Напоминание

Формирование и развитие технических навыков в классе скрипки.


Автор: Мельничук Галина Валентиновна
Должность: преподаватель по классу скрипки
Учебное заведение: МБУ ДО "Детская музыкальная школа"
Населённый пункт: город Тулун Иркутской области
Наименование материала: Методическая разработка
Тема: Формирование и развитие технических навыков в классе скрипки.
Раздел: дополнительное образование





Назад




Муниципальное бюджетное учреждение дополнительного образования

города Тулуна «Детская музыкальная школа»

Методические рекомендации для преподавателей по классу скрипки

«Формирование и развитие технических навыков в

классе скрипки»

Разработал: Мельничук Г. В.

Преподаватель ДМШ

г. Тулун

2019 г.

Введение.

Достаточный уровень технического развития скрипача является необходимым

условием

успешной

работы

над

музыкальными

произведениями.

Развитие

техники скрипача - это целый комплекс задач: техника левой руки, владение

штрихами в правой руке и их взаимодействие. Проблемам развития техники

посвящено

много

методической

литературы.

В

своей

работе

я

рассмотрю

проблемы, наиболее часто встречающиеся в педагогической практике.

I. Техника левой руки.

1. Беглость пальцев или пассажная техника. Первым условием гармоничного

развития

пальцевой

беглости

является

организация

постановки

левой

руки

ученика.

Именно

положение

руки

должно

обеспечивать

вертикальное

(относительно грифа) падение пальцев на струну. Нередко проблемы в постановке

являются причиной трудностей в игре скрипача.

Одно из основных условий для развития беглости – передача активности от

одного пальца к другому, т. е. изменение силы нажима. Пальцы как бы «уступают»

друг другу активность падения, свою силу. Этот процесс происходит незаметно,

протекает

интуитивно

и

доводится

до

автоматизма.

Для

развития

беглости

написано

много

различных

упражнений.

В

свой

педагогической

практике

я

использую

первоначально

упражнения

К.

Радионова

(начальная

школа),

упражнения

Г.

Шрадика

(облегчённый

вариант),

О.

Шевчика,

которые

исполняются

на

одной

струне.

Они

лишены

каких

-

либо

сложностей,

что

позволяет ученику не отвлекаться, и формирует ощущение струны кончиками

пальцев. Исполняя упражнения в медленном темпе по 2, а затем 4 легато надо

следить за отскоком пальцев где - то до первой фаланги, падение пальцев тоже

должно быть чёткое. По мере усвоения упражнений ускоряется темп, мельче

становятся

длительности,

легато

исполняется

8

нот.

Отскок

становится

невысоким, а падение легче, но сохраняется импульсивность движения. Внимание

надо обратить на группировку нот, на артикуляцию исполнения. Для этого с

учениками целесообразно проговаривать ноты в том темпе и ритме в котором он

на данный момент играет упражнения. Ноты как бы находятся на кончике языка, а

язычк острый и активный.

Необходимо

также

следить

за

свободой

большого

пальца,

периодически

поглаживая

шейку скрипки и

тем

самым

убирая

хватательный

рефлекс.

В

упражнениях, где на струне остаётся только один палец необходимо проверять

свободу

всех

остальных,

пошевелив

ими

в

воздухе.

Целесообразно

играть

упражнения пунктирным ритмом, что способствует укреплению пальцев левой

руки. В дальнейшем упражнения усложняются, но принцип их освоения остаётся

таким же. Необходимо изучать упражнения на различные расположения пальцев -

расширенное, суженое, а также упражнения на хроматизмы. Очень продуктивны в

работе упражнения на хроматизмы А. Григоряна.

По

мере

усвоения

двигательных

навыков

темп

исполнения

необходимо

увеличивать. При этом очень важно не упускать из вида звуковую сторону игры.

Для большей эффективности педагогического процесса полезно сочетать

работу с изучением гамм, этюдов и пьес виртуозного характера. Для работы над

развитием

техники

левой

руки

в

младших

классах

можно

порекомендовать

сборник этюдов «Избранные этюды для скрипки». Развитие техники левой руки»

составители Т. В. Балашова и М. И. Кесельман. В этом сборнике представлен

материал на различные виды техники по принципу от простого к сложному. В

исполнении виртуозных пьес также рекомендую придерживаться тоже принципа,

так как чрезмерное форсирование приводит к зажатости аппарата.

Неоценимым

материалом

для

работы

над

видами

скрипичной

техники

являются гаммы. Их эффективность в сконцентрированности исполнительских

задач.

Гаммы

не

несут,

какой-либо

эмоциональной

нагрузки,

что

позволяет

сосредоточить внимание ученика на важных технических сторонах скрипичной

техники.

В пассажной технике гаммообразное движение имеет большое значение. При

игре гамм и арпеджио надо помнить, что основная задача - выработка лёгкой,

подвижной техники. Даже в медленном темпе пальцы надо ставить на струну

быстро и импульсивно, добиваться ровности, как в отношении ритма, так и в

отношении достижения одинакового по качеству и интенсивности звука по всему

диапазону

гаммы.

Здесь

важную

роль

играет

распределение

смычка,

в

зависимости от динамики скорость его должна либо ускоряться (при crecs), либо

замедляться (при dim).

В работу над гаммами необходимо вносить разнообразие. Изучать гаммы

различными аппликатурами – парами пальцев, одним пальцем, что очень важно

для выработки точных движений предплечья при игре двойными нотами (терций,

секст и октав). Разнообразить работу над гаммами поможет динамика, освоение

различных штрихов. Здесь важную роль играет распределение смычка, незаметная

смена направления движения смычка, смена струн.

Д.

Ойстрах

советовал

играть

гамму

целым

смычком

по

2,

4,

8

легато,

соответственно удваивая, учетверяя темп, не снижая динамики. А затем снова

внезапно перейти к исполнению 2 легато, обращая внимание на яркий начальный

импульс. При этом обратить внимание на распределение смычка – три четверти

смычка

расходуется

на

первую

ноту,

одна

четверть

на

вторую.

Тем

самым

вырабатывается «полётное» звучание, раскрепощает руки.

Следует учитывать, что гамма, это лишь тренировочный материал. Его не

следует применять в качестве разыгрывания. Ф. Ямпольский рекомендовал их

играть в середине занятия где - то в течении 10 - 15 минут, ставя конкретную

задачу перед учеником, на следующий урок задача должна поменяться. Но чаще

практикуется исполнение гаммы в начале урока, но важно следить, чтобы гамма

не

стала

просто

упражнением

для

разыгрывания.

Необходимо

также

ставить

конкретные задачи, добавляя новые и добиваясь их выполнения.

При исполнении пассажей рекомендуется пассажи разбирать по струнам, а

затем соединять в единое целое, тем самым скоординировав движения левой и

правой руки. Целесообразно сначала мысленно распределить смычок и сыграть

весь пассаж на открытых струнах, добиваясь своевременной и точной смены

струн. Или присоединять к пассажу по одной ноте – сначала играть две, затем три,

далее

четыре

и

т.

д.).

Смычок

вести

полным

движением

и

с

необходимой

динамикой. Постепенно темп движения пальцев будет нарастать, а смычок будет

двигаться всё стой же скоростью.

2. Трель. Здесь необходимо остановиться на проблеме свободы смежных

пальцев. Взаимодействие их проявляется при игре трели. Трель принадлежит к

видам движений рефлекторного типа, данного природой. Основную роль здесь

играет

степень

упругого

напряжения

двух

пальцев

(либо

одного,

если

трель

исполняется с открытой струной). Активно надо ударить только один раз, а

остальное надо сыграть по инерции. Важное значение имеет импульс, небольшой

акцент в правой руке, который помогает как бы «включить» трель.

3. Двойные ноты – важный элемент техники левой руки скрипача. При

исполнении двойных нот возрастают трудности в координации пальцев левой

руки, появляются новые двигательные ощущения.

Работу

над

двойными

нотами

(терциями,

секстами,

октавами)

следует

начинать после закрепления основных навыков пальцевой техники в левой руке, а

также смены струн, позиций.

Работе над гаммами и этюдами в двойных нотах должен предшествовать

подготовительный период – своеобразная адаптация к исполнению двухголосья на

скрипке, так как техническая задача резко усложняется. В работе над терциями

рекомендую упражнения, где один голос остаётся на месте (как верхний, так и

нижний), а другой изменяется на секунду. Рассматривать надо все возможные

варианты,

которые

подробно

описаны

у

А.

Григоряна.

Г.

Гарлицкого,

Н.

Баклановой.

Такие

упражнения

облегчают

координацию

движения

пальцев,

а

также

позволяют выявить неточности в интонировании. По мере усвоения материала

необходимо начинать работу над переходами двойными нотами.

Одновременно с изучением терций следует начинать работу и над секстами и

октавами. В секстах возникает трудность перебрасывания пальцев с одной струны

на другую. Разумно, сначала отработать соединение в одной позиции, а затем

играть с переходами.

В

октавах

трудности

возникают

в

интонировании,

сужения

(вверх)

и

расширения расстояния между 1 и 4 пальцами. Есть разные мнения по поводу

интонирования октав. Одни педагоги считают, что подстраиваться надо под 1 - ый

палец, другие – под 4 - ый. Объективно говоря, это индивидуально для каждого

ученика. Следует педагогу следить за активными пальцами при свободе сустава,

как

при

вибрации.

Очень

важно

следить,

чтобы

мышцы

руки

ученика

не

перенапрягались.

К

сожалению,

в

педагогической

практике

часто

упускается

работа

над

двойными

нотами.

Полноценное

изучение

двойных

нот

обогащает

исполнительские возможности скрипача, расширяет его репертуар.

4. Аккорды. При исполнении аккордов возникает ещё больше трудностей,

чем

при

исполнении

двойных

нот,

причём

в

обеих

руках.

Особенно

важна

подготовка пальцев и оставление их на струнах. Подготовка пальцев происходит в

резервное время в процессе игры, когда палец, не мешая исполнению звучанию

перемещается на своё место. При исполнении аккордов ведущей рукой является

левая, так как подготовленный аккорд в левой не сковывает правую руку. В

смычке очень важно начало аккорда. Я рекомендую своим ученикам брать аккорд

с ощущением пиано, дабы избежать скрежета, так как дети обычно видя аккорд,

считают, что нужно играть с большим нажимом смычка. Важную роль в аккордах

играет

распределение

смычка

на

нижние

ноты,

как

правило,

1/3

от

запланированного количества смычка, а на верхние 2/3. Трёхзвучные аккорды в

современной

методике

рекомендуют

играть

одновременно

все

три

звука.

Извлекают аккорд ближе к грифу сразу по 3 струнам. Советская скрипичная

педагогика рекомендует играть их, как и четырехзвучные («ломать» аккорд).

II. Техника правой руки.

Работа с правой рукой является основополагающей. Смычок – мастер. От

того, как учащийся овладеет смычком, будет зависеть весь его профессиональный

рост

в

целом.

Поэтому,

работе

с

правой

рукой

необходимо

уделить

особое

внимание.

Техника правой руки – это в первую очередь качественное звукоизвлечение,

владение

штрихами.

Препятствием

на

пути

освоения

технических

навыков

скрипача

является

неестественная

хватка

смычка.

Первым

и

непременным

условием служит лёгкое и одновременно цепкое ощущение удерживание трости.

Вторым условием является ощущение передачи веса руки и смычка струне.

В работе над звукоизвлечением хорошим подспорьем являются кантиленные

этюды

(например,

этюды

Мазаса).

Здесь

и

динамическое

разнообразие,

и

различное распределение смычка.

Важнейшей частью в работе над техникой правой руки, звуковой культурой

является

владение

штрихами.

Один

из

принципов

освоения

штрихов

это

последовательность задач, поэтапное овладение штрихом. Необходимо следить за

взаимодействием

обеих

рук,

стремиться

к

качественному

звуку,

певучести

звучания.

В работе у ученика всегда должны быть этюды на различные виды штрихов.

В

современной

педагогике

рекомендуется

проходить

этюды

частями.

Таким

образом

появляется

возможность,

не

загружая

объёмами

нотного

материала,

осваивать различные штрихи одновременно.

Осваивая штрихи необходимо постоянно контролировать звук, его динамику,

артикуляцию и тембральную окраску.

В учебном процессе инструктивный материал должен быть в авангарде и не

должен быть абстрактным. Все навыки должны впоследствии применяться в

работе

над

репертуаром.

Целеустремлённая

работа

над

инструктивным

материалом (гаммами, этюдами, упражнениями) необходима для развития юного

музыканта.

Она

создаёт

крепкую

техническую

базу,

которая

позволяет

обеспечивать высокий уровень изучения художественного материала и играет

значительную роль в становлении юного скрипача.

Заключение

Таким образом, внимательное отношение к постановке игрового аппарата,

четко распланированная работа по освоению игровых приемов, своевременное, не

форсированное введение в работу нового материала позволит педагогу добиться

качественного

технического

роста

учащегося,

а

учащемуся

приобрести

правильные

постановочные

и

технические

навыки,

что

поспособствует

его

профессиональному росту.



В раздел образования