Автор: Курилкина Людмила Васильевна Должность: учитель русского языка и литературы Учебное заведение: МКОУ Гармашевская ООШ Населённый пункт: село Гармашевка Наименование материала: методическая разработка Тема: "Бабушкин сундук"(экскурсия в школьный музей) Раздел: среднее образование
«Откроем бабушкин сундук».
Классный час, экскурсия в школьный музей.
Цели:
Знакомство с народным декоративно-прикладным искусством Воронежского края
(народный костюм).
Сформировать понимание связи представлений людей об устройстве мира и
образного строя одежды.
Продолжить развитие эстетического и художественного вкуса, творческой
активности и мышления учащихся.
Привить интерес к русскому народному творчеству.
Задачи:
познакомить детей с многообразием видов народного костюма Воронежского края;
развитие индивидуально-творческих способностей учащихся.
Материалы:
посещение школьного музея;
методические таблицы, фотографии с изображением мужской и женской одежды;
дополнительная литература.
План урока:
1.
Оргмомент. Посещение школьного музея, где учащиеся, выбравшие роль
экскурсовода, знакомят с экспозицией музея
2.
Сообщение темы занятия.
3.
Подведение итогов занятия.
Предварительная подготовка
Посещение музея – событие в жизни ребенка. Учащиеся познакомились с комплексами
мужской и женской одежды на территории Воронежской области.
При подготовке ребята познакомились более подробно с историей возникновения музея, с
народным декоративно-прикладным искусством Воронежского края, с историей русского
народного костюма. На основе этих материалов были подготовлены сообщения учеников.
Была обыграна модель поведения в роли экскурсовода.
Россия без каждого из нас обойтись может, но никто из
нас без нее не может обойтись. И. Тургенев
Не греет солнце на чужбине,
Т Шевченко
Нельзя без хлеба жить, бесспорно, Но жить без
Родины тем более нельзя.
В. Гюго
Какое это счастье дорогое —
Иметь свою родную сторону!
А. Твардовский
Ход занятия
1 .
Учитель.
У
каждого
человека
есть
родина.
Понятие
«Родина»
имеет
несколько
значений: это и великая страна с великой историей, это и то место на земле, где человек
родился и вырос, где находятся могилы его предков, где он познал первые радости и
неудачи и где все кажется ему особенным, прекрасным, родным. Для большинства из вас
—
это
Гармашевка.
Может
быть,
чужому
здесь
многое
покажется
обыкновенным
и
неинтересным, но вашему сердцу дорога каждая мелочь. С чего же начинается Родина? С
той улицы, где есть верные друзья, и, конечно, с родной школы, где
встречаешься с первыми радостями и трудностями. С русской задорной песни, с березки...
О том, что такое Родина для человека, прекрасно сказало в старинной
мудрой русской пословице: «Человек без родины — соловей без песни». Что может быть
жальче соловья, лишенного своего голоса? Серая, невзрачная, пугливая птичка. Даже
воробей, смельчак и забияка, куда большего стоит. Но соловей своей песней наполняет
мир несказанной
красотой. И как соловей красив песней, лишь Родиной силен, красив и добр человек.
Даже птицы не смогут навсегда оставить родной край ради теплых, но чужих стран. Они
летят через моря и пустыни, выбиваются из сил, чтобы хоть ненадолго вернуться к
родным лесам и полям. Может, и нас когда-нибудь уведет из родного дома дорога. Но
сколько бы лет ни прошло, вы всегда будете помнить, что в самом начале этой дороги
стоит есть ваше родное село. И оно будет сниться вам, хотя бы мысленно будете не раз
возвращаться к речке, где водятся караси и щуки, к своей улице, родному дому, школе.
Ведь не случайно в трудные, критические минуты своей жизни люди вспоминают место,
где родились, где прошло детство, т. е. свою малую Родину как часть большого Отечества.
Как по-другому называют Родину? (Отечество, Отчизна.) Вот как говорил К. Д.
Ушинский: «Отечество, наша Родина — матушка Россия. Отечеством мы зовем Россию
потому, что в ней жили испокон веку отцы и деды наши. Родиной зовем ее потому, что в
ней мы родились, в ней говорят родным нам языком и все в ней для нас родное. А еще
говорят Родина — мать. Матерью мы зовем ее потому, что она вскормила нас своим
хлебом, вспоила своими водами, выучи языку, как мать защищает и бережет нас...» Много
есть на свете и кроме нашей страны всяких хороших государств и земель, но одна у
человека родная мама одна у него и Родина.
Многие из вас родились в этом селе. Здесь же родились ваши папы и мамы, дедушки и
бабушки. На этой земле начинается ваша родословная. Пожалуй, не найти такой семьи,
где
не
берегли
бы
любовно
вещественные
и доказательства ее славной родословной.
Почетные грамоты за многолетний труд, заметки из газет, предметы быта, старинная
одежда. Вот сегодня мы совершим небольшое путешествие в прошлое, познакомимся с
некоторыми экспонатами школьного музея, заглянем в бабушкин сундук. Учитель: Как
называются эти предметы?
РУБЕЛЬ
(КАТАЛКА
2,
РУБЕЖНИЦА ).
Деревянный,
плоский,
толстый,
прямоугольный, вытянутый брусок с короткой округлой рукоятью. На внутренней рабочей
поверхности
рубеля
делались
поперечные
рубцы.
Рубель
использовался
для
разглаживания
—
«прокатывания»
после
стирки
сухой
холщовой
ткани.
Для
этого
разглаживаемую ткань плотно накатывали на цилиндрической формы деревянный каток, а
сверху прокатывали рабочей частью рубеля, который при этом с силой прижимали обеими
руками за рукоять и противоположный конец.
Лицевая поверхность рубелей обычно делалась гладкой. Но кроме того, изготовлялось
большое
количество
подарочных
изделий,
украшавшихся
затейливой
резьбой
или
росписью. На Русском Севере в рукояти иногда вырезалось полое пространство, которое
заполнялось
высушенными
горошинами.
При
раскатывании
белья
издавался
звук,
аналогичный звуку детской погремушки.
СКАЛКА . Деревянный, цилиндрический каток для раскатывания теста.
СОСУД для выпаивания телят. Имеет два отверстия: на одно надевалась соска,
через второе проходит воздух и животное беспрепятственно получает молоко.
ХОЛСТЫ. Домотканая ткань их льна, шерсти, конопли.
ЧЕРНИЛЬНИЦА-НЕПРОЛИВАЙКА . Письменный прибор для чернил.
РУЧКА ПЕРЬЕВАЯ . Письменный прибор для письма чернилами.
ВАЛЁК . Изогнутая деревянная лопатка, которой выколачивают бельё при стирке и
полоскании.
Знаете ли вы, какой костюм могла носить ваша прапрапрабабушка? Как выглядели
будничные и праздничные народные костюмы, как и зачем украшали их?
Взгляните на эти костюмы, их дивное многоцветие. Будто кто-то собрал краски с
цветущих лугов, с синих рек, с огненных закатов и поместил их на одежду. Все в костюме
напоминает о красоте родной земли, рождает ощущение праздника в душе!
В течение нескольких веков в разных концах земли Русской складывались свои
характерные особенности в одежде, и люди строго придерживались местных традиций.
Самым
любимым
цветом
в
русском
народном
искусстве
и
особенно
в
одежде
был
красный.
Слова
"красный"
и
"красивый"
для
русского
человека
имели
одинаковое
значение:
красна
девица,
красны
молодцы,
весна
-
красна.
Слово
же
«прекрасный»
означало не внешнюю красоту человека, а его духовный мир, его красивую душу, и в этом
плане
во
все
времена
предпочтение
отдавалось
тем
людям,
у
которых
и
красивая
внешность, и прекрасная душа были гармонично слиты, что соответствовало понятию
"прекрасный человек".
Красно-оранжевый цвет назывался желто-горячим, цветом солнечного света и тепла. В
большинстве уездов Воронежской губернии оклад поневы внизу окаймлялся оранжевой
полосой-поясом.
Яркий малиновый нежно-розовый цвета символизировали закаты и восходы солнца .
Эти
цвета
ставили
рядом
с
зеленым
или
синим,
ультрамариновым
цветом
или
же
в
их
окружении. Тогда эти цвета, как говорили, "горели", напоминая закаты и восходы солнца.
Зеленый цвет символизировал растительный мир: зеленыепосевы на крестьянских полях
и огородах, буйные травы бесчисленных лугов, ароматный растительный покров степей,
бархатную зелень садов и дремучих лесов, а также изобилие, радость, свободу, надежду,
спокойствие. В одежде этот цвет применялся несколько меньше, чем красный.
Умело разбросанные по одежде пятна зеленого цвета вызывают ассоциации с так же
красиво разбросанными по воронежской земле лугами, лесами, весенними всходами на
полях, садами и огородами.
Желтый цвет был символом кратковременной разлуки, ультрамариновый - воды и неба, а
также целомудрия, верности, белый - горя и смерти .
Голубой цвет применялся редко и в
малых количествах в виде узких
полосок,
квадратиков
и
нашивных
бусинок.
Вкрапливался
он
лишь
для
того,
чтобы
усилить звучание окружающего красного цвета и означал бескровность, холод, ненастье,
страх.
Коричневый цвет вообще был исключен из палитры и практически не применялся. Его
пренебрежительно называли линялым, грязным, суглинным, чумным, то есть несущим
какую-либо заразу. Если черный цвет ткани выгорал на одежде или линял, и ткань
становилась коричневой, предмет немедленно перекрашивался, а нашитые украшения
отпарывались и заменялись новыми.
Черный цвет - излюбленный в Воронежском крае, он символизировал землю и вечный
покой.
Черный
цвет
квадратов
поневы
уравновешивает
многоцветность
узорных
украшений, подчеркивает ритмическое повторение каждого цвета, создает определенный
своеобразный
стиль,
не
нарушая
радостного
звучания
ярких
красок.
В
этой
одежде
чувствуется природный вкус ее создателей, глубокое внутреннее стремление к красоте.
Черный
цвет
подчеркивает
звучность
всех
присутствующих
в
композиции
цветов.
Черными были девичий сарафан, и даже подвенечная одежда, мужские головные уборы,
обувь, пояса для стариков.
Костюм состоял из поневы с прошвой, рубахи с прямыми ноликами, головного убора
"сороки", короткого передника, пояса-покромки.
Поневу
шили
из
черной
или
темно-синей
шерстяной
клетчатой
ткани.
Три
полотна
поневы расшивали шерстяными нитями, а четвертое - "прошву" не украшали, прикрывая
ее фартуком - "завеской". Особенно красиво расшивали низ ("оклад") поневы. Узоры на
нем носили названия: "в четыре глаза", "в два круга", "в сосенку" и другие. У пожилых
крестьянок в украшении поневы использовались темно-бордовые неяркие цвета.
Рубаху шили из белого конопляного холста. Ворот рубахи обшивали небольшим
воротником-стойкой. Рукав собирали внизу на манжет, из-под которого выпускали оборку
("брыжж") из красного кумача. Верх рукава расшивали черными шерстяными нитями
геометрическим орнаментом. Вышивка выполнялась мелкими стежками длиной 2-3 мм,
что создавало ощущение, будто орнамент нарисован тонким пером.
Короткий фартук -"завеску " изготовляли из белого полотна и вышивали, как и
рубаху, черным геометрическим орнаментом.
Пояс-"покромка" - неотъемлемая часть костюма крестьянок указанного района. Пояса
длиной 2,5-3 м ткали из черной шерсти, концы его красиво декорировали аппликациями
из лент, обшивали разноцветной шерстью и бисером.
Девичий костюм в нашем районе состоял из сарафана, сшитого из черной овечьей
шерсти, рубахи с черной вышивкой, пояса .
Головной убор - "венец" представлял собой
повязку из парчи или позумента с подложкой из картона или грубого холста. Венец
украшали бисером, блестками, махрами из разноцветной шерсти.
В
селах,
заселенных
дворцовыми
крестьянами
женский
костюм
состоял
из
сарафана,
рубахи,
передника,
пояса
и
«хранцуского»
платка.
Термин
"сарафан"
(в
переводе с иранского - "одетый с головы до ног"). Рубаху шили из белого полотна с
густыми сборками у горловины и манжет. Рукав украшали вышивкой белыми нитями.
Шелковый передник отделывали кружевом.
Подпоясывали костюм плетеным пояском или муаровой лентой.
Древние
образы
продолжают
жить
в
творениях
крестьянских
мастеров,
повествуя
о
круговороте солнца, о смене дня и ночи, о человеческой жизни, о вечном порядке и
гармонии космоса.
Общий характер русского народного костюма, который сложился в быту на протяжении
многих веков, всегда соответствовал и внешнему облику русского человека, и образу его
жизни, труда, характеру и национальному идеалу красоты.