"Развитие просодики у детей с речевыми нарушениями в условиях интеграции"
Автор: Кривенко Татьяна Васильевна Должность: учитель-логопед Учебное заведение: МБДОУ № 95 Населённый пункт: город Таганрог Наименование материала: программа по самообразованию Тема: "Развитие просодики у детей с речевыми нарушениями в условиях интеграции" Раздел: дошкольное образование
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад
№ 95 «Калинка»
План работы по самообразованию по
теме
«Развитие просодики у детей с
речевыми нарушениями в условиях
интеграции»
на 2015 – 2016 учебный год
Учитель - логопед Кривенко Т.В.
г. Таганрог
Тема:
«Развитие просодики у детей с речевыми нарушениями в условиях
интеграции».
Обоснование выбранной темы: С каждым годом увеличивается количество детей
со сложными речевыми расстройствами, среди которых высокий процент детей,
имеющих нарушения произношения, обусловленное дизартрией, и их готовность к
обучению во многом зависит от преодоления этих недостатков. Выразительность
речи данной группы детей имеет значительные отклонения от нормы: интонационная
незавершённость окончания фразы, нарушения синтагматического ударения,
отсутствие паузы в конце фраз, плохая дикция, трудности воспроизведения
ритмической структуры слов, стихотворных текстов. Автоматизированное
выполнение простых ритмов, других двигательных заданий зачастую просто
невозможно. Нарушения применения и понимания просодических средств делает
речь дошкольников монотонной и невыразительной.
Неспособность оформлять свою речь просодическими элементами языка не
только затрудняет речевую активность детей, но и негативно сказывается на
общении с окружающими, задерживает формирование познавательных процессов и в
связи с этим препятствует полноценному формированию личности.
Для эффективной коррекции просодики у детей с тяжелыми нарушениями
речи требуется комплексное воздействие педагогов, логопедов и музыкальных
руководителей дошкольных учреждений.
Цель: Повышение эффективности развития интонационной выразительности речи у
детей с речевыми нарушениями в условиях интеграции логопеда и музыкального
руководителя.
Задачи:
- изучить опыт учителей-логопедов в использовании комплексного подхода
педагогов к развитию просодики у детей-логопатов;
- организовать совместную с музыкальным руководителем работу по формированию
интонационной выразительности речи у дошкольников;
- систематизировать и использовать учебно-практические материалы по
формированию всех компонентов просодики;
- разработать рекомендации для воспитателей по использованию в работе с детьми
голосовой и интонационной гимнастики;
- повысить педагогическую культуру родителей по проблеме формирования
выразительности речи у дошкольников;
- способствовать развитию произвольной регуляции деятельности, эмоционально-
личностной сферы, эстетических способностей.
- пополнить развивающую среду кабинета.
План работы
Направление
работы
Мероприятия
Сроки
Изучение научно-
методической,
учебной
литературы
1.Архипова
Е.Ф.
«Стертая
дизартрия
у
детей».
М.:
«Астрель», 2006 г.
2.Воронова А.Е. «Логоритмика в речевых группах ДОУ
для детей 5-7 лет».
3.Гавришева
Л.
Б.,
Нищева
Н.
В.
“Логопедические
распевки”- СПб Детсво-пресс 2005.
Сентябрь
Октябрь
Декабрь
Творческое
сотрудничество с
музыкальным
руководителем
1.
Определение проблемы.
2.
Взаимообмен результатами диагностики речевого и
музыкального развития детей логопедических
групп.
3.
Планирование совместной работы логопеда и
музыкального руководителя в логопедических
группах.
4.
Разработка проекта (цель, задачи, план
деятельности по достижению цели).
5.
Подбор методической литературы, пособий и
репертуара для обеспечения эффективного
взаимодействия учителя-логопеда и музыкального
руководителя.
6.
Оформление документации взаимодействия всех
структур образовательного процесса.
Сентябрь
Октябрь
В течение
года
Октябрь
Практическая
деятельность
1.Проведение совместных тематических развлечений:
- «День знаний. Ещё немножко подрастём, тоже в
школу мы пойдём» - познавательная экскурсия (подбор
заданий, включающих развитие просодики).
- «Осенняя ярмарка» - музыкально-логопедическое
развлечение.
- Поэтический вечер, посвященный дню рождения
С.Есенина (чтение детьми и родителями стихотворений
поэта).
- Театрализованное представление « Каштанка» ко дню
рождения А.П.Чехова.
- Комплексно-игровое занятие «Есть у солнышка
друзья».
- Комплексное занятие «Хотим под мирным небом
жить»
4.Подбор речевого и песенного материала с учетом
индивидуальных речевых возможностей детей
к утренникам.
5.Подбор скороговорок с учетом поставленных и
автоматизированных звуков для использования на
музыкальных занятиях с целью закрепления
правильного звукопроизношения.
6.Составление картотеки игр, пособий по коррекции
просодической стороны речи.
7.Распределение песенного репертуара для сольных и
ансамблевых выступлений с учётом индивидуальных
речевых возможностей детей.
8.Совместное распределение ролей к выпускному
утреннику с целью эффективного использования
навыков и умений, которыми овладели дети за период
коррекционного обучения.
Сентябрь
Октябрь
Ноябрь
Январь
Апрель
Май
Новый год,
8 Марта
Декабрь
В течение
года
В течение
года
Апрель
Творческое
сотрудничество с
педагогами
1.Посещение занятий по развитию связной речи,
проводимых воспитателями, с целью согласования
работы над интонационной выразительностью речи.
В течение
года
Март
2.Разработка рекомендаций для воспитателей по
использованию в работе с детьми голосовой и
дыхательной гимнастики.
3. Подготовка мини-сценок к утренникам,
развлечениям.
4.Проведение семинара на педсовете по теме
«Формирование интонационной выразительности речи
у дошкольников» (учитель-логопед).
5. Семинар-практикум «Здоровьесберегающие
технологии для педагогов и детей» (музыкальный
руководитель).
В течение
года
Май
Ноябрь
Сотрудничество с
родителями.
Индивидуальные консультации для родителей по
формированию интонационной выразительности у
старших дошкольников.
В течение
года
Подведение
итогов
самообразования
1.Взаимообмен результатами диагностики речевого и
музыкального развития детей логопедических групп.
2.Итоговое мероприятие - выпускной утренник в
подготовительной группе.
3. Отчет о проделанной работе.
Май
Май
Июнь
Тема: «Формирование интонационной выразительности у старших дошкольников»
Обоснование выбранной темы: и Интонационная выразительность речи играет
особую роль в процессе общения, определяя как смысловое содержание речи, так и
отношение говорящего к содержанию. Развитие ее проходит длинный и
своеобразный путь.
Знание компонентов интонации, схемы обследования и способов коррекции
нарушений интонационной стороны речи поможет правильно построить
логопедическую работу
Цель: Составить адекватное представление о формировании интонационной
выразительности речи, планировать логопедическую работу в соответствии с
полученной информацией, прогнозировать возможный результат речевой
коррекции.
Задачи:
Изучить теоретический материал о компонентах интонации, их функциях,
характеристиках.
Изучить методы диагностики нарушений просодической стороны речи.
Пересмотреть содержание логопедической работы с детьми, имеющими
фонетическое нарушение. Включить в работу упражнения и задания по
Архипова Е.Ф., Коррекционно – логопедическая работа по преодолению стертой
дизартрии. — М., 2008
Гельм Е.И., Формирование интонационной выразительности речи у дошкольников
с дизартрией. // Логопед.2010. — №4
Осипова Р.А., Формирование интонационной выразительности речи у старших
дошкольников с ОНР. // Логопед.2013. — №6
Направление работы
Мероприятия
Сроки
Научно-исследовательская
Изучение научно-методической, учебной литературы
В течение
работа по проблеме
План изучения темы:
Компоненты интонации. Функции. Характеристики.
Развитие интонации в онтогенезе. Особенности
голосообразования у ребенка
Нарушения интонации.
Обследование интонационной стороны речи у детей:
а) обследование восприятия и понимания интонации;
б) обследование воспроизведения и употребления
интонационных средств.
Способы коррекции нарушений интонационной
стороны речи.
учебного
года
Участие РМО
музыкальных
руководителей и
специалистов
Тема :
сентябрь
Творческое
сотрудничество с
коллегами
Взаимопосещение занятий воспитателей по разделу
«Коммуникация».
Провести консультации для воспитателей:
«Общее представление об интонации. Компоненты.
Онтогенез».
«Коррекция нарушений интонационной стороны речи.
Практические упражнения и задания».
Разработать рекомендации для воспитателей по
использованию в работе с детьми голосовой и
интонационной гимнастики.
В течение
учебного
года
октябрь
январь
Повышение квалификации
на курсах НИРО
Согласно плану – графику в 2013году
Курсовая работа на тему:
октябрь
С 14.10.2013
(2 недели)
Освоение ТСО
Продолжать осваивать офисное приложение
Microsoft Office PowerPoint 2007 для составления
слайдовой презентации и использовать ее в своей
дальнейшей работе.
В течение
учебного
года
Практическая
деятельность
Подобрать практический материал для работы над
совершенствованием интонационной стороны речи.
Изготовить атрибуты, дидактический материал для
воспитания навыков правильного вдоха и выдоха.
Изготовить атрибуты, дидактический материал для
артикуляционно – мимической гимнастики.
Пополнить картотеку речевого материала
логоритмическими упражнениями.
Конкурс чтецов детей старшей группы.
Наглядная консультация для
родителей:«Формирование интонационной
выразительности у старших дошкольников».
В течение
учебного
года
февраль
Подведение итогов
самообразования
Выступление на заседаниях РМО.
2. Провести сравнительный анализ количественных и
качественных показателей результатов
коррекционной работы за 2 года.
3. Составить картотеку игр, пособий по коррекции
просодической стороны речи.