Напоминание

"Учимся прощать других"


Автор: Сахатова Галина Геннадьевна
Должность: учитель начальных классов
Учебное заведение: ГБОУ средняя общеобразовательная школа 53
Населённый пункт: г. Санкт - Петербург
Наименование материала: Методическая разработка классного часа
Тема: "Учимся прощать других"
Раздел: начальное образование





Назад




Классный час в 1 «Б» классе ГБОУ средней школы 53 г. Санкт-Петербурга
«Учимся прощать других»

Подготовила: Сахатова Галина Геннадьевна

учитель начальных классов
Ход занятия.
1.Создание эмоционального настроя.
Ребята, улыбнитесь друг другу, порадуйтесь сегодняшнему дню. Тихо сели. 1
Я рада вас приветствовать на нашем классном часе. Рассчитываю на вашу поддержку, помощь. Уверена, что наше сотрудничество будет успешным. С каким настроением вы пришли на классный час? На что оно похоже: на солнышко или на тёмную тучу? Пусть это настроение не покидает вас. 2. Введение в тему.
ТРУДНОЕ СЛОВО
Есть трудное слово на свете, Его очень трудно сказать. Его не хотят часто дети И слышать, не то, что понять. Оно никому не мешает, Оно примиряет людей. И тот, кто его применяет, Бывает сердечней, добрей. Что это за слово такое, Что многих так сильно страшит? Не сложное, очень простое: «Прости», — и Бог тоже простит. 3.Сегодня поговорим о том
Умеем ли мы прощать? Всё ли можно простить?
1. Прости… Почему это слово очень трудно сказать, трудно слышать и понять? 2. Когда говорят слово «прости»? 3. Вы можете вспомнить свои обиды? 4. Расскажите, что вы чувствовали? 5. Вам приятно было? 6. На кого вы обижаетесь? За что? 7. Как себя дети ведут, если они обиделись? 8. Легко ли человеку жить с обидой? Неумение прощать часто приводит к печальным последствиям. На земле очень много драк, войн, слез, потому что некоторые люди не умеют и не хотят прощать друг друга. 2
Нечаянно девочка толкнула двух стоявших мальчиков. Один умел про- щать, а другой не умел. Один сразу простил толкнувшую девочку, а дру- гой обиделся на нее и разозлился. Придумайте, что будет дальше, чем мо- жет все это кончиться для мальчика, который не умел прощать? (Сильно ударил, плач, скандал, больница, родители девочки, милиция) - Вам нравится, когда вас прощают и не наказывают? Значит, и вы тоже должны прощать других. (Поступай с другими так, как хочешь, чтобы по- ступали с тобой).
1)Болезнь непрощения
В далекой жаркой Африке в прохладной воде тихого озера жил Бегемот. В одно прекрасное утро он заболел невиданной и заразной болезнью, кото- рой на целый день заразились и заболели все жители озера. А как это все произошло, вы сейчас узнаете. В то самое утро очень-очень рано Бегемота разбудил чей-то крик. А потому с утра у него было плохое, можно сказать, прескверное настрое- ние. Он немного повалялся на дне озера, а потом всплыл наверх и подался к берегу, чтобы найти себе пищу. В тот самый момент, когда его спина по- казалась из воды, на него приземлились маленькие птички. Такое часто случалось и раньше, и Бегемот всегда прощал разгуливающих по его спи- не птиц. Ведь на спине у Бегемота любили жить разные червячки, жучки и комары, от этого его спина сильно чесалась, а птицы, склевывая насеко- мых прямо со спины, очень ему помогали. Но в этот раз одна из птичек клюнула Бегемота чуть сильнее, а Беге- мот вдруг взял, да и не простил ей этого. Он неожиданно рассердился и стал прогонять со своей спины всех птиц. Поворачиваясь, он нечаянно на- ступил на хвост Крокодилу, лежащему на берегу. Крокодил тоже сильно рассердился и почему-то тоже не захотел простить Бегемота. Но Бегемот был большой и сильный, а потому Крокодил решил от злости укусить кого-нибудь поменьше себя и погнался он тогда за зубастой Щукой. Еле уплыла Щука от Крокодила, но при этом и она успела заразиться от него непрощением. Вместо того чтобы простить и успокоиться, она решила сделать что-нибудь плохое маленьким лягушкам. Щука стала за ними го- няться, а лягушки еле-еле успели доплыть до берега и выпрыгнуть из воды. Рассердились лягушки на злую Щуку, тоже не захотели ее прощать и стали гоняться за комарами. Растревожили лягушки всех комаров, мирно сидящих в траве. Целое облако комаров взлетело над берегом озера. Увидели комары, что на спине 3
у Бегемота нет ни одной птицы, и дружно сели к нему на спину. Вскоре над озером раздался рев. Это ревел Бегемот, потому что на его спине ко- мары устроили себе настоящий пир. Зачесалась у Бегемота спина, начал он опять крутиться и снова наступил на Крокодила. А Крокодил опять рассердился и погнался за Щукой. И так целый день все гонялись друг за другом. Только к вечеру, когда все озеро ужасно переполошилось и наполни- лось ревом и криками, решил Бегемот простить птичек и опять пустил их к себе на спину. Птички прогнали комаров, и Бегемот, наконец-таки успо- коился. Следом за Бегемотом успокоился и Крокодил. Он простил Бегемо- та, потому что тот перестал наступать на его хвост. Щука простила Кроко- дила и перестала злиться на лягушек, а лягушки перестали обижаться на Щуку и больше не трогали комаров. Так к заходу солнца над озером вновь воцарилось спокойствие и тишина, а его обитатели погрузились в мирный сон. В далекой Африке до сих пор вспоминают ту странную болезнь. Долго спорили между собой звери и птицы, что же за болезнь была у жи- телей озера и почему они целый день так ревели и гонялись друг за дру- гом. И после долгих споров с помощью мудрого льва звери придумали этой болезни название – болезнь непрощения. – Из-за чего обитатели озера стали ссориться, сердиться и гоняться друг за другом? (Разучились прощать) – Злость и непрощение похожи на заразную болезнь, когда она с одного переходит на другого? – Почему вечером опять на озере воцарилось спокойствие и тишина? – Если кто-то не любит и не хочет прощать другого, то что может слу- читься потом? (Начнет обижаться, сердиться, дразниться, драться и в кон- це останется надолго с плохим настроением). – Кому навредили обитатели озера тем, что расхотели друг друга про- щать? (Только самим себе). – Для кого полезно умение прощать и почему? (Обиженному, прощением он побеждает обиду и свое плохое настроение). 2. Нужно уметь прощать для себя. Прежде всего, прощение несет успоко- ение самому человеку, он отпускает от себя обиды и червячок более не то- чит. А если червяк сидит и из года в год копает и копает, это, в конечном итоге, даст болезнь.
Вывод:
жить с тяжестью на сердце из-за обиды, злости тяжело. 4
-Чтобы не было тяжело, надо научиться просить прощение. Как вы просите прощение? Покажите. - Мирись! Мирись! Больше не дерись! -Прости меня, я больше так не буду! Пожать по-мужски руку, прикоснуться рукой к другому человеку.. Почему при прощении люди подают друг другу руку?
История рукопожатия
Рукопожатие уходит своими корнями в глубокое прошлое. Когда перво- бытные люди встречались в мирной обстановке, они демонстрировали ла- дони друг другу, чтобы показать, что не прячут никакого оружия в знак примирения и приветствия. Принято считать, что рука отражает душу че- ловека. Таким образом, рукопожатие означает, что ваши чувства исходят от чистого сердца. -Существуют правила «Как просить прощение». Подойти к человеку, с которым вы хотите помириться, назвать его по име- ни, посмотреть ему в глаза и сказать чётко, чтобы были понятны ваши слова. А главное их надо говорить искренне, т.е. от чистого сердца, чтобы человек почувствовал ваше раскаяние. -Легко ли просить прощение? (нелегко, трудно) -Что делать, чтобы не пришлось просить прощение? (Мудрый совет способен предотвратить поступок, за который будет стыдно потом. Для того чтобы горечь разочарования не закралась в душу, нужно прежде всего не обижать самому). -Всё ли можно простить? Простить можно. Надо лишь быть мудрым. Добрым. Любить. Жаль, что самым близким людям любви достаётся меньше всего. Ведь именно они всегда простят, защитят и помогут.
«Легенда о матери». В.А.Сухомлинского.
5

Был у матери единственный сын. Женился он на девушке изумитель-

ной красоты, но сердце у нее было черное, недоброе. Привел сын мо-

лодую жену в дом. Невзлюбила она свекровь и сказала мужу: «Пусть

не заходит мать в хату. Посели ее в сенях». Поселил сын мать в сенях.

Но мало показалось снохе и этого. Говорит она мужу: «Чтоб и духом

матери не пахло в хате!». Поселил сын мать в сарай. Только по ночам

выходила она на воздух. Но и этого показалось невестке мало. И ска-

зала она мужу: «Если хочешь, чтобы я жила с тобой, убей мать, вынь

у нее из груди сердце и принеси мне!». Так и сделал сын. Убил мать,

вынул из груди сердце, положил на кленовый листок и несет. Вдруг

споткнулся о камень, упал, ударился. Упало горячее материнское

сердце, встрепенулось и прошептало: «Ты не ушибся, сыночек? Сядь,

отдохни, родной, пусть боль уймется». Зарыдал сын, схватил мате-

ринское сердце, вложил в грудь матери, облил горячими слезами. По-

нял он, что никто не может любить его так преданно и всепрощающе

как мать. И столь огромной и бескорыстной была материнская лю-

бовь, столь искренним и глубоким было ее прощение, что ожило серд-

це, встала мать и прижала к себе сына.

Что вы теперь чувствуете? (ответы детей). Придя сегодня домой, ска-

жите родителям о том, как вы их любите. Это будет хороший шаг к

взаимопониманию и умению прощать близких.

Рефлексия:
Финальное рукопожатие по кругу. С передачей добра. Собственного теп- ла. И осознанием, что «прощай» означает «прости».
1.

Памятка.
Учитель раздаёт ребятам на память красивые памятки с лучами солнца. Ребята, запомните!


1.

Каждый может совершить ошибку.

2.

Совершив ошибку, умей её признать.

3.

Прости, и будешь прощён.

4.

Прощение уничтожит злобу и агрессию, разъедает ненависть,

спасает от одиночества.

5.

Прости, и твоя душа будет светлее.
Определите, изменилось ли ваше настроение после беседы, и в какую сто- рону? 6


В раздел образования