"Экспериментирование, как метод познания окружающего мира с детьми дошкольного возраста"
Автор: Кирсанова Виктория Валентиновна Должность: воспитатель Учебное заведение: МАДОУ ДСКВ "Хрусталёк" Населённый пункт: город Дятьково, Брянская область Наименование материала: методическая разработка Тема: "Экспериментирование, как метод познания окружающего мира с детьми дошкольного возраста" Раздел: дошкольное образование
«Экспериментирование как метод
познания окружающего мира с
детьми дошкольного возраста».
Воспитатель I квалификационной категории
Кирсанова Виктория Валентиновна
МАДОУ ДСКВ «Хрусталек» Дятьковского района
Ребенок
–
природный
исследователь
окружающего
мира.
Мир
открывается
ребенку через опыт его личных ощущений,
действий, переживаний. Благодаря этому он
познает мир в который пришел. Изучает все
как может- глазами, руками, языком, носом.
Цель и задачи:
•
Цель опыта – создание условий для формирования основ целостного мировидения
ребёнка дошкольного возраста средствами эксперимента.
•
Задачи опыта: 1. Формировать у детей дошкольного возраста диалектическое мышление, т.
е. способности видеть многообразие мира в системе взаимосвязей и взаимозависимостей.
•
2. Развивать собственный познавательный опыт с помощью наглядных средств (символов,
моделей, условных знаков, схем и т. д.)
•
3. Расширять представления детей о физических свойствах окружающего мира.
•
4. Развивать умения анализировать, сравнивать, обобщать, ставить цель, планировать свои
действия и делать выводы.
•
5. Приобщать детей к красоте окружающего мира.
•
6. Формировать опыт выполнения правил техники безопасности при проведении
экспериментов.
•
7. Привлекать родителей к процессу экспериментирования в повседневной жизни.
Формы
работы
Формы
работы
Э
к
с
к
у
р
с
и
и
Э
к
с
к
у
р
с
и
и
Н
е
п
о
с
р
е
д
с
т
в
е
н
н
о
о
б
р
а
з
о
в
а
т
е
л
ь
н
а
я
д
е
я
т
е
л
ь
н
о
с
т
ь
Н
е
п
о
с
р
е
д
с
т
в
е
н
н
о
о
б
р
а
з
о
в
а
т
е
л
ь
н
а
я
д
е
я
т
е
л
ь
н
о
с
т
ь
Б
е
с
е
д
ы
Б
е
с
е
д
ы
Опыты
Опыты
Чтение
художественной
литературы
Чтение
художественной
литературы
Р
а
з
в
л
е
ч
е
н
и
е
Р
а
з
в
л
е
ч
е
н
и
е
Научная основа опыта.
•
Разработала:
•
1. Образовательная программа дополнительного образования кружка
«Юный эколог»
•
2.
Образовательная программа дополнительного образования кружка
«Фантазеры»
•
3Образовательная
программа
дополнительного
образования
кружка
«Комнатное цветоводство»
•
4. Цикл занятий с педагогами по комнатному цветоводству.
Экспериментирование
Экспериментирование
В неживой
природе
В неживой
природе
В живой природе
В живой природе
Опыты:
-
С водой
-
песком
-
воздухом
Опыты:
-
С водой
-
песком
-
воздухом
-
О з н а к о м л е н и е
д е т е й
с
комнатными растениями:
-
Условия
содержания
растений
(опрыскивание,
мытье,
рыхление,
перевалка, пересадка, подкормка,
обрезка, размножение)
-
О з н а к о м л е н и е
д е т е й
с
комнатными растениями:
-
Условия
содержания
растений
(опрыскивание,
мытье,
рыхление,
перевалка, пересадка, подкормка,
обрезка, размножение)
Знакомство с особенностями содержания и ухода за
комнатными растениями.
Опыты подтверждающие гипотезу.
Растения дышат всеми частями: корнями, листьями и стеблем.
Для проращивания семян и корнеобразования необходим воздух
.
Учимся сеять крупные и мелкие семена и следить
за условиями их содержания
.
•
Показали,
что применение экспериментирования
оказало влияние на: - повышение уровня развития
любознательности;
развитие
исследовательских
умений и навыков детей.
•
В
р е з у л ь т а т е
о р г а н и з а ц и и
д е т с к о г о
экспериментирования, пришла к выводу, что у детей
развивается
познавательная
активность,
появляется
интерес к поисково-исследовательской деятельности.
Расширяется
кругозор,
в
частности
обогащаются
з н ан ия
о
ж ив о й
п р ир оде ,
о
в з а и м о с в я з я х
происходящих в ней; об объектах неживой природы.
Результаты проведённой работы
•
Эксперименты позволяют объединить все виды
деятельности и все стороны воспитания. Развивают
наблюдательность и пытливость ума. Развивают
стремление к познанию мира, познавательные
способности, умение изобретать, использовать не
стандартные решения в трудных ситуациях. И хочется
закончить свой доклад китайским изречением:
•
То, что я услышал, я забыл.
•
То, что я увидел, я помню.
•
То, что я сделал, я знаю!