Автор: Преснякова Ирина Борисовна
Должность: преподаватель общегуманитарных и социально-экономических дисциплин
Учебное заведение: ОГБ ПОУ «КЭТ им. Ф.В. Чижова»
Населённый пункт: г.Кострома
Наименование материала: статья
Тема: Единство урочной и внеурочной деятельности по истории и праву как средство воспитания социально-правовой активной личности обучающегося
Раздел: среднее профессиональное
Единство урочной и внеурочной деятельности по истории и праву как средство
воспитания социально-правовой активной личности обучающегося
Преснякова Ирина Борисовна,
Преподаватель общественно-гуманитарных
дисциплин
Костромской энергетический техникум им.Ф.В.Чижова
Современный
мир
постоянно
обновляется,
одновременно
меняется
и
российское
образование, утверждаются новые направления и приемы к содержанию
образования в
системе СПО.
Требования сегодняшнего дня в условиях введения ФГОС приоритетно нацелено на
формирование личности обучающегося, как
компетентного специалиста и гражданина. В
связи с этим важную роль в системе СПО играют учебные предметы «История» и «Правовое
обеспечение профессиональной деятельности». Они сконцентрированы на рациональную
организацию личности студента, имеющего не поверхностные знания по отечественной,
всемирной истории и праву.
В современном обществе молодое поколение постоянно встречается с с проблемными
жизненными ситуациями, им необходимо
быстро адаптироваться в быстроменяющемся
мире.
Поэтому
задача
преподавателя
–
способствовать
развитию
граждан
своей
страны, способных отстаивать свое мнение, постижению культурных ценностей общества ,
нравственных и правовых норм,
формированию патриотических чувств причастности к
судьбе Отечества, жизненной позиции личности на основе усвоения социально-правового
опыта.
Реализация
данной
цели
возможна
только
в
единстве
урочной
и
внеурочной
деятельности
по
истории
и
праву.
Их
консолидация
расширяет
границы
осваиваемого
материала,
дает
возможность
использовать
различные
формы
деятельности,
усиливает
мотивацию, расширяет познавательный и социальный опыт студентов.
На занятиях общественно-гуманитарного цикла мною используются различные формы
работы с учащимися, активные методы и приёмы.
Так, при знакомстве с событиями из
истории России вторая половина ХХ начало ХХ1 века организуется работа с фрагментами
документальных
источников
(«речь
Черчиля
в
Фултоне»,
«Выступление
Хрущева
в
Гринвичском колледже» и т.д.. При этом обязательно идёт сравнение с современным миром,
учащиеся анализируют процессы развития внутренней, внешней политики государства, ,
локальные
войны
и
др.
Важно
научить
анализировать
материал,
проводить
аналогии
с
сегодняшним днём, видеть за событиями истории жизнь людей, уважать и знать ценности
отечественной и мировой культуры. А работая над сообщениями о жизни деятелей эпохи,
учащиеся должны понимать, какими нравственными качествами должен обладать человек,
чтобы его имя жило в веках, востребованы ли данные личности в современном мире.
Очень важна работа с понятийным аппаратом, особенно если учесть, что есть такие
ключевые, универсальные понятия в истории и праве, без которых невозможно обойтись.
Например, это «государство», «паритет», «права человека» и т.д. Работа с ними, естественно,
не
должна
сводится
только
к
заучиванию,
учащиеся
могут
промыслить,
проследить
происхождение и составляющие данных понятий. Эффективны здесь методы: понятийное
лото,
синквейны,
эссе,,
тестовые
задания.
Таким
образом,
формируется
и
знание,
и
собственное отношение к этим понятиям.
Для
систематизации
материала
и
приобретения
учащимися
социальных
знаний
(о
нормах права, об устройстве правовой системы общества, о социально-правовых формах
поведения в обществе и т.п.), понимания социально-правовой реальности и в повседневной
жизни, исторических аспектах незаменимы ментальные карты (или интеллект-карты) по
истории и, особенно, по праву. Учащиеся, как правило, всей группой или малыми группами
охотно включаются в работу с ментальными картами, так как это ярко, образно, и есть
возможность проявить себя творчески (например, при выполнении домашнего задания –
составить интеллект-карту по теме «Научно-технический прогресс в России в 21 веке» и
т.д.). Такой подход позволяет воспринимать всю тему целиком, понятно и наглядно, что
обеспечивает
повышение
мотивации
обучающихся,
делает
их
активными
участниками
учебного процесса.
При формировании правовой грамотности (гражданское право, Гражданский договор
Трудовое право, Трудовой договор, Административное право, Предпринимательское право)
большую
роль
в
образовательном
процессе
играет
постановка
и
решение
проблемных
вопросов, заданий, ситуаций. Особенно мотивированными являются личностно значимые
задания,
когда
студент
приближается
вплотную
к жизни
современного
общества
и
определения
своего
места
в
нём.
Например,
при
изучении
темы
«Гражданское
право»
организуется
работа
над
проблемным
вопросом
«Выполнение
договора
купли-продажи
«Изменение
условий
Трудового
договора»,
через
подбор
таких
правовых
ситуаций,
разрешение которых помогло бы учащимся к успешному решению жизненных правовых
ситуаций в последствии.
При
подготовке
проектов
или
мини-проектов
в
групповой
или
индивидуальной
деятельности, используются такие формы как: сообщения, эссе, составление кроссворда,
коллаж, изготовление наглядных пособий – например, презентации, видео и.т.д.). На занятиях
по
истории
и
права
это
может
быть:
подготовка
сообщений,
исследовательских
работ,
проведение
студенческих
конференций
в
группе
постановка
и
решение
проблемных
ситуационных
задач.
Таким
образом,
метод
проектов
имеет
прикладное
значение,
он
повышает интерес учащихся к проблеме, развивает потребность в творческой деятельности.
Обучающиеся не только хорошо усваивают тему, но и приобретают опыт личной, деловой
деятельности.
Все эти методы и приёмы способствуют результативному обучению
и наиболее
эффективно работают в единстве урочной и внеурочной деятельности. И если во время
занятия мы всё равно ограничены определёнными рамками – время, содержание и т. д., то,
внеурочное общение гораздо больше, чем простое занятие позволяет разнообразить виды
познавательной
деятельности,
быть
свободнее
в
сроках
и
глубине
познания.
Это
и
интеллектуальные игры, олимпиады, конкурсы, исследовательские работы и представление
их на студенческих конференциях различного уровня и многое другое.
Таким образом, изучая историю и право на занятиях и внеурочной работы, студенты
готовятся к успешной профессиональной деятельности и жизни в современном обществе.
Приобретают
опыт
самостоятельной
деятельности
и
личной
ответственности,
учатся
понимать и решать проблемные жизненные ситуации, в котором они будут уверенными,
активными людьми осознавая свою роль, как человека в истории и современном обществе.