Напоминание

"Фосфор и его соединения"


Автор: Страдомская Нина Феликсовна
Должность: учитель химии
Учебное заведение: МКОУ КСОШ №4
Населённый пункт: Красноярский край, город Кодинск
Наименование материала: Методическая разработка урока
Тема: "Фосфор и его соединения"
Раздел: полное образование





Назад




Пояснительная записка. Для повышения интереса учащихся к предмету и качества их знаний предлагаю собственную разработку учебного занятия в 9 классе по теме «Фосфор и его соединения» Основным при планировании урока является соответствие предлагаемого материала к программным требованиям (место урока: в теме «Неметаллы главных подгрупп и их соединения», урок №39). Тип урока: урок усвоения новых знаний (с использованием презентации) Методическая цель: использование различных методических приёмов и форм обучения при изучении нового материала. Цель урока: формирование на межпредметном уровне системных знаний о простых и сложных веществах, образуемых элементом фосфором, который играет важную роль в природе и в жизни человека. Задачи. Учебные:  Рассмотреть фосфор как химический элемент и простое вещество. Познакомить учащихся с соединениями фосфора, его биологическим значением и применением.  Умение использовать полученные знания при выполнении заданий.  Проверить и оценить уровень усвоения учебного материала. Развивающие:  Развивать умение воспринимать словесную и наглядную информацию.  Самостоятельно контролировать и оценивать свои знания. Воспитательные: воспитание культуры поведения и общения в процессе учебной деятельности. При конструировании урока на разных этапах использовала следующие методы и формы обучения:  Метод игрового обучения (викторина) - при актуализации опорных знаний и введения в тему урока. Форма обучения – групповая (при обсуждении вопросов). Эффект от игры превзойдет все ожидания. Викторина активизирует познавательную деятельность, создаёт эмоциональный настрой для закрепления и углубления учащимися основных понятий ранее изученных тем и поможет устранить пробелы в знаниях.  Виртуальный опыт («Превращение красного фосфора в белый и самовозгорание белого фосфора») и видеофрагмент («Получение и свойства оксида фосфора (V)») при объяснении новой темы с использование фронтальной формы обучения. Это позволяет прямо на экране увидеть ход выполнения эксперимента (с опасными веществами), усиливает восприятие, облегчает усвоение и запоминание опыта, а также развивает умение делать выводы из наблюдений по опыту, стимулирует учебную активность.
 Урок сопровождался использованием компьютерной презентации (в программе Microsoft Power Point), что дает сделать урок более эффектным. Зрелищно смотрелись слайды с представленными схемами и ЦОРами. ЦОР подобран так, что его можно использовать на уроке, доступен для понимания учащимися этого возраста. Опыт показал, что использование ЦОРов – наиболее оптимальная форма обучения. При представлении материала в схемах и картинках включаются механизмы зрительной и ассоциативной памяти. Презентация органично вписывается в структуру урока.  Химический эксперимент. Наглядная демонстрация лабораторного опыта «Качественная реакция на фосфат-ион» учеником под контролем учителя формирует самостоятельность выполнения эксперимента, аккуратность и чёткость в работе. Данный метод обучения закрепляет лабораторные умения, практические навыки осторожного обращения с химическими реактивами, умение делать выводы, объяснять наблюдаемые явления, записывать уравнения реакций.  Самоконтроль и самооценка была использована при закреплении знаний (индивидуальная деятельность учащихся) при выполнении письменной работы в виде тестовых заданий (на слайде-текст заданий в двух вариантах). Цель проверки: качество усвоения ими содержания урока. Учащиеся выполняют работу на листах в 2-х экземплярах: один сдаётся учителю, другой для личного контроля, для анализа своих ошибок. По результатам тестирования учащиеся лично оценивают свою работу в соответствии с оценочной шкалой на экране. Урок апробирован в классах с различным уровнем познавательной активности. Использование различных методических приёмов и форм обучения выявили высокую степень усвоения учебного материала , повышает мотивацию учащихся к изучению химии.

Сценарий учебного занятия.

Предмет: Химия

Класс: 9

Учебник: Химия 9 Н.Е.Кузнецова Москва «Вентана Граф» 2007

Тема: Фосфор и его соединения.

Тип урока:
урок усвоения новых знаний (с использованием презентации)
Цель:
формирование на межпредметном уровне системных знаний о простых и сложных веществах, образуемых элементом фосфором, который играет важную роль в природе и в жизни человека.
Задачи.
Учебные:  Рассмотреть фосфор как химический элемент и простое вещество, повторить аллотропию на примере этого неметалла. Познакомить учащихся с соединениями фосфора, его биологическим значением и применением.  Умение использовать полученные знания при выполнении заданий.  Проверить и оценить уровень усвоения учебного материала. Развивающие:  Развивать умение воспринимать словесную и наглядную информацию.  Самостоятельно контролировать и оценивать свои знания. Воспитательные: воспитание культуры поведения и общения в процессе учебной деятельности.
Средства обучения
1. Аппаратное обеспечение (компьютер, проектор, экран) 2. Таблица Д.И.Менделеева 3. Дидактический материал 4. Реактивы: АgNO 3 (раствор), фосфор красный, Na 3 PO 4 (раствор), Н 3 РО 4 (раствор). Штатив с одной пробиркой. 5. На столах учащихся по 2 листочка для выполнения теста. 6. Спички.
Методы обучения.
1. Викторина «Неметаллы» 2. Виртуальный опыт («Превращение красного фосфора в белый и самовозгорание белого фосфора») и видеофрагмент («Получение и свойства оксида фосфора (V)») 3. Химический эксперимент. Лабораторный опыт «Качественная реакция на фосфат-ион» 4. Работа со средствами наглядности: Периодической системой химических элементов Д.И.Менделеева и таблицей растворимости. 5. Письменная работа в виде тестовых заданий. 6. Компьютерная презентация. 7. Объяснение 8. Беседа

Структура урока.

I. Актуализация опорных знаний
. Химическая разминка в виде викторины по теме «Неметаллы». Цель: закрепление и углубление ранее полученных знаний. 1) Назовите неметалл, который «замешан» в производстве керамики, стекла и цемента? (Кремний) 2) Неметалл, который с водородом образует газ с запахом тухлых яиц. (Сера) 3) Смесью, каких двух газов-неметаллов заполняют лампы – накаливания? (Аргон-86%, азот-14%) 4) Неметалл, из оксида которого в основном состоит атмосфера Марса. (Углерод) 5) Какой неметалл алхимики называли «желчью бога Вулкана»? (Сера) 6) Этот неметалл существует в виде нескольких аллотропных модификаций. Важнейшие из них алмаз и графит. (Углерод) 7) Какой неметалл применяют на практике для уничтожения остатков разлитой ртути? (Сера) 8) Назовите неметалл, который применяется в производстве грифелей для карандашей? (Углерод в виде графита)
II. Введение в тему, сообщение темы и цели урока.
По характеристике строения атома (заряд ядра атома +15, 15 электронов размещаются на 3-х энергетических уровнях, на внешнем уровне 5 электронов), учащиеся определяют название изучаемого неметалла. Учитель открывает (Слайд 1) с сообщением темы, цели и плана урока.
III. Организация восприятия и осознание нового материала
по плану: 1. Фосфор – химический элемент. (Слайд 2) Составьте характеристику фосфора по его положению в Периодической системе Д.И.Менделеева.  Символ элемента  Место элемента в ПС:  Порядковый номер  Период (малый или большой)  Группа и подгруппа  Относительная атомная масса (Аr)  Строение внешнего уровня …)?  Окислительно-восстановительные свойства (степени окисления: высшая и низшая)  Формула высшего оксида и его характер (кислотный или основный)  Формула летучего водородного соединения
2
. Фосфор – простое вещество. (Слайд 3, 4, 5) Строение и свойства аллотропных форм фосфора Задание: установите признаки сходства и строения аллотропных форм фосфора (Слайд 3) по таблице.
Строение и свойства Аллотропные формы Белый фосфор Красный фосфор Чёрный фосфор Тип кристаллической решётки Молекулярная решётка Атомная решётка Атомная решётка Химическая формула Р 4 Рn Pn Агрегатное состояние Твёрдое кристаллическое вещество Порошок Твердое вещество Цвет Белый Красный Чёрный Запах Чесночный Без запаха Без запаха Свечение Светится в темноте Не светится Не светится Действие на организм Яд! Не ядовит Не ядовит Растворимость в воде Не растворяется Не растворяется Не растворяется Виртуальный опыт «Превращение красного фосфора в белый и самовозгорание белого фосфора», диск «Виртуальная лаборатория» 3. Химические свойства фосфора. (Слайд 6) Задание. Дописать уравнения реакций, характеризующие свойства фосфора.  Фосфор как окислитель реагирует с металлами. Допишите уравнение реакции: Р + Са →  Фосфор как восстановитель реагирует с кислородом и галогенами. Допишите уравнения следующих реакций: Р + О 2 → Р + СI 2 → 4. Соединения фосфора (Слайд 7) Учитель знакомит с важнейшими соединениями фосфора. Показывает видеофрагмент «Получение и свойства оксида фосфора (V)» Диск ЦОР О,С. Габриелян химия 8-11 кл. М. Дрофа 2006 9 класс Демонстрационный опыт «Качественная реакция на фосфат-ион». Учитель приглашает одного ученика к демонстрационному столу на проведение качественной реакции. Учащийся на доске записывает молекулярное уравнение этой реакции. 5. Биологическое значение и применение фосфора. Учитель ведет объяснение по слайду №8 и №9
IV. Первичная проверка усвоения новых знаний

Учитель проводит письменную работу в виде тестовых заданий (Слайды №10, 11) на листочках в двух экземплярах. Один останется у учителя, а другой у учащихся - для анализа ошибок. Через 5 мин. учитель просит сравнить свои ответы с правильными на экране (Слайд №12). По результатам тестирования учащиеся оценивают свою работу, используя оценочную шкалу.
V. Подведение итогов занятия. Рефлексия. Сообщение домашнего

задания
Учитель подводит итоги урока. Выставляет оценки. Благодарит ребят за внимание и активность на уроке Домашнее задание: параграфы 36, 37. Задание. На основании свойств белого фосфора прокомментируйте отрывок из романа А.Конан-Дойля «Собака Баскервилей». Где здесь, правда, а где вымысел? ( Учебник 9 класс О.С. Габриелян стр. 126)
Технологическая карта Врем я Содержание деятельности. Этапы урока Предполагаемые результаты Организацион ные формы Методы Действия учителя Действия ученика 2 мин. I.Актуализация опорных знаний Закрепление и углубление ранее изученного материала Групповая Викторина Зачитывает вопросы викторины Отвечают на вопросы викторины 2 мин. II. Введение в тему, сообщение темы и цели урока. Настроить учащихся на работу Групповая Беседа Предлагает определить название изучаемого неметалла по характеристике строения его атома. Сообщает тему, цель урока. Знакомит с планом урока. (Слайд 1) Определяют название неметалла, о котором пойдет речь на уроке. Настрой учащихся на урок. Учащиеся записывают тему урока в тетрадь. 28 мин. III. Организация восприятия и осознание нового материала по плану: 1. Фосфор – химический элемент Умение давать характеристику фосфору, исходя из Фронтальная Сравнение. Беседа Предлагает дать характеристику фосфору как Дают характеристику фосфору, используя
6 2. Фосфор – простое вещество 3. Химические свойства фосфора 4.Соединения фосфора 5. Биологическое значение и применение фосфора IV. Первичная положения в таблице Менделеева и строения атома. Ознакомление с аллотропными формами фосфора Умение записывать уравнения реакций, характерные для фосфора Познакомить с соединениями фосфора Выявить биологическое значение и применение фосфора Выявить степень Индивидуальн ая и групповая Групповая Групповая Групповая Индивидуальн Беседа Демонстрац ия красного фосфора Вертуальны й опыт Беседа, обсуждение Объяснение, Видеофрагм ент, лабораторны й опыт Объяснение Письменная элементу (Слайд 2) Предлагает изучить таблицу (Слайд 3) и установить сходство и различие аллотропных форм. Вызывает к доске учащихся для составления уравнений реакций Подводит учащихся к рассмотрению важнейших соединений фосфора. (Слайд 7) По слайду 8 и 9 знакомит со значением фосфора Предлагает таблицу Д.И.Менделеева По таблице выявляют признаки сходства и различия простых веществ фосфора. Двое учащихся у доски записывают уравнения реакций, остальные в тетради. Слушают объяснение учителя, просматривают видеофрагмент, 1 ученик выполняет опыт Слушают объяснение учителя Выполняют
мин. 2 мин. проверка усвоения новых знаний V. Подведение итогов занятия. Рефлексия. Сообщение домашнего задания усвоения учебного материала Подвести итог. ая работа выполнить тестовую работу, сверить свои ответы с правильными на экране и оценить свою работу, используя оценочную шкалу. Объявляет о завершении урока, подводит итоги, благодарит за внимание и активность на уроке. Оценивает учащихся и сообщает домашнее задание. тестовую работу на листочках в двух экземплярах. Один отдают учителю, другой оставляют себе для личного контроля. Оценивают свою работу. Записывают домашнее задание.


В раздел образования