Авторы: Касиненко Наталья Борисовна, Касиненко Наталья Борисовна.
Должность: педагог дополнительного образования
Учебное заведение: ЧОУ школа-интернат №25 ОАО "РЖД"
Населённый пункт: город Вихоревка, Иркутская область
Наименование материала: Методическая разработка
Тема: Открытое занятие: "Сценическое общение. Взаимодействие."
Раздел: дополнительное образование
Негосударственное общеобразовательное учреждение
«Школа-интернат № 25 среднего (полного) общего образования
открытого акционерного общества «Российские железные дороги»
Открытое занятие
в театральном объединении « Балаган».
Педагог дополнительного образования:
Касиненко Н.Б.
2 год обучения, 4-б класс.
Присутствовало: детей- 11
педагогов-5
14 ноября 2015 года.
Тема занятия: « Сценическое общение.
Взаимодействие».
Цели и задачи:
1.
дать понятие о сценическом общении;
2.
научить умению общаться в сценических условиях;
3.
научить видеть, слышать, чувствовать партнера;
4.
воспитывать уважение к партнеру, ответственность за успех
выступления.
Оборудование: компьютер, колонка, флешка с музыкой к играм «Вороны»
и « Встреча», мяч, скакалка, книга, кукла, шарик, машинка, 8 палок для
выгородки песочницы, лавочка, телефон, 5-6 стульев, домик- портфель,
портфель, букварь, пенал, 2 тетрадки, 5 и 4.
Ход занятия.
I. – Ребята, мы с вами поздоровались, но я бы хотела узнать с каким
настроением вы пришли заниматься?
- У кого сегодня грустное настроение?
- А кто пришел уставший?
- А кто пришел с веселым настроением, с желанием заниматься?
- Ребята, как же поднять настроение всем ребятам?
- Правильно, нужно поиграть!
Игра « Воробьи – вороны»/ под музыку/.
Две команды спинами. Одна - «Воробьи», другая - «Вороны».
На команду
педагога: «Во-ро -…» - одна команда ловит, салит – нужно
только
дотронуться,
другая
догоняет.
Пойманные
переходят
в
другую
команду.
Игра заканчивается, когда в какой либо команде не останется играющих.
- Ну что, поднялось настроение? На счет 3 спокойно сядьте на стульчики.
II. - Ребята, на прошлом занятии мы с вами говорили о том, что актер должен
постоянно развивать в себе умения и навыки необходимые для работы на
сцене.
Какие же? /ответы детей/
Правильно:
* умение смотреть и видеть;
* слушать и слышать;
* четко и внятно говорить, посылать звуки на «другой берег»;
* наблюдать и использовать свой жизненный опыт на сцене;
* управлять мышцами своего тела, мимикой и интонацией голоса;
* быть ответственным, дисциплинированным.
- Сегодня мы поговорим еще об одном умении, это- умение общаться с
партнером по сцене, умение взаимодействовать с партнером. А разобраться в
этом вопросе нам поможет игра.
Игра «Встреча»/ с музыкой/.
- Встаньте по всему пространству кабинета, как только зазвучит музыка, вы
свободно двигаетесь в любом направлении / сделать выгородку деревьев/,
главное никого и ничего не задеть. Музыка стихнет, остановиться. Начали /
вкл. музыку/.
* походить по кабинету, расслабиться, вы гуляете по парку - вам хорошо,
придумайте себе настроение;
* встретиться глазами с проходящими мимо - кивнуть головой;
* слегка потрогать плечи проходящих;
* при встречах поздороваться руками.
-
Скажите,
в
игре
сейчас
вы
общались
с
партнерами?
А
как?
Какие
инструменты актера вы использовали? Молодцы!
- Ребята, а с чего начинается общение?
-Ну, тогда загадка. Что ты первым бросаешь в кастрюлю?
-Взгляд.
Также
и
при
общении
мы
тоже
бросаем
взгляд,
мы
оцениваем
обстановку куда мы попали, кто здесь, что делают? И решаем, будем мы
вступать в общение или нет.
Этюд «Игры во дворе»
/ мяч, песочница, лавочка, шарик, телефон, скакалка, книга, кукла/
-Ну, представьте, каникулы – лето, вы выглянули в окно, а там ребята во
дворе играют. С кем-то из них вы знакомы, с кем-то нет. Вы выбегаете во
двор. А дальше думайте и решайте сами, с кем вы будете общаться.
/ дети выходят с игрушками/
- Итак, что мы делаем вначале?
1. оцениваем обстановку;
2. выбираем партнера;
3. привлекаем внимание;
4. оцениваем партнера;
5. пристраиваемся к нему;
6. воздействуем на него;
7. ждем отклика партнера.
- Приготовились, по моему сигналу первый пошел.
Репетиция сценки «Портфель».
- Давайте вспомним нашу сценку про портфель. Первым вышел искать свой
домик – портфель пенал. Выходи и оцени обстановку: где ты, что увидел,
нравится ли тебе домик, будешь ли ты в нем жить. Пошел.
- Сказочники, что было дальше?- Букварь, оцени портфель, может быть он не
того цвета, формы, рассмотри. Пенал, оцени букварь.
- Тетрадки, ваш выход!
- Четверка и пятерка!
- Ну и, наконец, двойка с единицей! Получилась пристройка? Нет! Пенал их
оценил?
- Выход школьника. Рассмотри, оцени, пристройся. Финал.
III.
– Ребята, сегодня мы поближе познакомились с понятием сценического
общения или взаимодействия. Как вы поняли, театр и жизнь неразрывны. Это
означает, что вы должны постоянно наблюдать за тем, что происходит вокруг
вас и самые яркие из наблюдений переносить на сцену.
Домашнее задание. Понаблюдать, как утром мама собирает и провожает вас в
школу. И на следующем занятии каждый из вас нам покажет сценическое
взаимодействие мамы и ребенка.
Кто запомнил домашнее задание? Повтори.
До свидания.