"Развитие познавательно – творческой активности дошкольников средствами организации работы с макетами"
Автор: Семёнова Марина Викторовна Должность: воспитатель Учебное заведение: МАДОУ "Детский сад №30" Населённый пункт: г.Тобольск, Тюменская область Наименование материала: статья Тема: "Развитие познавательно – творческой активности дошкольников средствами организации работы с макетами" Раздел: дошкольное образование
Развитие познавательно – творческой активности дошкольников
средствами организации работы с макетами.
Федеральные Государственные Требования и последующий за ними ФГОС
дошкольного
образования
направлены
на
создание
оптимальных
условий
развития детей дошкольного возраста в современных условиях, реализации
права ребенка на доступное, качественное образование. Основополагающим
требованием общества к современному дошкольному образованию
является
формирование личности, которая умела бы самостоятельно творчески решать
различные задачи, критически мыслить, вырабатывать и защищать свою точку
зрения,
убеждения,
систематически
и
непрерывно
пополнять
и
обновлять
знания
путем
самообразования,
совершенствовать
умения,
творчески
п р и м е н я т ь
и х .
Современное
образование
часто
носит
репродуктивный
характер
и
это
негативно сказывается на развитии и саморазвитии ребенка, на способности
обучатся
в
дальнейшем.
Создание
макетов,
по
нашему
мнению,
способно
решить
эту
проблему,
так
как
стержнем
такой
формы
работы
является
исследовательская,
познавательная,
игровая,
творческая,
продуктивная
деятельность детей, в процессе которой ребенок познает себя и окружающий
м и р ,
в о п л о щ а е т
н о в ы е
з н а н и я
в
р е а л ь н ы е
п р о д у к т ы .
Макетирование
бытует
в
педагогической
практике,
но
не
всегда
педагоги
используют
весь
потенциал
данной
технологии.
Преимущественно
макеты
рассматриваются как игровая среда, в которой можно развернуть различные
сюжеты. А ведь работа с макетами предоставляет воспитанникам большие
возможности
для
развития
и
творчества,
а
педагогам
для
организации
совместной
и
самостоятельной
детской
деятельности
по
реализации
образовательных задач.
Макеты игрового пространства бывают двух типов:
1. Макеты-модели, представляющие собой целостные объекты, ориентирующие
ребенка на сюжетные события, происходящие внутри них (кукольный дом,
крепость-замок, дворец);
2. Макеты-карты, отображающие определенную территорию и направляющие
воображение
ребенка
на
события
«снаружи»,
вокруг
находящихся
на
этом
п р о с т р а н с т ве
о бъе кто в
( р а зл и ч н ы е
« л а н д ш а ф т н ы е »
м а к е т ы ) .
Рассмотрим этапы работы с макетами:
1.
Подготовка
и
сбор
информации
и
материала
для
создания
макета.
Обогащение личного опыта детей -проведение бесед; чтение художественной
литературы;
рассматривание
репродукций
картин,
иллюстраций;
прогулки,
экскурсии.
2. Разработка и изготовление
основы макета и наполнение его предметным
материалом. Макет
отображает
существенные
особенности
натуры,
воспроизводит
значимые
стороны
и
признаки
объекта. При
изготовлении
макета
дети
уточняют,
расширяют
и
систематизируют
представления
о
различных явлениях и объектах окружающей среды, сравнивают их, делают
выводы.
Персонажи,
дополнительные
элементы,
антураж,
которые
являются
неотъемлемой
частью
макета,
изготавливаются
в
процессе
совместной
продуктивной
деятельности.
Используется
бумага,
картон,
проволока,
пластилин, соленое тесто, природный и бросовый материал.
Занятия
по
изобразительной
деятельности
и
конструированию
можно
сопровождать музыкой, песнями, создавая особую эмоциональную атмосферу,
которая стимулирует увлеченность и творческую активность
.
3.
Непосредственно
игровая
деятельность
в
игровом
поле
макета.
Игровое пространство дополнено новым материалом (используем предметы-
заместители);
вместе
с
воспитанниками
придумываем
рассказы,
сказки,
которые служат игровыми сюжетами (например, на прогулке сочиняем сказку о
приключениях
желтого
листочка
или
историю
про
с н е ж и н к у ) .
Также в
процессе работы с макетами закрепляются такие математические
понятия, как пространство, количество, размер, геометрические формы и др.
Макетирование
позволяет
трансформировать
полученные
знания
в
игру,
насыщая
детскую
жизнь
новыми
впечатлениями
и
стимулируя
детское
т
в
о
р
ч
е
с
т
в
о
.
Всё вышеизложенное позволяет сделать вывод о том, что каждый этап работы с
макетами обладает самоценностью и сам по себе является процессом обучения.
Использование игровых макетов в предметно - развивающей среде отвечает
принципу интеграции образовательных областей. Через любой игровой макет
решаются задачи нескольких областей. Например, макет «Дорожное движение»
предполагает интеграцию следующих областей: социально-коммуникативное,
познавательное, речевое, художественно-эстетическое и физическое развитие.
Макет,
созданный
совместно
с
детьми,
долго
служит
хорошим
наглядным
материалом
.
Следует отметить, что макеты
являются полифункциональным
привлекательным игровым пространством и более мобильны.
Макетирование способствует развитию речи, так как при изготовлении макетов
дети описывают, сравнивают, рассуждают, задают много вопросов, пополняют
свой
словарный
запас.
В
процессе
изготовления
макета
дети
знакомятся
с
различными по фактуре, качеству, форме материалами, развиваются их чувства,
активизируется
мелкая
моторика
рук
–
все
это
способствует
сенсорному
развитию дошкольников.
Преимущественно развертывания детьми сюжетных
комбинаций в игре с мелкими игрушками, может быть именно макет, то есть
уменьшенный предметный образец пространства и объектов воображаемого
мира (как реалистического, так и фантастического).
Таким образом, макет – это форма организации образовательного пространства,
которая
способствует
развитию
творческого
познавательного
мышления,
поисковой деятельности и познавательной активности каждого ребенка, это
настоящий кладезь для развития речетворчества как для самых маленьких,
начиная с 2-3лет, так и для детей старшего возраста. Главное, чтобы работа с
макетами стала увлекательной игрой, продолжение которой дети бы ждали с
нетерпением. В процессе макетирования развиваются интегративные качества
личности: эмоциональная отзывчивость, любознательность, активность, умение
взаимодействовать со взрослыми и сверстниками.
Макетирование помогает
детям больше узнать о природе, космосе, познакомиться с историей родного
края, страны, а педагогам успешно реализовать золотое правило дошкольной
педагогики: «Мы должны так обучать детей, чтобы они об этом даже не дога-
дывались». У детей повышается уровень любознательности и познавательного
интереса.
Метод макетирования призван объединить детей одной группы, сплотить
родителей и педагогов, протянуть между ними невидимые нити дружбы и
сотрудничества, создать ситуации, которые бы подтолкнули их к диалогу и
обсуждению друг с другом насущных проблем.
Игры с макетами - одно из любимых занятий наших воспитанников, которое
объединяет вокруг себя семью, ребенка и детский сад.