Автор: Фаевцева Елизавета Самуиловна
Должность: преподаватель фортепиано
Учебное заведение: МБУДО ДШИ №12
Населённый пункт: г. Новосибирск
Наименование материала: статья О возможности применения дидактических методов на начальном этапе обучения в классе фортепиано.
Тема: Применение современных методов и технологий в классе фортепиано
Раздел: дополнительное образование
Е.С.
Фаевцева
преподаватель
ДШИ
№12
г.
Новосибирск
О
возможности
применения
дидактических
методов
на
начальном
этапе
обучения
в
классе
фортепиано.
За
последние
годы
под
воздействием
практики
передовых
педагогов,
книг
и
статей
по
музыкально-педагогическим
вопросам,
новых
психолого-педагогических
и
дидактических
идей
произошли
изменения
во
взглядах
на
методы
и
формы
начального
обучения
игре
на
фортепиано.
В связи с вступлением в действие Федеральных
государственных требований (ФГТ) происходит
обновление
содержания
м у з ы к а л ь н о го
о б р а з о в а н и я ,
о бу с л о в л е н н о е
с о в р е м е н н ы м и
м е т од и к а м и
п р е п од а в а н и я ,
с о в е р ш е н с т в о в а н и е
т е о р е т и к о -
методических
основ
начального
обучения
игре
на
фортепиано.
Все
это
требует
переосмысления
методических
тенденций,
которые
характерны
для
практики
преподавания
фортепиано
в
ДМШ.
На
протяжении
уже
ряда
десятилетий
педагоги,
обучающие
детей
азам
фортепианной
игры,
неоднократно,
в
разных
вариантах,
и
в
разных
методических
пособиях
повторяют
одну
и
туже
мысль,
что
фортепиано
и
нотная
запись
на
начальном
этапе
должны
оставаться
на
втором
месте,
на
первом
же
месте
стоит
задача
ввести
ребенка
в
мир
музыки.
Первооснова
начального
обучения
–
слуховое
воспитание.
Поэтому
обучение
игре
на
фортепиано
должно
начинаться
с
донотного
периода.
С
первых
же
шагов
ребенка
следует
приучать
к
элементарному
музыкально-слуховому
а н а л и зу.
В с е ,
с
ч е м
и м е е т
д е л о
у ч е н и к ,
д ол ж н о
б ы т ь
и м
предварительно
услышано
и
осознанно.
Фортепианная
игра
–
это
п р е ж д е
в с е г о ,
м ы с л и т е л ь н ы й
п р о ц е с с
и
д р е с с у р а
з д е с ь
недопустима.
К
сожалению,
не
все
педагоги
детских
музыкальных
школ
это
понимают,
и,
очень
часто,
урок
в
классе
фортепиано
превращается
в
тренировку
профессионально-игровых
качеств.
В
основе
обучения
игре
на
фортепиано
лежит
р а з в и т и е
способностей
учащегося. Прямые
дидактические
приемы
работы
с
р е б е н ком
н а
ф о р т е п и а н н ы х
з а н я т и я х ,
п р е д у с м а т р и в а ю щ и е
накопление
определенных
знаний
и
навыков
хорошо
изве стны.
Д р у г о е
д е л о
–
о ко л ь н ы е
п у т и
п р о д в и ж е н и я .
К о с в е н н ы е
дидактические
приемы
используются
реже,
но
именно
они
ведут
ребенка
к
самостоятельности,
воспитывают
его
любопытство.
Один
из
таких
приемов
–
это
сравнения.
К
простейшим
контрастным
сопоставлениям
такого
рода,
как
сравнение
низкого
звука
с
высоким,
длинного
с
коротким,
громкого
с
тихим,
веселого
с
печальным,
прибегают
всюду
и
всегда
и
ничего
нового
здесь
нет.
Н о в о е
н ач и н а е т с я
с
т о го
м ом е н т а ,
ко гд а
н а бл юд е н и я
н а д
материалом
и
последующие
умозаключения
становятся системой
на
всем
пути
обучения.
Сильные
и
слабые
доли
такта,
форте
и
п и а н о ,
р е з к и е
и л и
м я г к и е
ч е р е д о в а н и я
т о н а л ь н о с т е й ,
сопо ставления
различных
темпов
и
т.д.
Многое
может
быть
применено
уже
на
начальном
этапе
обучения.
«Выбери,
а
потом
о бъ я с н и ,
п оч е м у
т ы
с д е л а л
т от,
а
н е
и н о й
в ы б о р ? »
Э т о т
дидактический
прием
неотделим
от
сопоставлений,
ибо
для
того,
чтобы
принять
решение,
нужно
сравнить.
Например:
-Я
сыграю
три
пьески,
а
ты
следи
за
моим
исполнением
(исполняются
однотипные
пьесы
марши,
менуэты)
Что
общего
между
этими
пьесами?
Одну
из
них
мы
будем
разучивать.
Какую
ты
выберешь?
Почему?
Или:
-Тут
про ставлены
две
разных
аппликатуры.
Выбери
т у,
которая
кажется
тебе
лучшей,
правильней.
Почему
ты
выбрал
этот
вариант
аппликатуры?
Следует
сказать
об
исключительно
важном
п о л ож е н и и ,
выдвигаемом
современной
общей
педагогикой:
любое
обучение
следует
вести
на
достаточно
высоком
уровне
трудности.
В
целях
повышения
эффективности
и
качества
проводимых
уроков
следует
и с п о л ь з о в а т ь
р а з л и ч н ы е
т р а д и ц и о н н ы е
и
и н н о в а ц и о н н ы е
т ехнологии,
т а кие
ка к:
зд оров ье с бе ре га ющие
(с юд а
в ход и т
социально-психологиче ское
благополучие
учащихся;
с о зд а н и е
эмо ц и о н а льн о го
комфо рт а
и
п о зи т и в н о го
п с и хо л о г и ч е с ко г о
самочувствия;
правильная
посадка
за
инструментом,
правильная
о р г а н и з а ц и я
и г р о в о г о
а п п а р а т а ,
о п т и м и з а ц и я
у ч е б н о й ,
пс ихологич е с кой
и
физич е с кой
на грузки
д ля
с охра не ния
и
укрепления
здоровья
учащихся
и
т.д.),
и
опережающие
–
это
когда
мы
выбираем
музыкальные
произведения,
уровень
техниче ской
сложности
и
образно-художественной
сферы
которых,
несколько
превышает
технические
возможности
ученика.
Но
иногда
это
н е о б х о д и м о
д л я
с т и м у л я ц и и
р а з в и т и я
у ч а щ е г о с я
в
профессиональном
плане,
повышения
уровня
его
исполнительского
мастерства.
Эти
технологии
дают
возможность
совершенствовать
методы
обучения.
Одним
из
таких
методов
является
о бъ я с н и т е л ь н о -
иллюстративный
метод:
собственный
показ
во
время
урока
с
ко м м е н т а р и я м и ,
а
т а к ж е
и с п о л ь з о в а н и е
и н ф о р м а ц и о н н ы х
компьютерных
технологий
(аудио
прослушивание,
видео
просмотр
с
по следующим
методиче ским
и
исполнительским
а н а л и з ом
пройденного
материа ла).
Словесные
методы позволяют
передать
большую
по
объему
информацию,
поставить
перед
обучающимися
проблемы
и
указать
пути
их
решения .
Метод
п р о бл е м н о го
изложения
новой
темы
помогает
активизации
деятельности
со
стороны
учащихся,
создает
потребность
в
приобретении
новых
знаний,
умений,
навыков
или
поиске
новых
способов
действий.
Исследовательский
метод
предусматривает
творческое
усвоение
знаний,
повышает
творческую
активность
на
уроках,
способствует
повышению
интереса
и
мотивации
к
процессу
обучения.
Знания,
полученные
подобным
способом,
глубоко
и
прочно
оседают
в
п а м я т и
у ч е н и к а .
Время
т ребует
от
современного
п е д а г о г а -
музыканта
знания
тенденций
инновационных
изменений
и
их
использование
в
собственной
практике.
Р а з в и т и е
п о з н а в а т е л ь н ы х
с п о с о б н о с т е й ,
дифференцированный
подход,
учитывание
степени
одаренно сти
п о з вол я е т
а д ап т и р о ват ь
с од е р ж а н и е ,
м е тод ы ,
ф о рм ы ,
т е м п
обучения
к
индивидуальным
особенностям
каждого
ученика
С
п р и н ц и п ом
о бу ч е н и я
н а
в ы с о ком
у р о в н е
т р уд н о с т и
нисколько
не
идет
вразрез
дидактический
прием
расчленения
задачи
и
поэтапного
овладения
отдельными
элементами
целого.
В
м у з ы к а л ь н о й
п е д а г о г и к е ,
о с о б е н н о
н а
п е р в ы х
с т а д и я х
музыкальных
занятий,
роль
такого
приема
особенно
велика.
При
этом
не
должен
быть
упущен
и
еще
один
методический
принцип
–
п р и н ц и п
д о п о л н и т е л ь н о й
о п о р ы ,
н а п р и м е р ,
г р а ф и ч е с к о е
изображение
звуковысотной
линии.
Хот е л о с ь
б ы
от ме т и т ь ,
ч то
с е год н я
б ол ь шо е
з н ач е н и е
п р и о б р е т а ю т
п р о е к т н а я
т е х н о л о г и я
-
э т о
п л а н и р о в а н и е
и н т е р п р е т а ц и и
п р о и з в е д е н и я :
е го
х а р а к т е р а ,
н а с т р о е н и я ,
динамического
плана,
темпа,
артикуляции,
техники
и
приемов
исполнения
и
т.
д.
Разработка
сюжетной
линии
в
иллюстрировании
х у д о ж е с т в е н н о - о б р а з н о г о
с о д е р ж а н и я
п р о и з в е д е н и я
и
эвристическая
технология,
т. е .
развитие
творческих
на в ы ков ,
фа н т а зи и .
Дру ги ми
с л о ва ми
-
э то
р а б от а
н а д
с о ч и н е н и е м ,
подбором,
импровизацией
в
течении
всего
периода
обучения.
Большинство
педагогов
ДМШ
и
ДШИ
широко
используют
это
в
сво ей
практиче ской
работе.
Например,
можно
дать
р е б е н к у
следующее
задание:
-
подобрать
мелодию
к
стихотворению
(стишок
должен
быть
коротким).
Или:
-
п од о б р ат ь
г а р ом о н и ч е с ко е
с о п р о в ож д е н и е
к
д а н н о й
мелодии.
Велика
роль
метода
исполнительского
показа,
как
средства,
показывающего
пути
овладения
конкретными
исполнительскими
задачами.
Одним
из
таких
методов
может
быть преувеличенный
показ.
Можно
прибегнуть
к
преувеличенной
замедленности
темпа
в
метрически
подвижных
фигурах,
применить
п р еу ве л и че н и е
двигательно-технического
приема
или
фразировочного
членения.
Интере сный
методиче ский
прием
–
ансамблевая
игра
с
педагогом
с
первых
же
уроков.
Игра
в
четыре
руки,
если
к
ней
относиться
как
к
занятиям
художественной
ценности,
является
идеальным
средством
обучения
ансамблевой
игре.
Идеальным
средством
она
является
хотя
бы
потому,
что
составление
дуэта
не
п р е д с т а в л я е т
н и к а ко й
т р уд н о с т и .
П а р т н е р а м и
м о г у т
б ы т ь
преподаватель-ученик,
кто0либо
из
членов
семьи-ученик,
два
ученика
одного
класса.
На
начальном
этапе
обучения
ученика
м о ж н о
з а и н т е р е с о в а т ь ,
и с п о л ь з у я
е г о
е с т е с с т в е н н у ю
любознательность.
Лучшим
средством
для
этого
является
игра
в
ансамбле.
Если
партия
педагога
достаточно
проста,
а
партия
у ч е н и ка
хот ь
и
эл е м е н т а р н а ,
н о
о с м ы с л е н н а ,
т а ко го
р о д а
совместная
игра
закладывает
основы
для
воспитания
слухового
внимания
и
ритмической
дисциплины.
К
тому
же
предоставляется
возможность
использовать
партию
ученика
для
формирования
первых
навыков
звукоизвлечения.
Хотелось
бы
обратить
особое
внимание
на
роль
позиционной
игры.
Значение
позиционной
игры
для
о своения
п е р в и ч н ы х
аппликатурных
закономерностей,
технических
навыков
и
чтения
н о т
с
л и с т а
н е о ц е н и м о .
П о з и ц и о н н а я
и г р а
н е
т о л ь к о
дисциплинирует
руку
в
общепринятом
смысле
этого
слова,
но
и
формирует
«слышание»
клавиатуры
и
может
постепенно
приучить
пальцы
предвосхищать
то,
что
им
предстоит
сыграть.
Таким
образом,
начальное
обучение
в
классе
фортепиано
состоит
из
следующих
этапов:
1 .
Игра
в
ансамбле
с
педагогом
2 .
Начало
игры
по
нотам
3 .
Закрепление
первоначальных
навыков
игры
в
одной
позиции
4 .
Внепозиционная
игра
Работа
в
классе
фортепиано
в
ДМШ
имеет
свои
отличительные
особенности
в
зависимости
от
возраста
ребенка.
Особую
роль
в
современном
образовательном
процессе
играют
так
называемые
активные
методы
обучения,
которые
опираются
не
только
на
проце ссы
во сприятия,
памяти,
внимания,
а
прежде
всего
н а
т ворч е с ко е
мышле ние ,
об ще ние .
Эт и
ме тод ы
п р е д п о л а г а ю т
активное
участие
самого
ученика
в
освоении
знаний.
На
занятиях
с
младшими
школьниками,
необходимо
обязательно
включать
в
работу
элементы
игры,
«выдумки».
Занятия,
проводимые
в
игровой
форме,
дают
возможность
более
естественно
включать
ребенка
в
проце сс
обучения.
От
педагога
же
требуется
лишь
р а зум н о
сочетать
развлекательное
и
дидактическое
во
время
проведения
урока,
будить
фантазию
ребенка,
а
элемент
игры
во
время
урока,
делает
занятие
менее
утомительным.
Кроме
того,
непринужденное
поведение
ученика
на
уроке
поможет
педагогу
подобрать
ключ
к
его
душе.
Однако,
нельзя
сводить
урок
только
лишь
к
игре
–
он
обязательно
должен
включать
момент
интенсивной
р а б о т ы ,
требующей
значительных
усилий.
С л е д у е т
о т м е т и т ь
е щ е
о д и н
в а ж н ы й
а с п е к т
р а б о т ы
преподавателя
ДМШ.
В за н я т и я х
с
д е т ьми
о с о бе н н о
в а ж н ы
р а з н о о б р а з н ы е ,
ч е р е д у ю щ и е с я
с п о с о б ы
р а б о т ы
и
ф о р м ы
воздействия:
яркое
слово,
доходчивый
показ,
выразительный
жест.
Одним
из
принципиально
важных
методов
обучения
являются
практические
действия
ребенка.
В
музыкальной
педагогике
–
это
исполнение.
И
если
при
этом
воспитывается
самоконтроль
и
умение
отдавать
себе
отчет
в
совершаемых
действиях,
то
игра
на
фортепиано
становится
эффективным
средством
музыкального
и
общего
развития.
Эффективно сть
начального
обучения
игре
на
ф о рт е п и а н о
обеспечивается
внедрением
в
учебный
процесс
инновационных
технологий
и
методик
развивающего
обучения.
Их
применение
в
образовательном
процессе
является
важнейшим
условием
развития
психических,
интеллектуальных
и нравственных качеств
ребенка,
с п о с о б с т в у е т
ф о р м и р о в а н и ю
с в о б о д н о й ,
с а м о с т о я т е л ь н о
думающей
и
действующей
личности.
Литература:
1.
Альтерман С. Сорок уроков начального обучения музыке детей 4-6 лет.
Тетради I,II. – Санкт-Петербург:Композитор, 1999.
2.
Достал Я. Ребенок за роялем – обязанность и игра. // Ребенок за роялем.
Педагоги социалистических стран о фортепианной методике. -Москва, 1981.
3.
Ражников В. Диалоги о музыкальной педагогике. - М. : Классика-XXI,
2004
4.
Мартинсен К. Методика индивидуального преподавания игре на
фортепиано. – М.: Классика-XXI, 2002.
5. Юдовина-Гальперина Т. За роялем без слез. Или я – детский педагог. –
Санкт-Петербург, 2002.