Напоминание

"Развитие просодики у детей с речевыми нарушениями в условиях интеграции"


Автор: Кривенко Татьяна Васильевна
Должность: учитель-логопед
Учебное заведение: МБДОУ № 95
Населённый пункт: город Таганрог
Наименование материала: программа по самообразованию
Тема: "Развитие просодики у детей с речевыми нарушениями в условиях интеграции"
Раздел: дошкольное образование





Назад




Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад № 95 «Калинка»
План работы по самообразованию по

теме

«Развитие просодики у детей с

речевыми нарушениями в условиях

интеграции»

на 2015 – 2016 учебный год
Учитель - логопед Кривенко Т.В. г. Таганрог

Тема:

«Развитие просодики у детей с речевыми нарушениями в условиях

интеграции».

Обоснование выбранной темы:
С каждым годом увеличивается количество детей со сложными речевыми расстройствами, среди которых высокий процент детей, имеющих нарушения произношения, обусловленное дизартрией, и их готовность к обучению во многом зависит от преодоления этих недостатков. Выразительность речи данной группы детей имеет значительные отклонения от нормы: интонационная незавершённость окончания фразы, нарушения синтагматического ударения, отсутствие паузы в конце фраз, плохая дикция, трудности воспроизведения ритмической структуры слов, стихотворных текстов. Автоматизированное выполнение простых ритмов, других двигательных заданий зачастую просто невозможно. Нарушения применения и понимания просодических средств делает речь дошкольников монотонной и невыразительной. Неспособность оформлять свою речь просодическими элементами языка не только затрудняет речевую активность детей, но и негативно сказывается на общении с окружающими, задерживает формирование познавательных процессов и в связи с этим препятствует полноценному формированию личности. Для эффективной коррекции просодики у детей с тяжелыми нарушениями речи требуется комплексное воздействие педагогов, логопедов и музыкальных руководителей дошкольных учреждений.
Цель:
Повышение эффективности развития интонационной выразительности речи у детей с речевыми нарушениями в условиях интеграции логопеда и музыкального руководителя.
Задачи:
- изучить опыт учителей-логопедов в использовании комплексного подхода педагогов к развитию просодики у детей-логопатов; - организовать совместную с музыкальным руководителем работу по формированию интонационной выразительности речи у дошкольников; - систематизировать и использовать учебно-практические материалы по формированию всех компонентов просодики; - разработать рекомендации для воспитателей по использованию в работе с детьми голосовой и интонационной гимнастики; - повысить педагогическую культуру родителей по проблеме формирования выразительности речи у дошкольников; - способствовать развитию произвольной регуляции деятельности, эмоционально- личностной сферы, эстетических способностей. - пополнить развивающую среду кабинета.

План работы

Направление

работы

Мероприятия

Сроки
Изучение научно- методической, учебной литературы 1.Архипова Е.Ф. «Стертая дизартрия у детей». М.: «Астрель», 2006 г. 2.Воронова А.Е. «Логоритмика в речевых группах ДОУ для детей 5-7 лет». 3.Гавришева Л. Б., Нищева Н. В. “Логопедические распевки”- СПб Детсво-пресс 2005. Сентябрь Октябрь Декабрь Творческое сотрудничество с музыкальным руководителем 1. Определение проблемы. 2. Взаимообмен результатами диагностики речевого и музыкального развития детей логопедических групп. 3. Планирование совместной работы логопеда и музыкального руководителя в логопедических группах. 4. Разработка проекта (цель, задачи, план деятельности по достижению цели). 5. Подбор методической литературы, пособий и репертуара для обеспечения эффективного взаимодействия учителя-логопеда и музыкального руководителя. 6. Оформление документации взаимодействия всех структур образовательного процесса. Сентябрь Октябрь В течение года Октябрь
Практическая деятельность 1.Проведение совместных тематических развлечений: - «День знаний. Ещё немножко подрастём, тоже в школу мы пойдём» - познавательная экскурсия (подбор заданий, включающих развитие просодики). - «Осенняя ярмарка» - музыкально-логопедическое развлечение. - Поэтический вечер, посвященный дню рождения С.Есенина (чтение детьми и родителями стихотворений поэта). - Театрализованное представление « Каштанка» ко дню рождения А.П.Чехова. - Комплексно-игровое занятие «Есть у солнышка друзья». - Комплексное занятие «Хотим под мирным небом жить» 4.Подбор речевого и песенного материала с учетом индивидуальных речевых возможностей детей к утренникам. 5.Подбор скороговорок с учетом поставленных и автоматизированных звуков для использования на музыкальных занятиях с целью закрепления правильного звукопроизношения. 6.Составление картотеки игр, пособий по коррекции просодической стороны речи. 7.Распределение песенного репертуара для сольных и ансамблевых выступлений с учётом индивидуальных речевых возможностей детей. 8.Совместное распределение ролей к выпускному утреннику с целью эффективного использования навыков и умений, которыми овладели дети за период коррекционного обучения. Сентябрь Октябрь Ноябрь Январь Апрель Май Новый год, 8 Марта Декабрь В течение года В течение года Апрель Творческое сотрудничество с педагогами 1.Посещение занятий по развитию связной речи, проводимых воспитателями, с целью согласования работы над интонационной выразительностью речи. В течение года Март
2.Разработка рекомендаций для воспитателей по использованию в работе с детьми голосовой и дыхательной гимнастики. 3. Подготовка мини-сценок к утренникам, развлечениям. 4.Проведение семинара на педсовете по теме «Формирование интонационной выразительности речи у дошкольников» (учитель-логопед). 5. Семинар-практикум «Здоровьесберегающие технологии для педагогов и детей» (музыкальный руководитель). В течение года Май Ноябрь Сотрудничество с родителями. Индивидуальные консультации для родителей по формированию интонационной выразительности у старших дошкольников. В течение года Подведение итогов самообразования 1.Взаимообмен результатами диагностики речевого и музыкального развития детей логопедических групп. 2.Итоговое мероприятие - выпускной утренник в подготовительной группе. 3. Отчет о проделанной работе. Май Май Июнь

Тема: «Формирование интонационной выразительности у старших дошкольников»

Обоснование выбранной темы: и Интонационная выразительность речи играет

особую роль в процессе общения, определяя как смысловое содержание речи, так и

отношение говорящего к содержанию. Развитие ее проходит длинный и

своеобразный путь.

Знание компонентов интонации, схемы обследования и способов коррекции

нарушений интонационной стороны речи поможет правильно построить

логопедическую работу

Цель: Составить адекватное представление о формировании интонационной

выразительности речи, планировать логопедическую работу в соответствии с

полученной информацией, прогнозировать возможный результат речевой

коррекции.

Задачи:

Изучить теоретический материал о компонентах интонации, их функциях,

характеристиках.

Изучить методы диагностики нарушений просодической стороны речи.

Пересмотреть содержание логопедической работы с детьми, имеющими

фонетическое нарушение. Включить в работу упражнения и задания по

формированию навыка интонационной выразительности речи.

Список литературы для самостоятельного изучения:

Архипова Е.Ф., Коррекционно – логопедическая работа по преодолению стертой

дизартрии. — М., 2008

Гельм Е.И., Формирование интонационной выразительности речи у дошкольников

с дизартрией. // Логопед.2010. — №4

Осипова Р.А., Формирование интонационной выразительности речи у старших

дошкольников с ОНР. // Логопед.2013. — №6

Направление работы

Мероприятия

Сроки
Научно-исследовательская Изучение научно-методической, учебной литературы В течение
работа по проблеме План изучения темы: Компоненты интонации. Функции. Характеристики. Развитие интонации в онтогенезе. Особенности голосообразования у ребенка Нарушения интонации. Обследование интонационной стороны речи у детей: а) обследование восприятия и понимания интонации; б) обследование воспроизведения и употребления интонационных средств. Способы коррекции нарушений интонационной стороны речи. учебного года Участие РМО музыкальных руководителей и специалистов
Тема
: сентябрь Творческое сотрудничество с коллегами Взаимопосещение занятий воспитателей по разделу «Коммуникация». Провести консультации для воспитателей: «Общее представление об интонации. Компоненты. Онтогенез». «Коррекция нарушений интонационной стороны речи. Практические упражнения и задания». Разработать рекомендации для воспитателей по использованию в работе с детьми голосовой и интонационной гимнастики. В течение учебного года октябрь январь Повышение квалификации на курсах НИРО Согласно плану – графику в 2013году Курсовая работа на тему: октябрь С 14.10.2013 (2 недели)
Освоение ТСО Продолжать осваивать офисное приложение Microsoft Office PowerPoint 2007 для составления слайдовой презентации и использовать ее в своей дальнейшей работе. В течение учебного года Практическая деятельность Подобрать практический материал для работы над совершенствованием интонационной стороны речи. Изготовить атрибуты, дидактический материал для воспитания навыков правильного вдоха и выдоха. Изготовить атрибуты, дидактический материал для артикуляционно – мимической гимнастики. Пополнить картотеку речевого материала логоритмическими упражнениями. Конкурс чтецов детей старшей группы. Наглядная консультация для родителей:«Формирование интонационной выразительности у старших дошкольников». В течение учебного года февраль Подведение итогов самообразования Выступление на заседаниях РМО. 2. Провести сравнительный анализ количественных и качественных показателей результатов коррекционной работы за 2 года. 3. Составить картотеку игр, пособий по коррекции просодической стороны речи.


В раздел образования