Автор: Рыманова Елена Николаевна
Должность: преподаватель
Учебное заведение: МБУ ДО АР "ДШИ г. Аксая"
Населённый пункт: г.Аксай, Ростовской области
Наименование материала: статья
Тема: Психолого-педагогическое сопровождение одаренных детей
Раздел: дополнительное образование
Психолого-педагогическое сопровождение одаренных детей
Введение
в
школы
нового
Федерального
го суд а р с т ве н н о го
образовательного стандарта требует осуществления ряда мероприятий, которые
позволят
сохранить
физическое
и
психическое
здоровье
детей.
Выявление,
поддержка, развитие и социализация одаренных детей становятся одной из
приоритетных
задач
современного
образования.
Уже
сейчас
в
школах
происходят инновационные преобразования в разработке и внедрении новых
технологий обучения и воспитания, которые касаются и развития системы
работы с одаренными детьми.
Изменение парадигмы педагогического образования и превращение его по
существу
в
образование
психолого-педагогическое,
означает
необходимость
такого
содержания,
которое
позволит
осуществлять
в
процессе
своей
профессиональной
деятельности
обучение,
ориентированное
на
развитие
учащихся,
учет
их
особенностей
и
всестороннее
раскрытие
их
интеллектуального и личностного потенциала.
В
современной
образовательной
практике,
наряду
с
формированием
знаний и умений, в число приоритетных, включены цели, связанные с общим
личностным развитием и сохранением психологического здоровья учащихся.
Существенное
значение
в
их
достижении
имеет
психолого-педагогическое
сопровождение обучаемых.
Какие
же
новые
знания,
умения,
навыки
нужны
педагогу
для
эффективной
работы
в
школе?
Преподавателю,
который
делает
упор
на
получение
качественных
знаний,
необходимо
работать
в
двух
конкретных
направлениях. Первое направление — коррекционная работа с теми, кто не
справляется с объемами, нагрузками, сложным содержанием обучения. Второе
направление
—
повышение
своей
профессиональной
компетентности
в
вопросах
психологии
и
педагогики;
освоение
современных
психолого-
педагогических
технологий,
обеспечивающих
эффективное
усвоение
и
понимание учебного материала.
В
образовательном
учреждении
необходимо
создать
психолого-
педагогические
условия,
при
которых
возможно
развитие
у
одаренных
школьников мотивационных, интеллектуальных и творческих возможностей.
На
мой
взгляд,
главная
цель
работы
педагога
с
обучающимися,
имеющими
признаки
одаренности
–
создание
условий
для
выявления
одаренных
детей
в
школе,
оказание
психолого-педагогической
поддержки
процесса
социализации одаренных детей, создание условий для развития
потенциала каждого одаренного школьника.
Современные
трактовки
одаренности
позволили
мне
выделить
следующие ее виды:
1.
Интеллектуальная
одаренность
(предметно-академическая,
научно-
исследовательская, научно-техническая, проектно-инновационная);
2.
Коммуникативная
одаренность
(организационно-лидерская,
ораторская);
3.
Художественно-творческая
одаренность
(литературно-поэтическая,
хореографическая, сценическая, музыкальная, изобразительная);
4. Спортивная одаренность (общефизическая, отдельный вид спорта).
Такая
классификация
различных
видов
одаренности
позволяет
предположить, что каждый ребенок одарен в какой либо области. И развитие
одаренности зависит от условий, созданных для ребенка и в семье, и в школе.
Очень многое зависит от внимательности, чуткости, грамотности педагога.
Принципы педагогической деятельности в работе с одаренными детьми:
принцип
максимального
разнообразия
предоставленных
возможностей
для
развития личности; принцип индивидуализации и дифференциации обучения;
принцип создания условий для совместной работы учащихся при минимальном
участии
учителя;
принцип
свободы
выбора
учащимся
дополнительных
образовательных услуг, помощи, наставничества .
В заключении хочется сказать, что наше время — время перемен. И
становится очень актуальным то, что, выйдя из стен школы в большой мир,
молодые современные люди должны быть адаптированы к этому миру, а мы,
педагоги, должны им в этом помочь. Человек может прожить всю свою жизнь и
даже не подозревать о тех возможностях, которые заложены в него природой.
Он может не раскрыться в семье, а может не раскрыться в школе. Моя задача
как педагога помочь ребятам найти и понять себя. Ведь одаренность — это и
исключение, и правило, и каждый человек одарен.
От
всей
души
желаю
всем
учителям
творчества
в
работе,
такого
творчества о котором написал Торренс: «Творчество — это копать глубоко,
смотреть
в
оба,
слышать
запахи,
смотреть
сквозь,
протягивать
руки
в
завтрашний день, слушать кошку и петь в собственном ключе». И помните,
ребенок - не кувшин, который надо наполнить, а лампада, которую надо зажечь.