Автор: Атнагулова Лилия Сагитовна
Должность: преподаватель по классу фортепиано
Учебное заведение: МБУДО г. Казани "Детская музыкальная школа №15"
Населённый пункт: город Казань
Наименование материала: методическая разработка
Тема: "Развитие чувства ритма в классе фортепиано"
Раздел: дополнительное образование
Муниципальное бюджетное учреждение дополнительного образования
Г. Казани «Детская музыкальная школа №15»
Преподаватель по классу фортепиано
Атнагулова Лилия Сагитовна.
«Развитие чувства ритма в классе фортепиано».
Известно, что художественный образ музыкального произведения передается
целым комплексом средств выразительности: звуковысотностью,
ритмической организацией, тембрами и т. д. Слушая музыку, человек
воспринимает эти средства благодаря соответствующим способностям. В
зависимости от конкретного вида музыкальной деятельности те или другие
способности становятся более важными. Например, для восприятия
инструментальной музыки огромное значение имеет тембровый слух, а при
исполнении песни эта способность оказывается второстепенной.
Чувство ритма — это такая музыкальная способность, без которой
практически невозможна никакая музыкальная деятельность: игра на
инструменте, исполнение вокального произведения, сочинение музыки.
Функции музыкального ритма не исчерпываются только измерением и
организацией длительностей во времени; функции эти неизмеримо более
существенны. Являясь выразительным средством, ритм почти всегда
отражает эмоциональное содержание музыки, ее образно-поэтическую
сущность. Это первая особенность ритма. Теснейшим образом связан ритм в
музыке с передачей различных экспрессивных состояний человека, с
воплощением в ней сложных проявлений его внутренней жизнедеятельности.
Только хорошо «налаженная», достаточно надежная и прочная музыкально-
исполнительская моторика может служить надлежащей опорой для развития
чувства ритма.
Итак, собственное исполнение музыки, ярко высвечивая эмоциональное
содержание ритма с одной стороны, предоставляя требуемую в данном
случае двигательно-моторную опору с другой, пролагает кратчайшие пути в
направлении развития и совершенствования музыкально-ритмического
чувства.
Важно обратить внимание на то, что музыкально-ритмическое воспитание в
значительной своей части сводится к усвоению и слуховой переработке
учащимся разновидностей метроритмических рисунков, фигур, комбинаций.
Узнавание и последующее закрепление в слуховом опыте ученика
многообразного количества метроритмических рисунков и фигур —
существенный момент в формировании и дальнейшем развитии музыкально-
ритмического чувства.
Темпо-ритм выдвигает перед исполнителем задачи первостепенной
художественной важности и сложности. Этим определяется место и значение
работы над темпо-ритмом в комплексном музыкально-ритмическом
воспитании.
Привнося в музыку тот или иной эмоциональный оттенок, темпо-ритм имеет
самое непосредственное отношение к исполнительской лепке звукового
образа. Найден верный темпо-ритм — и произведение оживает под пальцами
исполнителя, нет — и поэтическая идея может оказаться искаженной.
Исполнение музыки на фортепиано активно воспитывает музыкально-
ритмическое чувство, создает естественную и благоприятную среду для его
развития. Рассмотрим конкретные приемы и способы работы, которые,
будучи использованы в ходе разучивания произведения, одновременно
воздействуют и на музыкально-ритмическое сознание обучающегося:
1. Просчитывание исполняемого произведения, представляя собой одну из
наиболее распространенных форм двигательно-моторного отражения
ритмических процессов, ведет к значительному упрочению ритмического
чувства. Помогает играющему разобраться в ритмической структуре
малознакомой музыки, облегчает соизмерение различных длительностей,
выявляет метрически опорные доли. «Счет имеет неоценимое значение, ибо
он развивает и укрепляет чувство ритма лучше, чем что-либо другое...» (И.
Гофман).
Вместе с тем, привычка к постоянному счету чревата и негативными
последствиями: на известном этапе она может привести к частичному
омертвению непосредственных, эмоциональных музыкально-ритмических
ощущений. Считать следует по мере необходимости,- от громкого счета вслух
целесообразно переходить к счету «про себя», затем к одному лишь
внутреннему ощущению равномерно пульсирующих временных долей.
2. Начертание ритмических схем, где длительности выстраиваются в
определенных комбинациях на одной строчке. Эти схемы дают наглядное
конкретное представление о том или ином метроритмическом узоре.
3.Прохлопывание метроритмических структур. Эти приемы, освобождая
учащегося от исполнения на инструменте, специально акцентируют
ритмический момент, чем и оказывают помощь при решении отдельных задач
времяизмерительного свойства. Например – напевая мелодию, рукой
отстукивать счет.
4.Дирижирование. Дирижируя, учащийся, как правило, с особой
эмоциональной обостренностью реагирует на развертывание музыкальной
мысли во времени, интенсивно переживает ее. Полезно продирижировать
произведение полностью, от начала до конца.
5. Ускорения, замедления, неустойчивость в движении, являющиеся довольно
распространенными ученическими недостатками, могут быть частично
ликвидированы следующим образом: учащийся делает искусственную
остановку в ходе исполнения произведения, громко и точно просчитывает
два-три пустых такта, а затем вновь возобновляет игру. Выравниванию
музыкального движения способствует и такой методический прием как
сопоставление отдельных фрагментов пьесы с ее начальными тактами.
6. Музыкально-ритмическое чувство учащегося, особенно неустойчивое,
может обрести необходимое подкрепление. Полезно применять такие приемы
как: совместный счет вслух, иногда «постукивание» со стороны, легкие
мерные похлопывания по плечу музицирующего ученика, разного рода
жестикуляции и т. д. — все эти идущие извне импульсы педагогического
воздействия оказываются, подчас, весьма эффективными, помогают
начинающему исполнителю двигаться по нужной, точно очерченной
метроритмической колее.
7.Конкретный игровой показ педагога. В одних случаях он поможет
устранить те или иные ритмические погрешности, в других — оживит
монотонное, вялое по движению ученическое исполнение и т. д.
8. Игра в ансамбле. Игра в четыре руки ставит перед исполнителями те же
требования, что и ансамблевая игра в других жанрах: инструментальном,
вокальном, хоровом. Чтобы стать частью целого, исполнителям-партнерам
нужно вслушиваться и вживаться в музыкальный процесс. При этом
затрагиваются и развиваются самые различные способности, такие как
качество звучания и ритмичность исполнения.
Следует отметить, что значение ритмической точности при игре в четыре
руки чрезвычайно велико. В процессе начального этапа разучивания
произведения для ансамбля может помочь метроном, позднее необходимо
достичь такой синхронности движений и исполнительских приемов, которые
обеспечивают одновременность и согласованность игры. В совместном
музицировании учащийся-пианист приобретает и чисто музыкальную
гибкость, и свободу.
Список литературы:
1. Коган Г. У врат мастерства. М.: Музыка.1969.
2. Нейгауз Г. Об искусстве фортепианной игры. М.:Музыка.1987.
3. Вопросы фортепианной педагогики.1976.