"Мониторинг "Познавательное развитие" по программе "Детство"
Автор: Адаменко Людмила Валериевна Должность: старший воспитатель Учебное заведение: детский сад №50 "Нордик" - филиала АН ДОО "Алмазик" Населённый пункт: п.Айхал Мирнинский р-н РС (Я) Наименование материала: методическая разработка Тема: "Мониторинг "Познавательное развитие" по программе "Детство" Раздел: дошкольное образование
Критерии и индикаторы деятельностно-субъектных и эмоционально-субъектных проявлений ребенка
в образовательной области «Познавательное развитие»
Критерии
Ранний возраст
2-3 года
Младший
дошкольный возраст
3-4 года
Средний дошкольный
возраст
4-5 лет
Старший дошкольный
возраст
5-6 лет
Ребенок на пороге школы
6-8 лет
Индикаторы
Способность к изучению и открытию мира природы.
1
С помощью
взрослого:
узнаёт объекты
и явления
неживой
природы,
называет
характерные
признаки и
особенности
образа жизни
животных и
растений.
4
При поддержке
взрослого: называет
объекты живой и
неживой природы;
различает растения
ближайшего
природного
окружения, выделяет
части растения,
потребности
растений и
животных,
комментирует
сезонные изменения
в природе.
7
С помощью взрослого:
сравнивает объекты
природы и материалы,
выделяя признаки
отличия и единичные
признаки сходства в
природном мире;
- распределяет
животных и растения
по местам их
произрастания и
обитания (обитатели
леса, луга, водоёма,
клумбы).
10
Под руководством
взрослого
- сравнивает растения и
животных по разным
основаниям, относит их к
определённым группам по
признакам сходства и
отличия; рассуждает об
объектах неживой
природы,
- устанавливает стадии
роста и развития хорошо
знакомых животных и
растений.
13
Под руководством взрослого
узнает о росте, развитии и
размножении животных и
растений как признаков живого;
сравнивает объекты и явления
природы по множеству
признаков сходства и различия;
называет небесные тела и
светила;
Стадия поддержки
2
Имеет
представление:
об объектах и
явлениях
неживой
природы,
доступных
непосредственно
му восприятию
о конкретном
животном или
растении,
отдельных его
частях, их
5
Выявляет свойства
качества и
отличительные
признаки объектов
мира природы,
различает растения
ближайшего
природного окружения
объекты и явления
неживой природы по
ярким признакам и их
названию; объединяет
объекты мира природы
в видовые категории с
указанием
8
Самостоятельно:
- различает
назначение основных
органов и частей
растений, животных,
человека;
- различает домашних
и диких животных по
существенным
признакам;
- устанавливает
изменения во внешнем
виде (строении)
хорошо знакомых
растений и животных
11
Самостоятельно:
- имеет представления о
многообразии мира
растений и животных,
называет различия в
потребностях у
конкретных животных и
растениях, сравнивает,
группирует растения и
животные по признакам
сходства и различия;
устанавливает
последовательность
сезонных изменений в
14
Экспериментирует по
выявлению свойств и качеств
объектов и материалов неживой
природы с использованием
разных способов проверки
предположений; имеет четкие
представления о живой природе
на основе существенных
признаков (двигаются,
питаются, дышат, растут и
развиваются);
устанавливает цикличность
сезонных изменений в природе
(цикл года как последовательная
смена времён года);
Стадия самостоятельности
характерных
признаках,
особенностях
образа жизни.
характерных
признаков.
в процессе роста и
развития
природе, устанавливает
причины явлений в
неживой природе;
соблюдает правила
поведения в природе;
- соблюдает правила поведение
направленные на сохранение
природных объектов
3
Проявляет
активность и
интересуется
животными
ближайшего
природного
окружения,
замечает
цветущие
растения и
явления
природы.
6
Проявляет эмоции
радостного удивления
и словесную
активность в открытии
мира природы;
Делится со
сверстниками
впечатлениями о ярких
сезонных изменениях
об объектах живой и
неживой природы,
комментирует и
рассуждает о
признаках животного и
растительного мира
9
Замечает и выделяет
разнообразие явлений
природы, проявляет
наблюдательность,
замечая в мире
природе изменения,
эмоционально
откликается на красоту
природы, составляет
описательные
рассказы, отражает в
речи результаты
наблюдений,
высказывает мнения,
делится
впечатлениями со
сверстниками.
12
По собственной инициативе
проявляет интерес к
проектной деятельности.
Осознает правила поведения
в природе и разнообразные
ценности природы
(эстетическая,
познавательная,
практическая природа, как
среда
Комментирует явления
природы внешний вид и
повадки животных в
процессе роста. Имеет
четкие представления о
сообществах растениях и
животных.
15
Проявляет инициативу:
-отличается широтой кругозора;
- интересно и с увлечением
делится впечатлениями,
рассуждает о явлениях
природы;
- применяет правила
взаимодействия с растениями и
животными при осуществлении
различной деятельности;
- высказывает предположения о
причинах природных явлений,
рассуждает о красоте природы,
составляет творческие рассказы,
сказки на экологические темы.
Стадия инициативности и творчества
Сформированность представлений о
1
При поддержке
взрослого
называет свое
имя, предметы
ближайшего
окружения,
имена членов
своей семьи и
воспитателей.
4
При поддержке
взрослого
рассказывает о себе, о
составе своей семьи;
- узнает свой дом и
свою группу;
- различает людей по
половой
принадлежности,
возрасту.
7
При поддержке
взрослого
сравнивает людей
разного возраста и
пола,
- различает
особенности
внешности,
профессиональные
занятия;
- называет родной
город, страну.
10
С помощью взрослого
называет социальные
роли, выполняемые
взрослыми;
- оценивает поступки
людей разного пола с
учетом гендерной
принадлежности;
-называет некоторые
особенности своего
организма;
- рассказывает о своем
городе, его некоторых
достопримечательностях,
- проявляет толерантность
к людям разной
13
С помощью взрослого называет
социальные и
профессиональные роли людей,
- демонстрирует различные
формы общения и
взаимодействия с детьми и
взрослыми;
- рассказывает о себе, своей
семье, о родном городе и
стране.
- По инициативе взрослого
проявляет толерантность к
сверстникам разных
национальностей.
Стадия поддержки
себе, о других людях, малой Родине и народах мира
национальности.
2
Имеет
представление о
себе, семье,
детском саде;
- проявляет
радостные
эмоции от
общения с
близкими и
воспитателями в
группе.
5
Проявляет интерес к
занятиям детей и
взрослых;
- различает детей и
взрослых по
возрасту, по полу,
особенностях
внешности, по
одежде;
- имеет
представление о
составе своей семьи
любим занятиях
близких;
- использует слова,
обозначающие
разнообразные.
действия взрослых.
8
Проявляет интерес
к общению со
сверстниками,
другим людям, их
действиях,
профессиям;
- называет свое
имя, фамилию,
возраст, пол,
любимые занятия и
увлечения;
- интересуется
особенностями
своего организма;
- имеет начальные
представления о
городе, стране,
городских объектах,
видах транспорта.
11
Рассказывает о себе и своей
семье, собственных
увлечениях, достижениях,
интересах;
- интересуется жизнью
семьи и детского сада;
- осознает особенности
проявления характерных
мужских и женских качеств,
социальных ролей,
выполняемых взрослыми;
- называет столицу, герб,
флаг, рассказывает о
содержании основных
государственных
праздников;
- пользуется правилами
поведения в общественных
местах.
14
Понимает разнообразие
профессиональных и
социальных ролей людей,
- освоил общечеловеческие
нормы поведения общения и
взаимодействия;
- демонстрирует представления
о родной стране,
государственных праздниках и
традициях, о многообразии
стран и народ мира. города,
места труда и отдыха,
- ориентируется в
государственных символах,
проявляет интерес к истории и
культуре своей страны и других
народов;
- осознает необходимость
толерантного отношения к
людям разной национальности.
Стадия самостоятельности
По части программы, формируемая участниками образовательных отношений
Называет особенности природного
края, места проживания, культуры
народа; проявляет интерес к
традициям, праздникам народов.
3
Дружелюбен,
доброжелателен
к сверстникам с
интересом
участвует в
общих делах и
играх с
воспитателем и
сверстниками.
6
Проявляет
любопытство задает
вопросы «Кто
такой?», «Что
делает?»;
- различает людей по
полу, по возрасту
(детей, взрослых,
пожилых людей), как
в реальной жизни,
так и на
9
Рассказывает о
профессиональных
действиях людей,
некоторых
инструментах;
-применяет
отдельные правила
поведения на улице,
в транспорте;
-называет некоторые
общественные
12
Имеет представления о
людях их нравственных
качествах их гендерных
отличиях, социальных и
профессиональных ролях, о
правилах взаимодействий
взрослых и детей;
- активно интересуется
городом, в котором живет,
делится со сверстниками
сведениями о своем городе
его истории,
15
Рассказывает о себе, некоторых
чертах характера, интересах,
увлечениях, личных
предпочтениях и планах на
будущее;
- активно участвует в беседах
на тему родного города, страны
и многообразия народов мира,
-сформированы представления о
жизни людей в прошлом и
настоящем, об истории города,
страны и многообразии народов
Стадия инициативности и
иллюстрациях;
- проявляет
положительное
отношение к
ближайшему
окружению.
праздники и события
города и страны и по
своей инициативе
стремится отразить
их в продуктивной
деятельности.
достопримечательностях,
-называет страну (столицу),
ее государственные
символы,
- проявляет интерес к жизни
людей в других странах.
мира
творчества
Стадия инициативности и
творчества
По части программы, формируемая участниками образовательных отношений
Активно участвует в беседах о
многообразии национальностей,
называет элементы народных
костюмов, предметов быта,
ориентируется в названиях
праздников, событий, проявляет
гордость за свой край.
Способность к практическим
1
При поддержке
взрослого
использует
простейшие
способы
обследования;
сравнения
предметов по
свойству,
определение
сходства-
различия.
4
С помощью
взрослого использует
простейшие способы
экспериментировани
я и слова,
обозначающие
свойства и
отношения
предметов.
7
С помощью
взрослого
использует
поисковые
действия;
- называет слова,
обозначающие
свойства предметов
и способы
обследования.
10
С помощью взрослого
устанавливает простейшие
зависимости между
объектами (сохранения и
изменения, порядка
следования, преобразования,
пространственные и
временные зависимости).
13
С помощью взрослого
включается в коллективное
исследование, обсуждает его
ход, договаривается о
совместных продуктивных
действиях.
Стадия поддержки
действиям экспериментального характера
2
Проявляет
интерес к
обследованию
окружающих
предметов и
веществ (вода,
песок,
солнечные
лучи).
5
Интересуется играми
и материалами, с
которыми можно
практически
действовать;
- находит объект по
указанным
признакам;
- воспринимает и
обобщает группу
предметов по
свойствам и
нескольким
действиям
обследования,
-пользуется
предэталонами и
эталонами.
8
Проявляет
любознательность:
задает поисковые
вопросы («Почему?»,
«Зачем?», «Откуда?»)
-использует эталоны с
целью определения
свойств качеств
предметов.
11
- Способен самостоятельно
организовать поисково-
исследовательскую
деятельность,
- умеет отражать результаты
познания в речи;
- рассуждает, поясняет
приводит примеры по
аналогии.
14
Целенаправленно наблюдает
за объектами, выделяет их
проявления, изменения во
времени,
- экспериментирует по
выявлению свойств и качеств
объектов и материалов с
использованием разных
способов проверки
предположений;
- предвидит конечные
результаты и выражает
последовательность в виде
алгоритма.
Стадия самостоятельности
3
Проявляет
инициативу в
познавательно-
исследовательс
кой
деятельности;
-
корректирует
свои действия,
подражая
взрослым и
сверстникам.
6
С удовольствием
включается в
деятельность
экспериментирования,
организованную
взрослым,
-проявляет эмоции
радостного удивления
и словесную
активность в процессе
познания свойств и
качеств предметов.
9
Инициирует
наблюдения для
приобретения новых
представлений об
окружающем мире и
предметах;
- проявляет
исследовательскую
активность и
привлекает к
содействию
сверстников.
12
Активен в разных видах
познавательной
деятельности;
- придумывает и
экспериментирует, проявляет
догадку и сообразительность
в процессе их решения;
-выдвигает и проверяет
гипотезу.
15
Отличается широтой
кругозора, интересуется
увлечениями и делится
впечатлениями;
-проявляет инициативу при
обсуждении проектов
творческого и
исследовательского характера.
Стадия инициативы и