Автор: Пчелинцева Светлана Петровна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: СОГБУ
Населённый пункт: г. Смоленск
Наименование материала: статья
Тема: «Активизация познавательных интересов посредством применения ИКТ в условиях детского дома »
Раздел: дополнительное образование
«Активизация познавательных интересов посредством применения ИКТ в условиях
детского дома »
Активизация познавательной деятельности – важная проблема для каждого педагога, а особенно
– работающего в детском доме
Развитие активности, самостоятельности, инициативности, творческого подхода к делу – это
требование самой жизни. Поиски путей развития активизации познавательной деятельности
особенно у младших школьников, развитие их познавательных способностей и самостоятельности
– задача, которую призваны решать многие педагоги, психологи, методисты и учителя.
Сегодня, когда информация становится стратегическим ресурсом развития общества, внедрение
ИКТ является одним из условий эффективной компетентностно-ориентированной модели
начального общего образования при переходе на государственные образовательные стандарты
нового поколения.
Информационные технологии все глубже проникают в жизнь человека, а информационная
компетентность все более определяет уровень его образованности. Поэтому развивать
информационную культуру необходимо с начальной школы, ведь начальная школа – это
фундамент образования. И от того каким будет этот фундамент зависит дальнейшая успешность
ученика, а затем выпускника в современном мире. Он должен уметь самостоятельно, активно
действовать, принимать решения, гибко адаптироваться к изменяющимся условиям жизни.
Совершенно очевидно, что, используя только традиционные методы обучения, решить эту
проблему невозможно. Следовательно, необходимо искать эффективные методики и технологии.
Помогает педагогу в решении этой задачи сочетание традиционных методов обучения и
современных информационных технологий, в том числе и компьютерных. Одной из наиболее
действенных технологий считается ИКТ (информационно-компьютерная технология)
Актуальность использования средств ИКТ (информационно – коммуникационных технологий)
Использование ИКТ позволит активизировать индивидуальные, личностные мотивы в
процессе усвоения учебной информации.
Формирование навыков и умений информационно – поисковой деятельности.
Создание условий для эффективной реализации современных методов обучения.
Возможность выполнения развивающих заданий в процессе урока.
Объективность оценивания знаний и умений. В современных условиях модернизации
образования все активнее используются информационно-коммуникационные технологии в
процессе обучения. Не стоит в стороне от этого процесса и начальная школа.
Используемые средства ИКТ (информационно- коммуникационные технологии):
Методическое использование ИКТ: обучающие, демонстрационные, контролирующие.
Передо мной, как педагогом, стоит задача обучать детей таким образом, чтобы они могли быстро
и пластично реагировать на изменяющиеся условия, были способны обнаруживать новые
проблемы и задачи, находить пути их решения. Достичь хорошего результата в выполнении этой
задачи можно в условиях реализации инновационного подхода в обучении, обеспечивающего
переход на продуктивно-творческий уровень. Этого можно достичь при помощи разнообразных
технологий, включая информационно – коммуникационные.
Возможности….ИКТ:
1) Применение ИКТ на уроках усиливает положительную мотивацию обучения, активизирует
познавательную деятельность учащихся.2) Использование ИКТ позволяет проводить уроки на
высоком эстетическом и эмоциональном уровне; обеспечивает наглядность, привлечение
большого количества дидактического материала.
3) Повышается объем выполняемой работы на уроке в 1,5-2 раза; обеспечивается высокая степень
дифференциации обучения (почти индивидуализация).
4) Расширяется возможность самостоятельной деятельности; формируются навыки подлинно
исследовательской деятельности.
5) обеспечивается доступ к различным справочным системам, электронным библиотекам, другим
информационным ресурсам.
А всё вместе, конечно же, способствует повышению качества образования.
Использование ИКТ позволяет погрузиться в другой мир, увидеть его своими глазами. По данным
исследований, в памяти человека остается 1/4 часть услышанного материала, 1/3 часть
увиденного, и 1/2 часть увиденного и услышанного, 3/4 части материала, если ученик привлечен в
активные действия в процессе обучения. Компьютер позволяет создать условия для повышения
процесса обучения: совершенствование содержания, методов и организационных….форм.
Благодаря использованию ИКТ на уроках в школе и на занятиях в детском доме педагог переходит
от объяснительно – иллюстративного способа обучения к деятельностному, при котором ребенок
становится активным субъектом учебной деятельности. Это способствует осознанному усвоению
знаний воспитанников.
Использование ИКТ на позволяет в полной мере реализовать основные принципы активизации
познавательной деятельности:
- принцип равенства позиций;
- принцип доверительности;
- принцип обратной связи;
- принцип занятия исследовательской позиции.
Внедрение ИКТ осуществляется по следующим принципам:
создание презентаций к уроку;
работа с ресурсами Интернета;
использование готовых обучающих программ;
разработка и использование собственных авторских программ.
Развитие способностей воспитанников зависит от множества факторов. В том числе и от того,
насколько наглядным и удобным для его восприятия является используемый для занятий
материал
Презентация – мощное средство наглядности, развитие познавательного интереса. Применение
мультимедийных презентаций позволяет сделать занятия более интересными, включает в процесс
восприятия не только зрение, но и слух, эмоции, воображение, помогает детям глубже
погрузиться в изучаемый материал, сделать процесс обучения менее утомительным. Благодаря
компьютеру дети на занятиях получают наглядную информацию в виде видеофрагментов,
фильмов о природе и окружающей жизни. Воспитатель или ребенок могут на большом экране
или мониторе наглядно продемонстрировать дополнительные материалы к своему сообщению:
видеозапись, снимки, чертежи. Заранее созданная презентация заменяет «голый текст» для
фиксации внимания воспитанников на каких-либо иллюстрациях, содержат изображения,
видеоматериалы, тестовые задания.
Во многих случаях такое дополнение оказывается более эффективным, даёт возможность сочетать
разнообразные средства, способствующие более глубокому и осознанному усвоению изучаемого
материала, экономит время урока, насыщает его информацией, расширяет кругозор, прививает
познавательный интерес к учёбе. Поэтому, для меня получилось совершенно естественно
внедрение этих средств в свои занятия . Главное – возникла положительная мотивация усвоения
знаний, пробудился интерес у детей к познанию нового.
Анализ таких занятий показал, что познавательная мотивация увеличивается, облегчается
овладение сложным материалом.
Разрабатывая самостоятельно мультимедийные пособия, педагоги уделяют внимание цветовому
решению слайдов, зная о влиянии цвета на познавательную деятельность детей , учитывают
возрастные особенности, включают в презентации видеозаписи, анимированные модели явлений,
совершают с воспитанниками виртуальные путешествия в мир природы, наглядно показывают
взаимосвязь с другими наукам.
Обучающий эффект занятий с медиоподдержкой усилен звуковой иллюстрацией, музыкальным
сопровождением, анимированными и звуковыми эффектами. Эти эффекты сопровождаются
вопросами развивающего характера, которые вызывают ребят на диалог, комментирование
происходящего. Анализируя такие занятия, мы отмечаем: высокую плотность занятия,
интенсивность смены видов деятельности у детей. Занятия с использованием презентационного
материала, мультимедийных пособий, приобретают новую окраску, проходят эмоционально,
выразительно, в игровой форме, что в итоге способствует повышению качества усвоения
материала. Чтобы применение компьютера на занятиях давало положительные результаты,
необходима правильная организация работы занятий:
- компьютерные задания должны быть составлены в соответствии с содержанием заданной темы,
развивающие, активизирующие мыслительную деятельность и формирующие учебную и
познавательную деятельность воспитанников;
- использование ИКТ должно способствовать лучшему усвоению материала, не уводя и не
отвлекая детей от поставленной цели.
- использование компьютера в занятии допустимо в течение не более 10-15 минут. (Санитарные
правила и нормы).
Благодаря ИКТ, которые помогают воспитателю создать комфортные условия на занятии и достичь
высокого уровня усвоения материала, возможно:
-создание и подготовка дидактических материалов (варианты заданий, таблицы, памятки, схемы,
чертежи, демонстрационные таблицы и т.д.);
-создание презентации на определенную тему
-поиск и использование Интернет-ресурсов при подготовки занятия , внеклассного мероприятия,
самообразования;
-создание мониторинга по отслеживанию результатов обучения и воспитания; создание текстовых
работ;
Кроме того, фрагменты занятий, на которых используются презентации, отражают один из главных
принципов создания современного урока – принцип фасциации (принцип привлекательности).
Благодаря презентациям, дети, которые обычно не отличались высокой активностью на уроках,
стали активно высказывать свое мнение, рассуждать. Мотивы обучения становятся более
устойчивыми, появляется интерес к предмету.
На конкретных примерах предлагаю рассмотреть возможность использования ИКТ на занятиях
На занятиях с использованием математических заданий при помощи компьютера можно решить
проблему дефицита подвижной наглядности, когда дети под руководством воспитателя на экране
монитора изучают количественные соотношения или состав числа.
Применение на уроке компьютерных тестов, викторин , позволяет за короткое время получать
объективную картину уровня усвоения изучаемого материала и своевременно его
скорректировать.
ИКТ помогает организовать самоконтроль знаний воспитанников в работе с тестами,
предоставляет возможность им систематизировать знания, повторять, закреплять изученный
материал, решать интерактивные упражнения в виде компьютерных игр, развивать образное
мышление, память.
Любой контроль, в том числе организованный в рамках использования информационных
технологий, создает определенный эмоциональный фон и вызывает соответствующую
эмоциональную реакцию у воспитанника. Поэтому при использовании информационных
технологий нужно включать реплики, оценивающие степень успешности ребенка , тщательно
продуманные. Особенно важно, что не нужно предусматривать оценки темпа работы, личностные
качества ребят или особенности их психических процессов.
Таким образом, организация контроля и оценки средствами информационных технологий
рассматривается как одна из важных задач совершенствования педагогической деятельности,
которая должна соответствовать современным требованиям к работе воспитателя и
реализовывать принципы гуманизации.
На различных занятиях можно применять самые разнообразные формы работы с использованием
ИКТ. Интерес к таким занятиям резко вырастает.
Экран притягивает внимание, которого мы порой не можем добиться при другой работе сдетьми.
На экране можно быстро выполнить преобразования в деформированном тексте, превратив
разрозненные предложения в связный текст. Например, собрать пословицу.
Занятия с младшими детьми будут неинтересны и скучны, если не включать в их содержание
аудио средства. Научив детей слушать, можно предлагать записи образцового чтения небольших
по объёму литературных произведений. Это обучает выразительному чтению, умению
прочувствовать настроение, определить характер героев. Чтение стихов под удачно подобранную
фонограмму вызывает в душах маленьких слушателей бурю эмоций, желание самим попробовать
вызвать такие же чувства и у других.
Повышают творческий и интеллектуальный потенциал воспитанников – викторины, путешествия
по сказкам. Они расширяют и закрепляют полученные знания, повышают активность детей ,
способствуют развитию познавательного интереса к занятию
Множество загадочного и неизвестного находят дети в окружающем их мире. Ребенку очень
сложно найти ответы на интересующие их вопросы, но интересно и ребенок стремится найти
ответы на все интересующие их вопросы. Ребята с удовольствием принимают участие в различных
исследованиях, проектах. Действенным средством становления интереса к исследовательской
деятельности становится творческое проектирование. Главное правильно организовать
познавательную деятельность у воспитанников , создать благоприятные условия для новых
открытий. Тема, выбранная для исследования должна быть интересна ребёнку, когда он
заинтересован, делает полезное и важное дело, лучше усваивается материал. Максимальной
результативности процесса обучения можно достичь при условии погружения детей в атмосферу
творческого поиска исследовательской деятельности.
Метод проектов даёт ребятам возможность учиться весело и интересно, создаются условия для
активизации личностного потенциала, индивидуализации освоения знаний, коллективных форм
их применения. В результате проектной деятельности ребята становятся активными участниками
образовательного процесса. В ходе занятий воспитанники овладевают специальными знаниями,
умениями и навыками исследовательского поиска: видеть проблемы, ставить вопросы, выдвигать
гипотезы, давать определения понятиям, классифицировать, наблюдать, проводить
эксперименты, делать выводы, готовить тексты собственных докладов, объяснять, доказывать и
защищать свои идеи, осваивают практику презентаций результатов собственных исследований,
овладевают умениями аргументировать собственные суждения, учатся составлять презентации.
Продукт их творческой деятельности может иметь научную значимость и является предметом
инноваций. Дети сами открывают новые для них факты и строят новые для них понятия, а не
получают их готовыми от воспитателя или из книг и учебников , приходят к выводу, что для
успешной разработки интересного для них проекта им нужно многому научиться. Например,
решая задачу, как из стихов рождается музыка, они сами становятся композиторами,
соприкасаются с тайной возникновения звука.
Способности и умения формируются и развиваются по мере того, как дети приобретают всё более
разнообразный опыт столкновения с проблемами, решить которые можно только научно-
исследовательским путём. Педагог помогает воспитанникам встать на этот путь, а дальше они
идут по нему уже сами.
Заключение.
Занятия с использованием информационных технологий не только расширяют и закрепляют
полученные знания, но и в значительной степени повышают творческий и интеллектуальный
потенциал воспитанников . Я уверена, что использование информационных технологий может
преобразовать любое занятие , рационализировав детский труд, оптимизировав процессы
понимания и запоминания заданного на занятии материала, а главное, подняв на неизменно
более высокий уровень интерес детей к учебе и познанию нового
Таким образом, труд, затраченный на управление познавательной деятельностью с помощью
средств ИКТ, оправдывает себя во всех отношениях:
повышает качество знаний
продвигает ребенка в общем развитии
помогает преодолеть трудности
вносит радость в жизнь ребенка
позволяет вести обучение в зоне ближайшего развития
создает благоприятные условия для лучшего взаимопонимания педагога и воспитанника и их
сотрудничества в образовательном процессе
А значит, новые информационные технологии, применяющиеся методически грамотно, повышают
познавательную активность детей , что, несомненно, приводит к повышению эффективности
обучения и воспитания.
Информационные технологии только для педагогов ищущих, любящих осваивать новое. Они для
тех, кому небезразличен уровень своей профессиональной компетентности, кого беспокоит,
насколько он, педагог современной российской школы, соответствует требованиям времени.