Напоминание

Интеллектуальные игры по русскому языку для 4 класса


Автор: Петрова Елена Ивановна
Должность: учитель начальных классов
Учебное заведение: МБОУ
Населённый пункт: село Шихазаны Канашский район
Наименование материала: методическая разработка
Тема: Интеллектуальные игры по русскому языку для 4 класса
Раздел: начальное образование





Назад




РЯ - ______________

Муниципальный этап республиканских интеллектуальных игр младших школьников

2018-2019 учебный год

Интеллектуальная игра по русскому языку

4 класс

Задание 1. Сколько всего звонких согласных звуков в скороговорке?

Три свиристели еле-еле свистели у ели.

___________________________________________________

Задание 2. Найдите «лишнее» слово в каждой строке. Выпишите их с объяснением:

1) косточка, шапочка, звёздочка, ленточка;

2) стульчик, диванчик, огурчик, разговорчик;

3) горошинка, соломинка, изюминка, снежинка.

______________________________________________________________

_____________________________________________________________

_____________________________________________________________

Задание 3. Вставьте пропущенные буквы и расставьте ударение.

Б…ловать, к…талог, д…спансер, ж…люзи, д…говор, кв…артал, ш…фер,

ср…дства, позв…нишь, д…фис, т…рты.

Задание 4. Подберите к прилагательным неродственные (не однокоренные)

синонимы.

Близкий человек; веселая постановка, веселое настроение; глубокий сон, глубокие

знания; маленький человек, маленькое озеро.

________________________________________________________________________

________________________________________________________________________

________________________________________________________________________

________________________________________________________________________

________________________________________________________________________

________________________________________________________________________

________________________________________________________________________

Задание 5. Выпишите существительные только мужского рода:

Аэрозоль, вермишель, депо, какао, картофель, кашне, кофе, пальто, рояль, маэстро,

мозоль, шампунь, шинель, кенгуру, шоссе.

________________________________________________________________________

________________________________________________________________________

Задание 6.

Распределите данные слова на две группы: 1) одушевленные

существительные; 2) неодушевленные существительные.

Народ, толпа, кукла, детвора, шофер, аппарат, аттестат, ветеран, гирлянда,

диспетчер, покойник, маляр, мичман, пиджак, плакат, почтальон, ровесник, трамвай,

экскаватор, бактерия.

________________________________________________________________________

________________________________________________________________________

________________________________________________________________________

________________________________________________________________________

________________________________________________________________________

________________________________________________________________________

________________________________________________________________________

________________________________________________________________________

Задание 7.

Укажите грамматические основы предложений.

1) Село украшает сад.________________________

2) Альбом взял этот мальчик.___________________________________

3) Кудри берез расчесывает ветер.________________________________

4) Капельки росы зажигают в траве первые лучи солнца.________________________

5) Приметы осени во всем встречает взор.____________________________________

6) Замечательный подарок мне прислал по почте брат._________________________

7) Сказки Пушкина читают все._____________________________________________

Задание 8.

Составьте по одному фразеологизму с использованием названий

животных: коза, бык, собака, баран, корова (менять форму слова разрешается).

____________________________________________________________________________________________

____________________________________________________________________________________________

____________________________________________________________________________________________

____________________________________________________________________________________________

____

Задание 9.

В чем необычность стихотворения В.Я. Брюсова?

Алый бархат вечереет,

Горделиво дремлют ели,

Жаждет зелень, и июль

Колыбельной лаской млеет…

________________________________________________________________________

________________________________________________________________________

______________________________________________________

Задание 10. Знатока русской словесности спросили о том, какие словари ему

необходимы для расширения кругозора. Он отдал предпочтение всем пособиям, но

особое внимание обратил на Толковый словарь под редакцией С. И. Ожегова и Н. Ю.

Шведовой. Как ты считаешь, почему?

________________________________________________________________________

________________________________________________________________________

________________________________________________________________________

________________________________________________________________________

________________________________________________________________________

________________________________________________________________________

________________________________________________________________________

________________________________________________________________________

________________________________________________________________________

________________________________________________________________________

________________________________________________________________________

________________________________________________________________________

Ключи и критерии оценивания

Задание 1. Сколько всего звонких согласных звуков в скороговорке?

Три свиристели (й э) ле - (й э)ле свистели у (й э)ли.

Ответ: 12 зв.- 2 балла

9-11 зв. -1 балл

Задание 2. Найдите «лишнее» слово в каждой строке. Выпишите их:

1) косточка, шапочка, звёздочка, ленточка;

2) стульчик, диванчик, огурчик, разговорчик;

3) горошинка, соломинка, изюминка, снежинка.

Ответ: шапочка – корень – шапоч-; к – суффикс, в др.- очк.

Огурчик- корень – огурч-; ик- суффикс, в др. чик.

Снежинка – корень- снеж-, суффикс –инк-. В других словах два суффикса –

ин- , -к-.

За каждый правильный ответ 1 балл. Максим. кол-во-3 б

Задание 3. Вставьте пропущенные буквы и расставьте ударение.

Б…ловать, к…талог, д…спансер, ж…люзи, хвоя, кв…ртал, ш…феры, ср…дства,

позв…нишь, д…фис, т…рты.

Ответ: БаловАть, каталОг, диспансЕр, жалюзИ, хвОя, квартАл, шофЁры, срЕдства,

позвонИшь, дефИс, тОрты.

Максим. кол-во 3 балла, 8-10 правильных слов- 2 балла, 5- 7 слов-1балл

Задание 4. Подберите к прилагательным неродственные (не однокоренные)

синонимы

Близкий человек; веселая постановка, веселое настроение; глубокий сон, глубокие

знания; маленький человек, маленькое озеро.

Ответ: Близкий человек- родной человек; весёлая постановка- забавная постановка,

весёлое настроение- радостное, приподнятое настроение; глубокий сон-

беспробудный, мертвецкий сон, глубокие знания- большие, обширные знания,

маленький человек- низкорослый ( или никчёмный- в зависимости от смысла)

человек, маленькое озеро – небольшое озеро.

Максимум 3,5 баллов. За каждый синоним 0,5 балл

Задание 5. Выпишите существительные только мужского рода:

Аэрозоль, вермишель, депо, какао, картофель, кашне, кофе, пальто, рояль, маэстро,

мозоль, шампунь, шинель, кенгуру, шоссе.

Ответ: Аэрозоль, какао, картофель, кофе, рояль, маэстро, шампунь, кенгуру

Максимум: 4 балла, по 0,5 за правильное слово

Задание 6.

Распределите данные слова на две группы: 1) одушевленные

существительные; 2) неодушевленные существительные.

Народ, толпа, кукла, детвора, шофер, аппарат, аттестат, ветеран, гирлянда,

диспетчер, покойник, маляр, мичман, пиджак, плакат, почтальон, ровесник, трамвай,

экскаватор, бактерия.

Ответ: Одушевлённые: кукла, шофер, ветеран, диспетчер, покойник, маляр, мичман,

почтальон, ровесник.

Максимум: 4,5балла ( по 0,5 за правильное слово)

Неодушевлённые: народ, толпа, детвора, аппарат, аттестат, гирлянда, пиджак, плакат,

трамвай, экскаватор, бактерия.

Максимум: 5,5 балла ( по 0,5 за правильное слово).

Итого: 10 баллов

Задание 7.

Укажите грамматические основы предложений.

1) Село украшает сад.

2) Альбом взял этот мальчик.

3) Кудри берез расчесывает ветер.

4) Капельки росы зажигают в траве первые лучи солнца.

5) Приметы осени во всем встречает взор.

6) Замечательный подарок мне прислал по почте брат.

7) Сказки Пушкина читают все.

Ответ: Сад украшает. Мальчик взял. Ветер расчёсывает. Лучи зажигают. Взор

встречает. Брат прислал. Все читают.

Максимум 3, 5 балла.

По 0,5балла за каждую грамматическую основу.

Задание 8.

Составьте по одному фразеологизму с использованием названий

животных: коза, кот, курица, собака, баран, корова (менять число и падеж слов

разрешается).

Ответ:

Драть как сидорову козу. Взять быка за рога. Писать как курица лапой. Вот, где

собака зарыта. Смотреть как баран на новые ворота. Как корова языком слизала.

Максимум 3 баллов. По одному 0,5б. за каждый фразеологизм.

Задание 9.

В чем необычность стихотворения В.Я. Брюсова?

Алый бархат вечереет,

Горделиво дремлют ели,

Жаждет зелень, и июль

Колыбельной лаской млеет…

Ответ: первые буквы каждого слова этого стихотворения- это порядок букв в

алфавите. Правильный ответ: 2 балла.

Задание 10.

Знатока русской словесности спросили о том, какие словари ему

необходимы для расширения кругозора. Он отдал предпочтение всем пособиям, но

особое внимание обратил на Толковый словарь под редакцией С. И. Ожегова и Н. Ю.

Шведовой. Как ты считаешь, почему?

Мы обращаемся к данному пособию зачастую, когда нам необходимо узнать

значения ( прямое и переносное). Помимо этого словарь уникален тем, что в его

статьях указаны:

- правильное орфографическое написание слов;

-стили речи (книжный ,научн., разговорный и т.д.);

- виды лексики ( устар. , заимствов., архаизмы, специальная и т.д.);

- некоторые словарные статьи с указанием частей речи;

- разнообразие форм одного и того же слова с указанием окончаний, также

правильное образование некоторых однокоренных слов;

-наличие ударения;

Полнота ответа: 3 балла, неполный ответ: 2 балла. Если участник правильно указал

3 особенности- 1 балл.

Итого: максимум 37 баллов.



В раздел образования