Напоминание

Особенности работы концертмейстера в классе хорового дирижирования и постановки голоса»


Автор: Марченко Елена Александровна
Должность: преподаватель высшей квалификационной категории
Учебное заведение: МБУ ДО Детская школа искусств
Населённый пункт: г.Камышин
Наименование материала: методический доклад
Тема: Особенности работы концертмейстера в классе хорового дирижирования и постановки голоса»
Раздел: дополнительное образование





Назад




Муниципальное образовательное учреждение

дополнительного образования детей

Детская школа искусств

« Особенности работы концертмейстера

в классе хорового дирижирования и

постановки голоса»

Преподаватель

Марченко Елена Александровна

г. Камышин 2019

Говоря об ансамбле, не могу не заострить внимание на роли концертмейстера в

классах дирижирования хором и постановки голоса. Имея за плечами большой

опыт работы концертмейстером, смело говорю, что являюсь посредником между

педагогом и учащимся; проводником принципов педагога, его идей, методики

работы

с

учащимся.

Длительный

период

пребывания

вокальном

и

хоровом

классах вырабатывает у концертмейстера так называемый вокально-хоровой слух.

Что

же

это

такое?

Умение

проанализировать,

в

чём

заключается

ровность

звуковедения

и

напомнить

учащимся

вокально-хоровые

установки

педагога.

Концертмейстеру должны быть хорошо известны возможности дыхания данного

солиста, максимальная для него продолжительность певческого звука. Разные но

характеру

произведения

требуют

различного

дыхания.

Певец

(или

хор)

по

разному

дышит

исполняя

сочинения

классиков

и

русские

народные

песни.

Дыхание меняется при смене темпа, и оно будет взято учащимся. если он поёт или

дирижирует народную песню спокойную и глубокую или, например, «Попутную

песню»

Глинки-быструю

и

энергичную.

Дыхание

всегда

и

расходуется

по

разному: если интервалы удобны, мелодия плавная, оно берётся на достаточно

большую

музыкальную

фразу.

В

широкой

контилене

если

фраза

содержит

неудобные

интервалы,

запас

дыхания

у

певца

может

иссякнуть

раньше.

Концертмейстер должен помочь певцу, он должен верно ощущать запас дыхания.

Многое зависит от физического состояния исполнителя, от его психологической

настройки. Если исполнитель хорошо владеет дыханием- пианист играет свою

партию в установленном темпе, если же он ощущает, что у солиста дыхание

короче, то лучше немного ускорить темп, постараться сделать так, чтобы это

вынужденное ускорение не было слишком заметным. Здесь, я считаю, действует

тот

же

закон,

что

и

в

сольном

исполнительстве:

всякое

ускорение

вызывает

необходимость в последующем замедлении. Но при этом нужно контролировать

солиста,

чтобы

все

ускорения

и

замедления

не

нарушили

логически

художественной соразмерности в исполнении. Если певец взял долгиё звук, он

должен чувствовать себя удобно и знать сто пианист поможет закончить фразу.

Для этого, если на протянутом звуке композитором указано ritenuto, то пианист

должен своё

ritenuto сделать только во второй половине длящегося

звука

( особенно в конце фразы), первую же половину играть в темпе. Это помогает

подстраховать солиста на случай нехватки дыхания.

Особую трудность в овладении аккомпанементом представляют

собой

сочинения, написанные в быстром темпе, в мелодии которых отсутствуют паузы.

Певец обычно за счёт быстрого вдоха укорачивает первые ноты, а не вторые, и в

этих случаях я даю возможность певцу перевести незаметно дыхание, при этом

фортепианная партия не прерывается, «пульс» произведения, его ритм ни на

секунду

не

задерживается.

Следующее,

что

я

хочу

выделить-

это

умение

концертмейстера

«дышать»

одновременно

с

солистом.

Это

основной

закон

ансамбля.

Надо

уметь

следить

за

совпадением

моментов

дыхания,

чтобы

не

создавалось впечатления своеобразной синкопы: «фортепиано- певец»

Отсюда явно следует вывод: концертмейстер должен обладать хорошо, я бы

сказала,

прекрасно

развитым

ритмическим

чувством;

уметь

следить

за

изменяемым солистом темпом, уметь гибко приводить партнёр, а по ансамблю к

«стержневому»,

единому

темпу,

заполнять

точно

время

паузы

у

солиста

не

затягивая темпа, чтобы сохранить общий ритмический рисунок.

Когда педагог, концертмейстер и учащийся длительное время работают в

классе,

тогда

совместно

рождается

общий

для

нас

исполнительский

план:

соотношение темпов, динамика, фразировка-всё это откладывается в памяти.

Но, к сожалению, фактор внезапности имеет очень большое значение в

профессии концертмейстера. И для того, чтоб концертмейстер мог быть удобным

партнёром ,для того, чтобы он мог быть настоящим помощником, он должен

овладеть

искусством

быстрой

ориентации

в

нотном

тексте.

Это

одно

из

обстоятельств,

которые

роднят

функции

концертмейстера

и

дирижёра.

Аккомпаниатору

необходим

музыкальный

охват,

видение

всего

произведения:

формы, партитуры. Но всё же при этом часто бывает, что концертмейстер не имеет

возможности

учить

произведение

долго.

Он

должен

быстрее

понять

его

характерные

возможности:

темпо-ритм,

динамику,

характер,

соразмерность

частей,

особенности

кульминаций.

Хочу

отметить,

что

в

кульминациях

концертмейстер должен быть особенно внимательным, чтобы поддержать солиста.

Это имеет большое значение, ибо нечуткий аккомпаниатор напоминает тяжёлую

телегу, которую с трудом везёт лошадь. Телега мешает ей идти, отягощает её

движение. Так же точно малоодарённый или неопытный концертмейстер мешает

воплощению намерений солиста.

Важной задачей является умение начать произведение в оптимальном темпе. В

большинстве

случаев

«ключом»

к

выбору

темпа

является

правильное

представление

о

характере

первых

сольных

фраз

певца

или

хора.

Создать

предпосылку для удобного «включения» сольных фраз может только пианист,

умеющий схватывать форму и проанализировать стиль композитора.

Итак, я думаю, прежде всего концертмейстер должен быть исполнителем-

художником. Эта профессия немыслима также без овладения навыками чтения с

листа и транспонирования. Однако и этого недостаточно. Концертмейстер должен

уметь самостоятельно работать с учащимся над произведением, должен постичь

законы

музыкальной

драматургии,

уметь

исполнять

хоровые

произведения,

подчиняясь руке дирижёра, быть хорошо эрудированным музыкантом, знающим

большое количество стилей, умеющим моментально ориентироваться в нотном

тексте,

быть

чутким

по

отношению

к

солисту.

Каждый

настоящий

солист-

художник всегда должен быть благодарен своему достойному партнёру, потому

что без его поддержки

не может быть осуществлено ни одно художественное

намерение. Но почему-то редко кто и мало говорит о том, что концертмейстер

участвует в процессе исполнения солиста, начиная с выбора программы, работы

над нотным текстом, балансом звучности, темпо-ритмом произведения.



В раздел образования