагогическими учреждениями в различных странах для проведения сравнительных

исследований, а также публикации справочных документов и учебных материалов.

81. Международное сотрудничество должно оказывать содействие в развитии

региональных и международных ассоциаций специалистов, занимающихся вопросами

укрепления образования для лиц с особыми потребностями, и должно оказывать

поддержку созданию и распространению информационных бюллетеней или журналов, а

также проведению региональных совещаний и конференций.

82. Необходимо обеспечить, чтобы в ходе международных и региональных совещаний,

охватывающих вопросы, связанные с образованием, особые образовательные потребности

рассматривались как неотъемлемая часть прений, а не как отдельный вопрос. В качестве

конкретного примера вопрос образования лиц с особыми потребностями должен быть

включен в повестку дня региональных министерских конференций, организуемых

ЮНЕСКО и другими межправительственными органами.

83. Учреждения по международному техническому сотрудничеству и финансированию,

участвующие в оказании поддержки и развитии инициатив по образованию для всех,

должны обеспечить положение, при котором вопросы образования лиц с особыми

потребностями являлись бы неотъемлемой частью всех проектов в области развития.

84. Необходимо наладить международное сотрудничество для оказания поддержки

разработке технических условий всеобщего доступа к коммуникационным технологиям,

являющимся основой нарождающейся информационной инфраструктуры.

85. Эти Рамки действий были приняты путем аккламации после обсуждения и внесения

поправок 10 июня 1994 года на сессии, посвященной закрытию Конференции.

Предполагается, что государства-члены, а также правительственные и

неправительственные организации будут руководствоваться ими при выполнении

Саламанкской декларации о принципах, политике и практической деятельности в сфере

образования лиц с особыми потребностями.



В раздел образования