Автор: Махова Елена Сергеевна
Должность: инструктор по ФК
Учебное заведение: ГБУ ЛО Выборгского ресурсного центра
Населённый пункт: Выборг
Наименование материала: статья
Тема: Здоровый образ жизни и основные аспекты здорового образа жизни воспитанников ресурсного центра/
Раздел: дополнительное образование
Здоровый образ жизни и основные аспекты здорового образа жизни
воспитанников ресурсного центра.
Актуальность
здорового
образа
жизни
вызвана
возрастанием
и
изменением характера нагрузок на организм человека в связи с усложнением
общественной
жизни,
увеличением
рисков
техногенного,
экологического,
психологического,
политического
и
военного
характера,
провоцирующих
негативные сдвиги в состоянии здоровья.
В настоящее время одной из приоритетных задач, стоящих перед педагогами,
является сохранение здоровья детей в процессе воспитания и обучения.
Проблема раннего формирования культуры здоровья актуальна, своевременна
и достаточно сложна. Именно в раннем возрасте проходит огромный путь
развития, не повторяемый на протяжении последующей жизни. Именно в
этот
период
идет
интенсивное
развитие
органов
и
становление
функциональных
систем
организма,
закладываются основные
черты
личности,
отношение
к
себе
и
окружающим.
Важно
на
этом
этапе
сформировать у детей базу знаний и практических навыков здорового образа
жизни,
осознанную
потребность
в
систематические
занятия
физической
культурой и спортом.
От
чего
же
зависит здоровье
ребенка? Здоровье зависит
на
20%
от
наследственных
факторов,
на
20%
—
от
условий
внешней
среды,
т.
е.
экологии, на 10% — от деятельности системы здравоохранения, а на 50% —
от самого человека, от того образа жизни, который он ведет. Если на первые
50% здоровья мы, воспитатели, повлиять не можем, то другие 50% мы можем
и должны дать нашим воспитанникам.
Так
как
под здоровым
образом
жизни понимается
активная
деятельность
человека,
направленная
на
сохранение
и
улучшение здоровья,
то
к
этой
активности
следует
отнести
такие
компоненты
как
правильное
питание,
рациональная двигательная активность, закаливание организма и сохранение
стабильного
психоэмоционального
состояния.
Именно
эти
компоненты
должны
быть
заложены
в основу
фундамента
здорового
образа
жизни
ребенка.
Основные аспекты здорового образа жизни ребенка:
• Оптимальный двигательный режим.
Необходимо чтобы дети имели возможность систематически двигаться. Для
этого
нужно
способствовать
развитию основных двигательных
качеств,
поддерживать в течение всего дня работоспособность на высоком уровне.
Однако
нужно
учитывать,
что здоровый
образ
жизни предполагает
чередование активных и спокойных игр, так что разумный баланс между
двигательной активностью и отдыхом должен быть сохранен.
Формами организации оздоровительной работы являются: самостоятельная
деятельность детей, подвижные игры, утренняя гимнастика, двигательно-
оздоровительные физкультминутки, физические упражнения после дневного
сна, физические упражнения в сочетании с закаливающими процедурами,
прогулки,
спортивные
праздники, оздоровительные процедуры
в
водной
среде (бассейн).
• Личная гигиена
Гигиеническая
культура
столь
же
важна
для
человека,
как
и
умение,
разговаривать, писать, читать. Важно, чтобы ребенок усвоил, что в его теле
нет органов, отделов ненужных, некрасивых, что обо всех частях тела надо
одинаково постоянно заботиться и в первую очередь содержать в чистоте.
Приучать ребёнка к тому, что у него есть своя расчёска, своя постель, свой
носовой
платок,
своё
полотенце,
своя
зубная
щётка.
Подводить
детей
к
пониманию того, что соблюдение чистоты тела важно не только для охраны
личного здоровья, но и здоровья окружающих.
Обучение организовывать не только на занятиях, но и в повседневной жизни,
когда возникают ситуации, наталкивающие детей на принятие решения по
этой
проблеме.
Необходимо
уделить
серьезное
внимание
культурно-
гигиеническим
навыкам,
сформировать
привычки
правильного
умывания,
вытирания,
ухаживания
за
полостью
рта,
пользования
носовым
платком,
правильного поведения при кашле и чихании.
Гигиенические
мероприятия
должны
стать
для
ребенка
обычными
и
субъективно
необходимыми
–
этого
можно
достичь
регулярностью
и
возможно
более
ранним
их
введением.
Напоминайте
ребенку
о
необходимости
мыть
руки,
контролируйте
его
умывание,
поощряйте
его
самостоятельность в этих вопросах.
Основные гигиенические правила для ребенка:
1.
Умывание и чистка зубов утром и вечером;
2.
Мытье рук после гуляния и перед каждым приемом пищи;
3.
Мытье ног и тазовой области (половых органов и заднего прохода)
перед сном;
4.
Смена нижнего белья один раз в 1-2 дня;
5. Мытье всего тела и волос один раз в 5-7 дней;
5.
Регулярная замена индивидуальных полотенец;
6.
Использование туалетной бумаги.
Перечислили только те моменты, которые касаются чистоты, однако в
понятие
гигиена
входит
также
соблюдение
гигиены
зрения
(освещение,
правильная
посадка
при
чтении
и
рисовании,
ограничение
просмотра
телевизора),
гигиена
слуха
(сводится
преимущественно
к
ограничению
громкости передач и музыки), требования к одежде и обуви (соответствие
размера,
натуральность
тканей,
свободный
покрой)
и
некоторые
другие
показатели.
• Закаливание
Закаливание
-
один
из
наиболее
эффективных
методов
повышения
сопротивляемости
детского
организма
резким
колебаниям
температуры
воздуха и, что особенно важно, так называемым простудным заболеваниям.
Для
закаливания
используются
факторы
внешней
среды
–
воздух,
вода,
солнце. Основной принцип
закаливания
–
постепенное
воздействие
на
организм тренирующих факторов, выработка выносливости к нарастающим
по силе и длительности воздействиям.
Существуют несколько обязательных
правил:
Во-первых,
любые
закаливающие
процедуры
надо
проводить
систематически. При нерегулярном их проведении организм не может
выработать необходимые реакции. Закаливание нельзя проводить как
бы впрок. Если закаливающиеся процедуры прекращаются (обычно в
холодное
время
года,
то
сопротивляемость
организма
снижается.
Поэтому при изменении условий, связанных с сезоном года, следует не
отменять закаливающие процедуры, а просто несколько изменить их.
Во-вторых, следует соблюдать принцип постепенности в увеличении
силы
раздражающего
воздействия.
Это
необходимо
для
успешного
приспособления
организма
к
изменяющимся
условиям.
Особенно
важна
постепенность
при
закаливании
детей
раннего возраста,
организм
которых
не
способен
быстро
реагировать
на
холодные
факторы.
В - т р е т ь и х ,
о ч е н ь
в а ж н о
у ч и т ы в а т ь
и н д и в и д у а л ь н ы е
особенности ребенка,
его
реакцию
на
применяемые
раздражители.
Закаливание
можно
проводить
только
при
положительном
отношении ребенка к процедуре.
Необходимо учитывать состояние здоровья ребенка, особенности его высшей
нервной деятельности. Более осторожно проводить закаливание ослабленных
и часто болеющих детей.
• Профилактика заболеваний у детей младшего возраста
Зимой
дети
чаще,
чем
в
теплое
время
года
болеют
различными
простудными заболеваниями. Для того, чтоб количество заболеваний было
минимальным,
проводятся
специальные
профилактические
мероприятия.
Профилактика
детских
простудных
заболеваний
включает
в
себя
иммунизацию детей, прием витаминных, гомеопатических и др. препаратов,
способствующих
повышению
иммунитета
детей;
систематическое
проветривание,
кварцевание
и
влажная
уборка
помещений;
закаливание
детей; регулярные физические упражнения и прогулки на свежем воздухе.
Значительное
влияние
на здоровье
ребенка оказывает
воздушная
среда
помещений. Потребность детей в чистом и свежем воздухе очень велика, так
как большая частота и малый объем дыхательных движений сочетается у них
с высокой потребностью в кислороде. Большую роль в предупреждении
заболеваний
органов
дыхания
и
голосового
аппарата
играет
правильное
дыхание - через нос. При носовом дыхании воздух, прежде чем попасть в
гортань, бронхи и легкие, проходит через узкие, извилистые носовые пути,
где очищается от пыли, микробов и других вредных примесей, увлажняется и
согревается. Этого не происходит при дыхании через рот.
• Профилактика повреждений и травм младшего возраста
Только совместными усилиями ресурсного цента и детского сада можно
добиться снижения уровня детского травматизма!
В
раннем
детстве главным
в
развитии ребенка является
стремление
к
с а м о с т о я т е л ь н о м у
п о з н а н и ю
о к р у ж а ю щ е й
действительности. Основные д в и г а т е л ь н ы е
н а в ы к и
у
д е т е й
этого возраста (ходьба,
лазание,
бег) находятся
в
стадии
становления.
Повреждения
в
этом возрасте обусловлены
недостаточным
развитием
простейших
двигательных
навыков,
неумением
сориентироваться
в
окружающей обстановке.
У
детей
формируются
начальные
формы
самосознания,
появляется
стремление
к
самостоятельному
удовлетворению
своих
потребностей,
к
действиям без помощи взрослых. Однако, отсутствие знаний об окружающей
обстановке, собственного опыта является причиной того, что дети берутся
выполнять действия, которые еще не освоили в полной мере, которые для них
еще слишком сложны, что приводит к получению ими травм.
Физическое
развитие ребенка имеет
существенное
значение
в
предупреждении травм. Установлено, что хорошо физически развитые дети,
ловкие, с хорошей координацией движений редко получают травмы. Поэтому
необходимо уделять значительное внимание физическому воспитанию детей.
Учитывая, что часто источником травмы у ребенка становится сверстник,
важно воспитывать у детей чувство гуманности, доброты к окружающим, в
том числе другим детям.
Особое
значение
следует
уделять
формированию
у
детей
навыков
безопасного поведения. С этой целью возможно проведение тематических
игр и занятий, на которых дети обучаются навыкам обращения с ножницами,
иголками,
другими
бытовыми
режущими
и
острыми
предметами,
обсуждаются
рассказы,
картинки,
на
которых
показаны
какие-нибудь
травмоопасные ситуации из жизни детей.
• Режим дня
Правильный,
соответствующий возрастным
возможностям
ребенка
режим
укрепляет
здоровье,
обеспечивает
работоспособность,
успешное
осуществление разнообразной деятельности, предохраняет от переутомления.
У ребенка,
приученного
к
строгому
распорядку,
потребность
в
еде,
сне,
отдыхе
наступает
через
определенные
промежутки
времени
и
сопровождается ритмическими изменениями в деятельности всех внутренних
органов. Организм как бы заблаговременно настраивается на предстоящую
деятельность.
В течение суток активность и работоспособность ребенка не одинакова. Их
подъем
отмечается
8-12
ч
и
16-18
ч,
а
период
минимальной
работоспособности приходится на 14-16 ч. Неслучайно, поэтому, занятия,
вызывающие выраженное утомление детей, планируются в первую половину
дня, в часы оптимальной работоспособности.
Правильное
физическое
воспитание
в
сочетании
с
отвечающим
гигиеническим требованиям режимом дня, достаточной продолжительностью
сна и разумным питанием - залог нормального роста и развития ребенка.
Рациональный режим дня
Режим дня подразумевает особое распределение времени и чередование
различных
видов
деятельности
в
течение
дня.
Соблюдение
режима
дает
возможность наладить функционирование всех органов и систем, облегчить
процесс обучения, сделать процессы работы и восстановления организма
наиболее эффективными.
На чем должны строиться режимные мероприятия детей ?
1.На полноценном удовлетворении потребностей организма ребенка
(сон, питание, движение, общение и т.п.).
2.На рациональном уходе, в том числе обеспечении чистоты.
3.На вовлечении ребенка в трудовые процессы.
4.На формировании общепринятых гигиенических навыков.
5.На эмоциональном благополучии и общении.
6.На учете индивидуальных особенностей ребенка.
• Правильное питание
В
детском возрасте особенно
велика
роль
питания,
когда
формируется
пищевой стереотип, закладываются типологические особенности взрослого
человека.
Именно
поэтому
от
правильно
организованного
питания
в
детском возрасте во многом зависит состояние здоровья.
Рациональное питание детей является одним из основных факторов внешней
среды, определяющих нормальное развитие ребенка. Оно оказывает самое
непосредственное влияние на жизнедеятельность, рост, состояние здоровья
ребенка,
повышает
устойчивость
к
различным
неблагоприятным
воздействиям.
Конечно, вполне допустимо отклонение от режима питания,
обоснованное, например, выездом на мероприятия, однако и в этом случае
прием пищи лучше максимально приближать к привычному времени.