Автор: Петрова Елена Ивановна
Должность: учитель начальных классов
Учебное заведение: МБОУ
Населённый пункт: село Шихазаны Канашский район
Наименование материала: методическая разработка
Тема: Интеллектуальные игры по русскому языку для 4 класса
Раздел: начальное образование
РЯ - ______________
Муниципальный этап республиканских интеллектуальных игр младших школьников
2018-2019 учебный год
Интеллектуальная игра по русскому языку
4 класс
Задание 1. Сколько всего звонких согласных звуков в скороговорке?
Три свиристели еле-еле свистели у ели.
___________________________________________________
Задание 2. Найдите «лишнее» слово в каждой строке. Выпишите их с объяснением:
1) косточка, шапочка, звёздочка, ленточка;
2) стульчик, диванчик, огурчик, разговорчик;
3) горошинка, соломинка, изюминка, снежинка.
______________________________________________________________
_____________________________________________________________
_____________________________________________________________
Задание 3. Вставьте пропущенные буквы и расставьте ударение.
Б…ловать, к…талог, д…спансер, ж…люзи, д…говор, кв…артал, ш…фер,
ср…дства, позв…нишь, д…фис, т…рты.
Задание 4. Подберите к прилагательным неродственные (не однокоренные)
синонимы.
Близкий человек; веселая постановка, веселое настроение; глубокий сон, глубокие
знания; маленький человек, маленькое озеро.
________________________________________________________________________
________________________________________________________________________
________________________________________________________________________
________________________________________________________________________
________________________________________________________________________
________________________________________________________________________
________________________________________________________________________
Задание 5. Выпишите существительные только мужского рода:
Аэрозоль, вермишель, депо, какао, картофель, кашне, кофе, пальто, рояль, маэстро,
мозоль, шампунь, шинель, кенгуру, шоссе.
________________________________________________________________________
________________________________________________________________________
Задание 6.
Распределите данные слова на две группы: 1) одушевленные
существительные; 2) неодушевленные существительные.
Народ, толпа, кукла, детвора, шофер, аппарат, аттестат, ветеран, гирлянда,
диспетчер, покойник, маляр, мичман, пиджак, плакат, почтальон, ровесник, трамвай,
экскаватор, бактерия.
________________________________________________________________________
________________________________________________________________________
________________________________________________________________________
________________________________________________________________________
________________________________________________________________________
________________________________________________________________________
________________________________________________________________________
________________________________________________________________________
Задание 7.
Укажите грамматические основы предложений.
1) Село украшает сад.________________________
2) Альбом взял этот мальчик.___________________________________
3) Кудри берез расчесывает ветер.________________________________
4) Капельки росы зажигают в траве первые лучи солнца.________________________
5) Приметы осени во всем встречает взор.____________________________________
6) Замечательный подарок мне прислал по почте брат._________________________
7) Сказки Пушкина читают все._____________________________________________
Задание 8.
Составьте по одному фразеологизму с использованием названий
животных: коза, бык, собака, баран, корова (менять форму слова разрешается).
____________________________________________________________________________________________
____________________________________________________________________________________________
____________________________________________________________________________________________
____________________________________________________________________________________________
____
Задание 9.
В чем необычность стихотворения В.Я. Брюсова?
Алый бархат вечереет,
Горделиво дремлют ели,
Жаждет зелень, и июль
Колыбельной лаской млеет…
________________________________________________________________________
________________________________________________________________________
______________________________________________________
Задание 10. Знатока русской словесности спросили о том, какие словари ему
необходимы для расширения кругозора. Он отдал предпочтение всем пособиям, но
особое внимание обратил на Толковый словарь под редакцией С. И. Ожегова и Н. Ю.
Шведовой. Как ты считаешь, почему?
________________________________________________________________________
________________________________________________________________________
________________________________________________________________________
________________________________________________________________________
________________________________________________________________________
________________________________________________________________________
________________________________________________________________________
________________________________________________________________________
________________________________________________________________________
________________________________________________________________________
________________________________________________________________________
________________________________________________________________________
Ключи и критерии оценивания
Задание 1. Сколько всего звонких согласных звуков в скороговорке?
Три свиристели (й э) ле - (й э)ле свистели у (й э)ли.
Ответ: 12 зв.- 2 балла
9-11 зв. -1 балл
Задание 2. Найдите «лишнее» слово в каждой строке. Выпишите их:
1) косточка, шапочка, звёздочка, ленточка;
2) стульчик, диванчик, огурчик, разговорчик;
3) горошинка, соломинка, изюминка, снежинка.
Ответ: шапочка – корень – шапоч-; к – суффикс, в др.- очк.
Огурчик- корень – огурч-; ик- суффикс, в др. чик.
Снежинка – корень- снеж-, суффикс –инк-. В других словах два суффикса –
ин- , -к-.
За каждый правильный ответ 1 балл. Максим. кол-во-3 б
Задание 3. Вставьте пропущенные буквы и расставьте ударение.
Б…ловать, к…талог, д…спансер, ж…люзи, хвоя, кв…ртал, ш…феры, ср…дства,
позв…нишь, д…фис, т…рты.
Ответ: БаловАть, каталОг, диспансЕр, жалюзИ, хвОя, квартАл, шофЁры, срЕдства,
позвонИшь, дефИс, тОрты.
Максим. кол-во 3 балла, 8-10 правильных слов- 2 балла, 5- 7 слов-1балл
Задание 4. Подберите к прилагательным неродственные (не однокоренные)
синонимы
Близкий человек; веселая постановка, веселое настроение; глубокий сон, глубокие
знания; маленький человек, маленькое озеро.
Ответ: Близкий человек- родной человек; весёлая постановка- забавная постановка,
весёлое настроение- радостное, приподнятое настроение; глубокий сон-
беспробудный, мертвецкий сон, глубокие знания- большие, обширные знания,
маленький человек- низкорослый ( или никчёмный- в зависимости от смысла)
человек, маленькое озеро – небольшое озеро.
Максимум 3,5 баллов. За каждый синоним 0,5 балл
Задание 5. Выпишите существительные только мужского рода:
Аэрозоль, вермишель, депо, какао, картофель, кашне, кофе, пальто, рояль, маэстро,
мозоль, шампунь, шинель, кенгуру, шоссе.
Ответ: Аэрозоль, какао, картофель, кофе, рояль, маэстро, шампунь, кенгуру
Максимум: 4 балла, по 0,5 за правильное слово
Задание 6.
Распределите данные слова на две группы: 1) одушевленные
существительные; 2) неодушевленные существительные.
Народ, толпа, кукла, детвора, шофер, аппарат, аттестат, ветеран, гирлянда,
диспетчер, покойник, маляр, мичман, пиджак, плакат, почтальон, ровесник, трамвай,
экскаватор, бактерия.
Ответ: Одушевлённые: кукла, шофер, ветеран, диспетчер, покойник, маляр, мичман,
почтальон, ровесник.
Максимум: 4,5балла ( по 0,5 за правильное слово)
Неодушевлённые: народ, толпа, детвора, аппарат, аттестат, гирлянда, пиджак, плакат,
трамвай, экскаватор, бактерия.
Максимум: 5,5 балла ( по 0,5 за правильное слово).
Итого: 10 баллов
Задание 7.
Укажите грамматические основы предложений.
1) Село украшает сад.
2) Альбом взял этот мальчик.
3) Кудри берез расчесывает ветер.
4) Капельки росы зажигают в траве первые лучи солнца.
5) Приметы осени во всем встречает взор.
6) Замечательный подарок мне прислал по почте брат.
7) Сказки Пушкина читают все.
Ответ: Сад украшает. Мальчик взял. Ветер расчёсывает. Лучи зажигают. Взор
встречает. Брат прислал. Все читают.
Максимум 3, 5 балла.
По 0,5балла за каждую грамматическую основу.
Задание 8.
Составьте по одному фразеологизму с использованием названий
животных: коза, кот, курица, собака, баран, корова (менять число и падеж слов
разрешается).
Ответ:
Драть как сидорову козу. Взять быка за рога. Писать как курица лапой. Вот, где
собака зарыта. Смотреть как баран на новые ворота. Как корова языком слизала.
Максимум 3 баллов. По одному 0,5б. за каждый фразеологизм.
Задание 9.
В чем необычность стихотворения В.Я. Брюсова?
Алый бархат вечереет,
Горделиво дремлют ели,
Жаждет зелень, и июль
Колыбельной лаской млеет…
Ответ: первые буквы каждого слова этого стихотворения- это порядок букв в
алфавите. Правильный ответ: 2 балла.
Задание 10.
Знатока русской словесности спросили о том, какие словари ему
необходимы для расширения кругозора. Он отдал предпочтение всем пособиям, но
особое внимание обратил на Толковый словарь под редакцией С. И. Ожегова и Н. Ю.
Шведовой. Как ты считаешь, почему?
Мы обращаемся к данному пособию зачастую, когда нам необходимо узнать
значения ( прямое и переносное). Помимо этого словарь уникален тем, что в его
статьях указаны:
- правильное орфографическое написание слов;
-стили речи (книжный ,научн., разговорный и т.д.);
- виды лексики ( устар. , заимствов., архаизмы, специальная и т.д.);
- некоторые словарные статьи с указанием частей речи;
- разнообразие форм одного и того же слова с указанием окончаний, также
правильное образование некоторых однокоренных слов;
-наличие ударения;
Полнота ответа: 3 балла, неполный ответ: 2 балла. Если участник правильно указал
3 особенности- 1 балл.
Итого: максимум 37 баллов.