Напоминание

Применение современных методов и технологий в классе фортепиано


Автор: Фаевцева Елизавета Самуиловна
Должность: преподаватель фортепиано
Учебное заведение: МБУДО ДШИ №12
Населённый пункт: г. Новосибирск
Наименование материала: статья О возможности применения дидактических методов на начальном этапе обучения в классе фортепиано.
Тема: Применение современных методов и технологий в классе фортепиано
Раздел: дополнительное образование





Назад




Е.С.

Фаевцева

преподаватель

ДШИ

№12

г.

Новосибирск

О

возможности

применения

дидактических

методов

на

начальном

этапе

обучения

в

классе

фортепиано.

За

последние

годы

под

воздействием

практики

передовых

педагогов,

книг

и

статей

по

музыкально-педагогическим

вопросам,

новых

психолого-педагогических

и

дидактических

идей

произошли

изменения

во

взглядах

на

методы

и

формы

начального

обучения

игре

на

фортепиано.

В связи с вступлением в действие Федеральных

государственных требований (ФГТ) происходит

обновление

содержания

м у з ы к а л ь н о го

о б р а з о в а н и я ,

о бу с л о в л е н н о е

с о в р е м е н н ы м и

м е т од и к а м и

п р е п од а в а н и я ,

с о в е р ш е н с т в о в а н и е

т е о р е т и к о -

методических

основ

начального

обучения

игре

на

фортепиано.

Все

это

требует

переосмысления

методических

тенденций,

которые

характерны

для

практики

преподавания

фортепиано

в

ДМШ.

На

протяжении

уже

ряда

десятилетий

педагоги,

обучающие

детей

азам

фортепианной

игры,

неоднократно,

в

разных

вариантах,

и

в

разных

методических

пособиях

повторяют

одну

и

туже

мысль,

что

фортепиано

и

нотная

запись

на

начальном

этапе

должны

оставаться

на

втором

месте,

на

первом

же

месте

стоит

задача

ввести

ребенка

в

мир

музыки.

Первооснова

начального

обучения

слуховое

воспитание.

Поэтому

обучение

игре

на

фортепиано

должно

начинаться

с

донотного

периода.

С

первых

же

шагов

ребенка

следует

приучать

к

элементарному

музыкально-слуховому

а н а л и зу.

В с е ,

с

ч е м

и м е е т

д е л о

у ч е н и к ,

д ол ж н о

б ы т ь

и м

предварительно

услышано

и

осознанно.

Фортепианная

игра

это

п р е ж д е

в с е г о ,

м ы с л и т е л ь н ы й

п р о ц е с с

и

д р е с с у р а

з д е с ь

недопустима.

К

сожалению,

не

все

педагоги

детских

музыкальных

школ

это

понимают,

и,

очень

часто,

урок

в

классе

фортепиано

превращается

в

тренировку

профессионально-игровых

качеств.

В

основе

обучения

игре

на

фортепиано

лежит

р а з в и т и е

способностей

учащегося. Прямые

дидактические

приемы

работы

с

р е б е н ком

н а

ф о р т е п и а н н ы х

з а н я т и я х ,

п р е д у с м а т р и в а ю щ и е

накопление

определенных

знаний

и

навыков

хорошо

изве стны.

Д р у г о е

д е л о

о ко л ь н ы е

п у т и

п р о д в и ж е н и я .

К о с в е н н ы е

дидактические

приемы

используются

реже,

но

именно

они

ведут

ребенка

к

самостоятельности,

воспитывают

его

любопытство.

Один

из

таких

приемов

это

сравнения.

К

простейшим

контрастным

сопоставлениям

такого

рода,

как

сравнение

низкого

звука

с

высоким,

длинного

с

коротким,

громкого

с

тихим,

веселого

с

печальным,

прибегают

всюду

и

всегда

и

ничего

нового

здесь

нет.

Н о в о е

н ач и н а е т с я

с

т о го

м ом е н т а ,

ко гд а

н а бл юд е н и я

н а д

материалом

и

последующие

умозаключения

становятся системой

на

всем

пути

обучения.

Сильные

и

слабые

доли

такта,

форте

и

п и а н о ,

р е з к и е

и л и

м я г к и е

ч е р е д о в а н и я

т о н а л ь н о с т е й ,

сопо ставления

различных

темпов

и

т.д.

Многое

может

быть

применено

уже

на

начальном

этапе

обучения.

«Выбери,

а

потом

о бъ я с н и ,

п оч е м у

т ы

с д е л а л

т от,

а

н е

и н о й

в ы б о р ? »

Э т о т

дидактический

прием

неотделим

от

сопоставлений,

ибо

для

того,

чтобы

принять

решение,

нужно

сравнить.

Например:

сыграю

три

пьески,

а

ты

следи

за

моим

исполнением

(исполняются

однотипные

пьесы

марши,

менуэты)

Что

общего

между

этими

пьесами?

Одну

из

них

мы

будем

разучивать.

Какую

ты

выберешь?

Почему?

Или:

-Тут

про ставлены

две

разных

аппликатуры.

Выбери

т у,

которая

кажется

тебе

лучшей,

правильней.

Почему

ты

выбрал

этот

вариант

аппликатуры?

Следует

сказать

об

исключительно

важном

п о л ож е н и и ,

выдвигаемом

современной

общей

педагогикой:

любое

обучение

следует

вести

на

достаточно

высоком

уровне

трудности.

В

целях

повышения

эффективности

и

качества

проводимых

уроков

следует

и с п о л ь з о в а т ь

р а з л и ч н ы е

т р а д и ц и о н н ы е

и

и н н о в а ц и о н н ы е

т ехнологии,

т а кие

ка к:

зд оров ье с бе ре га ющие

(с юд а

в ход и т

социально-психологиче ское

благополучие

учащихся;

с о зд а н и е

эмо ц и о н а льн о го

комфо рт а

и

п о зи т и в н о го

п с и хо л о г и ч е с ко г о

самочувствия;

правильная

посадка

за

инструментом,

правильная

о р г а н и з а ц и я

и г р о в о г о

а п п а р а т а ,

о п т и м и з а ц и я

у ч е б н о й ,

пс ихологич е с кой

и

физич е с кой

на грузки

д ля

с охра не ния

и

укрепления

здоровья

учащихся

и

т.д.),

и

опережающие

это

когда

мы

выбираем

музыкальные

произведения,

уровень

техниче ской

сложности

и

образно-художественной

сферы

которых,

несколько

превышает

технические

возможности

ученика.

Но

иногда

это

н е о б х о д и м о

д л я

с т и м у л я ц и и

р а з в и т и я

у ч а щ е г о с я

в

профессиональном

плане,

повышения

уровня

его

исполнительского

мастерства.

Эти

технологии

дают

возможность

совершенствовать

методы

обучения.

Одним

из

таких

методов

является

о бъ я с н и т е л ь н о -

иллюстративный

метод:

собственный

показ

во

время

урока

с

ко м м е н т а р и я м и ,

а

т а к ж е

и с п о л ь з о в а н и е

и н ф о р м а ц и о н н ы х

компьютерных

технологий

(аудио

прослушивание,

видео

просмотр

с

по следующим

методиче ским

и

исполнительским

а н а л и з ом

пройденного

материа ла).

Словесные

методы позволяют

передать

большую

по

объему

информацию,

поставить

перед

обучающимися

проблемы

и

указать

пути

их

решения .

Метод

п р о бл е м н о го

изложения

новой

темы

помогает

активизации

деятельности

со

стороны

учащихся,

создает

потребность

в

приобретении

новых

знаний,

умений,

навыков

или

поиске

новых

способов

действий.

Исследовательский

метод

предусматривает

творческое

усвоение

знаний,

повышает

творческую

активность

на

уроках,

способствует

повышению

интереса

и

мотивации

к

процессу

обучения.

Знания,

полученные

подобным

способом,

глубоко

и

прочно

оседают

в

п а м я т и

у ч е н и к а .

Время

т ребует

от

современного

п е д а г о г а -

музыканта

знания

тенденций

инновационных

изменений

и

их

использование

в

собственной

практике.

Р а з в и т и е

п о з н а в а т е л ь н ы х

с п о с о б н о с т е й ,

дифференцированный

подход,

учитывание

степени

одаренно сти

п о з вол я е т

а д ап т и р о ват ь

с од е р ж а н и е ,

м е тод ы ,

ф о рм ы ,

т е м п

обучения

к

индивидуальным

особенностям

каждого

ученика

С

п р и н ц и п ом

о бу ч е н и я

н а

в ы с о ком

у р о в н е

т р уд н о с т и

нисколько

не

идет

вразрез

дидактический

прием

расчленения

задачи

и

поэтапного

овладения

отдельными

элементами

целого.

В

м у з ы к а л ь н о й

п е д а г о г и к е ,

о с о б е н н о

н а

п е р в ы х

с т а д и я х

музыкальных

занятий,

роль

такого

приема

особенно

велика.

При

этом

не

должен

быть

упущен

и

еще

один

методический

принцип

п р и н ц и п

д о п о л н и т е л ь н о й

о п о р ы ,

н а п р и м е р ,

г р а ф и ч е с к о е

изображение

звуковысотной

линии.

Хот е л о с ь

б ы

от ме т и т ь ,

ч то

с е год н я

б ол ь шо е

з н ач е н и е

п р и о б р е т а ю т

п р о е к т н а я

т е х н о л о г и я

-

э т о

п л а н и р о в а н и е

и н т е р п р е т а ц и и

п р о и з в е д е н и я :

е го

х а р а к т е р а ,

н а с т р о е н и я ,

динамического

плана,

темпа,

артикуляции,

техники

и

приемов

исполнения

и

т.

д.

Разработка

сюжетной

линии

в

иллюстрировании

х у д о ж е с т в е н н о - о б р а з н о г о

с о д е р ж а н и я

п р о и з в е д е н и я

и

эвристическая

технология,

т. е .

развитие

творческих

на в ы ков ,

фа н т а зи и .

Дру ги ми

с л о ва ми

-

э то

р а б от а

н а д

с о ч и н е н и е м ,

подбором,

импровизацией

в

течении

всего

периода

обучения.

Большинство

педагогов

ДМШ

и

ДШИ

широко

используют

это

в

сво ей

практиче ской

работе.

Например,

можно

дать

р е б е н к у

следующее

задание:

-

подобрать

мелодию

к

стихотворению

(стишок

должен

быть

коротким).

Или:

-

п од о б р ат ь

г а р ом о н и ч е с ко е

с о п р о в ож д е н и е

к

д а н н о й

мелодии.

Велика

роль

метода

исполнительского

показа,

как

средства,

показывающего

пути

овладения

конкретными

исполнительскими

задачами.

Одним

из

таких

методов

может

быть преувеличенный

показ.

Можно

прибегнуть

к

преувеличенной

замедленности

темпа

в

метрически

подвижных

фигурах,

применить

п р еу ве л и че н и е

двигательно-технического

приема

или

фразировочного

членения.

Интере сный

методиче ский

прием

ансамблевая

игра

с

педагогом

с

первых

же

уроков.

Игра

в

четыре

руки,

если

к

ней

относиться

как

к

занятиям

художественной

ценности,

является

идеальным

средством

обучения

ансамблевой

игре.

Идеальным

средством

она

является

хотя

бы

потому,

что

составление

дуэта

не

п р е д с т а в л я е т

н и к а ко й

т р уд н о с т и .

П а р т н е р а м и

м о г у т

б ы т ь

преподаватель-ученик,

кто0либо

из

членов

семьи-ученик,

два

ученика

одного

класса.

На

начальном

этапе

обучения

ученика

м о ж н о

з а и н т е р е с о в а т ь ,

и с п о л ь з у я

е г о

е с т е с с т в е н н у ю

любознательность.

Лучшим

средством

для

этого

является

игра

в

ансамбле.

Если

партия

педагога

достаточно

проста,

а

партия

у ч е н и ка

хот ь

и

эл е м е н т а р н а ,

н о

о с м ы с л е н н а ,

т а ко го

р о д а

совместная

игра

закладывает

основы

для

воспитания

слухового

внимания

и

ритмической

дисциплины.

К

тому

же

предоставляется

возможность

использовать

партию

ученика

для

формирования

первых

навыков

звукоизвлечения.

Хотелось

бы

обратить

особое

внимание

на

роль

позиционной

игры.

Значение

позиционной

игры

для

о своения

п е р в и ч н ы х

аппликатурных

закономерностей,

технических

навыков

и

чтения

н о т

с

л и с т а

н е о ц е н и м о .

П о з и ц и о н н а я

и г р а

н е

т о л ь к о

дисциплинирует

руку

в

общепринятом

смысле

этого

слова,

но

и

формирует

«слышание»

клавиатуры

и

может

постепенно

приучить

пальцы

предвосхищать

то,

что

им

предстоит

сыграть.

Таким

образом,

начальное

обучение

в

классе

фортепиано

состоит

из

следующих

этапов:

1 .

Игра

в

ансамбле

с

педагогом

2 .

Начало

игры

по

нотам

3 .

Закрепление

первоначальных

навыков

игры

в

одной

позиции

4 .

Внепозиционная

игра

Работа

в

классе

фортепиано

в

ДМШ

имеет

свои

отличительные

особенности

в

зависимости

от

возраста

ребенка.

Особую

роль

в

современном

образовательном

процессе

играют

так

называемые

активные

методы

обучения,

которые

опираются

не

только

на

проце ссы

во сприятия,

памяти,

внимания,

а

прежде

всего

н а

т ворч е с ко е

мышле ние ,

об ще ние .

Эт и

ме тод ы

п р е д п о л а г а ю т

активное

участие

самого

ученика

в

освоении

знаний.

На

занятиях

с

младшими

школьниками,

необходимо

обязательно

включать

в

работу

элементы

игры,

«выдумки».

Занятия,

проводимые

в

игровой

форме,

дают

возможность

более

естественно

включать

ребенка

в

проце сс

обучения.

От

педагога

же

требуется

лишь

р а зум н о

сочетать

развлекательное

и

дидактическое

во

время

проведения

урока,

будить

фантазию

ребенка,

а

элемент

игры

во

время

урока,

делает

занятие

менее

утомительным.

Кроме

того,

непринужденное

поведение

ученика

на

уроке

поможет

педагогу

подобрать

ключ

к

его

душе.

Однако,

нельзя

сводить

урок

только

лишь

к

игре

он

обязательно

должен

включать

момент

интенсивной

р а б о т ы ,

требующей

значительных

усилий.

С л е д у е т

о т м е т и т ь

е щ е

о д и н

в а ж н ы й

а с п е к т

р а б о т ы

преподавателя

ДМШ.

В за н я т и я х

с

д е т ьми

о с о бе н н о

в а ж н ы

р а з н о о б р а з н ы е ,

ч е р е д у ю щ и е с я

с п о с о б ы

р а б о т ы

и

ф о р м ы

воздействия:

яркое

слово,

доходчивый

показ,

выразительный

жест.

Одним

из

принципиально

важных

методов

обучения

являются

практические

действия

ребенка.

В

музыкальной

педагогике

это

исполнение.

И

если

при

этом

воспитывается

самоконтроль

и

умение

отдавать

себе

отчет

в

совершаемых

действиях,

то

игра

на

фортепиано

становится

эффективным

средством

музыкального

и

общего

развития.

Эффективно сть

начального

обучения

игре

на

ф о рт е п и а н о

обеспечивается

внедрением

в

учебный

процесс

инновационных

технологий

и

методик

развивающего

обучения.

Их

применение

в

образовательном

процессе

является

важнейшим

условием

развития

психических,

интеллектуальных

и нравственных качеств

ребенка,

с п о с о б с т в у е т

ф о р м и р о в а н и ю

с в о б о д н о й ,

с а м о с т о я т е л ь н о

думающей

и

действующей

личности.

Литература:

1.

Альтерман С. Сорок уроков начального обучения музыке детей 4-6 лет.

Тетради I,II. – Санкт-Петербург:Композитор, 1999.

2.

Достал Я. Ребенок за роялем – обязанность и игра. // Ребенок за роялем.

Педагоги социалистических стран о фортепианной методике. -Москва, 1981.

3.

Ражников В. Диалоги о музыкальной педагогике. - М. : Классика-XXI,

2004

4.

Мартинсен К. Методика индивидуального преподавания игре на

фортепиано. – М.: Классика-XXI, 2002.

5. Юдовина-Гальперина Т. За роялем без слез. Или я – детский педагог. –

Санкт-Петербург, 2002.



В раздел образования