Автор: Салихова Миляуша Илдаровна
Должность: Учитель
Учебное заведение: МБОУ "Школа №136"
Населённый пункт: Казань
Наименование материала: Саламанская декларация
Тема: Всемирная конференция по образованию лиц с особыми потребностями
Раздел: дополнительное образование
Предисловие
БОЛЕЕ трехсот участников, представляющих 92 правительства и 25 международных
организаций, собрались в Саламанке, Испания, с 1 по 10 июня 1994 г. в целях содействия
достижению целей образования для всех и рассмотрения тех изменений, которые
необходимо осуществить в области основных направлений политики, требуемых для
поощрения подхода, заключающегося в инклюзивном образовании, а именно: обеспечения
того, чтобы школы могли быть открытыми для всех детей, особенно детей с особыми
образовательными потребностями. В работе Конференции, организованной
правительством Испании в сотрудничестве с ЮНЕСКО, приняли участие
высокопоставленные должностные лица, занимающиеся вопросами образования,
администраторы, руководители и специалисты, а также представители Организации
Объединенных Наций и специализированных учреждений, других международных
правительственных организаций, неправительственных организаций и учреждений-
доноров. Конференция приняла Саламанкскую декларацию о принципах, политике и
практической деятельности в сфере образования лиц с особыми потребностями и Рамки
действий. Эти документы базируются на принципе включения путем признания
необходимости действовать в направлении создания “Школ для всех”, – учреждений,
которые объединяют всех, учитывают различия, содействуют процессу обучения и
соответствуют индивидуальным потребностям. Эти Школы обеспечивают важный вклад в
обеспечение целей образования для всех и повышение эффективности школ с точки
зрения преподавания.
Трудно добиться успеха, если рассматривать изолированно образование для лиц с
особыми потребностями, поскольку этот вопрос в равной степени актуален как в странах
Севера, так и в странах Юга. Это образование должно быть составной частью
педагогической стратегии и, несомненно, новой социальной и экономической политики.
Для этого необходимо провести кардинальную реформу общеобразовательных учебных
заведений.
Эти документы отражают выработанный всеми странами мира консенсус, касающийся
будущих направлений развития образования для лиц с особыми потребностями. ЮНЕСКО
гордится тем, что она приняла участие в работе этой Конференции, и разделяет важные
выводы, которые были сделаны на ней. Всем заинтересованным лицам и организациям
теперь необходимо принять этот вызов и действовать таким образом, чтобы образование
для всех в действительности было ДЛЯ ВСЕХ, особенно наиболее уязвимых и наиболее
нуждающихся в нем. Будущее не предопределено, однако оно зависит от наших
ценностей, воззрений и действий. Успех нашей будущей деятельности будет зависеть не
только от того, что мы делаем, но и от того, чего нам удастся достигнуть.
Я выражаю надежду, что все те, кто ознакомится с этим документом, будут способствовать
претворению в жизнь рекомендаций Саламанкской конференции в своих соответствующих
областях деятельности.
Федерико Майор
САЛАМАНКСКАЯ ДЕКЛАРАЦИЯ
О ПРИНЦИПАХ, ПОЛИТИКЕ И ПРАКТИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
В СФЕРЕ ОБРАЗОВАНИЯ ЛИЦ С ОСОБЫМИ ПОТРЕБНОСТЯМИ
Вновь заявляя о праве на образование каждого человека, в том виде, в котором оно
зафиксировано во Всеобщей декларации прав человека 1948 г., и вновь подтверждая
обязательство всемирного сообщества на Всемирной конференции по образованию для
всех 1990 года обеспечить это право для всех несмотря на индивидуальные различия,
вновь напоминая о нескольких декларациях Организации Объединенных Наций, в
результате которых в 1993 году были приняты Стандартные правила Организации
Объединенных Наций обеспечения равных возможностей для инвалидов, в которых к
государствам обращается призыв обеспечить положение, при котором образование
инвалидов являлось бы неотъемлемой частью системы образования,
отмечая с удовлетворением более активное участие правительств, групп сторонников,
общинных и родительских групп, а также в особенности организаций лиц с физическими
и умственными недостатками, стремящихся улучшить доступ к образованию для
большинства по-прежнему неохваченных лиц с особыми образовательными
потребностями; и признавая в качестве свидетельства такой приверженности активное
участие высокопоставленных представителей многочисленных правительств,
специализированных учреждений и межправительственных организаций в этой
Всемирной конференции,
1. Мы, делегаты Всемирной конференции по образованию лиц с особыми потребностями,
представляющие 92 правительства и 25 международных организаций, собравшиеся здесь в
Саламанке, Испания, с 7 по 10 июня 1994 года, настоящим подтверждаем нашу
приверженность образованию для всех, признаем необходимость и безотлагательность
обеспечения образования для детей, молодежи и взрослых с особыми образовательными
потребностями в рамках обычной системы образования и таким образом одобряем Рамки
действий по образованию лиц с особыми потребностями, которыми правительства и
организации могут руководствоваться в духе их положений и рекомендаций.
2. Мы считаем и торжественно заявляем о том, что:
каждый ребенок имеет основное право на образование и должен иметь возможность
получать и поддерживать приемлемый уровень знаний,
каждый ребенок имеет уникальные особенности, интересы, способности и учебные
потребности,
необходимо разрабатывать системы образования и выполнять образовательные
программы таким образом, чтобы принимать во внимание широкое разнообразие этих
особенностей и потребностей,
лица, имеющие особые потребности в области образования, должны иметь доступ к
обучению в обычных школах, которые должны создать им условия на основе
педагогических методов, ориентированных в первую очередь на детей с целью
удовлетворения этих потребностей,
обычные школы с такой инклюзивной ориентацией являются наиболее эффективным
средством борьбы с дискриминационными воззрениями, создания благоприятной
атмосферы в общинах, построения инклюзивного общества и обеспечения образования
для всех; более того, они обеспечивают реальное образование для большинства детей и
повышают эффективность и в конечном счете рентабельность системы образования.
3. Мы обращаемся ко всем правительствам и призываем их:
уделить с точки зрения политики и бюджетных ассигнований самый высокий приоритет
совершенствованию их систем образования, что позволило бы им охватить всех детей,
несмотря на индивидуальные различия или трудности,
принять в форме закона или политической декларации принцип инклюзивного
образования, заключающийся в том, что все дети поступают в обычные школы, если
только не имеется серьезных причин, заставляющих поступать иначе,
разрабатывать демонстрационные проекты и поощрять обмены со странами, имеющими
опыт в области инклюзивных школ,
создать механизмы на основе децентрализации и широкого участия в области
планирования, мониторинга и оценки предоставляемого образования для детей и взрослых
с особыми образовательными потребностями,
поощрять и облегчать участие родителей, общин и организаций лиц с физическими и
умственными недостатками в процессах планирования и принятия решений, касающихся
удовлетворения специальных образовательных потребностей,
прилагать больше усилий к разработке стратегий, касающихся заблаговременного
выявления таких потребностей и принятия конкретных мер, а также профессиональных
аспектов инклюзивного образования,
обеспечить, чтобы на основе систематического обмена в рамках программ подготовки
учителей, как дослужебной подготовки, так и подготовки без отрыва от работы,
предусматривалось обеспечение образования лиц с особыми потребностями в
инклюзивных школах.
4. Мы призываем также международное сообщество, в частности:
- правительства, имеющие международные программы сотрудничества и международные
финансирующие учреждения, в особенности спонсоров Всемирной конференции по
вопросам образования, науки и культуры (ЮНЕСКО), Детский фонд Организации
Объединенных Наций (ЮНИСЕФ), Программу развития Организации Объединенных
Наций (ПРООН) и Всемирный Банк:
одобрить подход, заключающийся в обучении в инклюзивных школах, а также оказать
поддержку развитию образования лиц с особыми потребностями в качестве неотъемлемой
части всех образовательных программ;
Организацию Объединенных Наций и ее специализированные учреждения, в частности
Международное бюро труда (МБТ), Всемирную организацию здравоохранения (ВОЗ),
ЮНЕСКО и ЮНИСЕФ;
увеличить их вклад в техническое сотрудничество, а также укрепить свое
сотрудничество и создание сетей для оказания более эффективной поддержки более
широкому и комплексному обеспечению образования для лиц с особыми потребностями;
- неправительственные организации, занимающиеся вопросами программирования и
оказания услуг на уровне стран:
- укрепить их сотрудничество с официальными национальными органами и
активизировать свое растущее участие в планировании, выполнении и оценке
инклюзивного обеспечения образования для лиц с особыми потребностями;
- ЮНЕСКО, в качестве учреждения Организации Объединенных Наций, занимающегося
вопросами образования:
обеспечить, чтобы образование лиц с особыми потребностями включалось во все виды
обсуждения, связанные с образованием для всех на различных форумах,
мобилизовать поддержку организаций преподавателей в вопросах, связанных с
укреплением образования учителей в том, что касается обеспечения образования для лиц с
особыми потребностями,
поощрять академическое сообщество в плане укрепления научных исследований и
создания сетей, а также создать региональные центры информации и документации;
наряду с этим служить в качестве центра обмена информацией для таких мероприятий и
для распространения конкретных результатов и опыта, полученных на уровне стран во
исполнение этой Декларации,
мобилизовать средства путем создания в рамках своего будущего Среднесрочного плана
(1996-2002 гг.) расширенной программы для инклюзивных школ и программ оказания
поддержки общинам, которые позволили бы приступить к осуществлению опытно-
показательных проектов, демонстрирующих новые подходы к распространению, а также
разрабатывать показатели, касающиеся потребностей в образовании для лиц с особыми
потребностями и его обеспечения.
5. И наконец, мы выражаем нашу глубокую признательность правительству Испании и
ЮНЕСКО за организацию Конференции и мы призываем их приложить все усилия для
того, чтобы обратить внимание всемирного сообщества на эту Декларацию и
сопровождающие ее Рамки действий, в особенности на таких важных форумах, как
Всемирная встреча на высшем уровне в интересах социального развития (Копенгаген,
1995 г.) и Всемирная конференция по положению женщин (Пекин, 1995 г.).
Принята путем аккламации, в Саламанке, Испания,
10 июня 1994 г.
Рамки действий по образованию лиц с особыми потребностями принятые Всемирной
Конференцией по образованию лиц с особыми потребностями: доступ и качество
Саламанка, Испания, 7-10 июня 1994 г.
Оглавление:
ВВЕДЕНИЕ
I. НОВЫЙ ПОДХОД К ОБРАЗОВАНИЮ ЛИЦ С ОСОБЫМИ ПОТРЕБНОСТЯМИ
II. РУКОВОДЯЩИЕ ПРИНЦИПЫ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ НА НАЦИОНАЛЬНОМ УРОВНЕ
А. Политика и организация
В. Факторы, связанные со школой
С. Набор и подготовка педагогического персонала
D. Внешние службы поддержки
Е. Приоритетные области
F. Перспективы, связанные с общиной
G. Потребности в ресурсах
III. РУКОВОДЯЩИЕ ПРИНЦИПЫ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ НА РЕГИОНАЛЬНОМ И
МЕЖДУНАРОДНОМ УРОВНЯХ
Введение
1. Настоящие Рамки действий по образованию лиц с особыми потребностями были
приняты на Всемирной конференции по образованию лиц с особыми потребностями,
организованной правительством Испании в сотрудничестве с ЮНЕСКО и проведенной в
Саламанке с 7 по 10 июня 1994 г. Ее цель заключается в том, чтобы служить основой для
разработки политики и ориентировать деятельность правительств, международных
организаций, национальных учреждений по оказанию помощи, неправительственных
организаций и других органов, направленную на выполнение Саламанкской декларации
о принципах, политике и практической деятельности в сфере образования лиц с
особыми потребностями.
Рамки действий главным образом опираются на национальный опыт участвующих стран, а
также резолюции, рекомендации и публикации системы Организации Объединенных
Наций и других межправительственных организаций, в особенности Стандартные
правила обеспечения равных возможностей для инвалидов
1
. В них учтены
предложения, руководящие принципы и рекомендации пяти региональных семинаров,
проведенных в ходе подготовки к Всемирной конференции.
2. Право каждого ребенка на образование провозглашено во Всеобщей декларации прав
человека и было вновь решительно подтверждено во Всемирной декларации об
образовании для всех. Каждый человек с каким-либо умственным или физическим
недостатком имеет право выразить свои пожелания в отношении своего образования в той
мере, в которой это может быть точно установлено. Родители пользуются неотъемлемым
правом на то, чтобы с ними консультировались относительно форм образования, которые в
лучшей степени удовлетворяли бы потребностям, обстоятельствам или чаяниям их детей.
3. Руководящий принцип, на котором основываются эти Рамки, заключается в том, что
школы должны принимать всех детей, несмотря на их физические, интеллектуальные,
социальные, эмоциональные, языковые или другие особенности. К ним относятся дети с
умственными и физическими недостатками и одаренные дети, беспризорные и
работающие дети, дети из отдаленных районов или относящиеся к кочевым народностям,
дети, относящиеся к языковым, этническим или культурным меньшинствам, и дети из
менее благоприятных или маргинализированных районов или групп населения. В связи с
этими особенностями школьные системы сталкиваются с целым рядом различных
проблем. Согласно настоящим Рамкам, термин “специальные образовательные
потребности” относится ко всем таким детям и молодым людям, потребности которых
зависят от различных видов физической или умственной недостаточности или трудностей,
связанных с обучением. Многие дети сталкиваются с трудностями в обучении и, таким
образом, имеют специальные образовательные потребности на некоторых этапах своего
обучения в школе. Школам необходимо изыскивать пути успешного обучения всех детей,
включая детей, у которых имеются серьезные физические или умственные отклонения или
недостатки. Начинает формироваться консенсус в отношении того, что детей и молодых
людей с особыми образовательными потребностями следует учитывать в связи с
разработкой мер в области образования, принимаемых в отношении большинства детей.
Именно в этой связи возникла концепция инклюзивной школы. Проблема, с которой
сталкивается инклюзивная школа, заключается в разработке педагогических методов,
ориентированных на потребности детей, способных обеспечить успешное обучение всех
детей, включая детей с серьезными умственными и физическими недостатками и
отклонениями. Заслуга таких школ заключается не только в том, что они могут обеспечить
образование для всех детей высокого качества; их создание является одним из решающих
шагов в содействии изменению дискриминационных воззрений, в создании благоприятной
атмосферы в общинах и в развитии инклюзивного общества. Необходимо изменить
социальную перспективу. В течение слишком длительного периода времени проблемы
людей с умственными и физическими недостатками осложнялись ограниченными
возможностями общества, которое скорее концентрировало основное внимание на
недостатках, а не на потенциальных возможностях этой категории лиц.
4. Образование лиц с особыми потребностями включает в себя подтвердившие свою
действенность принципы здоровой педагогики, от применения которых выигрывают все
дети. Оно предполагает, что различия между людьми являются нормальным явлением, что
обучение следует соответствующим образом адаптировать к потребностям детей, а не
подгонять детей к заранее устоявшимся предположениям относительно организации и
характера учебного процесса. Педагогика, нацеленная на удовлетворение потребностей
детей, выгодна для всех учащихся и, следовательно, для всего общества в целом. Опыт
показывает, что она в значительной степени может сократить отсев и второгодничество,
которые характерны для многих систем образования, обеспечивая при этом более высокий
средний уровень учебной успеваемости. Педагогика, ориентированная на потребности
детей, может помочь избежать бесцельной траты ресурсов и крушения надежд, что
слишком часто является следствием низкого качества обучения и шаблонности
концептуального подхода к образованию. Более того, школы, уделяющие основное
внимание детям, являются тренировочной площадкой для общества, ориентированного на
удовлетворение потребностей людей, в котором существует уважительное отношение к
различиям и достоинству всех людей.
Рамки действий включают в себя следующие разделы:
I. Новые подходы к образованию лиц с особыми потребностями.
II. Руководящие принципы деятельности на национальном уровне
А. Политика и организация
В. Факторы, связанные со школой
С. Набор и подготовка педагогического персонала
D. Внешние службы поддержки
Е. Приоритетные области
F. Перспективы, связанные с общиной
G. Потребности в ресурсах
III. Руководящие принципы деятельности на региональном и международном уровнях.
I НОВЫЙ ПОДХОД К ОБРАЗОВАНИЮ ЛИЦ С ОСОБЫМИ ПОТРЕБНОСТЯМИ
6 . Тенденция
в
области
социальной
политики
в
ходе
последних
двух
десятилетий
заключалась в том, чтобы поощрять интеграцию и участие и бороться с отчуждением.
Охват и участие играют решающее значение для человеческого достоинства, а также для
использования и осуществления прав человека. В области образования это выражается в
разработке
стратегий,
которые
преследуют
своей
целью
обеспечить
действительное
равенство возможностей. Опыт многих стран свидетельствует о том, что интеграция детей
и молодежи с особыми образовательными потребностями происходит наилучшим образом
в
рамках
инклюзивных
школ,
которые
принимают
всех
детей
в
рамках
какой-либо
общины. Именно в таких условиях лица с особыми образовательными потребностями
могут
добиться
самых
высоких
результатов
в
плане
образования
и
социальной
интеграции.
Несмотря
на
то,
что
инклюзивные
школы
обеспечивают
благоприятные
условия для достижения равных возможностей и полного участия, для достижения ими
успеха требуются совместные усилия не только со стороны учителей и персонала школы,
но
и
сверстников,
родителей,
членов
семей
и
добровольцев.
Реформа
социальных
учреждений
носит
не
только
технический
характер;
прежде
всего
она
зависит
от
убежденности, приверженности делу, а также доброй воли отдельных лиц, составляющих
общество.
7. Основной принцип инклюзивной школы заключается в том, что все дети должны
обучаться совместно во всех случаях, когда это является возможным, несмотря ни на какие
трудности или различия, существующие между ними. Инклюзивные школы должны
признавать и учитывать различные потребности своих учащихся путем приведения в
соответствие различных видов и темпов обучения, а также обеспечения качественного
образования для всех путем разработки надлежащих учебных планов, принятия
организационных мер, разработки стратегии преподавания, использования ресурсов и
партнерских связей с их общинами. Необходимо на непрерывной основе оказывать
поддержку и предоставлять услуги для обеспечения удовлетворения на постоянной основе
особых потребностей, с которыми сталкивается каждая школа.
8. В рамках инклюзивных школ дети с особыми образовательными потребностями
должны получать любую дополнительную помощь, которая может им потребоваться для
обеспечения их эффективного образования. Инклюзивные школы являются самым
эффективным средством, гарантирующим солидарность между детьми с особыми
потребностями и их сверстниками. Зачисление детей в специальные школы или в
специальные классы, или секции в рамках какой-либо школы на постоянной основе
должно быть исключением, рекомендованным только в тех редких случаях, когда
совершенно очевидным является то, что обучение в обычных классах не способно
удовлетворить образовательные или социальные потребности какого-либо ребенка или
если это необходимо для благополучия данного ребенка или других детей.
9. Положение с образованием лиц, имеющих особые потребности, значительно
варьируется в зависимости от стран. Например, существуют страны, имеющие хорошо
отлаженные системы специальных школ для лиц с конкретными отклонениями. На базе
таких специальных школ можно успешно развивать инклюзивные школы. Персонал таких
специальных учреждений обладает опытом, необходимым для заблаговременного
выявления и определения детей с умственными или физическими недостатками.
Специальные школы могут использоваться также в качестве центров профессиональной
подготовки и координационных центров для персонала, работающего в обычных школах.
И наконец, специальные школы или подразделения в рамках инклюзивных школ могут по-
прежнему обеспечивать наиболее надлежащий уровень образования для относительно
незначительного числа детей с различными видами умственных и физических
недостатков, которые не могут адекватно обучаться в обычных классах или школах.
Инвестиции в существующие специальные школы следует направлять главным образом на
развитие их новой и более широкой роли, заключающейся в оказании профессиональной
поддержки обычным школам в удовлетворении особых образовательных потребностей.
Важный вклад в деятельность обычных школ, который персонал специальных школ мог
бы внести, заключается в разработке содержания учебных планов и методики с учетом
индивидуальных потребностей учащихся.
10. Странам, в которых имеется незначительное число специальных школ или они вообще
отсутствуют, в целом рекомендуется уделять основное внимание развитию инклюзивных
школ и специализированных услуг, необходимых для того, чтобы позволить им
обслуживать значительный контингент детей и молодежи, в особенности обеспечению
подготовки преподавателей для их последующей работы с детьми с особыми
образовательными потребностями, и созданию надлежащим образом укомплектованных и
оборудованных координационных центров, которые могли бы оказывать поддержку
школам. Опыт, особенно опыт развивающихся стран, свидетельствует о том, что высокие
расходы, связанные со специальными школами, означают на практике, что только
незначительная часть учащихся, как правило, городская элита, может воспользоваться их
услугами. Подавляющее большинство учащихся с особыми потребностями, особенно в
сельских районах, в результате этого не обеспечивается никакими видами услуг.
Фактически, во многих развивающихся странах, согласно оценке, менее одного процента
детей с особыми образовательными потребностями охвачены образованием. Более того,
опыт подсказывает, что инклюзивные школы, обслуживающие всех детей какой-либо
общины, наиболее успешно решают проблему получения поддержки со стороны общины
и поиска оригинальных и новаторских способов использования имеющихся ограниченных
ресурсов.
11. Планирование в области образования, осуществляемое правительствами, необходимо
концентрировать на образовании для всех лиц во всех регионах какой-либо страны и
в любых экономических условиях, в рамках как государственных, так и частных школ.
12. Поскольку в прошлом относительно незначительная доля детей с умственными и
физическими недостатками имела доступ к образованию, особенно в развивающихся
регионах мира, существуют миллионы взрослых с умственными физическими
недостатками, которые не имеют даже рудиментарных основ базового образования.
Поэтому нужны совместные усилия для распространения грамотности, навыков счета и
основных навыков для лиц с умственными и физическими недостатками посредством
программ образования взрослых.
13. Чрезвычайно важно признать то, что женщины зачастую вдвойне находились в
неблагоприятном положении в связи с тем, что умственные и физические недостатки для
них всегда были сопряжены с дополнительными трудностями. Женщины и мужчины
должны оказывать одинаковое воздействие на разработку программ в области образования
и обладать одинаковыми возможностями в плане доступа к этим программам. Особые
усилия необходимо приложить к тому, чтобы содействовать участию девушек и женщин с
умственными и физическими недостатками в образовательных программах.
14. Эти Рамки разработаны в качестве общего руководства для планирования действий в
области образования лиц с особыми потребностями. Несомненно, они не могут учитывать
широкое разнообразие ситуаций, с которыми можно столкнуться в различных регионах и
странах мира, и нуждаются соответственно в адаптации для того, чтобы отвечать местным
потребностям и обстоятельствам. В целях эффективности их следует дополнять
национальными, региональными и местными планами действий, в основе которых лежат
политическая воля властей и стремление общественности обеспечить образование для
всех.
II
РУКОВОДЯЩИЕ ПРИНЦИПЫ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ НА НАЦИОНАЛЬНОМ
УРОВНЕ
А. ПОЛИТИКА И ОРГАНИЗАЦИЯ
15. Комплексное образование и реабилитация на базе общины представляют собой
дополнительные и взаимодополняющие подходы к образованию лиц с особыми
потребностями. Они основаны на принципе охвата, интеграции и участия и представляют
собой апробированные и эффективные с точки зрения расходов подходы, нацеленные на
содействие равенству доступа лиц с особыми образовательными потребностями в качестве
отдельной части национальной стратегии, нацеленной на достижение образования для
всех. Странам предлагается рассмотреть следующие действия, касающиеся политики и
организационных мер применительно к их системам образования.
16. В рамках законодательства следует признать принцип равенства возможностей для
детей, молодежи и взрослых с физическими и умственными недостатками в области
начального, среднего и высшего образования, обеспечиваемого, по мере возможности, в
условиях, гарантирующих их интеграцию.
17. Параллельные и дополнительные законодательные меры необходимо принять в таких
областях, как здравоохранение, социальное обеспечение, профессиональная подготовка и
занятость с целью оказания поддержки и применения в полной мере законодательства в
области образования.
18. В рамках образовательной политики на всех уровнях, от национального до местного,
необходимо предусмотреть, что любой ребенок с умственными и физическими
недостатками должен посещать ближайшую школу, иными словами школу, которую он бы
посещал, если бы не имел этих недостатков. Исключения из этого правила следует
рассматривать в каждом случае отдельно, когда для удовлетворения потребностей
конкретного ребенка можно предусмотреть только лишь образование в какой-либо
специальной школе или специальном учреждении.
19. Практика “приобщения” детей с умственными и физическими недостатками должна
являться неотъемлемой частью национальных планов по достижению образования для
всех. Даже в тех исключительных случаях, когда детей помещают в специальные школы,
их образование не должно проходить полностью отдельно. Следует поощрять участие в
течение неполного учебного дня в занятиях в рамках обычных школ. Соответствующие
положения следует предусмотреть также относительно охвата молодежи и взрослых с
особыми потребностями средним и высшим образованием, а также программами
подготовки кадров. Особое внимание следует уделять обеспечению равенства доступа и
возможностей для девушек и женщин с умственными и физическими недостатками.
20. Особое внимание следует уделять потребностям детей и молодежи с серьезными или
многочисленными умственными и физическими недостатками. Они имеют такие же права,
как и другие, в общине на достижение максимальной независимости, когда станут
взрослыми, и должны получать образование с учетом их потенциальных возможностей
достижения этой цели.
21. Образовательная политика должна в полной мере учитывать индивидуальные различия
и особенности. Важность языка жестов в качестве средства коммуникации между глухими,
например, должна быть признана и необходимо предусмотреть соответствующие меры для
обеспечения того, чтобы все глухие имели доступ к образованию на их национальном
языке жестов. Учитывая особые потребности в коммуникации глухих и глухих/слепых
лиц, их образование, возможно, целесообразнее организовывать в специальных школах и
специальных классах и подразделениях в основных школах.
22. Реабилитация на базе общины должна получать свое развитие в качестве части
глобальной стратегии по оказанию глобальной поддержки эффективному, с точки зрения
затрат, образованию и подготовке кадров для лиц с особыми образовательными
потребностями. Основанную на общине реабилитацию следует рассматривать в качестве
конкретного подхода в рамках развития общины, нацеленного на реабилитацию,
уравнивание возможностей и социальную интеграцию всех лиц с умственными и
физическими недостатками; ее следует осуществлять посредством совместных усилий
самих лиц с умственными и физическими недостатками, их семей и общин, а также
надлежащего образования, услуг в области здравоохранения, профессиональной
подготовки и социального благосостояния.
23. Как политика, так и меры, касающиеся финансирования, должны содействовать
развитию инклюзивных школ и поощрять его. Необходимо снять барьеры,
препятствующие переходу от специальных к обычным школам, и соответствующим
образом реорганизовать общую административную структуру. Необходимо внимательно
следить за прогрессом в области инклюзивного образования посредством сбора
статистических данных, на основании которых можно было бы определить число
учащихся с физическими и умственными недостатками, которые пользуются ресурсами,
услугами консультантов и оборудованием, предназначенным для образования лиц с
особыми потребностями, а также число учащихся со специальными образовательными
потребностями, зачисленных в обычные школы.
24. Необходимо укрепить на всех уровнях координацию усилий между образовательными
органами и лицами, ответственными за вопросы здравоохранения, занятости и
социального обслуживания, с тем чтобы обеспечить согласование усилий и их
взаимодополняемость. В ходе планирования и координации следует принимать во
внимание также нынешнюю и потенциальную роль, которую могли бы играть
полугосударственные учреждения и неправительственные организации. Особые усилия
необходимо приложить к тому, чтобы выявить ту поддержку, которую община могла бы
оказать удовлетворению особых образовательных потребностей.
25. На национальные органы возлагается ответственность по наблюдению за внешним
финансированием образования для лиц с особыми потребностями и, действуя в
сотрудничестве со своими международными партнерами, обеспечивать такое положение,
при котором это соответствовало бы национальным приоритетам и политике по
достижению образования для всех. Со своей стороны двусторонним и многосторонним
учреждениям по оказанию помощи следует тщательно изучить политику стран в
отношении образования лиц с особыми потребностями в процессе планирования и
выполнения программ в области образования и в смежных областях.
В. ФАКТОРЫ, СВЯЗАННЫЕ СО ШКОЛОЙ
26. Развитие инклюзивных школ, которые занимались бы широким контингентом
учащихся как в городских, так и сельских районах, требует принятия следующих мер:
увязки четкой и целенаправленной политики в области инклюзивного образования с
надлежащими финансовыми ресурсами, эффективных усилий по информированию
общественности с целью борьбы с предрассудками и привития осознанных и позитивных
воззрений, осуществления широкой программы ориентации и подготовки персонала и
организации необходимых вспомогательных услуг. Изменения по всем этим
приводящимся ниже аспектам обучения в школе, а также по многим другим аспектам
необходимы для содействия успешной деятельности инклюзивных школ: учебный план,
здания, организация школьного обучения, педагогика, оценка, набор персонала, идеалы
школы и мероприятия, выходящие за рамки учебного плана.
27. Большая часть необходимых изменений не касается исключительно охвата детей с
особыми образовательными потребностями. Они являются частью более широкой
реформы в области образования, необходимой для повышения его качества и
адекватности, а также поощрения достижения всеми учащимися более высоких уровней
успеваемости. Во Всемирной декларации об образовании для всех подчеркивается
необходимость подхода, нацеленного на удовлетворение потребностей детей для
обеспечения успешного обучения всех детей в школе. Принятие более гибких,
адаптируемых систем, способных полностью учитывать различные потребности детей,
будет содействовать школьной успеваемости и охвату школьным образованием всех детей.
В следующих руководящих принципах отмечаются аспекты, которые необходимо
учитывать при интеграции детей с особыми образовательными потребностями в
инклюзивные школы.
Гибкость учебного плана
28. Учебный план следует адаптировать к потребностям детей, а не наоборот. Таким
образом, в учебном плане школы должны предоставлять возможности обеспечивать
образованием детей с различными способностями и интересами.
29. Детям с особыми потребностями необходимо оказывать дополнительную учебную
поддержку в контексте обычного учебного плана, а не какого-нибудь иного учебного
плана. Руководящий принцип должен заключаться в обеспечении всем детям одинакового
образования, оказывая дополнительную помощь и поддержку нуждающимся в них детям.
30. Приобретение знаний – это не только вопросы формального и теоретического
обучения. Содержание образования должно отвечать высоким стандартам и потребностям
отдельных лиц, с тем, чтобы позволить им в полной мере участвовать в процессе развития.
Преподавание должно основываться на опыте и практических потребностях самих
учащихся, с тем, чтобы лучше мотивировать их.
31. Для того чтобы следить за прогрессом каждого ребенка, необходимо пересмотреть
процедуры оценки. Для информирования учащихся и преподавателей о достигнутом
уровне усвоения знаний, а также для выявления трудностей и оказания поддержки
учащимся в преодолении их в обычный учебный процесс необходимо ввести элемент
текущей оценки.
32. Для детей с особыми образовательными потребностями необходимо оказывать
поддержку на постоянной основе, начиная от минимальной помощи в рамках обычных
занятий в классе до дополнительных учебных вспомогательных программ в рамках школы
и расширять ее в случае необходимости до оказания помощи со стороны преподавателей-
специалистов и внешнего вспомогательного персонала.
33. В случае необходимости следует использовать надлежащие и доступные технические
средства для повышения успешного усвоения школьного учебного плана, а также для
содействия коммуникации, мобильности и процессу обучения. Техническая помощь может
оказываться на более экономичной и эффективной основе, если она поступает из какого-
либо центрального подразделения в каждой местности, обладающего опытом в адаптации
помощи к индивидуальным потребностям и в обеспечении обслуживания.
34. Следует создавать потенциал и осуществлять научные исследования на национальном
и региональном уровнях в целях развития надлежащих вспомогательных технологических
систем для образования лиц с особыми потребностями. Следовало бы поощрять
государства, ратифицировавшие Флорентийское соглашение, использовать этот документ
для содействия свободному обращению материалов и оборудования, связанных с
потребностями людей, имеющих умственные и физические недостатки. Соответственно,
государствам, которые еще не присоединились к этому соглашению, предлагается сделать
это в целях обеспечения свободного распространения услуг и товаров образовательного и
культурного характера.
Управление школой
35. Местные администраторы и руководители школ могут играть важную роль в адаптации
школ к детям с особыми образовательными потребностями, если им предоставить
необходимые полномочия и надлежащую подготовку для того, чтобы действовать в этой
области. Им следует предложить разработать более гибкие процедуры управления,
перераспределить учебные ресурсы, диверсифицировать возможности обучения,
мобилизовать помощь, которую дети могли бы оказывать друг другу, оказывать поддержку
учащимся, сталкивающимся с трудностями, и развивать тесные отношения с родителями и
общиной. Успешное управление школой зависит от активного и творческого участия
преподавателей и персонала, а также развития эффективного сотрудничества и групповой
работы для удовлетворения потребностей учащихся.
36. На руководителей школ возлагается особая ответственность за поощрение позитивных
воззрений среди школьной общины, а также в налаживании эффективного сотрудничества
между учителями классов и вспомогательным персоналом. Путем консультаций и
переговоров необходимо предусмотреть соответствующие меры относительно поддержки
и четкой роли, которую должны играть различные партнеры в образовательном процессе.
37. Каждая школа должна нести коллективную ответственность за успех или неудачу
каждого учащегося. Группа педагогов, а не индивидуальный преподаватель, должна
разделять ответственность за образование детей с особыми потребностями. Родителям и
добровольцам следует предлагать принять активное участие в работе школы. Тем не
менее, преподаватели играют решающую роль в качестве организаторов учебного
процесса, оказывающих поддержку детям путем использования имеющихся ресурсов как в
ходе классной, так и внеклассной работы.
Информация и научные исследования
38. Распространение примеров удачной практики могло бы содействовать повышению
уровня преподавания и обучения. Было бы целесообразным распространять информацию
о соответствующих выводах научных исследований. Обобщение опыта и развитие центров
документации следует поддерживать на национальном уровне наряду с расширением
доступа к источникам информации.
39. Образование лиц с особыми потребностями необходимо включить в программы
научных исследований и развития научно-исследовательских институтов и центров по
разработке учебных планов. Особое внимание в этой области необходимо уделять
научным исследованиям, ориентированным на практическую деятельность, с уделением
основного внимания новаторским стратегиям в области преподавания и обучения.
Классным руководителям необходимо принимать активное участие как в практических,
так и аналитических мероприятиях, связанных с такими обследованиями. Следует
проводить опытно-показательные эксперименты и углубленные исследования для
оказания содействия принятию решений и консультирования в отношении будущей
деятельности. Эти эксперименты и исследования необходимо проводить на совместной
основе нескольким странам.
С. НАБОР И ПОДГОТОВКА ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ПЕРСОНАЛА
40. Надлежащая подготовка всего педагогического персонала по-прежнему остается
ключевым фактором в поощрении развития инклюзивных школ. Кроме того, важность
набора преподавателей с умственными и физическими недостатками, которые могут
служить в качестве ролевой модели для детей с умственными и физическими
недостатками, получает все большее признание. Можно было бы предпринять следующие
действия.
41. Программы дослужебной подготовки должны обеспечивать для всех преподавателей
как начальной, так и средней школы позитивную ориентацию в отношении умственных и
физических недостатков, развивая таким образом понимание того, что может быть
достигнуто в школах посредством имеющихся на местном уровне вспомогательных услуг.
Главным образом требуются такие знания и навыки, как хорошие навыки преподавания,
которые включают оценку особых потребностей, адаптирование содержания учебных
планов, использование вспомогательной технологии, индивидуализацию процедур
преподавания, с тем чтобы учитывать более широкий круг способностей, и т.д. В
педагогических учебных заведениях особое внимание необходимо уделять подготовке всех
преподавателей к их автономной деятельности и применению их навыков к
адаптированию учебных планов и процесса обучения для удовлетворения потребностей
учащихся, а также к совместной деятельности со специалистами и сотрудничеству с
родителями.
D. ВНЕШНИЕ СЛУЖБЫ ПОДДЕРЖКИ
49. Службы поддержки имеют решающее значение для успешного проведения в жизнь
политики в области инклюзивного образования. В целях обеспечения на всех уровнях
внешних услуг для детей с особыми потребностями педагогическим органам следует
принимать во внимание следующие моменты.
50. Помощь обычным школам может обеспечиваться как педагогическими учреждениями,
так и персоналом специальных школ, оказывающим поддержку другим учреждениям.
Специальные школы следует все чаще использовать в качестве учебно-методических
центров для обычных школ, предоставляющих прямую поддержку детям с особыми
образовательными потребностями. Как педагогические учреждения, так и специальные
школы могут обеспечивать доступ к конкретному оборудованию и материалам, а также
профессиональную подготовку в области стратегий обучения, которые не применяются в
обычных классных занятиях.
51. Внешнюю поддержку со стороны специалистов из различных учреждений,
министерств и организаций, таких, как преподаватели-консультанты, психологи,
специализирующиеся в области образования, врачи, занимающиеся дефектами речи и
трудотерапией и т.д., следует координировать на местном уровне. Объединение школ
доказало свою целесообразность в качестве стратегии по мобилизации образовательных
ресурсов, а также вовлечения в деятельность членов общины. На объединения школ
можно было бы возложить коллективную ответственность за удовлетворение особых
образовательных потребностей учащихся в их соответствующих областях и предоставить
им полномочия в случае необходимости распределять ресурсы. Такие меры должны
включать в себя также оказание услуг, не связанных с образованием. В действительности,
опыт показывает, что образовательные услуги дадут гораздо больший эффект, если будут
приложены усилия по обеспечению оптимального использования приобретенного опыта и
всех ресурсов.
Е. ПРИОРИТЕТНЫЕ ОБЛАСТИ
52. Интеграция детей и молодых людей с особыми образовательными потребностями
будет проходить более эффективно и успешно, если в планах развития образования особое
внимание будет уделяться следующим целевым областям: воспитание детей младшего
возраста, для того чтобы все дети могли иметь возможность получать образование,
образование девочек и переход от обучения к взрослой трудовой жизни.
Воспитание детей младшего возраста
53. Успешная работа инклюзивных школ в значительной степени зависит от
заблаговременного выявления, оценки и стимулирования в самом раннем детстве детей с
особыми образовательными потребностями. Уход за детьми младшего возраста и
образовательные программы для детей в возрасте до 6 лет следует разрабатывать и/или
переориентировать на поощрение физического, интеллектуального и социального
развития и готовности приступить к обучению в школе. Эти программы имеют очень
важное экономическое значение для отдельных лиц, семьи и общества в целом, так как
предотвращают ухудшение условий, в которых живут инвалиды. Программы на этом
уровне должны признавать принцип инклюзивного образования и разрабатываться на
комплексной основе путем комбинирования дошкольных мероприятий и мероприятий по
медицинскому уходу за детьми младшего возраста.
54. Многие страны проводят политику, нацеленную на воспитание детей младшего
возраста, путем оказания поддержки развитию детских садов и яслей или путем
организации мероприятий по информированию и повышению осведомленности семей, в
сочетании с общинными службами (здравоохранение, уход за матерями и детьми),
школами, местными семейными или женскими ассоциациями.
Образование девочек
55. Девочки с умственными и физическими недостатками вдвойне находятся в
неблагоприятном положении. Необходимо приложить особые усилия для обеспечения
подготовки кадров и образования для девочек с особыми образовательными
потребностями. Наряду с предоставлением доступа к обучению в школе девочки с
умственными и физическими недостатками должны иметь доступ к информации и
консультированию, а также моделям, которые могут помочь им сделать реалистический
выбор и подготовить их к будущей роли в качестве взрослой женщины.
Подготовка к взрослой жизни
56. Молодым людям с особыми образовательными потребностями необходимо оказать
помощь в реальном переходе от обучения в школе к взрослой трудовой жизни. Школа
должна оказать им помощь в том, чтобы стать экономически активными и привить им
навыки, необходимые в повседневной жизни, обеспечив обучение навыкам, которые
отвечают социальным и коммуникационным требованиям и условиям взрослой жизни.
Для этого необходимы соответствующие методы организации профессиональной
подготовки, включая приобретение непосредственного опыта в ситуациях реальной жизни
вне школы. Учебные планы для учащихся с особыми образовательными потребностями в
старших классах должны включать конкретные переходные программы, предусматривать
оказание по мере возможности поддержки для поступления в высшие учебные заведения и
организацию последующей профессиональной подготовки, позволяющей им действовать
в качестве независимых, активных членов своей общины после окончания школы. Эти
мероприятия следует проводить при активном участии консультантов по вопросам
профессиональной подготовки, должностных лиц, занимающихся вопросами
трудоустройства, профсоюзов, местных органов, а также различных соответствующих
служб и учреждений.
Образование взрослых и непрерывное образование
57. Лицам с умственными и физическими недостатками следует уделять особое внимание
в ходе разработки и выполнения программ по образованию взрослых и программ
непрерывного образования. Лицам с умственными и физическими недостатками следует
предоставлять право приоритетного доступа к таким программам. Необходимо
разработать также специальные курсы для учета потребностей и особенностей различных
групп взрослых с физическими и умственными недостатками.
F. ПЕРСПЕКТИВЫ, СВЯЗАННЫЕ С ОБЩИНОЙ
58. Достижение цели предоставления хорошего образования детям с особыми
образовательными потребностями является задачей не только министерств образования и
школ. Для этого требуются сотрудничество со стороны семей, а также мобилизация
общинных и добровольных организаций и поддержка широкой общественности. Целый
ряд полезных выводов можно сделать из опыта стран или районов, в которых удалось
достигнуть прогресса в выравнивании образовательных возможностей для детей и
молодежи с особыми образовательными потребностями.
Партнерские связи с родителями
59. Образование детей с особыми образовательными потребностями является общей
задачей родителей и специалистов. Положительное отношение к этому со стороны
родителей способствует интеграции в школе и в обществе. Родители нуждаются в
поддержке для того, чтобы выполнять свою роль родителя ребенка с особыми
потребностями. Роль семей и родителей можно было бы повысить путем предоставления
необходимой информации на простом и понятном языке; учет потребностей в информации
и профессиональной подготовке для родителей является особенно важной задачей в
культурных средах, в которых отсутствует сложившаяся традиция обучения в школе. Как
родители, так и преподаватели могут нуждаться в поддержке и поощрении в том, что
касается обучения совместной работе в качестве равных партнеров.
60. Родители являются привилегированными партнерами в том, что касается особых
образовательных потребностей их детей, и по мере возможности необходимо им
предоставлять право выбора вида образования, соответствующего их детям.
61. Следует развивать совместные и взаимодополняющие партнерские отношения между
администраторами школы, преподавателями и родителями и рассматривать родителей в
качестве активных партнеров в области принятия решений. Следует поощрять родителей
принимать участие в образовательных мероприятиях как дома, так и в школе (где они
могут ознакомиться с эффективными методами и узнать, каким образом следует
организовывать мероприятия, не связанные с учебным планом), а также в контроле за
обучением их детей и оказании им поддержки.
62. Правительствам следует играть ведущую роль в поощрении партнерских связей с
родителями как путем разъяснения политики, так и принятия законодательных мер,
касающихся родительских прав. Следует поощрять развитие родительских ассоциаций и
участие их представителей в разработке и выполнении программ, предназначенных для
повышения качества образования их детей. При разработке и выполнении программ
следует также консультироваться с организациями лиц, имеющих умственные и
физические недостатки.
Участие общины
63. Децентрализация и планирование с учетом местных особенностей в значительной
степени способствуют вовлечению общин в процесс образования и подготовки кадров лиц
с особыми образовательными потребностями. Местные администраторы должны
поощрять участие представителей общин путем оказания поддержки репрезентативным
ассоциациям и привлечение их к процессу принятия решений. С этой целью в мелких
географических районах, которые не могут обеспечить широкого участия представителей
общины, следует создавать мобилизующие и контрольные механизмы, состоящие из
местной гражданской администрации, образовательных, здравоохранительных и других
органов, занимающихся вопросами развития, руководителей общины и добровольных
организаций.
64. Следует стремиться к вовлечению представителей общины для дополнения
внутришкольных мероприятий, оказания помощи в выполнении домашней работы и
компенсации отсутствия помощи со стороны семьи. В этой связи следует упомянуть о
роли местных ассоциаций в предоставлении помещений, семейных ассоциаций,
молодежных клубов и движений, а также о потенциальной роли лиц более старшего
возраста и других добровольцев, включая лиц с умственными и физическими
недостатками, в рамках как внутришкольных, так и внешкольных программ.
65. Во всех случаях, когда инициатива проведения реабилитационных мероприятий на
основе общины исходит извне, именно община должна принимать решение о том, станет
ли такая программа частью текущих мероприятий общины в области развития. Следует
предоставить полномочия по осуществлению такой программы различным партнерам в
общине, включая организации лиц с умственными и физическими недостатками и другие
неправительственные организации. В случае необходимости правительственным
учреждениям как на национальном, так и на местном уровнях следует также оказывать
финансовую и другую поддержку.
Роль добровольных организаций
66. Поскольку добровольные ассоциации и национальные неправительственные
организации пользуются более широкими полномочиями в плане действий и могут
быстрее реагировать на выявленные потребности, им необходимо оказывать помощь в
разработке новых идей и экспериментальных новаторских методов обеспечения
образования. Они могут играть новаторскую и каталитическую роль и расширять круг
программ, имеющихся в распоряжении общины.
67. Организации лиц с умственными и физическими недостатками, то есть организации, в
которых они сами оказывают решающее влияние, следует активно привлекать к
определению потребностей, выражению мнений относительно приоритетов, оказанию
услуг, оценке показателей и поощрению изменений.
Повышение осведомленности общественности
68. Разработчики политики на всех уровнях, включая уровень школы, должны регулярно
вновь заявлять о своей приверженности инклюзивному образованию и поощрять
положительное отношение детей, преподавателей, а также представителей широкой
общественности к лицам с особыми образовательными потребностями.
69. Средства массовой информации могут играть серьезную роль в поощрении
положительного отношения к интеграции в обществе лиц с умственными и физическими
недостатками, преодолении предрассудков и недопущении искажения информации, а
также внушении большего оптимизма и раскрытии возможностей лиц с умственными и
физическими недостатками. Средства информации могут также поощрять позитивное
отношение нанимателей к набору лиц с умственными и физическими недостатками.
Средства информации следует использовать для информирования широкой
общественности относительно новых подходов в области образования, в частности в
отношении обеспечения образования лиц с особыми потребностями в обычных школах,
путем популяризации примеров удавшихся практических мероприятий и успешных
опытов.
G. ПОТРЕБНОСТИ В РЕСУРСАХ
70. Развитие инклюзивных школ в качестве наиболее эффективного средства обеспечения
образования для всех следует признать в качестве основного направления
правительственной политики, и нужно уделять ему привилегированное место в программе
развития страны. Только таким образом можно будет мобилизовать надлежащие ресурсы.
Изменения в политике и приоритетах могут быть достигнуты лишь в случае
удовлетворения потребностей в адекватных ресурсах. Серьезные обязательства – как на
национальном, так и общинном уровнях – необходимы как для получения
дополнительных ресурсов, так и для перераспределения существующих ресурсов. Наряду
с тем, что общины могут играть ключевую роль в развитии инклюзивных школ, важны
также поощрительные меры и поддержка правительств в поиске эффективных и
приемлемых решений.
71. При распределении ресурсов между школами необходимо реально учитывать различия
в расходах, требуемых для обеспечения надлежащего образования для всех детей, имея
при этом в виду их потребности и особенности. Реально можно было бы начать с оказания
помощи тем школам, которые высказывают желание поощрять инклюзивное образование,
и приступить к осуществлению опытно-показательных проектов в некоторых областях с
целью приобретения необходимого опыта для более углубленной разработки и
постепенного всеобщего распространения такого образования. В ходе всеобщего
распространения инклюзивного образования необходимо обеспечить такое положение,
при котором уровень поддержки и опыта соответствовал бы характеру потребностей.
72. Следует выделить также ресурсы на вспомогательные услуги в связи с подготовкой
преподавателей основных дисциплин, обеспечением координационных центров и
преподавателей в системе специального образования или преподавателей-консультантов.
Следует подготовить также соответствующие технические пособия для обеспечения
успешного функционирования комплексной системы образования. Таким образом,
комплексные подходы следует увязывать с развитием вспомогательных услуг на
центральном и промежуточном уровнях.
73. Объединение людских, институциональных, материально-технических и финансовых
ресурсов различных управлений министерств (образования, здравоохранения, социального
благосостояния, труда, молодежи и т.д.), территориальных и местных органов, а также
других специализированных учреждений является эффективным средством обеспечения
их максимального воздействия. Сочетание образовательного и социального подходов к
образованию лиц с особыми потребностями потребует эффективных структур управления,
позволяющих различным службам сотрудничать как на национальном, так и на местном
уровнях, а государственным органам и ассоциативным учреждениям объединять свои
усилия.
III
РУКОВОДЯЩИЕ ПРИНЦИПЫ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ НА РЕГИОНАЛЬНОМ И
МЕЖДУНАРОДНОМ УРОВНЯХ
74. Международное сотрудничество между правительственными и
неправительственными, региональными и межрегиональными организациями может
играть весьма важную роль в поддержке развития инклюзивных школ. На основе
прошлого опыта в этой области международные межправительственные и
неправительственные организации, а также двусторонние донорские учреждения могли
бы рассмотреть вопрос об объединении усилий в применении следующих стратегических
подходов.
75. Техническую помощь следует направлять в стратегические области действий,
оказывающие множительный эффект, особенно в развивающихся странах. Одна из важных
задач в области международного сотрудничества заключается в оказании поддержки
осуществлению опытно-показательных проектов, нацеленных на апробирование новых
походов и создание потенциала.
76. Организация региональных партнерских связей или партнерские отношения между
странами с аналогичными подходами к образованию лиц с особыми потребностями могли
бы позволить осуществлять планирование совместных мероприятий в рамках
существующих региональных или других совместных механизмов. Такие мероприятия
следует разрабатывать с учетом экономии за счет масштабов осуществляемых программ,
опыта участвующих стран, а также дальнейшего развития национальных потенциалов.
77. Первоочередная задача, которая возлагается на международные организации,
заключается в содействии обмену данными, информацией и результатами осуществления
опытно-показательных программ в области образования лиц с особыми потребностями
между странами и регионами. Набор международно сопоставимых показателей прогресса
в области охвата образованием и обеспечения рабочими местами должен стать частью
всемирной базы данных по образованию. Координационные центры можно было бы
создать в субрегиональных центрах с целью облегчения обменов информацией.
Существующие структуры на региональном и международном уровнях следует укреплять,
а их мероприятия следует расширять, с тем чтобы охватывать такие области, как
разработка политики, программирование, подготовка персонала и оценка.
78. Высокий процент лиц с умственными и физическими недостатками является прямым
результатом отсутствия информации, нищеты и низких стандартов в области
здравоохранения. Поскольку во всем мире отмечается рост числа лиц с умственными и
физическими недостатками, особенно в развивающихся странах, следует прилагать на
международном уровне совместные усилия в тесной увязке с действиями,
предпринимаемыми на национальном уровне, по предупреждению посредством
образования причин появления инвалидов, что, в свою очередь, уменьшит число случаев и
распространение инвалидности, позволяя тем самым еще больше сократить спрос на
ограниченные финансовые и людские ресурсы в какой-либо конкретной стране.
79. Международная помощь и техническое содействие, призванные внести вклад в
образование лиц с особыми потребностями, оказываются из самых разнообразных
источников. Таким образом, чрезвычайно важно обеспечить согласованность и
взаимодополняемость деятельности между организациями системы Организации
Объединенных Наций и другими учреждениями, оказывающими помощь в этой области.
80. Международное сотрудничество должно содействовать проведению семинаров по
продвинутой подготовке для управляющих в области образования и других специалистов
на региональном уровне и укреплять сотрудничество между факультетами университетов
и педагогическими учреждениями в различных странах для проведения сравнительных
исследований, а также публикации справочных документов и учебных материалов.
81. Международное сотрудничество должно оказывать содействие в развитии
региональных и международных ассоциаций специалистов, занимающихся вопросами
укрепления образования для лиц с особыми потребностями, и должно оказывать
поддержку созданию и распространению информационных бюллетеней или журналов, а
также проведению региональных совещаний и конференций.
82. Необходимо обеспечить, чтобы в ходе международных и региональных совещаний,
охватывающих вопросы, связанные с образованием, особые образовательные потребности
рассматривались как неотъемлемая часть прений, а не как отдельный вопрос. В качестве
конкретного примера вопрос образования лиц с особыми потребностями должен быть
включен в повестку дня региональных министерских конференций, организуемых
ЮНЕСКО и другими межправительственными органами.
83. Учреждения по международному техническому сотрудничеству и финансированию,
участвующие в оказании поддержки и развитии инициатив по образованию для всех,
должны обеспечить положение, при котором вопросы образования лиц с особыми
потребностями являлись бы неотъемлемой частью всех проектов в области развития.
84. Необходимо наладить международное сотрудничество для оказания поддержки
разработке технических условий всеобщего доступа к коммуникационным технологиям,
являющимся основой нарождающейся информационной инфраструктуры.
85. Эти Рамки действий были приняты путем аккламации после обсуждения и внесения
поправок 10 июня 1994 года на сессии, посвященной закрытию Конференции.
Предполагается, что государства-члены, а также правительственные и
неправительственные организации будут руководствоваться ими при выполнении
Саламанкской декларации о принципах, политике и практической деятельности в сфере
образования лиц с особыми потребностями.