Напоминание

Единство урочной и внеурочной деятельности по истории и праву как средство воспитания социально-правовой активной личности обучающегося


Автор: Преснякова Ирина Борисовна
Должность: преподаватель общегуманитарных и социально-экономических дисциплин
Учебное заведение: ОГБ ПОУ «КЭТ им. Ф.В. Чижова»
Населённый пункт: г.Кострома
Наименование материала: статья
Тема: Единство урочной и внеурочной деятельности по истории и праву как средство воспитания социально-правовой активной личности обучающегося
Раздел: среднее профессиональное





Назад




Единство урочной и внеурочной деятельности по истории и праву как средство

воспитания социально-правовой активной личности обучающегося

Преснякова Ирина Борисовна,

Преподаватель общественно-гуманитарных

дисциплин

Костромской энергетический техникум им.Ф.В.Чижова

Современный

мир

постоянно

обновляется,

одновременно

меняется

и

российское

образование, утверждаются новые направления и приемы к содержанию

образования в

системе СПО.

Требования сегодняшнего дня в условиях введения ФГОС приоритетно нацелено на

формирование личности обучающегося, как

компетентного специалиста и гражданина. В

связи с этим важную роль в системе СПО играют учебные предметы «История» и «Правовое

обеспечение профессиональной деятельности». Они сконцентрированы на рациональную

организацию личности студента, имеющего не поверхностные знания по отечественной,

всемирной истории и праву.

В современном обществе молодое поколение постоянно встречается с с проблемными

жизненными ситуациями, им необходимо

быстро адаптироваться в быстроменяющемся

мире.

Поэтому

задача

преподавателя

способствовать

развитию

граждан

своей

страны, способных отстаивать свое мнение, постижению культурных ценностей общества ,

нравственных и правовых норм,

формированию патриотических чувств причастности к

судьбе Отечества, жизненной позиции личности на основе усвоения социально-правового

опыта.

Реализация

данной

цели

возможна

только

в

единстве

урочной

и

внеурочной

деятельности

по

истории

и

праву.

Их

консолидация

расширяет

границы

осваиваемого

материала,

дает

возможность

использовать

различные

формы

деятельности,

усиливает

мотивацию, расширяет познавательный и социальный опыт студентов.

На занятиях общественно-гуманитарного цикла мною используются различные формы

работы с учащимися, активные методы и приёмы.

Так, при знакомстве с событиями из

истории России вторая половина ХХ начало ХХ1 века организуется работа с фрагментами

документальных

источников

(«речь

Черчиля

в

Фултоне»,

«Выступление

Хрущева

в

Гринвичском колледже» и т.д.. При этом обязательно идёт сравнение с современным миром,

учащиеся анализируют процессы развития внутренней, внешней политики государства, ,

локальные

войны

и

др.

Важно

научить

анализировать

материал,

проводить

аналогии

с

сегодняшним днём, видеть за событиями истории жизнь людей, уважать и знать ценности

отечественной и мировой культуры. А работая над сообщениями о жизни деятелей эпохи,

учащиеся должны понимать, какими нравственными качествами должен обладать человек,

чтобы его имя жило в веках, востребованы ли данные личности в современном мире.

Очень важна работа с понятийным аппаратом, особенно если учесть, что есть такие

ключевые, универсальные понятия в истории и праве, без которых невозможно обойтись.

Например, это «государство», «паритет», «права человека» и т.д. Работа с ними, естественно,

не

должна

сводится

только

к

заучиванию,

учащиеся

могут

промыслить,

проследить

происхождение и составляющие данных понятий. Эффективны здесь методы: понятийное

лото,

синквейны,

эссе,,

тестовые

задания.

Таким

образом,

формируется

и

знание,

и

собственное отношение к этим понятиям.

Для

систематизации

материала

и

приобретения

учащимися

социальных

знаний

нормах права, об устройстве правовой системы общества, о социально-правовых формах

поведения в обществе и т.п.), понимания социально-правовой реальности и в повседневной

жизни, исторических аспектах незаменимы ментальные карты (или интеллект-карты) по

истории и, особенно, по праву. Учащиеся, как правило, всей группой или малыми группами

охотно включаются в работу с ментальными картами, так как это ярко, образно, и есть

возможность проявить себя творчески (например, при выполнении домашнего задания –

составить интеллект-карту по теме «Научно-технический прогресс в России в 21 веке» и

т.д.). Такой подход позволяет воспринимать всю тему целиком, понятно и наглядно, что

обеспечивает

повышение

мотивации

обучающихся,

делает

их

активными

участниками

учебного процесса.

При формировании правовой грамотности (гражданское право, Гражданский договор

Трудовое право, Трудовой договор, Административное право, Предпринимательское право)

большую

роль

в

образовательном

процессе

играет

постановка

и

решение

проблемных

вопросов, заданий, ситуаций. Особенно мотивированными являются личностно значимые

задания,

когда

студент

приближается

вплотную

к жизни

современного

общества

и

определения

своего

места

в

нём.

Например,

при

изучении

темы

«Гражданское

право»

организуется

работа

над

проблемным

вопросом

«Выполнение

договора

купли-продажи

«Изменение

условий

Трудового

договора»,

через

подбор

таких

правовых

ситуаций,

разрешение которых помогло бы учащимся к успешному решению жизненных правовых

ситуаций в последствии.

При

подготовке

проектов

или

мини-проектов

в

групповой

или

индивидуальной

деятельности, используются такие формы как: сообщения, эссе, составление кроссворда,

коллаж, изготовление наглядных пособий – например, презентации, видео и.т.д.). На занятиях

по

истории

и

права

это

может

быть:

подготовка

сообщений,

исследовательских

работ,

проведение

студенческих

конференций

в

группе

постановка

и

решение

проблемных

ситуационных

задач.

Таким

образом,

метод

проектов

имеет

прикладное

значение,

он

повышает интерес учащихся к проблеме, развивает потребность в творческой деятельности.

Обучающиеся не только хорошо усваивают тему, но и приобретают опыт личной, деловой

деятельности.

Все эти методы и приёмы способствуют результативному обучению

и наиболее

эффективно работают в единстве урочной и внеурочной деятельности. И если во время

занятия мы всё равно ограничены определёнными рамками – время, содержание и т. д., то,

внеурочное общение гораздо больше, чем простое занятие позволяет разнообразить виды

познавательной

деятельности,

быть

свободнее

в

сроках

и

глубине

познания.

Это

и

интеллектуальные игры, олимпиады, конкурсы, исследовательские работы и представление

их на студенческих конференциях различного уровня и многое другое.

Таким образом, изучая историю и право на занятиях и внеурочной работы, студенты

готовятся к успешной профессиональной деятельности и жизни в современном обществе.

Приобретают

опыт

самостоятельной

деятельности

и

личной

ответственности,

учатся

понимать и решать проблемные жизненные ситуации, в котором они будут уверенными,

активными людьми осознавая свою роль, как человека в истории и современном обществе.



В раздел образования