Авторы: Уткина Вера Евгеньевна, Косолапова Галина Ильинична
Должность: преподаватели
Учебное заведение: КГБПОУ ЛМТ
Населённый пункт: г. Лесосибирск
Наименование материала: статья
Тема: "Модульная технология обучения в профессиональном образовании"
Раздел: среднее профессиональное
Модульная технология обучения в профессиональном образовании.
Уткина Вера Евгеньевна
Косолапова Галина Ильинична
преподаватели краевого государственного бюджетного
профессионального образовательного учреждения
«Лесосибирский медицинский техникум»
В соответствии с новыми требованиями согласно ФГОС СПО с целью
освоения
общих
и
профессиональных
компетенций,
рекомендуются
в
образовательный процесс вводить прогрессивные технологии обучения.
Использование
современных
технологий
направлено
на
повышение
качества образования, на оптимизацию процесса обучения, на повышение
уровня
культуры
подрастающего
поколения
в
работе
с
техническими
информационными
средствами.
Одной
из
наиболее
эффективных
форм
обучения мы считаем непосредственно модульную технологию.
Технология модульного обучения - это одна из систем организации
учебно-воспитательного
процесса,
которая
ориентируется
на
развитие
учащегося, позволяет сократить учебный курс дисциплин без ущерба для
полноты изложения и глубины материала.
Модульная технология строится на основе развивающегося обучения:
если учащийся выполняет задание с определенной помощью преподавателя и
одногруппников, он находится в зоне своего ближайшего развития. Такой
подход
способствует
созреванию
функций
психики
студента:
то,
что
он
делает с помощью других, завтра сможет сам, т.е. один цикл завершается,
студент переходит в зону активного развития. В модульном обучении это
реализуется путем дифференциации содержания и определенной помощи
студенту,
а
также
организации
деятельности
в
разных
формах
-
индивидуальной, групповой, в парах постоянного и сменного состава.
Модульное
обучение
в
разных
вариантах
широко
используется
многими учебными заведениями. На сегодняшнем этапе развития экономики,
когда
в
большинстве
стран
происходит
переход
от
индустриальной
к
информационной эре, которая характеризуется использованием программно-
управляемого
оборудования,
ЭВМ
и
других
технических
коммуникаций,
ставятся
высокие
требования
к
подготовке
рабочих
и
специалистов.
Основным
показателем
уровня
квалификации
современного
специалиста
является
профессиональная
компетентность,
которая
включает
в
себя
содержательный
и
процессуальный
компоненты,
которые
являются
связующей цепочкой знаний, умений и навыков. В отличие от обобщенного
«социального
заказа
обще ства»
на
подготовку
с п е ц и а л и с т а ,
профессиональная компетентность выражает реальный уровень подготовки
кадров,
предлагает
постоянное
обновление
знаний,
владение
новой
информацией для успешного решения профессиональных задач в конкретных
условиях. Конкретный специалист должен знать сущность проблемы, уметь
решать ее практически, владеть гибкостью метода.
Из практики профессионального обучения известно, что студенты
средних
профессиональных
образовательных
учреждений
лучше
воспринимают и усваивают комплексные интегрированные знания. Поэтому
возникает
необходимость
создания
соответствующей
системы
обучения,
разработки
теоретических
основ
и
методик
интегрирования
предметов
и
профессиональных
модулей,
разработки
учебных
программ
на
блочно-
модульной основе и содержания дидактических элементов.
Обучающий модуль — это логически завершенная форма части
содержания
учебной
дисциплины
или
профессионального
модуля,
включающая
в
себя
общие
и
профессиональные
компетенции,
усвоение
которых, должно быть завершено соответствующей формой контроля знаний,
умений и навыков, сформированных в результате овладения обучаемыми
данным модулем.
Модуль
содержит
познавательную
и
п р о ф е с с и о н а л ь н у ю
характеристики,
в
связи
с
чем
можно
говорить
о
познавательной
(информационной)
и
учебно-профессиональной
(деятельностной)
частях
модуля.
Задача
информационной
части
—
формирование
теоретических
знаний,
деятельностной
—
формирование
профессиональных
умений
и
навыков на основе приобретенных знаний.
В качестве информационных модулей могут быть взяты как целые
дисциплины, так и некоторые разделы дисциплин, спецкурсы, факультативы.
Деятельностным
модулем
могут
служить
учебные
и
производственные
практики, курсовые и дипломные работы.
Особенности модульного обучения заключаются в том, что студент
частично или полностью самостоятельно может работать с предложенной
ему
учебной
программой,
которая
содержит
в
себе
целевую
программу
действий, базы информации и методическое руководство для достижения
поставленных дидактических целей. В этом случае функции преподавателя
могут изменятся от информационно-контролирующих до консультационно-
координирующих.
Опыт
использования
модульного
обучения
позволяет
сделать
некоторые выводы. При модульном обучении каждый студент включается в
активную и эффективную учебно-познавательную деятельность, работает с
дифференцированной по содержанию и дозе помощи программой. Здесь идет
индивидуализация
контроля,
самоконтроля,
коррекции,
консультирования,
степени
самостоятельности.
Важно,
что
ученик
имеет
возможность
в
большей степени самореализоваться, что способствует мотивации учения.
Данная система обучения гарантирует каждому студенту освоение стандарта
образования и продвижения на более высокий уровень обучения. Большие
возможности у технологии и для развития таких качеств личности студента
как самостоятельность и коллективизм.
Подводя итоги модульного обучения в нашем техникуме значительно
улучшились показатели успеваемости студентов и соответственно качество
обучения.
Принципиально
меняется
и
положение
преподавателя
в
учебном
процессе.
Прежде
всего,
изменяется
его
роль
в
этом
процессе.
Задача
преподавателя
обязательно
мотивировать
студентов,
осуществлять
управление
их
учебно-познавательной
деятельностью
через
модуль
и
непосредственно консультировать. В результате изменения его деятельности
на учебном занятии, что позволяет использовать различные формы и методы
преподавания, а также применять на занятиях современные педагогические
технологии, направленные на повышения качества обучения.
Нужно отметить, что построение учебного процесса на блочно-
модульной основе принадлежит будущее. В перспективе, возможно, данные
технологии вытеснят традиционную малоактивную систему обучения.