Автор: Страдомская Нина Феликсовна Должность: учитель химии Учебное заведение: МКОУ КСОШ №4 Населённый пункт: Красноярский край, город Кодинск Наименование материала: Методическая разработка урока Тема: "Фосфор и его соединения" Раздел: полное образование
Пояснительная записка.
Для повышения интереса учащихся к предмету и качества их знаний
предлагаю собственную разработку учебного занятия в 9 классе по теме
«Фосфор и его соединения»
Основным при планировании урока является соответствие предлагаемого
материала к программным требованиям (место урока: в теме «Неметаллы
главных подгрупп и их соединения», урок №39).
Тип урока: урок усвоения новых знаний (с использованием презентации)
Методическая цель: использование различных методических приёмов и форм
обучения при изучении нового материала.
Цель урока: формирование на межпредметном уровне системных знаний о
простых и сложных веществах, образуемых элементом фосфором, который
играет важную роль в природе и в жизни человека.
Задачи.
Учебные:
Рассмотреть фосфор как химический элемент и простое вещество.
Познакомить учащихся с соединениями фосфора, его биологическим
значением и применением.
Умение использовать полученные знания при выполнении заданий.
Проверить и оценить уровень усвоения учебного материала.
Развивающие:
Развивать умение воспринимать словесную и наглядную информацию.
Самостоятельно контролировать и оценивать свои знания.
Воспитательные: воспитание культуры поведения и общения в процессе
учебной деятельности.
При конструировании урока на разных этапах использовала следующие
методы и формы обучения:
Метод игрового обучения (викторина) - при актуализации опорных
знаний и введения в тему урока. Форма обучения – групповая (при
обсуждении вопросов). Эффект от игры превзойдет все ожидания.
Викторина активизирует познавательную деятельность, создаёт
эмоциональный настрой для закрепления и углубления учащимися
основных понятий ранее изученных тем и поможет устранить пробелы
в знаниях.
Виртуальный опыт («Превращение красного фосфора в белый и
самовозгорание белого фосфора») и видеофрагмент («Получение и
свойства оксида фосфора (V)») при объяснении новой темы с
использование фронтальной формы обучения. Это позволяет прямо на
экране увидеть ход выполнения эксперимента (с опасными
веществами), усиливает восприятие, облегчает усвоение и запоминание
опыта, а также развивает умение делать выводы из наблюдений по
опыту, стимулирует учебную активность.
Урок сопровождался использованием компьютерной презентации (в
программе Microsoft Power Point), что дает сделать урок более
эффектным. Зрелищно смотрелись слайды с представленными схемами
и ЦОРами. ЦОР подобран так, что его можно использовать на уроке,
доступен для понимания учащимися этого возраста. Опыт показал, что
использование ЦОРов – наиболее оптимальная форма обучения. При
представлении материала в схемах и картинках включаются механизмы
зрительной и ассоциативной памяти. Презентация органично
вписывается в структуру урока.
Химический эксперимент. Наглядная демонстрация лабораторного
опыта «Качественная реакция на фосфат-ион» учеником под контролем
учителя формирует самостоятельность выполнения эксперимента,
аккуратность и чёткость в работе. Данный метод обучения закрепляет
лабораторные умения, практические навыки осторожного обращения с
химическими реактивами, умение делать выводы, объяснять
наблюдаемые явления, записывать уравнения реакций.
Самоконтроль и самооценка была использована при закреплении
знаний (индивидуальная деятельность учащихся) при выполнении
письменной работы в виде тестовых заданий (на слайде-текст заданий в
двух вариантах). Цель проверки: качество усвоения ими содержания
урока. Учащиеся выполняют работу на листах в 2-х экземплярах: один
сдаётся учителю, другой для личного контроля, для анализа своих
ошибок. По результатам тестирования учащиеся лично оценивают
свою работу в соответствии с оценочной шкалой на экране.
Урок апробирован в классах с различным уровнем познавательной
активности. Использование различных методических приёмов и форм
обучения выявили высокую степень усвоения учебного материала ,
повышает мотивацию учащихся к изучению химии.
Сценарий учебного занятия.
Предмет: Химия
Класс: 9
Учебник: Химия 9 Н.Е.Кузнецова Москва «Вентана Граф» 2007
Тема: Фосфор и его соединения.
Тип урока: урок усвоения новых знаний (с использованием презентации)
Цель: формирование на межпредметном уровне системных знаний о
простых и сложных веществах, образуемых элементом фосфором, который
играет важную роль в природе и в жизни человека.
Задачи.
Учебные:
Рассмотреть фосфор как химический элемент и простое вещество,
повторить аллотропию на примере этого неметалла. Познакомить
учащихся с соединениями фосфора, его биологическим значением и
применением.
Умение использовать полученные знания при выполнении заданий.
Проверить и оценить уровень усвоения учебного материала.
Развивающие:
Развивать умение воспринимать словесную и наглядную информацию.
Самостоятельно контролировать и оценивать свои знания.
Воспитательные: воспитание культуры поведения и общения в процессе
учебной деятельности.
Средства обучения
1. Аппаратное обеспечение (компьютер, проектор, экран)
2. Таблица Д.И.Менделеева
3. Дидактический материал
4. Реактивы: АgNO
3
(раствор), фосфор красный, Na
3
PO
4
(раствор), Н
3
РО
4
(раствор). Штатив с одной пробиркой.
5. На столах учащихся по 2 листочка для выполнения теста.
6. Спички.
Методы обучения.
1. Викторина «Неметаллы»
2. Виртуальный опыт («Превращение красного фосфора в белый и
самовозгорание белого фосфора») и видеофрагмент («Получение и свойства
оксида фосфора (V)»)
3. Химический эксперимент. Лабораторный опыт «Качественная реакция на
фосфат-ион»
4. Работа со средствами наглядности: Периодической системой химических
элементов Д.И.Менделеева и таблицей растворимости.
5. Письменная работа в виде тестовых заданий.
6. Компьютерная презентация.
7. Объяснение
8. Беседа
Структура урока.
I. Актуализация опорных знаний .
Химическая разминка в виде викторины по теме «Неметаллы». Цель:
закрепление и углубление ранее полученных знаний.
1) Назовите неметалл, который «замешан» в производстве керамики, стекла и
цемента? (Кремний)
2) Неметалл, который с водородом образует газ с запахом тухлых яиц. (Сера)
3) Смесью, каких двух газов-неметаллов заполняют лампы – накаливания?
(Аргон-86%, азот-14%)
4) Неметалл, из оксида которого в основном состоит атмосфера Марса.
(Углерод)
5) Какой неметалл алхимики называли «желчью бога Вулкана»? (Сера)
6) Этот неметалл существует в виде нескольких аллотропных модификаций.
Важнейшие из них алмаз и графит. (Углерод)
7) Какой неметалл применяют на практике для уничтожения остатков
разлитой ртути? (Сера)
8) Назовите неметалл, который применяется в производстве грифелей для
карандашей? (Углерод в виде графита)
II. Введение в тему, сообщение темы и цели урока.
По характеристике строения атома (заряд ядра атома +15, 15 электронов
размещаются на 3-х энергетических уровнях, на внешнем уровне 5
электронов), учащиеся определяют название изучаемого неметалла.
Учитель открывает (Слайд 1) с сообщением темы, цели и плана урока.
III. Организация восприятия и осознание нового материала по плану:
1. Фосфор – химический элемент. (Слайд 2)
Составьте характеристику фосфора по его положению в Периодической
системе Д.И.Менделеева.
Символ элемента
Место элемента в ПС:
Порядковый номер
Период (малый или большой)
Группа и подгруппа
Относительная атомная масса (Аr)
Строение внешнего уровня …)?
Окислительно-восстановительные свойства (степени окисления:
высшая и низшая)
Формула высшего оксида и его характер (кислотный или основный)
Формула летучего водородного соединения
2
. Фосфор – простое вещество. (Слайд 3, 4, 5)
Строение и свойства аллотропных форм фосфора
Задание: установите признаки сходства и строения аллотропных форм
фосфора (Слайд 3) по таблице.
Строение и
свойства
Аллотропные формы
Белый
фосфор
Красный
фосфор
Чёрный
фосфор
Тип
кристаллической
решётки
Молекулярная
решётка
Атомная
решётка
Атомная решётка
Химическая
формула
Р
4
Рn
Pn
Агрегатное
состояние
Твёрдое
кристаллическое
вещество
Порошок
Твердое
вещество
Цвет
Белый
Красный
Чёрный
Запах
Чесночный
Без запаха
Без запаха
Свечение
Светится в
темноте
Не светится
Не светится
Действие на
организм
Яд!
Не ядовит
Не ядовит
Растворимость в
воде
Не растворяется Не растворяется Не растворяется
Виртуальный опыт «Превращение красного фосфора в белый и
самовозгорание белого фосфора», диск «Виртуальная лаборатория»
3. Химические свойства фосфора. (Слайд 6)
Задание. Дописать уравнения реакций, характеризующие свойства фосфора.
Фосфор как окислитель реагирует с металлами.
Допишите уравнение реакции: Р + Са →
Фосфор как восстановитель реагирует с кислородом и галогенами.
Допишите уравнения следующих реакций:
Р + О
2
→
Р + СI
2
→
4. Соединения фосфора (Слайд 7)
Учитель знакомит с важнейшими соединениями фосфора.
Показывает видеофрагмент «Получение и свойства оксида фосфора (V)»
Диск ЦОР О,С. Габриелян химия 8-11 кл. М. Дрофа 2006 9 класс
Демонстрационный опыт «Качественная реакция на фосфат-ион». Учитель
приглашает одного ученика к демонстрационному столу на проведение
качественной реакции. Учащийся на доске записывает молекулярное
уравнение этой реакции.
5. Биологическое значение и применение фосфора. Учитель ведет объяснение
по слайду №8 и №9
IV. Первичная проверка усвоения новых знаний
Учитель проводит письменную работу в виде тестовых заданий (Слайды
№10, 11) на листочках в двух экземплярах. Один останется у учителя, а
другой у учащихся - для анализа ошибок. Через 5 мин. учитель просит
сравнить свои ответы с правильными на экране (Слайд №12). По результатам
тестирования учащиеся оценивают свою работу, используя оценочную шкалу.
V. Подведение итогов занятия. Рефлексия. Сообщение домашнего
задания
Учитель подводит итоги урока. Выставляет оценки. Благодарит ребят за
внимание и активность на уроке
Домашнее задание: параграфы 36, 37.
Задание. На основании свойств белого фосфора прокомментируйте отрывок
из романа А.Конан-Дойля «Собака Баскервилей». Где здесь, правда, а где
вымысел?
( Учебник 9 класс О.С. Габриелян стр. 126)
Технологическая карта
Врем
я
Содержание
деятельности.
Этапы урока
Предполагаемые
результаты
Организацион
ные формы
Методы
Действия учителя
Действия ученика
2
мин.
I.Актуализация
опорных знаний
Закрепление и
углубление ранее
изученного
материала
Групповая
Викторина
Зачитывает вопросы
викторины
Отвечают на
вопросы викторины
2
мин.
II. Введение в
тему, сообщение
темы и цели урока.
Настроить учащихся
на работу
Групповая
Беседа
Предлагает
определить
название изучаемого
неметалла по
характеристике
строения его атома.
Сообщает тему, цель
урока. Знакомит с
планом урока.
(Слайд 1)
Определяют
название неметалла,
о котором пойдет
речь на уроке.
Настрой учащихся
на урок. Учащиеся
записывают тему
урока в тетрадь.
28
мин.
III. Организация
восприятия и
осознание нового
материала по
плану:
1. Фосфор –
химический
элемент
Умение давать
характеристику
фосфору, исходя из
Фронтальная
Сравнение.
Беседа
Предлагает дать
характеристику
фосфору как
Дают
характеристику
фосфору, используя
6
2. Фосфор –
простое вещество
3. Химические
свойства фосфора
4.Соединения
фосфора
5. Биологическое
значение и
применение
фосфора
IV. Первичная
положения в
таблице Менделеева
и строения атома.
Ознакомление с
аллотропными
формами фосфора
Умение записывать
уравнения реакций,
характерные для
фосфора
Познакомить с
соединениями
фосфора
Выявить
биологическое
значение и
применение
фосфора
Выявить степень
Индивидуальн
ая и групповая
Групповая
Групповая
Групповая
Индивидуальн
Беседа
Демонстрац
ия красного
фосфора
Вертуальны
й опыт
Беседа,
обсуждение
Объяснение,
Видеофрагм
ент,
лабораторны
й опыт
Объяснение
Письменная
элементу (Слайд 2)
Предлагает изучить
таблицу (Слайд 3) и
установить сходство
и различие
аллотропных форм.
Вызывает к доске
учащихся для
составления
уравнений реакций
Подводит учащихся
к рассмотрению
важнейших
соединений
фосфора. (Слайд 7)
По слайду 8 и 9
знакомит со
значением фосфора
Предлагает
таблицу
Д.И.Менделеева
По таблице
выявляют признаки
сходства и различия
простых веществ
фосфора.
Двое учащихся у
доски записывают
уравнения реакций,
остальные в
тетради.
Слушают
объяснение учителя,
просматривают
видеофрагмент, 1
ученик выполняет
опыт
Слушают
объяснение учителя
Выполняют
мин.
2
мин.
проверка усвоения
новых знаний
V. Подведение
итогов занятия.
Рефлексия.
Сообщение
домашнего
задания
усвоения учебного
материала
Подвести итог.
ая
работа
выполнить тестовую
работу, сверить свои
ответы с
правильными на
экране и оценить
свою работу,
используя
оценочную шкалу.
Объявляет о
завершении урока,
подводит итоги,
благодарит за
внимание и
активность на
уроке. Оценивает
учащихся и
сообщает домашнее
задание.
тестовую работу на
листочках в двух
экземплярах. Один
отдают учителю,
другой оставляют
себе для личного
контроля.
Оценивают свою
работу.
Записывают
домашнее задание.