Автор: Босова Светлана Викторовна
Должность: Учитель начальных классов
Учебное заведение: МБОУ "ООШ № 4"
Населённый пункт: г.Харабали Астраханская область
Наименование материала: Конспект урока математики
Тема: Единицы массы. Тонна,центнер. 4 класс "Школа России"
Раздел: начальное образование
Цель деятельности
учителя
Способствовать ознакомлению с единицей массы : тонна, центнер ; развитию умений
соотносить единицы измерения массы , сравнивать их , решать текстовые и геометрические
задачи , соблюдать порядок выполнения действий в числовых выражениях со скобками и без
скобок.
Тип урока
Освоение новых знаний и способов действий.
Планируемые
образовательные
результаты
Предметные ( объем освоения и уровень владения компетенциями) :научатся читать и
записывать условное обозначение единиц длины,соотносить единицы измерения длины.
Метапредметные (компоненты культурно-компетентностного опыта) : овладеют способностью
принимать учебную задачу урока, отвечать на вопросы, обобщать собственные представления;
слушают собеседника и ведут диалог, оценивают свои достижения на уроке; умеют вступать в
речевое общение, пользоваться учебником.
Личностные: понимают универсальность математических способов познания окружающего
мира.
Методы и формы
обучения
Формы: фронтальная, индивидуальная.
Методы: словесный, наглядный, практический
Образовательные
ресурсы
Математика,4 класс .
Оборудование
Интерактивная доска, компьютер, проектор,учебник.
Основные понятия и
термины
Единицы массы. Тонна , центнер.
№
п/п
Этап урока
Деятельность учителя
Деятельность учащихся
УУД
1.
Организационный
этап.
Создание
мотивации
Здравствуйте ,ребята! Садитесь!
Сегодня проведу у Вас урок я.
Давайте проверим готовность к
уроку. У Вас на столах должны
лежать учебник, тетрадь, ручка,
линейка.
Посмотрите на доску. Там
написан эпиграф к нашему уроку.
Давайте его прочтем. «С малой
удачи начинается большой
успех»
- Как вы понимаете данное
высказывание?
- Вы с ним согласны?
Так давайте сегодняшний наш
урок проведем под этим девизом.
- Итак, не будем терять время и
перейдем к работе.
Открываем тетради, пропустим 4
клетки вниз от домашней работы,
запишем число, классная работа.
Объясняют смысл выражения.
Каждое задание, выполненное на
уроке - это маленькая удача, из
которой
складывается
большой
успех. А из успехов каждого из
вас
складывается
успех
всего
класса.
-Да
-Записывают в тетрадь.
Полная готовность
класса к работе
Организация внимания
всех учащихся
2.
Актуализация
знаний и
метапредметных
умений
Устный счет
2Решите задачи:
1 Масса жирафа 700кг, а масса
африканского слона в 10 раз
больше. Чему равна масса
слона?
2
Длина
жука-скарабея 3см,
а
длина крокодила
в 100 раз больше. Чему равна
длина крокодила?
3
Масса
новорожденного
слонёнка - 200 кг. Он на 1800 кг
легче
детёныша
синего
кита.
Какова
масса
новорожденного
синего кита?
Сравните :
1)3века * 287лет
2)Четверть часа * 15мин
7000кг
300 см
2000кг
3 века > 287 лет
Потому что, в 1 веке - 100 лет
А в 3 - 300 лет.
Четверть часа = 15 мин
Повторение системы
опорных понятий,
необходимых и
достаточных для
восприятия нового
материала
3)600мин. * 11ч
4)346 кг * 346 000 г
5) 3 000 см * 3м
6)2кг 800г * 2800г
1
На
доске
(в
презентации?)
названия
величин,
найдите
для
каждой величины пару?
36 см; 3 км, 300 г, 13 кг; 2га,
10а; 15т
Как
называются
в елич ин ы
каждой пары?
Четверть часа - 15 минут
600 мин<11 часов
Потому что в 600 минутах = 10
часов
346кг=346 000 г (346 * 1000) = 346 000
1 кг = 1000 г
3000 см > 3 м
1 м = 100см
2 кг800г = 2800г
2 кг= 2000 г + 800 г = 2800 г.
36 см; 3 км
300 г, 13 кг
2га, 10а
Длина, масса, площадь
Назовите
соотношения
для
каждой пары?
Какая
величина
оказалась
без
пары? Почему?
А хотите познакомиться?
1 км=100000см
1кг=1000г
1 га=100а
15т, мы ничего не знаем о такой
величине
Да
3.
Этап
целеполагания
--Откройте учебники на стр.45
Прочитайте тему урока.
-Хорошо. Тогда
сформулируйте
цель нашего урока.
Поставьте задачи нашего урока.
-Откроем учебник на стр.46,и
прочитаем таблицу.
«
Единицы
массы.
Тонна
.
Центнер.
«Познакомиться
с
н о в ы ми
единицами измерения массы»
- Познакомиться со значениями
единиц измерения массы-
тонной и центнером.
Быстро и правильно переводить
из одной единицы в другою
Научиться решать задачи с
новыми единицами измерения
Правильная
постановка цели и
задач урока
-Ребята запишите в тетради
(запись на доске и в тетр)
1кг=1000г 1т=1000кг
1ц=100кг 1т=10ц
–Слово
“центнер”
с
греческого
языка означает “весящий 100
Значит в 1ц= 100кг
- Скажите, сколько кг в 3 цг? Как
записать? А в 14ц?
Слово “тонна” с греческого языка
означает “бочка”. Представляете
себе
бочку?
Значит
это
очень
много.
В 1 т.= 1000кг.
Кто запишет сколько будет кг в
7т, 25т?
( Ребята, вы уже поняли, что при
п е р е в од е
в
б о л е е
м е л к и е
е д и н и ц ы
и з м е р е н и я
м ы
Читают и записывают в тетрадь.
ц=300кг
14ц=1400кг
7000кг
25000т
приписываем
к
числу
нужное
количество 0)
В 1т=10ц
Назовите еще раз соотношения,
которые мы с вами записали.
А
как
вы
думаете,
для
чего
понадобились
человеку
эти
две
единицы массы?
(На доске картинка яблока,
корзины яблок, машины яблок)
– Если нужно узнать массу
одного яблока, какой единицей
массы вы воспользуетесь?
– А если нужно узнать массу
ящика с яблоками?
–
Ну, а если нужно узнать массу
целой машины с яблоками
?
Грамм
Килограмм
Ни грамм, ни килограмм не
подходят для измерения такого
большого и тяжелого груза.
Нужны новые единицы массы
4
Первичное
восприятие и
усвоение нового
теоретического
учебного материала
Познакомьтесь с новыми
единицами массы, прочитав
теоретический материал на
страннице 45 вверху.
Работа с учебником.
№ 200-203
№ 200
Давайте рассмотрим рисунки на
полях. Что на них изображено?
Какие весы изображены на 1
картинке?
Какие на второй картинке ?
Какие на третьей картинке?
Где используют такие весы?
№201
Прочитайте задачу.
Решите ее устно.
-В 1 мешке 50 кг. картофеля .
Сколько таких мешков
потребуется , чтобы положить в
-Весы
-Кантер- ручные пружинные
весы
-Торговые (Для взвешивания
продуктов питания)
Грузовые.(Автомобильные)
-позволяют обеспечить входной
контроль поступающего сырья и
контроль отгрузки продукции.
В торговле, в строительстве
-Читают.
-Решают устно с объяснением.
в 1ц=100кг.
100:50=2м-понадобится
Познакомить с новыми
единицами измерения
массы
них 1 ц картофеля? (Выразите 1 ц
в кг)
№ 202
Прочитайте задачу .
Решите устно.
-Масса нагруженного автомобиля
1275 кг, а масса груза 275 кг.
Чему равна масса самого
автомобиля?
№ 203
Устно.
Переведем единицы измерения
Прочтите и переведите 1 цепочку
единиц
1)Сколько килограммов
3 ц
8 ц
10 ц
2 т
2) Сколько центнеров
1 т
1 т 5 ц
200 кг
3) Можешь ли ты поднять 1 000
000 г.?
ОТВЕТ:понадобится 2 мешка для
того что бы 1ц картофеля
Читают.
-Решают устно с объяснением.
-1275кг-275кг=1000кг.
Ответ масса авто 1000 кг
Один ученик читает и переводит.
(По цепочке)
1) 300 кг,800 кг, 1000 кг, 2000кг.
2) 10 ц, 15 ц, 2 ц
?
5
Физкультминутка
Видеоролик
Выполняют упражнения.
6
Задача № 204
Из 100 парников пятая часть
занята луком, салатом- в 2 раза
меньше, чем луком, а остальные
парники заняты огурцами.
Поставь вопрос и реши задачу.
Задание читает сначала ученик,
затем учитель.
О чем идет речь в задании?
Под какие сельскохозяйственные
культуры были заняты парники?
Сколько парников занято под
лук?
Что сказано?
Сколько под салат?
Сколько под огурцы?
О парниках
Под лук, салат, огурцы
Неизвестно
Пятая часть
Неизвестно, но сказано, что в 2
раза меньше. Чем под лук
ОСТАВШИЕСЯ
Научить
самостоятельно
применять полученные
знания на уроке
Что нужно сделать, чтобы
математический рассказ
превратился в задачу?
Какой вопрос поставим к задаче?
Как запишем краткую запись?
Покажите главный вопрос задачи
Сможем ли мы сразу ответить на
вопрос задачи?
Можем узнать, сколько занимает
лук?
Поставить вопрос
С ко л ь ко
п а р н и ко в
з а н я т о
огурцами?
Всего – 100 пар.
Лук- ?, пятая часть
Салат - ?, в 2 раза м
Огурцы-?, оставшиеся
Мы не знаем, сколько занимают
лук и салат
Да,
нужно
найти
пятую
часть
всех парников
Потом сможем узнать , сколько
занято под салат?
Что узнаем следующим
действием?
Как найдем ответ на главный
вопрос?
Верно, запишите решение
Да,
уменьшим
ко л и ч е с т в о
парников под лук в 2 раза
Сколько занято под лук и салат
вместе
Из
всего
количества
парников
вычтем, сколько под лук и салат
вместе
1) 100:5=20 (п.) - луком.
2)20:2=10 (п.) -салатом
3)20+10=30(п.) луком и салатом.
4)100-30=70(п.)
Ответ:
70
парников
заняты
огурцами
7
Практическая
часть.
№207 Площадь прямоугольника ,
одна сторона которого 4 см,
равна 36 см в кв. . Найти его
периметр.
О чем речь в задаче?
Что известно?
Что неизвестно?
Что нужно найти?
О площади прямоугольника
1 сторона прямоугольника.
2 сторона прямоугольника,
Периметр
Как запишем условие?
1 сторона- 4 см
2 сторона - ? см
S=36 (квадратных см)
P-? см
Что такое периметр?
Что нужно знать, чтобы найти
периметр прямоугольника?
Как найти периметр
прямоугольника?
Как найти одну из сторон, если
известна площадь и другая
сторона?
Запишите решение задачи
1) 36: 4 = 9(см) - длина
2) Р = (9+4)*2 =26 (см)
Ответ: Р=26 см
Выразите в кг: 5 т, 6 ц, 17 т, 30 ц,
20 т, 19 ц
2 сторону, Периметр.
Периметр-сумма длин всех
сторон
Длину и ширину прямоугольника
Площадь нужно разделить на
известную сторону
.
.
Записывают в тетрадь.
5 т = 5000 кг .
1 т - 1000 кг ;
6 ц = 600 кг
– Выразите в ц: 7т, 5000 кг.
– Выразите в т: 9000 кг; 12000 кг;
60000 кг.
1 ц= 100 кг;
17 т = 17000 кг.
30 ц= 3000 кг.
20 т= 20000 кг.
19 ц= 1900 кг.
7 т = 0,7 ц (делим на 100 )
5000 кг =50 ц .
9000 кг = 9 т. ( Делим на 1000)
12000кг = 12 т.
60000= 60 т.
8
Итог урока .
Рефлексия.
-С какими новыми единицами
измерения массы мы с вами
сегодня познакомились?
-Что вы о них узнали?
-Что вам понравилось на уроке?
-Для чего нам нужны эти знания?
-
9