Напоминание

«Методы работы для формирования вокально-интонационных навыков в детском хоре»


Автор: Золотухина Светлана Владимировна
Должность: преподаватель
Учебное заведение: МБУ ДО СДШИ "Балтика"
Населённый пункт: Г.Сосновый Бор Ленинградская обл.
Наименование материала: Методическая разработка урока
Тема: «Методы работы для формирования вокально-интонационных навыков в детском хоре»
Раздел: дополнительное образование





Назад




Муниципальное бюджетное учреждение дополнительного

образования

«Сосновоборская детская школа искусств «Балтика»

«Методы работы для формирования вокально-интонационных

навыков в детском хоре»

Методическая разработка урока

Автор: Золотухина Светлана Владимировна

г.Сосновый Бор

2018 год

Введение

1

Проблема совершенствования методов формирования качественного

певческого звука в детском хоре всегда актуальна. К сожалению,

большинство детей, занимающихся сегодня хоровым пением, имеют слабые

музыкальные данные, поэтому вопросы, связанные с формированием и

развитием первоначальных вокально-хоровых навыков очень важны.

Овладение техникой вокально-хорового искусства включает в себя

непрерывную работу по формированию навыков точного выразительного

интонирования, требует многолетней работы, оно никак не может

предполагать ни быстрого результата, ни универсального рецепта.

Данная методическая разработка ориентирована прежде всего на то,

чтобы помочь хормейстерам в вокально-интонационной работе с младшим

хором. В ней изложены методы и приемы работы с начинающими, даны

варианты практических заданий и упражнений. Использование данных

приемов на начальном этапе обучения способствует развитию у детей

музыкального слуха, памяти, координации между слухом и голосом, чувства

ритма, помогает заложить основы ладового слуха.

Цель разработки – систематизировать накопленные по данному

вопросу знания и обеспечить хормейстеров методическими

материалами, которые необходимы в повседневной работе.

Задачи разработки:

Помочь хормейстерам найти правильные методы и приемы для

формирования и развития вокально-интонационных навыков;

Мотивировать учащихся на занятия музыкой;

Создать благоприятную психологическую атмосферу на уроке.

Вокально-интонационная работа – фундамент всего певческого

развития, так как она обеспечивает первостепенную сторону хорового

звучания – чистоту интонирования, а также достижение естественного и

свободного звучания голоса. Очень важно заложить этот фундамент на

начальном этапе обучения, оптимально подобрать и отработать

вокально-интонационные приемы. Все это в достаточной степени

способствует творческому росту коллектива в дальнейшем.

2

ТЕМА урока: «Методы работы для формирования вокально-

интонационных навыков в детском хоре»

Цель: создать условия для формирования навыка точного

интонирования в процессе вокально-интонационной работы.

Задачи:

Дидактические (образовательные):

отработать и закрепить отдельные приемы развития навыка

точного интонирования;

активизировать слуховое внимание;

формировать чувство лада.

Развивающие:

развитие внимания, творческой инициативы обучающихся;

развитие музыкальных способностей: слуха, памяти, ритма,

музыкальности, артистизма.

Воспитательные:

воспитание чувства ответственности за общее дело, чувства

сопереживания;

сформировать умение работать в коллективе;

способствовать выработке внимательности, трудолюбия,

уверенности в себе, способности к самовыражению.

Состав хора: Обучающиеся первого класса (мальчики)

Тип занятия: урок формирования навыков и умений

Форма занятия: урок-концерт

Форма организации работы: групповая

Методы: практический, словесный, ассоциативно-образный, наглядный,

специальные методы музыкального воспитания, методы

стимулирования и мотивации познавательной деятельности.

3

Реализуемые технологии: разноуровнего обучения, технология

использования в обучении игровых методов, технология коллективной

творческой деятельности, здоровьесберегающая технология.

Оснащение: хоровой класс, стулья, рояль, ноты, плакаты с хоровым

сольфеджио, ритмические карточки, шумовые инструменты, ступеневая

лесенка, карточки-клавиши, мяч, светофор.

Планируемые результаты занятия:

предметные: закрепить навыки вокально-интонационной работы и

показать их применение в исполнении хоровых произведений.

метапредметные: контролировать и корректировать свое поведение по

отношению к сверстникам в ходе совместной деятельности,

анализировать, сравнивать, различать высоту и направленность

вокальной интонации, испытывать ответственность за выполнение

задания, испытывать чувство коллективизма.

личностные: стараться выполнять задания качественно, быть

активным, внимательными и собранными в выполнении заданий.

План урока:

I.Организационная часть: 5 мин.

II.Основная часть: 25 мин.

III.Заключительная часть: 10 мин

Содержательные блоки занятия:

Дыхательная гимнастика;

Вокально-интонационные упражнения;

Хоровое сольфеджио (пение ступеней, секвенций с названием

нот);

Физминутка;

Ритмические упражнения;

Пение канонов;

Исполнение хоровых произведений.

I. Организационная часть

4

Цель: сконцентрировать внимание обучающихся, создать атмосферу

эмоционального подъема, физиологически настроить голосовой аппарат

на работу.

Организационный момент: Приветствие (стоя). Выполнение

упражнений на дыхание вместе с руководителем: «Насос», «Маятник»,

«Свеча», «Полет жука».

II. Основная часть.

1.Одноголосные упражнения в ладу.

Цель: добиться чистоты интонирования, естественного и свободного

звучания голосов.

Задачи: добиться унисона, единого звукообразования и звуковедения,

точного интонирования при пении упражнений различными штрихами.

Упр. 1: Пение одного звука - выработка унисона.

Упр.2: Правильное формирование гласных, единое звукообразование.

Упр. 3: чистота интонирования при использовании различных штрихов

(легато, стаккато).

Упр.4: пение звукоряда (помогаем себе рукой, показывая, как

поднимаются «ступеньки», а с ними и голос).

2. Хоровое сольфеджио.

Цель: отработать и закрепить навык точного, выразительного

интонирования диатонических ступеней лада.

Задачи: Выработка чувства ладовой принадлежности, формирование

внутреннего слуха, подключить самоконтроль, концентрация внимания,

формирование умения петь по нотам.

Задание 1. «Живые нотки» - подключить слуховой самоконтроль.

Задание 2. «Ступеневая лесенка». Выразительное интонирование

диатонических ступеней лада. Игра «Фотограф» - формирование

внутреннего слуха. (Мысленное пропевание).

5

Задание 3. «Мелодическое эхо» (мяч). Концентрация внимания,

формирование внутреннего слуха: поймать мяч и пропеть с названием

нот мелодический оборот, который пропел преподаватель на слог «лё».

«Остинато тоники»: Ладовое воспитание. Выработка чувства ладовой

принадлежности.

Задание 4. «Секвенции». Формирование умения петь с названием нот,

формирование внутреннего слуха.

Пение секвенций (по нотному стану – пять пальцев) с названием нот:

вместе, по одному, на две группы – как вопрос и ответ. Вслух и про себя.

3. Физминутка.

Смена деятельности. «Ритмическое эхо» - «Раз, два, три, ну-ка, повтори!

Ну-ка, не зевай! За мною повторяй!»

4. Ритмические упражнения.

Цель: Формирование у обучающихся чувства ритма.

Задачи: Активизация ритмического слуха, усвоение ритмического

рисунка, развитие ритмической памяти.

Задание 1. Прохлопать ритмическую карточку с названием

ритмослогов.

Задание 2. Угадать ритмическую карточку (две карточки), которую

прохлопал (или проиграл на фортепиано) преподаватель.

Задание 3. Прохлопать ритмическую дорожку, написанную на доске:

вместе, по одному, двумя группами каноном, с названием ритмослогов и

без.

Задание 4. «Ритмическое остинато». Прохлопывать заданную

ритмическую карточку, как остинато. Преподаватель играет в это время

польку М. И. Глинки. (Задача – не сбиться).

5. Пение канонов:

Сольфеджио и с текстом (Игра «Капитаны»)

Вслух и про себя (Игра «Светофор»)

6

Вместе и по одному (Игра «Живые нотки»)

С добавление пульса и ритма, шумовых инструментов

Цель: Развитие вокально-интонационного слуха.

Задачи: Выработка умения слышать свой голос в общем звучании,

тренировать вокальный и внутренний слух, воспитание навыка пения

простейшего двухголосия.

Задание 1. Пение песенки («Боровик») сольфеджио по нотному стану

(пять пальцев). Пение песенки про себя, прохлопывая ритм. Пение

песенки каноном. Пение песенки каноном с использованием шумовых

инструментов (на шумовом инструменте исполняется заданный ритм).

Задание 2. Узнать песенку «Улитка» по нотному стану (пять пальцев).

Игра «Светофор»: пение песенки «Улитка» вслух и про себя.

(Формирование внутреннего слуха, интонационно-слуховое воспитание

обучающихся, концентрация внимания). Пение песенки «Улитка» на две

группы по руке дирижера: поднята правая рука - поет 1 группа, левая

рука – 2 группа. (Мелодия подхватывается на любом слоге без

остановки).

Задание 4. «Живые нотки». Пропевание песенки с названием нот по

цепочке. После этого выбираются лучшие нотки. Мальчики получают

карточки-клавиши. Один из обучающихся играет песенку по карточкам-

клавишам, нажимая их в нужном порядке.

Задание 5. Пение песенки каноном вслух и про себя по команде

дирижера («Светофор»).

Задание 6. Пение в движении по классу: двигаясь по классу и пропевая

песенку, чередовать по команде дирижера пульс - (шаги), с ритмом (стоя

на месте прохлопывать ритмический рисунок песенки).

III. Заключительная часть.

Цель: исполнить хоровые произведения по руке дирижера.

Задачи: показать эффективность применения отработанных приемов по

формированию вокально-интонационных навыков.

Исполняемые произведения:

7

1.

Моцарт В., русск.текст Т.Сикорской – «Пастушья песенка»

2.

Струве Г., сл.В.Викторова – «Песенки-картинки»: «Тихая

песенка», «Веселая песенка»

3.

Соснин С., сл.П.Синявского – «Веселая поездка».

Используемая литература:

Для хормейстера:

1.

Металлиди Ж. Перцовская А. Мы играем, сочиняем и поем (1 кл.)

– Изд-во «Композитор» СПб, 2001г.

2.

Курина Г.В. Хоровое сольфеджио. Изд-во «Композитор СПб» 2015

г.

3.

Добровольская Н. Вокально-хоровые упражнения в детском хоре.

Москва, 1987г.

4.

Жданова Т.А. Организация учебного процесса в детском хоре. –

Изд-во МХШ «Радость», 2011г.

5.

Стулова Г.П. Методика работы с детским хором. – Изд-во

«Планета музыки» СПб, 2014 г.

6.

Тютюнникова Т.Э. Доноткино. – Педагогическое общество России,

Москва, 2005г.

7.

Рачина Б.С. – Проблемы воспитания певческого звука у младших

школьников (главы из книги «Технологии и методика обучения

музыке в общеобразовательной школе»).

Для обучающихся:

1.

1.Абелян А. Как Рыжик научился петь. - М. «Советский

композитор», 1989г.

2.

Финкельштейн Э. «Музыка от А до Я» Занимательное чтение с

картинками и фантазиями - Изд-во «Композитор» СПб, 1992 г.

8



В раздел образования