Напоминание

"Настольный теннис"-программа для кружка


Автор: Трофименко Михаил Дмитриевич
Должность: учитель физкультуры
Учебное заведение: МБОУ Макаричская СОШ Почепского района
Населённый пункт: с.Дмитрово
Наименование материала: Программа дополнительного образования
Тема: "Настольный теннис"-программа для кружка
Раздел: дополнительное образование





Назад




Рабочая программа кружка «Настольный теннис» возраст учащихся 10-16 лет
срок реализации программы 1год

Педагог дополнительного образования : Трофименко М.Д

Село Дмитрово, Почепский район , Брянская область

2013 год

Материальное и методическое обеспечение Теоретические занятия проводятся в виде лекций , доверительных бесед с анализом физических возможностей и способностей обучаемых . Методические материалы подбираются с акцентом на интересы детей .Во время занятий разучиваются упражнения, а основной упор на самостоятельную работу в личное время 30-40 мин три раза в неделю . Занятия проводятся с помощью спортинвентаря школы : -маты -скамейки гимнастические -конь -шведская стенка ,рукоход -брусья , перекладина -мячи набивные , футбольные, волейбольные , баскетбольные , -скакалки , гимнастические палки , гантели . Разучивание упражнений выполняется в парах под руководством учителя . При необходимости подготавливается раздаточный материал с описанием упражнений , методикой их выполнения и рекомендациями руководителя . Итоги по каждой теме подводятся в виде индивидуальных и командных выступлений в упражнениях по теме . Литература 1. Физкультура для всей семьи . Козлова Т.В. «Межиздат» 1988 г. 2. Фитнес для всех .Ю.Виес . «Книжный дом» 2006 г. 3. Основы методики физической подготовки. «Астрель» 2005г. Фролов М.П 4. Конспекты уроков для учителя физкультуры «Владос» 2002г.Г.И.Бергер 5.Учебники физкультуры: В.И Лях , А.А. Зданевич, М.Я Виленского
Пояснительная записка Рабочая программа разработана педагогом дополнительного образования МБОУ «Макаричская СОШ» Трофименко М.Д . Программа направлена на укрепление психического и физического здоровья учащихся и согласуется с Концепцией развития физической культуры и спорта в Российской Федерации в части:- «основная цель политики государства в области физической культуры – оздоровление нации, формирование здорового образа жизни» Цели и задачи программы: -углубление теоретических знаний в области физической культуры и спорта , личной гигиены -укрепление здоровья ,поддержание высокой работоспособности через физические упражнения -развитие мотивации к занятиям утренней физзарядкой и спортом -снижение влияния «улицы» через общение на секции Занятия подразделяются на теоретические и большей частью практические, по 45 минут два раза в неделю. Программа должна быть реализована в течение учебного года. Итоги подводятся в конце школьной четверти с оглашением на линейке и уведомлением родителей о достижениях детей. Достижения подтверждаются на соревнованиях между учащимися которые выполняют соответствующие упражнения на гимнастических снарядах и эти упражнения оцениваются. Актуальность программы: Программа целесообразна ввиду слабого физического развития детей, наличия большого количества детей подготовительной и специальной групп здоровья , что не позволяет в полной мере дать им необходимую нагрузку на уроках физкультуры. Более «демократичная» обстановка на занятиях секции позволяет раскрепостить стеснительных, замкнутых учащихся. Полученные знания о социальной сущности физической культуры, о правилах использования физических упражнений и методах самоконтроля дадут возможность учащимся самостоятельно и более успешно заниматься практически любыми видами спорта .
Учебно-тематический план Тема1:Лекция.Вводная беседа. О физической культуре и спорте . 3 часа. Тема 2: Практические занятия. Вольные упражнения. 2 часа Тема 3:Практические занятия. Акробатические упражнения. 2часа. Тема 4:Практические занятия. Упражнения с предметами .2 часа. Тема 5: Практические занятия. Упражнения на снарядах. 4 часа. Тема 6 : Практические комплексные занятия. 55 часов. Общее количество часов- 68.
Содержание программы
Тема1:
О физической культуре и спорте . Обязанности и права членов кружка.Требования предъявляемые к юным спортсменам. Значение физкультуры для укрепления здоровья. Наиболее яркие страницы российского спорта.
Тема 2
:Вольные упражнения. Ходьба и бег со сменой рук, на носках, меняя темп и направление, с высоким подниманием бедра . Полуприсед , присед на одной ноге с выставлением другой на пятку,носок, стопу. В упоре лёжа толчки руками , ногами.
Тема3:
Акробатические упражнения. Группировки в приседе, лёжа , на спине. Перекаты в группировке вперёд, назад. Полушпагат, шпагат с наклоном, стойка на лопатках. Стойка на предплечьях и голове. Стойка на руках с опорой на стену, махом ногой, толчком двух ног.Из стойки на голове кувырок вперёд, мост опусканием.
Тема

4
:Упражнения с предметами. Со скакалкой, с гимнастической палкой, поднимания , опускания, повороты перешагивания , наклоны. С мячами, пребрасывания, перекатывание, ловля.
Тема 5
:Упражнения на снарядах. На гимнастической скамейке, наклоны сидя,упоры присев , одна нога на полу другая на скамейке. Прыжки на скамейку, через, ходьба и бег по скамейке. На гимнастической стенке, лазание с поочерёдным перехватом рук и ног. То же одновременно. Выпрямление рук в упоре стоя. Вис, уголок , подъём ног. На брусьях; движение на прямых руках, стойка на плечах. Из седа ноги врозь—кувырок вперёд. Из размахивания на концах брусьев – соскок. На перекладине : размахивание в висе, подтягивание, из упора перемах , выход силой, подъём переворотом .
Тема 6
: Комплексное занятие . Включает вольные упражнения для разминки и в основной части занятия – сложных в исполнении упражнений из тем3-5. Подвижные игры-футбол , волейбол,баскетбол, лапта. Программа адаптирована к условиям работы в школе , при существующей материальной базе . В программе представлены цели и задачи работы секции, содержание материала по основным темам учебного курса: технической; тактической, физической, теоретической, распределение времени на перечисленные компоненты в течение учебного года. Образовательная программа “настольный теннис” имеет: физкультурно-спортивную направленность, по уровню освоения программа базовая, т.е. предполагает развитие у занимающихся основных физических качеств, формирование различных двигательных навыков, укрепление здоровья, расширение кругозора, формирование межличностных отношений в процессе освоения этой программы. Новизна программы в том, что она учитывает специфику дополнительного образования и охватывает значительно больше желающих заниматься этим видом спорта, предъявляя посильные требования в процессе обучения. Простота в обучении, простой инвентарь, делает этот вид спорта очень популярным среди школьников и молодёжи, являясь увлекательной спортивной игрой, представляющей собой эффективное средство физического воспитания и всестороннего физического развития.
Актуальность программы Настольный теннис доступен всем, играют в него как в закрытых помещениях, так и на открытых площадках. Несложный инвентарь и простые правила этой увлекательной игры покоряют многих любителей. Выбор спортивной игры – настольный теннис - определился популярностью ее в детской среде, доступностью, широкой распространенностью в городе, учебно-материальной базой школы и, естественно, подготовленностью самого учителя. Очень важно, чтобы ребенок мог после уроков снять физическое и эмоциональное напряжение. Это легко можно достичь в комнате для занятий спортом, посредством занятий настольным теннисом. Программа направлена на создание условий для развития личности ребенка, развитие мотивации к познанию и творчеству, обеспечение эмоционального благополучия ребенка, профилактику асоциального поведения, целостность процесса психического и физического здоровья детей. Занятия настольным теннисом способствуют развитию и совершенствованию у занимающихся основных физических качеств – выносливости, координации движений, скоростно-силовых качеств, формированию различных двигательных навыков, укреплению здоровья, а также формируют личностные качества ребенка: коммуникабельность, волю, чувство товарищества, чувство ответственности за свои действия перед собой и товарищами. Стремление превзойти соперника в быстроте действий, изобретательности, меткости подач, чёткости удара и других действий, направленных на достижение победы, приучает занимающихся мобилизовывать свои возможности, действовать с максимальным напряжением сил, преодолевать трудности, возникающие в ходе спортивной борьбы. Соревновательный характер игры, самостоятельность тактических индивидуальных и групповых действий, непрерывное изменение обстановки, удача или неуспех вызывают у играющих проявление разнообразных чувств и переживаний. Высокий эмоциональный подъем поддерживает постоянную активность и интерес к игре. Эти особенности настольного тенниса создают благоприятные условия для воспитания у обучающихся умения управлять эмоциями, не терять контроля за своими действиями, в случае успеха не ослаблять борьбы, а при неудаче не падать духом. Формируя на основе вышеперечисленного у обучающихся поведенческих установок, настольный теннис, как спортивная игра, своими техническими и методическими средствами эффективно позволяет обогатить внутренний мир ребенка, расширить его информированность в области оздоровления и развития организма. В условиях современной общеобразовательной школы у учащихся в связи с большими учебными нагрузками и объемами домашнего задания развивается гиподинамия. Решить отчасти, проблему призвана программа дополнительного образования «Настольный теннис», направленная на удовлетворение потребностей в движении, оздоровлении и поддержании функциональности организма. Педагогическая целесообразность-позволяет решить проблему занятости свободного времени детей, формированию физических качеств, пробуждение интереса детей к новой деятельности в области физической культуры и спорта.
ЦЕЛЬ ПРОГРАММЫ:
Создание условий для развития физических качеств, личностных качеств, овладения способами оздоровления и укрепления организма обучающихся посредством занятий настольным теннисом.
ЗАДАЧИ:
Образовательные  дать необходимые дополнительные знания в области раздела физической культуры и спорта – спортивные игры (настольный теннис);  научить правильно регулировать свою физическую нагрузку;  обучить учащихся технике и тактике настольного тенниса. Развивающие  развить координацию движений и основные физические качества: силу, ловкость, быстроту реакции;  развивать двигательные способности посредством игры в теннис;
 формировать навыки самостоятельных занятий физическими упражнениями во время игрового досуга; Воспитательные  способствовать развитию социальной активности обучающихся: воспитывать чувство самостоятельности, ответственности;  воспитывать коммуникабельность, коллективизм, взаимопомощь и взаимовыручку, сохраняя свою индивидуальность;  пропаганда здорового образа жизни, которая ведет к снижению преступности среди подростков, а также профилактика наркозависимости, табакокурения и алкоголизма; Принимаются все желающие, допущенные по состоянию здоровья врачом. Программа рассчитана на детей и подростков от 10 до 16 лет. Срок реализации программы - 1 год. Количество учащихся в группе: 1 года обучения - 15 человек, Учебно-тренировочная нагрузка на группу 2 раза в неделю по 1 часу, 70 часов в год. Форма организации детей на занятии: групповая, игровая, индивидуально-игровой, в парах. Форма проведения занятий: индивидуальное, практическое, комбинированное, соревновательное. Форма и способы проверки результативности учебно-тренировочного процесса: Основной показатель работы секции по настольному теннису - выполнение в конце каждого года программных требований по уровню подготовленности занимающихся, выраженных в количественно- качественных показателях технической, тактической, физической, интегральной, теоретической подготовленности, физического развития. Диагностика результатов проводится в виде тестов и контрольных упражнений. Педагоги секции используют варианты тестов и контрольных упражнений, разработанные ведущими отечественными специалистами. Контрольные тесты и упражнения проводятся в течении всего учебно-тренировочного годового цикла 2 – 3 раза в год. В конце учебного года (в мае месяце) все учащиеся группы сдают по общей физической подготовке контрольно-переводные зачеты. Контрольные игры проводятся регулярно в учебных целях как более высокая ступень учебных игр с заданиями. Кроме того, контрольные игры незаменимы при подготовке к соревнованиям .
ОЖИДАЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
К концу 1 года обучения учащиеся: Будут знать:  будут знать, что систематические занятия физическими упражнениями укрепляют здоровье;  узнают, как правильно распределять свою физическую нагрузку;  узнают правила игры в настольный теннис;  правила охраны труда и поведения на занятиях и в повседневной жизни;  Знать правила проведения соревнований; Будут уметь:  Провести специальную разминку для теннисиста  Овладеют основами техники настольного тенниса;  Овладеют основами судейства в теннисе;  Освоят накат справа и слева по диагонали;  Освоят накат справа и слева поочерёдно «восьмерка»;  Освоятнакат справа и слева в один угол стола;  Научатся правильно делать подрезки справа и слева в любом направлении;  топ–спин справа по подставке справа;  Научаться делать топ спин слева по подставке;
 Освоят технику топ спин слева по подставке;  Освоят технику топ–спина справа по подрезке справа;  Освоят технику топ–спин слева по подрезке слева; Разовьют следующие качества:  улучшат координацию движений, быстроту реакции и ловкость;  улучшат общую выносливость организма к продолжительным физическим нагрузкам;  повысятся адаптивные возможности организма - противостояние условиям внешней среды стрессового характера;  Разовьют коммуникабельность обучающихся в результате коллективных действий.
СПОСОБЫ ПРОВЕРКИ РЕЗУЛЬТАТИВНОСТИ
Способом проверки результата обучения являются повседневное систематическое наблюдение за учащимися и собеседование. Это позволяет определить степень самостоятельности учащихся и их интереса к занятиям, уровень культуры и мастерства.
ФОРМЫ ПОДВЕДЕНИЯ ИТОГОВ
Итоговый контроль проводится с целью определения степени достижения результатов обучения и получения сведений для совершенствования программы и методов обучения.зачетное занятие - по общей и специальной физической подготовке при выполнении контрольных упражнений, зачетные игры внутри группы, а также участие в районном турнире по настольному теннису. Итоговая аттестация проводится в конце года обучения и предполагает зачет в форме учебного тестирования по общей и специальной физической подготовке, участия в соревнованиях разных уровней: школьного, районного Итоговый контроль проводится с целью определения степени достижения результатов обучения и получения сведений для совершенствования программы и методов обучения
Учебно-тематический план
2часа в неделю (70 часов в год) № п\п Название тем Теория Практика всего 1 Теоретические сведения 3 - 3 2 Общефизическая подготовка - 10 10 3 Специальная подготовка - 10 10 4 Техническая подготовка - 11 11 5 Тактика игры - 36 36

СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ 1 ГОДА ОБУЧЕНИЯ
1.
Теоретические сведения – 3 часа
 Сведения об истории возникновения, развития и характерных особенностях игры в настольный теннис;  Инвентарь и оборудование для игры в настольный теннис;  Правила техники безопасности при выполнении упражнений на занятиях настольным теннисом;  Правила пожарной безопасности, поведения в спортивном зале;  Сведения о строении и функциях организма человека;  Влияние физических упражнений на организм занимающихся, гигиена, самоконтроль на занятиях настольным теннисом;  Правила игры в настольный теннис;  Оборудование места занятий, инвентарь для игры настольный теннис;
2. Общефизическая подготовка – 10часов (развитие двигательных качеств)
 Подвижные игры  ОРУ  Бег  Прыжки  Метания
3. Специальная физическая подготовка – 10 часов
 Упражнения для развития прыжковой ловкости  Упражнения для развития силы  Упражнения для развития выносливости  Упражнения для развития гибкости  Упражнения для развития внимания и быстроту реакции
4. Техническая подготовка -11 часов
 техника хвата теннисной ракетки  жонглирование теннисным мячом  передвижения теннисиста  стойка теннисиста  основные виды вращения мяча  подачи мяча: «маятник», «челнок»  удары по теннисному мячу (удар без вращения – «толчок», удар с нижним вращением – «подрезка»)
5. Тактика игры, учебная игра– 36 часов
- Подачи мяча в нападении; - Прием подач ударом; - Удары атакующие, защитные; - Удары, отличающиеся по длине полета мяча - Удары по высоте отскока на стороне соперника  парные игры  «игра защитника против атакующего»  «игра атакующего против защитника»
Методическое обеспечение I. Теоретические материалы - разработки :  Инструкции по охране труда на занятиях настольным теннисом.  Положение о проведении школьного турнира по настольному теннису.  Тесты физической подготовленности по ОФП (по возрастам) II. Дидактические материалы:  Картотека упражнений по настольному теннису (карточки).  Картотека общеразвивающих упражнений для разминки  Схемы освоения технических приемов в настольном теннисе.  «Правила игры в настольный теннис».  Видеозаписи выступлений учащихся.  «Правила судейства в настольном теннисе». III. Методические рекомендации:  Рекомендации по организации безопасного ведения двусторонней игры.  Рекомендации по организации подвижных игр  Рекомендации по организации турниров по настольному теннису
МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОСНАЩЕНИЕ
Для занятий по программе требуется: Комната для занятий спортом, спортгородок спортивный инвентарь и оборудование:  теннисные ракетки и мячи на каждого обучающегося  набивные мячи  перекладина для подтягивания в висе – 1-2 штуки  скакалки для прыжков на каждого обучающегося  секундомер  гимнастические скамейки – 2 штуки  теннисные столы - 1 штука  сетки для настольного тенниса – 2 штуки  гимнастические маты – 5 штук  гимнастическая стенка -2 штуки  волейбольный, футбольный, баскетбольный мяч
Литература для педагога:
П.А.Киселёв Настольная книга учителя физкультуры .М. Глобус 2009 год Байгулов П.Ю., Романин Н.Н. Основы настольного тенниса. М. ФиС. 2004год. 160 с. Настольный теннис. Правила соревнований. М. ФиС. 2007 год Орман Л. Современный настольный теннис. М. ФиС.2001год


В раздел образования