Автор: Шевченко Маргарита Алексеевна
Должность: преподаватель теории музыки
Учебное заведение: МБОУ ДО "Козельская школа искусств"
Населённый пункт: город Козельск, Калужская область
Наименование материала: Методическая разработка
Тема: "Развитие творческой личности ученика как следствие грамотного педагогического общения"
Раздел: дополнительное образование
Реферат
на
тему
:
«
Развитие
творческой
личности
ученика
как
следствие
грамотного
педагогического
общения
»
Подготовила
преподаватель
Козельской
Школы
Искусств
:
Шевченко
М
.
А
.
Козельск
, 2019
Много
таланта
,
ума
и
энергии
вложили
в
разработку
педагогических
проблем
,
связанных
с
творческим
развитием
личности
,
в
первую
очередь
личности
ребенка
,
подростка
,
выдающиеся
педагоги
20-
х
и
30-
х
годов
:
А
.
Лунчарский
,
П
.
Блонский
,
С
.
Шацкий
,
Б
.
Яворский
,
Б
.
Афанасьев
,
Н
.
Брюсова
.
Опираясь
на
их
опыт
,
обогащенный
полувековым
развитием
науки
об
обучении
и
воспитании
детей
,
лучшие
педагоги
во
главе
со
«
старейшинами
» -
В
.
Шацкой
,
Н
.
Гродзенской
,
М
.
Румер
,
Н
.
Сац
продолжали
и
продолжают
теоретически
и
практически
развивать
принцип
творческого
развития
детей
и
юношества
.
Творческое
начало
рождает
в
учащемся
живую
фантазию
,
живое
воображение
.
Творчество
по
природе
своей
основано
на
желании
сделать
что
-
то
,
что
до
тебя
еще
никем
не
было
сделано
,
или
хотя
то
,
что
до
тебя
существовало
,
сделать
по
-
новому
,
по
-
своему
,
лучше
.
Иначе
говоря
,
творческое
начало
в
человеке
–
это
всегда
стремление
вперед
,
к
лучшему
,
к
прогрессу
,
к
совершенству
и
,
конечно
,
к
прекрасному
в
самом
высоком
и
широком
смысле
этого
понятия
.
Вот
такое
творческое
начало
искусство
и
воспитывает
в
человеке
,
и
в
этой
своей
функции
оно
ничем
не
может
быть
заменено
.
По
своей
удивительной
способности
вызывать
в
человеке
творческую
фантазию
оно
занимает
,
безусловно
,
первое
место
среди
всех
многообразных
элементов
,
составляющих
сложную
систему
воспитания
человека
.
А
без
творческой
фантазии
не
сдвинуться
с
места
ни
в
одной
области
человеческой
деятельности
.
Об
огромной
роли
искусства
,
творческой
фантазии
в
развитии
научного
мышления
свидетельствует
хотя
бы
тот
поразительный
факт
,
что
значительная
часть
научно
-
технических
проблем
выдвигалась
сперва
искусством
,
а
уже
потом
,
часто
через
столетия
и
даже
тысячелетия
,
решалась
наукой
и
техникой
.
Наличие
или
отсутствие
в
человеке
творческого
начала
,
творческого
отношения
к
своему
труду
и
становится
тем
водоразделом
,
который
проходит
между
специалистом
-
творцом
и
специалистом
-
ремесленником
.
Понятие
о
развитии
личности
Формирование
личности
человека
–
это
последовательное
изменение
и
усложнение
системы
отношений
к
окружающему
миру
,
природе
,
труду
,
другим
людям
и
к
себе
.
Оно
происходит
на
протяжении
всей
жизни
.
Особенно
важен
при
этом
детский
и
юношеский
возраст
.
Развитие
человека
как
личности
осуществляется
всесторонне
и
целостно
в
единстве
его
физических
и
духовных
сил
.
Психология
и
педагогика
утверждают
,
что
человеческая
личность
формируется
и
развивается
в
деятельности
и
общении
.
Ведущие
черты
личности
развиваются
и
в
результате
внешнего
влияния
на
личность
,
ее
внутренний
мир
.
Развитие
человека
–
это
процесс
количественного
и
качественного
изменения
,
исчезновения
старого
и
возникновение
нового
,
источник
и
движущие
силы
которого
скрыты
в
противоречивом
взаимодействии
как
природных
,
так
и
социальных
сторон
личности
.
Воспитание
рассматривается
педагогикой
как
ведущий
фактор
,
так
как
это
специально
организованная
система
воздействия
на
подрастающего
человека
для
передачи
накопленного
общественного
опыта
.
Так
же
важнейшим
фактором
,
влияющим
на
творческое
развитие
,
столь
важное
для
учащегося
на
любом
этапе
,
является
творческий
подход
самого
преподавателя
,
в
том
числе
и
к
процессу
общения
и
контакта
с
учащимися
,
для
чего
педагог
должен
иметь
немалые
знания
и
обладать
приёмами
общения
.
Педагогическое
общение
Педагогическое
общение
–
это
система
ограниченного
социально
-
психологического
взаимодействия
педагога
и
воспитуемых
,
содержанием
которого
является
обмен
информацией
,
оказание
воспитательного
воздействия
,
организация
взаимоотношений
с
помощью
коммуникативных
средств
.
Педагог
является
инициатором
этого
процесса
,
организуя
его
и
управляя
им
.
Педагогическое
общение
должно
быть
эмоционально
комфортным
и
личностно
развивающим
.
Профессионализм
общения
учителя
состоит
в
том
,
чтобы
преодолеть
естественные
трудности
общения
из
-
за
различий
в
уровне
подготовки
,
способности
помогать
ученикам
обрести
уверенность
в
общении
и
в
качестве
полноправных
партнеров
учителя
.
Для
педагога
важно
помнить
,
что
оптимальное
общение
–
не
умение
держать
дисциплину
,
а
обмен
с
учеником
духовными
ценностями
.
Общий
язык
с
учащимся
–
это
не
язык
команд
,
а
язык
доверия
.
Устная
речь
является
основным
средством
педагогического
общения
.
Слово
учителя
должно
воздействовать
на
чувства
и
сознание
,
должно
стимулировать
мышление
и
воображение
,
создавать
потребность
поисковой
деятельности
.
В
системе
профессионального
педагогического
общения
взаимодействуют
вербальные
(
речь
)
и
невербальные
(
жесты
,
мимика
)
средства
общения
.
Особенностью
речи
учителя
является
ее
направленность
,
обращенность
к
ученикам
.
Наблюдательный
педагог
всегда
строит
свою
речь
на
предвидении
возможной
реакции
на
нее
своих
воспитанников
.
Он
может
заранее
представить
,
как
отреагирует
на
его
слова
скептик
,
в
какой
мере
затронет
речь
легко
ранимого
ученика
,
какую
оценку
она
найдет
во
взгляде
,
такое
предвидение
поможет
педагогу
более
рационально
организовать
свою
речь
,
скорректировать
ее
при
общении
.
Владение
технологией
общения
помогает
педагогу
организовывать
правильное
поведение
в
корректной
ситуации
.
Неверное
педагогическое
воздействие
или
неверная
форма
общения
,
выбранная
для
взаимодействия
,
может
привести
к
конфликту
между
учителем
и
учеником
.
Учителю
важно
правильно
использовать
приспособления
в
общении
,
т
.
е
.
систему
приемов
(
психологических
,
мимических
,
речевых
,
двигательных
и
т
.
д
.),
избираемую
для
организации
структуры
общения
,
адекватной
задаче
и
особенностям
педагогической
ситуации
.
Одним
из
средств
,
подкрепляющих
воздействие
общения
,
можно
назвать
инициативность
,
которая
требует
определенного
поведения
и
звучания
речи
.
В
системе
педагогического
общения
инициативность
выступает
как
важнейшая
коммуникативная
задача
педагога
.
Естественно
,
формы
выражения
инициативности
разнообразны
.
Инициативность
может
быть
двух
видов
:
1)
Педагог
открыто
выступает
как
инициатор
общения
;
2)
Он
выступает
как
скрытый
инициатор
деятельности
,
причем
в
этом
случае
у
школьников
создается
впечатление
,
что
инициаторами
этой
деятельности
являются
они
сами
.
Следующей
важной
задачей
является
,
с
одной
стороны
,
удержание
инициативы
в
общении
,
придании
ей
необходимых
ситуативных
форм
и
т
.
п
.
Средства
повышения
коммуникативности
педагога
Для
учителя
важны
следующие
коммуникативные
умения
:
1)
Владеть
«
чтением
по
лицу
» (
социальной
перцепцией
)
2)
Понимать
личность
ученика
,
его
психическое
состояние
3)
«
Подавать
себя
»
в
общении
с
учащимися
4)
Оптимально
строить
свою
речь
в
психологическом
плане
,
те
умения
речевого
общения
,
речевого
и
неречевого
контакта
с
учащимися
В
самостоятельной
работе
педагога
по
повышению
коммуникативных
способностей
можно
выделить
несколько
направлений
:
самоконтроль
и
развитие
умений
выразительной
речи
;
развитие
общих
психофизических
особенностей
личности
,
создающих
предпосылки
для
успешного
владения
речевыми
навыками
и
умениями
.