Автор: Федорова Наталья Александровна
Должность: концертмейстер вокально-хорового отдела
Учебное заведение: МБУДО "ФДМШ №1"
Населённый пункт: г.Феодосия Республика Крым
Наименование материала: статья
Тема: «Методические аспекты работы концертмейстера над хоровым произведением»
Раздел: дополнительное образование
«Методические аспекты работы концертмейстера над хоровым
произведением»
Рахманинов «Ангел»
«Шесть хоров» для женских (или детских) голосов opus 15 написаны 22-летним
композитором
в
течение
1895-1896
годов.
Рахманинов
создает
это
произведение,
работая
в
1894
году
преподавателем
теории
музыки
в
Мариинском
Училище
дамского
попечительства
о
бедных
.Светлый
поэтический гимн «Ангел» (на стихи Лермонтова) с его парящей лёгкостью и
воздушностью является шестым и завершает сборник .Образ ангела возникает в
одном
из
юношеских стихотворений
Михаила
Юрьевича
Лермонтова ,
созданному в 1831 году. Поэту не исполнилось тогда ещё и семнадцати лет
Точная
история
создания этого
стихотворения
неизвестна,
но
многие
связывают его с воспоминаниями поэта о рано ушедшей из жизни матери.
Лермонтов не помнил её облика: ему было всего три года, когда она умерла. Но
помнил
её
голос
и
мелодию
колыбельной
.«Когда
я
был
трёх
лет,
—
вспоминал поэт, — то была песня, от которой я плакал … Её певала мне
покойная
матушка».
Это
воспоминание
согревало
его
в
дни
одиночества и
печали.
«Ангел» принадлежит к эпическим романтичным произведениям. Состоит оно
из четырех четверостиший и рассказывает о рождении на земле новой жизни.
По небу летит ангел, поющий прекрасную песню о рае, блаженстве безгрешных
духов. Он несет с собой Душу, чтобы воссоединить ее с телом в момент, как
ребенок появится на свет. Чистой душе младенца ангел обещает вечный рай при
условии праведной жизни и искренней веры в Бога.
Действие его совершается в необъятных просторах небес, хотя устремлено оно
к
земле.
В этой
песне
выражена
вся
суть
бытия
:
она
определяет
тот
совершенный образ , к которому должна устремляться душа человека. Отсюда и
томления её в «мире печали и слёз».
Произведение написано для исполнения хоровым коллективом или вокальным
ансамблем(12-15 человек). Сроки работы -3-4 месяца.
Говоря о характере и образе произведения , можно сказать , что оно очень
близко по своему содержанию и методам воплощения к духовной музыке (в
частности «Всенощному бдению»)
То ,что написано сдержанно и подчас сурово в духовной музыке Рахманинова
,здесь
образно
и
красочно
раскрывается
и
поддерживается
фортепианным
сопровождением.
Окрашиваясь
гармонически
,приобретает
черты
,свойственные
симфонической,
фортепианной
музыке
композитора.
Обнаруживается явное родство и сходство с древними знаменными напевами,
широко используемыми композитором в своих произведениях.
Партия фортепиано технически сложна -рисует «трепетанье крыльев ангела »,
или
же
богато
окрашена
гармоническими
фигурациями
,захватывающими
1
огромный
диапазон
инструмента
и
ассоциирующимися
с
«вертикалью»
(столпом) от глубины земли до неба
,высвечивая светоносной гармонией .
Вступление сразу настраивает на образ парящего в небесах Ангела .
Это достигается путем исполнения концертмейстером
микродинамических
вилочек
(крещендо-диминуэндо)и
трепетаньем
трелей
в
верхнем
голосе
аккомпанемента ,требующим особенно легкого и точного туше .Это тональный
настрой для вступления хора .Теплая мажорная тональность (ми мажор) и
глубокое мягкое погружение в квинту в басу позволяет хору петь на «одном
дыхании»
сразу
всю
фразу
целиком
:
динамически
ровно
и
аккуратно
.
Пианисту стоит выделить
и
гармонически поддержать смысловые слова
текста: ход на восходящую большую сексту , приходящийся на слова «…по
небу…»и
самую
высокую
ноту
«си»
на
слове
«…ангел..»
,высвечивая
и
подчеркивая их.
Движение мелодической линии баса в левой руке концертмейстера поможет
избежать статичной ровности в вокальной партии ,помогая к концу куплета
выстроить мягкую
кульминацию с красочной модуляцией в до диез минор.
Кульминация
приходится
на
слова
«…песне
святой
»,подчеркивающих
духовное содержание .
2 куплет начинается восходящим ходом на чистую кварту в партии хора , но
тематически очень близок к 1 куплету .Концертмейстер должен динамически
более ярко (mf) и строже по музыкальному воплощению поддержать хор .В
сопровождении
появляется
ми
контроктавы
,
которая
раздвигает
диапазон
(звуковую
вертикаль-
ауру),позволяя
концертмейстеру
добиться
глубины
и
красочности путем глубокого и мягкого погружения всей рукой на октаву в басу.
Внезапная и очень красочная модуляция в Ля бемоль мажор приходится на
кульминацию и слова «… о Боге великом..». Вокальная партия поднимается до
«
небесной
»
вершины
ля
бемоль
Ⅱ
октавы
на
словах
«непритворна
была…»Фактура , динамические оттенки и характер сопровождения следует
поменять:здесь
партия
фортепиано
играет
роль
динамично-активного
воплощения ( возможно , образа морских волн )рисуя
красочный пейзаж
:
стихию
моря
(или
ветра).
Этот
эпизод
требует
активного
и
глубокого
звукоизвлечения
,
мягко
и
основательно
погружаясь
в
басовые
ноты
,
оказывающих ритмическую поддержку и облегчающих ансамблевую работу .
3 куплет тематически совершенно
отличается от предыдущих . Сюжетная
линия поэтического текста полностью сочетается с мелодической «… Он душу
младую в объятиях нес для мира печали и слёз.. ». Ангел « спускает » душу с
небес на землю – хроматически нисходящее движение в октаву , 2 сквозные
фразы – секвенции , в партии сопровождения трепетанье крыльев в высоте –
технически
сложное место , имеющее скрытое
мелодическое движение
терциями.
Исполнение
динамической
(крещендо-диминуэндо)
волны
способствует объединению и слитности общего движения ,его направленности
к кульминации произведения . Красочность сопоставления секвенцией в G dur
и Fis dur ,обогащает гармонический строй , приведя к
2
неожиданному
появлению F
dur
(тональная
лестница
вниз).Эти
краски
требуют
от
пианиста
очень
четкого
динамического
исполнительского
и
решения для каждой тональности надо найти свое звучание и туше .
Ход в вокальной партии по восходящей большей сексте – возвращает нас к
мелодическому строю
1-го куплета , но
новая тональность F dur меняет
теплоту
Е Dur на более земную ,жизнеутверждающую . Двуоли нарушают
мерное
движение
триолей
-шестнадцатых
,
и
появление
в
сопровождении
яркого арпеджированного аккорда ,возможно , олицетворяет момент «входа на
землю».
Конфликт
ритмических
фигур
в
верхнем
и
нижнем
голосе
сопровождения накладывается на своеобразную вокальную партию, выливаясь
в кульминацию произведения в 3 куплете.
4
куплет
близок
первому
(то
же
«трепетанье
крыльев»)
,но
это
уже
послесловие- все уже свершилось .Это смутные воспоминания души о звуке
песни с забытыми словами .Тематический материал хоровой партии 1 куплета ,
но что происходит в партии сопровождения ? Руки пианиста охватывают весь
диапазон фортепиано-от ми контроктавы до ми третьей октавы. В верхнем
мелодическом голосе высвечиваются ноты-«звездочки» -их нужно исполнить
легким, но маркированным
звуком
. Какое гениальное сочетание слов и
музыки ! «И долго на свете томилась она желанием чудным полна ...» Все ,что
«чувствует
,
но
не
осознает
душа,
воплощает
партия
фортепиано.
Это
нисходящее движение( «звездочек» вокальной партии 3куплета – спуск Ангела)
и
трепет
крыльев
,но
очень
сглаженный
,спрятанный
в
подчеркнутых
нисходящих
четвертях
правой
и
левой
руки
.
Весь
4
куплет
исполняется
динамически
спокойно
и
тихо
(p,mf),но
самое
удивительное
происходит
в
конце. В партии сопровождения появляется своеобразная
Кода: из тихих
спокойных аккордов вырастает яркое ,концертное,с подлинно симфоническим
размахом окончание . Гармоническое сочетание и рост динамики до fff - это
образ жизнеутверждающей победы духовного над земным . Сложная фактура
сочетает
в
себе
мощные
концертные
аккорды
и
их
поддержку
в
арпеджированных фигурациях ,которые помогают исполнителю динамически
подготовить
следующий
аккорд.
Произведение
достаточно
сложное
для
исполнения
.
В
силу
особенностей
исполнения
музыки
Рахманинова
концертмейстеру сначала следует хорошо выучить свою партию . Большой
сложностью
в
совместной
работе
с
хором
является
наличие
полиритмии
(триоли
в
сопровождении
и
двуоли
в
вокальной
партии
(в
3
куплете
наоборот))Это
требует
тщательной
проработки
и
четкого
соблюдения
всей
вертикали . В партии хора стоит отметить широкий диапазон, охватывающий си
малой
и
ля
бемоль
второй
октавы.
Очень
кропотливого
труда
требует
выстраивание и прослушивание красочных аккордовых вертикалей в хоровой
партии . Помимо технических и ансамблевых сложностей , основную роль
играет
образное
содержание,
требующее
аккуратного
звука
в
вокальной
партии , глубокого и своевременного взятия дыхания, бережного отношения к
гармонической красочности .
3
Стоит отметить особую роль фортепианного сопровождения в вокальных и
хоровых
произведениях
композитора.
Наверное,
это
объясняется
тем
,что
Рахманинов был великолепным концертирующим пианистом и не мог отвести
сопровождению второстепенную роль. Это полноценная партия ,выполняющая
роль не просто гармонической поддержки. Она рисует
чувства
,эмоции
,переживания героев . А также воплощает образы природы , пейзажи. Все, о
чем говорится в вокальной партии ,отражается в сопровождении.
Используемая литература :
1.
О. фон Риземан «Воспоминания о Рахманинове»
2.
Келдыш «Музыкальный энциклопедический словарь»
4