Автор: Лаптева Анна Сергеевна
Должность: преподаватель музыкально-теоретических дисциплин
Учебное заведение: МБУДО ШИ №20 "Муза"
Населённый пункт: Новосибирск
Наименование материала: статья
Тема: "Применение системы Карла Орфа в СМШ и ДМШ"
Раздел: дополнительное образование
«О предмете Элементарное музицирование по системе Карла Орфа в
СМШ. Применение элементов системы Карла Орфа на уроках
сольфеджио в ДМШ».
Актуальным по сей день для преподавателей - теоретиков остается
вопрос как сделать предмет сольфеджио привлекательным
и
личностно
востребованным новым поколением учащихся, учитывая что:
а) учащиеся мало времени уделяют домашней самоподготовке к уроку
сольфеджио
(или
вообще
не
выполняют
домашние
задания),
и
учитель
довольствуется
уже
тем,
что
дети
вообще
пришли
на
урок,
что
создает
трудности в проведении традиционного опроса, закреплении и повторении
пройденного материала.
б)
изменилось
общество
в
целом,
изменились
и
наши
дети.
Они
общаются посредством мобильной связи, пользуются интернетом, приносят в
школу не только мобильные телефоны, но и свои «игрушки» – айподы,
айпады и прочее. Такой «арсенал» увлекает их больше, чем то, о чем вещает
на
уроке
учитель.
В
связи
с
этим
внимание
на
долгое
время
не
концентрируется, дети (а особенно гиперактивные, которых становится все
больше) не расположены слушать объяснение учителя, им хочется быстрее
действовать, что
заставляет нас педагогов придумывать способы сделать
урок динамичным.
Находясь в декретном отпуске и готовясь к выходу на работу, я начала
задумываться,
как
я
работаю,
что
бы
могла
поменять
в
преподавании
предмета сольфеджио.
Побывав на Курсах повышения квалификации в
НСМШ (Новосибирской специальной музыкальной школе), пообщавшись с
ведущими
преподавателями,
посетив
семинар
Орф-
педагога
СМШ
Н.Л.
Александровой я буквально влюбилась в ту атмосферу, которая царит у них
на теоретическом отделении и мне стали близки подходы преподавателя Н.Л.
Александровой к преподаванию предмета сольфеджио.
Я
бы
хотела
немного
рассказать
о
музыкально-
теоретических
предметах в НСМШ, как построен учебный процесс у них.
Несколько
лет назад в учебном плане начальной школы (с 1 по 4
классы)
появился
новый
предмет
«Музицирование»
(«Элементарное
музицирование по системе Карла Орфа»). Его автор- зав. теоретическим
отделением-
Н.Л.
Александрова.
Этот
предмет
вошёл
в
комплекс
музыкально-теоретических
дисциплин,
включающих
Сольфеджио
(2часа),
Ритмику (2 часа), Слушание музыки (1 час), Хор (1 час) и Музицирование (1
час в неделю).
Уроки
Н.Л.
Александровой
открыли
для
меня
удивительный
мир
системы
музыкального
воспитания
Карла
Орфа,
мир
фантазии,
игры
и
свободного
творческого
самовыражения
через
элементарное
ансамблевое
музицирование на инструментах Орф- оркестра (которые помогли купить
родители, а часть из них куплены на собственные средства).
Урок-импровизация, вызывающий только положительные эмоции - так
воспринимают урок Музицирования в НСМШ дети, которые его очень любят
и искренне сожалеют, когда по какой-то причине он не может состояться.
Каждый урок имеет определённую форму, драматургию и состоит из
трёх основных разделов: разминка, основная часть и заключение. Эта форма
используется при ведении всех предметов музыкально-теоретического цикла,
но
при
этом
в
каждой
учебной
дисциплине
она
наполняется
новым
содержанием.
Разминка организует внимание детей, готовит их к взаимодействию в
группе, служит эмоциональной и слуховой настройкой к уроку. На уроках
«Музицирования» она может содержать различные формы движений: шаги,
танцевальные
фигуры,
возможные
перестроения
по
два,
три,
четыре
человека,
выстраивание
круга,
а
также
ритмическое,
мелодическое
и
пластическое эхо.
Основная часть урока содержит активное знакомство с музыкальным
материалом
через
речь,
пение
и
движение,
свободную
пластическую
импровизацию, игру (игровые фольклорные песни) или танец. Используются
различные формы творческих заданий:
-
работа
с
ритмом
-
«звучащие
жесты»,
создание
ритмической
партитуры, игры с предметами (со стаканчиками, клавесами, камушками и
т.д.);
-
вокально-слуховая
работа
–
пение
песни
со
словами,
ритмослогами,
сольфеджио, « про себя», осознание звуковысотной линии мелодии, её лада,
тональности, видов мелодического движения т.д.
- создание оркестровой партитуры на основе ритмической партитуры с
элементами
гармонии
(интервальный
аккомпанемент)
и
полифонии
(остинато, имитации, подголоски).
Заключительная
часть
урока
посвящена,
как
правило,
исполнению
одного из танцев народов мира.
В конце каждого учебного года в красивом «Изумрудном зале» школы
проходят
творческие
отчёты
«Концерты
для
родителей».
Постепенно
в
педагогическом
коллективе
сформировалось
мнение,
что
в
условиях
специализированной музыкальной школы (впрочем, как и любой ДМШ и
ДШИ) использование принципов Орф-педагогики в процессе музыкального
развития
и
воспитания
детей
совершенно
необходимо.
Ведь
совместная
творческая деятельность лучше всего готовит детей к игре в любом ансамбле
и
оркестре.
Кроме
того,
Орф-педагогика
помогает
учащимся
начальных
классов
НСМШ
(колледжа)
с
их
эмоциональной
неустойчивостью
и
колоссальной загруженностью решать возникающие в детском коллективе
различные психологические проблемы.
Стоит отметить, что Орф –педагогика сегодня очень популярна среди
педагогов- музыкантов разного звена.. Так, в ДМШ №6 г. Новосибирска тоже
есть предмет «Элементарное Музицирование и Движение». Его автор - Ирина
Петровна Шестопалова (дипломированный специалист в области орфовской
музыкальной педагогики, выпускница “Special Course 2004/2005” института
им.
Карла
Орфа
Моцартеум,
Зальцбург,
Австрия,
президент
Российского
педагогического
общества
Карла
Орфа.
Сегодня
проводит
авторские
семинары, уроки, а также занятия в созданном ею Орф-клубе).
Хочется верить, что «Элементарное музицирование по системе Карла
Орфа» станет обязательным предметом для изучения в курсе методики и
практики
преподавания
музыкально-теоретических
дисциплин,
как
в
среднем, так и высшем звене музыкального образования а, следовательно, в
недалёком будущем будет включено в учебные планы всех ДМШ и ДШИ.
Элементы
системы
музыкального
воспитания
Орфа
гармонично
вплетаются,
встраиваются
в
структуру
занятий
сольфеджио
в
младших
классах.
На
уроках
я
применяю
элементы
Орф-педагогики.
Мы
с
детьми
используем
разные
инструменты,
звучащие
жесты
(хлопки,
шлепки
по
коленям, щелчки, притопы), двигаемся, поем каноны, импровизируем по мере
возможностей.
Назову некоторые приемы, которые реализую на уроках сольфеджио.
1.Создание комфортной доброжелательной атмосферы.
Здесь подойдут любые коммуникативные игры: с именами и ритмизацией,
добавляя
свои
«сольфеджийные»
задачи
(например,
определенные
мелодические
обороты
или
ритмические
рисунки).
Такие
задания
обязательно нужны в самом начале обучения, на них бывает достаточно пяти
минут урока. Например, коммуникативная игра «Здравствуй, первый друг»,
или игры с мячом.
2.
Выстраивание
отношений
между
детьми
в
группе.
Для
этого
подходят любые задания в форме рондо, одновременно объединяющие и
дающие возможность каждому ребенку проявить себя. Рефрен – общий, а
эпизоды – сочинение чего-то своего у каждого ребенка. Дети придумывают
свои варианты ритмов, текстов, движений. Задания выполняются стоя в кругу
или двигаясь в пространстве, чтобы дети видели друг друга. Одно из таких
заданий
–
игра
«Часики»
под
музыку
из
мультфильма
«Фиксики»
(Фиксипелки).
Каждый
придумывает
свой
образ
часов.
Один
показывает
движения, все повторяют (так по фразе). Припев - хлопки в ладоши или
движение по кругу приставным шагом.
Или под музыку пьесы Л. Андерсона
«Синкопированные часы» встаем в два круга: в рефрене «внутренний круг»
отмечает шумовыми инструментами пульс, а «внешний круг» – ритм музыки.
Есть здесь два эпизода: первый – выход «феи часов», второй – «будильник».
Дети в эпизодах импровизируют ритм с движениями в пространстве. После
каждого
эпизода
«ход
часов»
возобновляется,
а
в
конце
пьесы
«часы
ломаются» – общая двигательная импровизация.
3. Работа над концентрацией внимания и развитием координации у
детей. Здесь используются самые простые игры, когда во время звучания
музыки надо что-то делать (танцевать, хлопать в ладоши, топать, играть на
инструменте), а в паузе нужно остановиться. Также могут помочь задания,
связанные
с
движением
в
пространстве,
перекладыванием
предметов,
различные пальчиковые игры с пением. Польза данных заданий связана с
выбором музыкального материала, который соответствует конкретной теме
программы
(сильная
и
слабая
доля,
музыкальный
размер,
длительности
звуков, фраза, затакт и др.). Например, передача мяча в виде радуги под
музыку «Аннушка» на 3ю долю, или Игра в мяч («Брось –поймай, брось-
поймай, брось поймай и передай» в размере 2/4).
4.
Развитие
чувства
ритма
через
большое
количество
метроритмических
заданий
с
исполнением
ритмического
рисунка
или
пульса
самыми
различными
способами:
звучащими
жестами
(это
хлопки,
шлепки
по
коленям,
щелчки,
притопы),
ударными
инструментами,
голосом
(ритмослогами), сочинение своих ритмов к заданному метру и многое другое.
Мы
с
детьми
часто
играем
в
«Ритмическое
«эхо».
Каждый
ребенок
импровизирует
свой
ритмический
рисунок,
а
вся
группа
повторяет
(это
возможно
в
еще
одной
игре-
«Телефон»:
дети
выстраиваются
друг
за
дружкой, придумывают свой ритм и стучат его по спине впереди стоящего,
так передает каждый, последний прохлопывает ритм вслух).
Это может быть и конструирование ритмических рисунков (например,
пластиковыми стаканчиками). Основная цель этого упражнения - понимание
наполнения
метрической
доли
различными
ритмическими
фигурами:
1стаканчик - четверть, 2-две восьмые, 4-
4 шестнадцатых и т.д. Каждая
группа исполняет все составленные ритмы на клавесах, под фонограмму
«Лошадка» по очереди переходя на музыку п на другую сторону квадрата.
Таким
образом,
элементы
Орфовской
системы
очень
органично
вписываются в предметы музыкально- теоретического цикла.. Его подход
безусловно
интересен
и
продуктивен,
т.
к.
позволяет
сделать
урок
насыщенным
и
динамичным,
а
ребенка
делает
соавтором
и
создателем
собственного музыкального мира.
Гармонично развитая творческая личность всегда найдёт свою дорогу,
будет открытой к восприятию и созданию красоты, как в жизни, так и в
искусстве. Эту мысль высказывал ещё в первой половине XX века Карл Орф:
«Кем бы ни стал в дальнейшем ребёнок, задача педагогов - воспитывать в нем
творческое
начало,
творческое
мышление…Привитые
желание
и
умение
творить скажутся в любой сфере его будущей деятельности».