Напоминание

"Развитие творческой личности ученика как следствие грамотного педагогического общения"


Автор: Шевченко Маргарита Алексеевна
Должность: преподаватель теории музыки
Учебное заведение: МБОУ ДО "Козельская школа искусств"
Населённый пункт: город Козельск, Калужская область
Наименование материала: Методическая разработка
Тема: "Развитие творческой личности ученика как следствие грамотного педагогического общения"
Раздел: дополнительное образование





Назад




Реферат

на

тему

:

«

Развитие

творческой

личности

ученика

как

следствие

грамотного

педагогического

общения

»

Подготовила

преподаватель

Козельской

Школы

Искусств

:

Шевченко

М

.

А

.

Козельск

, 2019

Много

таланта

,

ума

и

энергии

вложили

в

разработку

педагогических

проблем

,

связанных

с

творческим

развитием

личности

,

в

первую

очередь

личности

ребенка

,

подростка

,

выдающиеся

педагоги

20-

х

и

30-

х

годов

:

А

.

Лунчарский

,

П

.

Блонский

,

С

.

Шацкий

,

Б

.

Яворский

,

Б

.

Афанасьев

,

Н

.

Брюсова

.

Опираясь

на

их

опыт

,

обогащенный

полувековым

развитием

науки

об

обучении

и

воспитании

детей

,

лучшие

педагоги

во

главе

со

«

старейшинами

» -

В

.

Шацкой

,

Н

.

Гродзенской

,

М

.

Румер

,

Н

.

Сац

продолжали

и

продолжают

теоретически

и

практически

развивать

принцип

творческого

развития

детей

и

юношества

.

Творческое

начало

рождает

в

учащемся

живую

фантазию

,

живое

воображение

.

Творчество

по

природе

своей

основано

на

желании

сделать

что

-

то

,

что

до

тебя

еще

никем

не

было

сделано

,

или

хотя

то

,

что

до

тебя

существовало

,

сделать

по

-

новому

,

по

-

своему

,

лучше

.

Иначе

говоря

,

творческое

начало

в

человеке

это

всегда

стремление

вперед

,

к

лучшему

,

к

прогрессу

,

к

совершенству

и

,

конечно

,

к

прекрасному

в

самом

высоком

и

широком

смысле

этого

понятия

.

Вот

такое

творческое

начало

искусство

и

воспитывает

в

человеке

,

и

в

этой

своей

функции

оно

ничем

не

может

быть

заменено

.

По

своей

удивительной

способности

вызывать

в

человеке

творческую

фантазию

оно

занимает

,

безусловно

,

первое

место

среди

всех

многообразных

элементов

,

составляющих

сложную

систему

воспитания

человека

.

А

без

творческой

фантазии

не

сдвинуться

с

места

ни

в

одной

области

человеческой

деятельности

.

Об

огромной

роли

искусства

,

творческой

фантазии

в

развитии

научного

мышления

свидетельствует

хотя

бы

тот

поразительный

факт

,

что

значительная

часть

научно

-

технических

проблем

выдвигалась

сперва

искусством

,

а

уже

потом

,

часто

через

столетия

и

даже

тысячелетия

,

решалась

наукой

и

техникой

.

Наличие

или

отсутствие

в

человеке

творческого

начала

,

творческого

отношения

к

своему

труду

и

становится

тем

водоразделом

,

который

проходит

между

специалистом

-

творцом

и

специалистом

-

ремесленником

.

Понятие

о

развитии

личности

Формирование

личности

человека

это

последовательное

изменение

и

усложнение

системы

отношений

к

окружающему

миру

,

природе

,

труду

,

другим

людям

и

к

себе

.

Оно

происходит

на

протяжении

всей

жизни

.

Особенно

важен

при

этом

детский

и

юношеский

возраст

.

Развитие

человека

как

личности

осуществляется

всесторонне

и

целостно

в

единстве

его

физических

и

духовных

сил

.

Психология

и

педагогика

утверждают

,

что

человеческая

личность

формируется

и

развивается

в

деятельности

и

общении

.

Ведущие

черты

личности

развиваются

и

в

результате

внешнего

влияния

на

личность

,

ее

внутренний

мир

.

Развитие

человека

это

процесс

количественного

и

качественного

изменения

,

исчезновения

старого

и

возникновение

нового

,

источник

и

движущие

силы

которого

скрыты

в

противоречивом

взаимодействии

как

природных

,

так

и

социальных

сторон

личности

.

Воспитание

рассматривается

педагогикой

как

ведущий

фактор

,

так

как

это

специально

организованная

система

воздействия

на

подрастающего

человека

для

передачи

накопленного

общественного

опыта

.

Так

же

важнейшим

фактором

,

влияющим

на

творческое

развитие

,

столь

важное

для

учащегося

на

любом

этапе

,

является

творческий

подход

самого

преподавателя

,

в

том

числе

и

к

процессу

общения

и

контакта

с

учащимися

,

для

чего

педагог

должен

иметь

немалые

знания

и

обладать

приёмами

общения

.

Педагогическое

общение

Педагогическое

общение

это

система

ограниченного

социально

-

психологического

взаимодействия

педагога

и

воспитуемых

,

содержанием

которого

является

обмен

информацией

,

оказание

воспитательного

воздействия

,

организация

взаимоотношений

с

помощью

коммуникативных

средств

.

Педагог

является

инициатором

этого

процесса

,

организуя

его

и

управляя

им

.

Педагогическое

общение

должно

быть

эмоционально

комфортным

и

личностно

развивающим

.

Профессионализм

общения

учителя

состоит

в

том

,

чтобы

преодолеть

естественные

трудности

общения

из

-

за

различий

в

уровне

подготовки

,

способности

помогать

ученикам

обрести

уверенность

в

общении

и

в

качестве

полноправных

партнеров

учителя

.

Для

педагога

важно

помнить

,

что

оптимальное

общение

не

умение

держать

дисциплину

,

а

обмен

с

учеником

духовными

ценностями

.

Общий

язык

с

учащимся

это

не

язык

команд

,

а

язык

доверия

.

Устная

речь

является

основным

средством

педагогического

общения

.

Слово

учителя

должно

воздействовать

на

чувства

и

сознание

,

должно

стимулировать

мышление

и

воображение

,

создавать

потребность

поисковой

деятельности

.

В

системе

профессионального

педагогического

общения

взаимодействуют

вербальные

(

речь

)

и

невербальные

(

жесты

,

мимика

)

средства

общения

.

Особенностью

речи

учителя

является

ее

направленность

,

обращенность

к

ученикам

.

Наблюдательный

педагог

всегда

строит

свою

речь

на

предвидении

возможной

реакции

на

нее

своих

воспитанников

.

Он

может

заранее

представить

,

как

отреагирует

на

его

слова

скептик

,

в

какой

мере

затронет

речь

легко

ранимого

ученика

,

какую

оценку

она

найдет

во

взгляде

,

такое

предвидение

поможет

педагогу

более

рационально

организовать

свою

речь

,

скорректировать

ее

при

общении

.

Владение

технологией

общения

помогает

педагогу

организовывать

правильное

поведение

в

корректной

ситуации

.

Неверное

педагогическое

воздействие

или

неверная

форма

общения

,

выбранная

для

взаимодействия

,

может

привести

к

конфликту

между

учителем

и

учеником

.

Учителю

важно

правильно

использовать

приспособления

в

общении

,

т

.

е

.

систему

приемов

(

психологических

,

мимических

,

речевых

,

двигательных

и

т

.

д

.),

избираемую

для

организации

структуры

общения

,

адекватной

задаче

и

особенностям

педагогической

ситуации

.

Одним

из

средств

,

подкрепляющих

воздействие

общения

,

можно

назвать

инициативность

,

которая

требует

определенного

поведения

и

звучания

речи

.

В

системе

педагогического

общения

инициативность

выступает

как

важнейшая

коммуникативная

задача

педагога

.

Естественно

,

формы

выражения

инициативности

разнообразны

.

Инициативность

может

быть

двух

видов

:

1)

Педагог

открыто

выступает

как

инициатор

общения

;

2)

Он

выступает

как

скрытый

инициатор

деятельности

,

причем

в

этом

случае

у

школьников

создается

впечатление

,

что

инициаторами

этой

деятельности

являются

они

сами

.

Следующей

важной

задачей

является

,

с

одной

стороны

,

удержание

инициативы

в

общении

,

придании

ей

необходимых

ситуативных

форм

и

т

.

п

.

Средства

повышения

коммуникативности

педагога

Для

учителя

важны

следующие

коммуникативные

умения

:

1)

Владеть

«

чтением

по

лицу

» (

социальной

перцепцией

)

2)

Понимать

личность

ученика

,

его

психическое

состояние

3)

«

Подавать

себя

»

в

общении

с

учащимися

4)

Оптимально

строить

свою

речь

в

психологическом

плане

,

те

умения

речевого

общения

,

речевого

и

неречевого

контакта

с

учащимися

В

самостоятельной

работе

педагога

по

повышению

коммуникативных

способностей

можно

выделить

несколько

направлений

:

самоконтроль

и

развитие

умений

выразительной

речи

;

развитие

общих

психофизических

особенностей

личности

,

создающих

предпосылки

для

успешного

владения

речевыми

навыками

и

умениями

.



В раздел образования