Напоминание

«Методические аспекты работы концертмейстера над хоровым произведением»


Автор: Федорова Наталья Александровна
Должность: концертмейстер вокально-хорового отдела
Учебное заведение: МБУДО "ФДМШ №1"
Населённый пункт: г.Феодосия Республика Крым
Наименование материала: статья
Тема: «Методические аспекты работы концертмейстера над хоровым произведением»
Раздел: дополнительное образование





Назад




«Методические аспекты работы концертмейстера над хоровым

произведением»

Рахманинов «Ангел»

«Шесть хоров» для женских (или детских) голосов opus 15 написаны 22-летним

композитором

в

течение

1895-1896

годов.

Рахманинов

создает

это

произведение,

работая

в

1894

году

преподавателем

теории

музыки

в

Мариинском

Училище

дамского

попечительства

о

бедных

.Светлый

поэтический гимн «Ангел» (на стихи Лермонтова) с его парящей лёгкостью и

воздушностью является шестым и завершает сборник .Образ ангела возникает в

одном

из

юношеских стихотворений

Михаила

Юрьевича

Лермонтова ,

созданному в 1831 году. Поэту не исполнилось тогда ещё и семнадцати лет

Точная

история

создания этого

стихотворения

неизвестна,

но

многие

связывают его с воспоминаниями поэта о рано ушедшей из жизни матери.

Лермонтов не помнил её облика: ему было всего три года, когда она умерла. Но

помнил

её

голос

и

мелодию

колыбельной

.«Когда

я

был

трёх

лет,

вспоминал поэт, — то была песня, от которой я плакал … Её певала мне

покойная

матушка».

Это

воспоминание

согревало

его

в

дни

одиночества и

печали.

«Ангел» принадлежит к эпическим романтичным произведениям. Состоит оно

из четырех четверостиший и рассказывает о рождении на земле новой жизни.

По небу летит ангел, поющий прекрасную песню о рае, блаженстве безгрешных

духов. Он несет с собой Душу, чтобы воссоединить ее с телом в момент, как

ребенок появится на свет. Чистой душе младенца ангел обещает вечный рай при

условии праведной жизни и искренней веры в Бога.

Действие его совершается в необъятных просторах небес, хотя устремлено оно

к

земле.

В этой

песне

выражена

вся

суть

бытия

:

она

определяет

тот

совершенный образ , к которому должна устремляться душа человека. Отсюда и

томления её в «мире печали и слёз».

Произведение написано для исполнения хоровым коллективом или вокальным

ансамблем(12-15 человек). Сроки работы -3-4 месяца.

Говоря о характере и образе произведения , можно сказать , что оно очень

близко по своему содержанию и методам воплощения к духовной музыке (в

частности «Всенощному бдению»)

То ,что написано сдержанно и подчас сурово в духовной музыке Рахманинова

,здесь

образно

и

красочно

раскрывается

и

поддерживается

фортепианным

сопровождением.

Окрашиваясь

гармонически

,приобретает

черты

,свойственные

симфонической,

фортепианной

музыке

композитора.

Обнаруживается явное родство и сходство с древними знаменными напевами,

широко используемыми композитором в своих произведениях.

Партия фортепиано технически сложна -рисует «трепетанье крыльев ангела »,

или

же

богато

окрашена

гармоническими

фигурациями

,захватывающими

1

огромный

диапазон

инструмента

и

ассоциирующимися

с

«вертикалью»

(столпом) от глубины земли до неба

,высвечивая светоносной гармонией .

Вступление сразу настраивает на образ парящего в небесах Ангела .

Это достигается путем исполнения концертмейстером

микродинамических

вилочек

(крещендо-диминуэндо)и

трепетаньем

трелей

в

верхнем

голосе

аккомпанемента ,требующим особенно легкого и точного туше .Это тональный

настрой для вступления хора .Теплая мажорная тональность (ми мажор) и

глубокое мягкое погружение в квинту в басу позволяет хору петь на «одном

дыхании»

сразу

всю

фразу

целиком

:

динамически

ровно

и

аккуратно

.

Пианисту стоит выделить

и

гармонически поддержать смысловые слова

текста: ход на восходящую большую сексту , приходящийся на слова «…по

небу…»и

самую

высокую

ноту

«си»

на

слове

«…ангел..»

,высвечивая

и

подчеркивая их.

Движение мелодической линии баса в левой руке концертмейстера поможет

избежать статичной ровности в вокальной партии ,помогая к концу куплета

выстроить мягкую

кульминацию с красочной модуляцией в до диез минор.

Кульминация

приходится

на

слова

«…песне

святой

»,подчеркивающих

духовное содержание .

2 куплет начинается восходящим ходом на чистую кварту в партии хора , но

тематически очень близок к 1 куплету .Концертмейстер должен динамически

более ярко (mf) и строже по музыкальному воплощению поддержать хор .В

сопровождении

появляется

ми

контроктавы

,

которая

раздвигает

диапазон

(звуковую

вертикаль-

ауру),позволяя

концертмейстеру

добиться

глубины

и

красочности путем глубокого и мягкого погружения всей рукой на октаву в басу.

Внезапная и очень красочная модуляция в Ля бемоль мажор приходится на

кульминацию и слова «… о Боге великом..». Вокальная партия поднимается до

«

небесной

»

вершины

ля

бемоль

октавы

на

словах

«непритворна

была…»Фактура , динамические оттенки и характер сопровождения следует

поменять:здесь

партия

фортепиано

играет

роль

динамично-активного

воплощения ( возможно , образа морских волн )рисуя

красочный пейзаж

:

стихию

моря

(или

ветра).

Этот

эпизод

требует

активного

и

глубокого

звукоизвлечения

,

мягко

и

основательно

погружаясь

в

басовые

ноты

,

оказывающих ритмическую поддержку и облегчающих ансамблевую работу .

3 куплет тематически совершенно

отличается от предыдущих . Сюжетная

линия поэтического текста полностью сочетается с мелодической «… Он душу

младую в объятиях нес для мира печали и слёз.. ». Ангел « спускает » душу с

небес на землю – хроматически нисходящее движение в октаву , 2 сквозные

фразы – секвенции , в партии сопровождения трепетанье крыльев в высоте –

технически

сложное место , имеющее скрытое

мелодическое движение

терциями.

Исполнение

динамической

(крещендо-диминуэндо)

волны

способствует объединению и слитности общего движения ,его направленности

к кульминации произведения . Красочность сопоставления секвенцией в G dur

и Fis dur ,обогащает гармонический строй , приведя к

2

неожиданному

появлению F

dur

(тональная

лестница

вниз).Эти

краски

требуют

от

пианиста

очень

четкого

динамического

исполнительского

и

решения для каждой тональности надо найти свое звучание и туше .

Ход в вокальной партии по восходящей большей сексте – возвращает нас к

мелодическому строю

1-го куплета , но

новая тональность F dur меняет

теплоту

Е Dur на более земную ,жизнеутверждающую . Двуоли нарушают

мерное

движение

триолей

-шестнадцатых

,

и

появление

в

сопровождении

яркого арпеджированного аккорда ,возможно , олицетворяет момент «входа на

землю».

Конфликт

ритмических

фигур

в

верхнем

и

нижнем

голосе

сопровождения накладывается на своеобразную вокальную партию, выливаясь

в кульминацию произведения в 3 куплете.

4

куплет

близок

первому

(то

же

«трепетанье

крыльев»)

,но

это

уже

послесловие- все уже свершилось .Это смутные воспоминания души о звуке

песни с забытыми словами .Тематический материал хоровой партии 1 куплета ,

но что происходит в партии сопровождения ? Руки пианиста охватывают весь

диапазон фортепиано-от ми контроктавы до ми третьей октавы. В верхнем

мелодическом голосе высвечиваются ноты-«звездочки» -их нужно исполнить

легким, но маркированным

звуком

. Какое гениальное сочетание слов и

музыки ! «И долго на свете томилась она желанием чудным полна ...» Все ,что

«чувствует

,

но

не

осознает

душа,

воплощает

партия

фортепиано.

Это

нисходящее движение( «звездочек» вокальной партии 3куплета – спуск Ангела)

и

трепет

крыльев

,но

очень

сглаженный

,спрятанный

в

подчеркнутых

нисходящих

четвертях

правой

и

левой

руки

.

Весь

4

куплет

исполняется

динамически

спокойно

и

тихо

(p,mf),но

самое

удивительное

происходит

в

конце. В партии сопровождения появляется своеобразная

Кода: из тихих

спокойных аккордов вырастает яркое ,концертное,с подлинно симфоническим

размахом окончание . Гармоническое сочетание и рост динамики до fff - это

образ жизнеутверждающей победы духовного над земным . Сложная фактура

сочетает

в

себе

мощные

концертные

аккорды

и

их

поддержку

в

арпеджированных фигурациях ,которые помогают исполнителю динамически

подготовить

следующий

аккорд.

Произведение

достаточно

сложное

для

исполнения

.

В

силу

особенностей

исполнения

музыки

Рахманинова

концертмейстеру сначала следует хорошо выучить свою партию . Большой

сложностью

в

совместной

работе

с

хором

является

наличие

полиритмии

(триоли

в

сопровождении

и

двуоли

в

вокальной

партии

3

куплете

наоборот))Это

требует

тщательной

проработки

и

четкого

соблюдения

всей

вертикали . В партии хора стоит отметить широкий диапазон, охватывающий си

малой

и

ля

бемоль

второй

октавы.

Очень

кропотливого

труда

требует

выстраивание и прослушивание красочных аккордовых вертикалей в хоровой

партии . Помимо технических и ансамблевых сложностей , основную роль

играет

образное

содержание,

требующее

аккуратного

звука

в

вокальной

партии , глубокого и своевременного взятия дыхания, бережного отношения к

гармонической красочности .

3

Стоит отметить особую роль фортепианного сопровождения в вокальных и

хоровых

произведениях

композитора.

Наверное,

это

объясняется

тем

,что

Рахманинов был великолепным концертирующим пианистом и не мог отвести

сопровождению второстепенную роль. Это полноценная партия ,выполняющая

роль не просто гармонической поддержки. Она рисует

чувства

,эмоции

,переживания героев . А также воплощает образы природы , пейзажи. Все, о

чем говорится в вокальной партии ,отражается в сопровождении.

Используемая литература :

1.

О. фон Риземан «Воспоминания о Рахманинове»

2.

Келдыш «Музыкальный энциклопедический словарь»

4



В раздел образования