Напоминание

"Я И МОЯ РОДИНА"


Автор: Горячева Любовь Владимировна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: ОГКОУ Новодольский специальный (коррекционный) детский дом для детей с ограниченными возможностями здоровья "Остров детства"
Населённый пункт: р.п. Базарный Сызган
Наименование материала: ПРОГРАММА патриотического воспитания
Тема: "Я И МОЯ РОДИНА"
Раздел: среднее профессиональное





Назад




ОГК У Новодольский специальный (коррекционный) детский дом для детей с ограниченными возможностями здоровья «Остров детства»»       ПРОГРАММА патриотического воспитания «Я И МОЯ РОДИНА»     Возрастной состав учащихся: 7 – 16 лет Срок реализации: 3 года   ПАСПОРТ ПРОГРАММЫ
Полное название учреждения ОГКУ Новодольский специальный (коррекционный) детский дом для детей с ограниченными возможностями здоровья «Остров детства» Наименование программы Программа патриотического воспитания «Я и моя Родина» Основной разработчик программы воспитатель – Горячева Любовь Владимировна Цель программы Развитие системы патриотического воспитания учащихся с ограниченным интеллектом, направленной на формирование чувства национальной гордости, гражданского достоинства, любви к Отечеству и своему народу. Задачи программы Получение и расширение знаний обучающихся, воспитанников о России: её истории, традициях, культуре, праве и т.д. Формирование патриотических чувств и сознания учащихся на основе исторических ценностей и роли России в судьбах мира, сохранение и развитие гордости за свою страну, её выдающиеся достижения в области политики, экономики, науки, спорта, культуры. Привитие чувства гордости, глубокого уважения и почитания символов Российской Федерации, исторических святынь Отечества. Воспитание у обучающихся, воспитанников интернациональных чувств. Формирование гуманистического отношения к окружающему миру и людям. Срок реализации 2013 – 2016 г.г.     ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА Введение
Программа ориентирована на учащихся специальных (коррекционных) детских домов имеющих ограниченные возможности здоровья. Она определяет содержание, основные пути развития системы патриотического воспитания обучающихся, воспитанников , её основные компоненты, позволяющие формировать готовность служить Отечеству. Программа представляет собой определенную систему содержания, форм, методов и приемов педагогических воздействий, имеет большое значение для решения воспитательных и социальных проблем. Актуальность проблемы патриотического воспитания и обоснование необходимости её решения Патриотическое воспитание молодежи все чаще определяется как одно из приоритетных в современной молодежной политике. В последние годы российская образовательная система претерпела значительные изменения. Перемены затронули различные сферы образовательной деятельности. Экономическая нестабильность в стране, размывание нравственных и этических ценностей, резкое снижение социальной активности молодежи, кризис семьи и отношений между родителями и детьми заставляют по-новому взглянуть на образовательную систему и на возможности воспитания. Сегодня для России нет более важной идеи, чем патриотизм. Для того, чтобы стать патриотом, не обязательно быть героем, достаточно любить свою Родину такой, какая она есть, ведь другой не будет. Патриотизм – это, прежде всего, состояние духа, души. Жизнь показывает, что дети растут, и приходит время, когда они спрашивают о семейных традициях родителей, дедушек и бабушек, размышляя над прошлым своей Родины. Это хорошие уроки мужества для подрастающего поколения. Ведь в настоящее время эта проблема очень актуальна. В статье №2 Закона РФ «Об образовании» определены требования к воспитательной деятельности в государственных и муниципальных образовательных учреждениях. Среди важнейших названа задача патриотической направленности: «Воспитание гражданственности, трудолюбия, уважения к правам и свободам человека, любви к окружающей природе, Родине, семье». Постановление Правительства РФ «О государственной программе «Патриотическое воспитание граждан России на 2011-2016 г.г.», федеральный государственный образовательный стандарт подчеркивают значимость и актуальность патриотического воспитания, определяют место и роль воспитания патриотизма у российских граждан. Человеку и гражданину России важно знать ее историю, духовные истоки и традиции, чтобы понимать происходящие в ней сегодня события. Системе образования принадлежит ведущая роль в патриотическом становлении подрастающего поколения. Основной вопрос, который стоит в настоящее время перед педагогическими коллективами — это возрождение духовных традиций России, с очень четкой фиксацией в сознании ребенка таких понятий как Родина, Отечество, Отчизна, Родной край, Гражданин, Патриот, Герой, Ветеран войны и труда.
Патриотическое воспитание в детском доме — это систематическая и целенаправленная деятельность педагогического коллектива по формированию у подрастающего поколения патриотического сознания, чувства верности своему Отечеству, готовности к выполнению гражданского долга. Процесс патриотического воспитания в специальном (коррекционном)детском доме является трудным и его результат не так ощутим, как в массовой школе, он осложняется рядом психофизиологических особенностей, присущих детям с ограниченными возможностями здоровья. Ребенок с умственной отсталостью с гораздо большим трудом усваивает нормы и правила поведения и общения, ему требуется больше времени для того, чтобы усвоить, что такое любовь к дому, семье, Родине. Смысл многих гражданско- патриотических качеств ребенку с ограниченными возможностями здоровья так и не понять, а те понятия, которые ребенок из массовой школы начинает осознавать ко 2-3 классу, ему будут понятны гораздо позже. Правила, по которым осуществляется процесс гражданско-патриотического формирования личности, едины, как для массовой, так и для специальном (коррекционном) детском доме VIII вида, т.к. «наличие у ребенка умственной отсталости не может изменить общей идейной направленности воспитательной работы с ним. Уровень решения воспитательных задач в специальном (коррекционном) детском доме будет иным, чем в массовой школе». В настоящее время в школе-интернате сложилась определенная система патриотического воспитания детей, которая включает различные направления для формирования у ребят чувства патриотизма. Проводятся мероприятия, посвященные памятным датам отечественной истории, выставки, конкурсы, беседы. Первые уроки в День знаний посвящены Родине, героическим страницам ее истории, культуре. Главной целью этих уроков является раскрытие учащимся смысла понятия «любовь к Родине», воспитание у юных граждан чувств уважения и любви к Отечеству. Понимание сущности и значения государственных символов страны, уважительное отношение к ним формируется у воспитанников на уроках истории, обществознания, в процессе внеклассной работы, организации Уроков Мужества. Настоящая Программа исходит из необходимости преобразования учебно-воспитательного процесса в единое духовно насыщенное образовательное пространство с целью необходимости осуществления   воспитания принципиально нового, демократического типа личности, способной к управлению собственной жизнью и деятельностью, готовой рассчитывать на собственные силы, собственным трудом обеспечивать свою материальную независимость. В формирование такой гражданской личности, сочетающей в себе развитую нравственную, правовую и политическую культуру ощутимый вклад должна внести современная школа. Общественные опросы и работа с детьми показывают, что среди молодых людей большими темпами растет преступность, увеличивается число наркоманов, падает нравственность, возникает стремление покинуть Родину, существуют другие негативные явления, ослабляющие основы государства. Исходя из выше изложенного, в целях повышения эффективности патриотического воспитания обучающихся, воспитанников разработка и принятие программы патриотического воспитания является крайне актуальной и необходимой. Программа патриотического воспитания «Я и моя Родина» предназначена для детей 7 – 16 лет, рассчитана на три года, учитывает особенности психофизического развития детей.
Реализация программы позволит удовлетворить потребности ребенка в полноценном развитии как личности, поможет войти в современный мир, приобщиться к его ценностям через расширение представлений о родном крае и родной стране, в которой он живет. Цель программы: — развитие системы патриотического воспитания учащихся с ограниченным интеллектом, направленной на формирование чувства национальной гордости, гражданского достоинства, любви к Отечеству и своему народу. Задачи: — получение и расширение знаний обучающихся, воспитанников о России: её истории, традициях, культуре, праве и т.д.; — формирование патриотических чувств и сознания учащихся на основе исторических ценностей и роли России в судьбах мира, сохранение и развитие гордости за свою страну, её выдающиеся достижения в области политики, экономики, науки, спорта, культуры; — привитие чувства гордости, глубокого уважения и почитания символов Российской Федерации, исторических святынь Отечества; — воспитание у обучающихся, воспитанников интернациональных чувств; — формирование гуманистического отношения к окружающему миру и людям. Данная цель охватывает весь педагогический процесс, пронизывает все структуры, интегрируя учебные занятия и внеурочную жизнь обучающихся, воспитанников разнообразные виды деятельности.   Исходя из задач, можно выделить необходимость способствовать тому, чтобы воспитывающая среда была как можно более разнообразной, вариативной. Реализация программы патриотического воспитания «Я и моя Родина» поможет ребенку строить свою жизнь и после окончания школы-интерната. Структура и организация данной воспитательной программы строится с учётом различных возрастных категорий обучающихся, в связи со специфическими особенностями и задачами   духовно нравственного и физического развития учащихся разного школьного возраста и учитывается степень подготовленности обучающихся, воспитанников к жизни и деятельности в коллективе, их умения принимать решения и действовать самостоятельно. I категория:   воспитанники 1–4-x классов. Процесс формирования готовности к защите Отечества, воспитания любви и уважения к малой Родине у младших школьников строится с учётом у них пока ещё ограниченного жизненного опыта, характера и объёма полученных знаний, общих задач обучения и воспитания. Эффективность его в этот период обусловливается, прежде всего, тесной связью с выполнением учебных,
общеобразовательных задач. Воспитательный эффект всех форм патриотического воспитания будет зависеть от того, насколько системно будут формироваться знания детей о своей Родине, о людях живущих рядом, их нравственное, эмоционально-волевое отношение к деятельности по защите близких. Задача заключается в том, чтобы, опираясь на имеющуюся эмоциональность, впечатлительность и восприимчивость, развить у младших учащихся чувства уважения к одноклассникам, односельчанам, людям, живущим в нашей стране. II категория:   обучающиеся, воспитанники 5–9-х классов. Наиболее значимым в формировании у подростков ценностных ориентиров   является участие в различных видах гражданско-патриотической деятельности, конкурсах, соревнованиях организуемых в школе-интернате. Школа-интернат должна подготовить обучающихся, воспитанников старших классов к сознательному выбору профессии. В учебно-воспитательном процессе следует не просто передавать учащимся знания о разных профессиях, о событиях в стране, о её историческом развитии, но и формировать у них ответственность за её будущее, прививать общественно ценный опыт   защиты своей Родины. Принципы реализации программы Содержание программы строится на основе следующих принципов патриотического воспитания детей с ограниченными возможностями здоровья: 1.   принцип коррекционно-компенсаторной направленности   (во всех видах деятельности происходит коррекция и компенсация первичного дефекта и вторичных отклонений); 2.   принцип гуманизации   (умение педагога встать на позицию ребенка, учесть его точку зрения, видеть в ребенке полноправного партнера, а также ориентироваться на высшие общечеловеческие понятия — любовь к семье, родному краю, Отечеству.); 3.   принцип учета региональных условий (пропаганда идей и ценностей не только общероссийского патриотизма, но и местного, регионального); 4.   принцип дифференциации (создание оптимальных условий для самореализации каждого ребенка в процессе освоения знаний о родном крае, стране с учетом возраста, накопленного им опыта, особенностей эмоциональной и познавательной сферы и др.); 5.   принцип непрерывности и системности   (взаимосвязь процессов воспитания и обучения); 6.   принцип интеграции   (сотрудничество с семьей, библиотекой, музеем и т.п.); 7.   принцип   стимулирования активности   (планирование и реализация проектной деятельности, которая обеспечивает практическое применение полученных знаний, совместный поиск решения задач, сбор материала и др.).
Этапы реализации программы. I этап: подготовительный. Изучить нормативно-правовую базу, подзаконные акты. Разработать, обсудить и утвердить на педагогическом совете программу патриотического воспитания. Проанализировать материально-технические, педагогические условия реализации программы. II этап: практический. Отработать содержание деятельности, наиболее эффективные формы и методы воспитательного воздействия. Разработать методические рекомендации по патриотическому воспитанию. Изучить и внедрить уже разработанные современные педагогические технологии по патриотическому воспитанию детей с ограниченными возможностями здоровья VIII вида. Расширение и укрепление связей и отношений школы-интерната с учреждениями культуры, социальными партнерами. Проведение мониторинга эффективности программы, информирование педагогов, обучающихся о ходе реализации программы. Активное участие в муниципальных, региональных, всероссийских мероприятиях патриотической тематики. III этап: аналитический. Анализ и обобщение результатов работы. Проведение коррекции затруднений в реализации программы. Издание методического комплекса (перспективных планов, методик, методических рекомендаций, дидактических пособий). Планирование работы на следующий период. Формы реализации программы: — тематические беседы, уроки, коллективные творческие дела, дидактические игры, устные журналы, предметные недели, встречи с ветеранами Великой Отечественной войны, встречи с интересными людьми, конкурсы, посещение музеев, праздники, посвященные памятным датам, круглые столы, читательские конференции, организации
выставок, акции, проведение «Уроков мужества», тематические стенды, сбор материала в школьный музей и др. Программа включает в себя следующие тематические блоки: Блок I. «Я, моя семья и школа». Цель: осознание обучающимися, воспитанниками семьи как важнейшей жизненной ценности; воспитание патриотов и граждан Отечества, любовь к которому начинается с любви к семье, родным и близким людям. Необходимо помочь ребенку осознать себя членом семьи, воспитанником школы-интерната, воспитывать культуру семейных отношений, позитивных семейных ценностей. Блок II. «Моя малая Родина». Цель: осознание обучающимися причастности к судьбе родного села, его прошлому, настоящему, будущему. Знакомство детей с традициями, достопримечательностями, памятниками, лучшими людьми родного села, района.   Блок III. «В краю кедровом». Цель: воспитание национально-патриотических ценностей, привитие чувств уважения и любви к культуре, природе, истории, традициям и обычаям Томской области. Очень важно прививать детям чувство любви и привязанности к ценностям родного края, т.к. именно на этой основе воспитывается патриотизм.   Блок IV. «Патриот, гражданин России». Цель: формирование представлений об устройстве нашего государства, изучение символики нашей страны, знакомство с другими городами России, со столицей нашей Родины, осознание себя гражданами России. Предполагаемые результаты: Осуществление настоящей программы позволит: — продолжить работу над совершенствованием системы патриотического воспитания в школе-интернате; — сформировать готовность у учащихся к патриотическому действию, к активной гражданской позиции; — отвлечь обучающихся, воспитанников от противоправной деятельности; — сформировать такие ценности как: семья, Отечество, свобода, культура, мирное существование народов разных стран, экологическое благополучие;
— привить уважение к прошлому и настоящему своего народа, традициям, культуре, старшим поколениям, родителям; — заполнить свободное время подростка социально значимыми, интересными делами. Заключение. Программа отражает необходимый обществу и государству социальный заказ на воспитание гражданина своей Родины, патриота с активной жизненной позицией. Конечным результатом реализации Программы должна стать активная гражданская позиция и патриотическое сознание обучающихся, воспитанников, как основа личности гражданина России.   Литература: Адаменко С. Воспитываем патриотов России // Народное образование – 2005 — №4 – с. 23. Борщанская М. С. Создание воспитательной системы в школе VIII вида / Борщанская М. С. // Дефектология. – 2001. — №4 – с. 37. Выгодский Л. С. Нравственное воспитание / — Пед. Психология. – М.: 1991- с. 138. Ефремова Г. Патриотическое воспитание школьников // Воспитание школьников – 2005 — №8 – с.17. Научно-методический журнал «Классный руководитель», Москва 2013 — №1 — с. 22. Постановление Правительства РФ от 5 октября 2010 г. «795 «О государственной программе «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2011-2015 г.г.». «Патриотический Интернет-сайт» Российского государственного военного историко- культурного центра при Правительстве РФ. Роготнева А. В. Организация воспитательной работы в детских домах и интернатных учреждениях // Пособие для педагогов, М.: Гуманитар. изд. центр ВЛАДОС, 2008. Худенко Е. Д. Организация и планирование воспитательной работы в специальной (коррекционной) школе-интернате, детском доме: Пособие для воспитателей и учителей. – М.: АРКТИ, 2005.


В раздел образования