Напоминание

"Модульная технология обучения в профессиональном образовании"


Авторы: Уткина Вера Евгеньевна, Косолапова Галина Ильинична
Должность: преподаватели
Учебное заведение: КГБПОУ ЛМТ
Населённый пункт: г. Лесосибирск
Наименование материала: статья
Тема: "Модульная технология обучения в профессиональном образовании"
Раздел: среднее профессиональное





Назад




Модульная технология обучения в профессиональном образовании.

Уткина Вера Евгеньевна

Косолапова Галина Ильинична

преподаватели краевого государственного бюджетного

профессионального образовательного учреждения

«Лесосибирский медицинский техникум»

В соответствии с новыми требованиями согласно ФГОС СПО с целью

освоения

общих

и

профессиональных

компетенций,

рекомендуются

в

образовательный процесс вводить прогрессивные технологии обучения.

Использование

современных

технологий

направлено

на

повышение

качества образования, на оптимизацию процесса обучения, на повышение

уровня

культуры

подрастающего

поколения

в

работе

с

техническими

информационными

средствами.

Одной

из

наиболее

эффективных

форм

обучения мы считаем непосредственно модульную технологию.

Технология модульного обучения - это одна из систем организации

учебно-воспитательного

процесса,

которая

ориентируется

на

развитие

учащегося, позволяет сократить учебный курс дисциплин без ущерба для

полноты изложения и глубины материала.

Модульная технология строится на основе развивающегося обучения:

если учащийся выполняет задание с определенной помощью преподавателя и

одногруппников, он находится в зоне своего ближайшего развития. Такой

подход

способствует

созреванию

функций

психики

студента:

то,

что

он

делает с помощью других, завтра сможет сам, т.е. один цикл завершается,

студент переходит в зону активного развития. В модульном обучении это

реализуется путем дифференциации содержания и определенной помощи

студенту,

а

также

организации

деятельности

в

разных

формах

-

индивидуальной, групповой, в парах постоянного и сменного состава.

Модульное

обучение

в

разных

вариантах

широко

используется

многими учебными заведениями. На сегодняшнем этапе развития экономики,

когда

в

большинстве

стран

происходит

переход

от

индустриальной

к

информационной эре, которая характеризуется использованием программно-

управляемого

оборудования,

ЭВМ

и

других

технических

коммуникаций,

ставятся

высокие

требования

к

подготовке

рабочих

и

специалистов.

Основным

показателем

уровня

квалификации

современного

специалиста

является

профессиональная

компетентность,

которая

включает

в

себя

содержательный

и

процессуальный

компоненты,

которые

являются

связующей цепочкой знаний, умений и навыков. В отличие от обобщенного

«социального

заказа

обще ства»

на

подготовку

с п е ц и а л и с т а ,

профессиональная компетентность выражает реальный уровень подготовки

кадров,

предлагает

постоянное

обновление

знаний,

владение

новой

информацией для успешного решения профессиональных задач в конкретных

условиях. Конкретный специалист должен знать сущность проблемы, уметь

решать ее практически, владеть гибкостью метода.

Из практики профессионального обучения известно, что студенты

средних

профессиональных

образовательных

учреждений

лучше

воспринимают и усваивают комплексные интегрированные знания. Поэтому

возникает

необходимость

создания

соответствующей

системы

обучения,

разработки

теоретических

основ

и

методик

интегрирования

предметов

и

профессиональных

модулей,

разработки

учебных

программ

на

блочно-

модульной основе и содержания дидактических элементов.

Обучающий модуль — это логически завершенная форма части

содержания

учебной

дисциплины

или

профессионального

модуля,

включающая

в

себя

общие

и

профессиональные

компетенции,

усвоение

которых, должно быть завершено соответствующей формой контроля знаний,

умений и навыков, сформированных в результате овладения обучаемыми

данным модулем.

Модуль

содержит

познавательную

и

п р о ф е с с и о н а л ь н у ю

характеристики,

в

связи

с

чем

можно

говорить

о

познавательной

(информационной)

и

учебно-профессиональной

(деятельностной)

частях

модуля.

Задача

информационной

части

формирование

теоретических

знаний,

деятельностной

формирование

профессиональных

умений

и

навыков на основе приобретенных знаний.

В качестве информационных модулей могут быть взяты как целые

дисциплины, так и некоторые разделы дисциплин, спецкурсы, факультативы.

Деятельностным

модулем

могут

служить

учебные

и

производственные

практики, курсовые и дипломные работы.

Особенности модульного обучения заключаются в том, что студент

частично или полностью самостоятельно может работать с предложенной

ему

учебной

программой,

которая

содержит

в

себе

целевую

программу

действий, базы информации и методическое руководство для достижения

поставленных дидактических целей. В этом случае функции преподавателя

могут изменятся от информационно-контролирующих до консультационно-

координирующих.

Опыт

использования

модульного

обучения

позволяет

сделать

некоторые выводы. При модульном обучении каждый студент включается в

активную и эффективную учебно-познавательную деятельность, работает с

дифференцированной по содержанию и дозе помощи программой. Здесь идет

индивидуализация

контроля,

самоконтроля,

коррекции,

консультирования,

степени

самостоятельности.

Важно,

что

ученик

имеет

возможность

в

большей степени самореализоваться, что способствует мотивации учения.

Данная система обучения гарантирует каждому студенту освоение стандарта

образования и продвижения на более высокий уровень обучения. Большие

возможности у технологии и для развития таких качеств личности студента

как самостоятельность и коллективизм.

Подводя итоги модульного обучения в нашем техникуме значительно

улучшились показатели успеваемости студентов и соответственно качество

обучения.

Принципиально

меняется

и

положение

преподавателя

в

учебном

процессе.

Прежде

всего,

изменяется

его

роль

в

этом

процессе.

Задача

преподавателя

обязательно

мотивировать

студентов,

осуществлять

управление

их

учебно-познавательной

деятельностью

через

модуль

и

непосредственно консультировать. В результате изменения его деятельности

на учебном занятии, что позволяет использовать различные формы и методы

преподавания, а также применять на занятиях современные педагогические

технологии, направленные на повышения качества обучения.

Нужно отметить, что построение учебного процесса на блочно-

модульной основе принадлежит будущее. В перспективе, возможно, данные

технологии вытеснят традиционную малоактивную систему обучения.



В раздел образования