Напоминание

"Бабушкин сундук"(экскурсия в школьный музей)


Автор: Курилкина Людмила Васильевна
Должность: учитель русского языка и литературы
Учебное заведение: МКОУ Гармашевская ООШ
Населённый пункт: село Гармашевка
Наименование материала: методическая разработка
Тема: "Бабушкин сундук"(экскурсия в школьный музей)
Раздел: среднее образование





Назад





«Откроем бабушкин сундук».
Классный час, экскурсия в школьный музей.
Цели:
 Знакомство с народным декоративно-прикладным искусством Воронежского края (народный костюм).  Сформировать понимание связи представлений людей об устройстве мира и образного строя одежды.  Продолжить развитие эстетического и художественного вкуса, творческой активности и мышления учащихся.  Привить интерес к русскому народному творчеству.
Задачи:
 познакомить детей с многообразием видов народного костюма Воронежского края;  развитие индивидуально-творческих способностей учащихся.
Материалы:
 посещение школьного музея;  методические таблицы, фотографии с изображением мужской и женской одежды;  дополнительная литература.
План урока:
1. Оргмомент. Посещение школьного музея, где учащиеся, выбравшие роль экскурсовода, знакомят с экспозицией музея 2. Сообщение темы занятия. 3. Подведение итогов занятия.
Предварительная подготовка
Посещение музея – событие в жизни ребенка. Учащиеся познакомились с комплексами мужской и женской одежды на территории Воронежской области. При подготовке ребята познакомились более подробно с историей возникновения музея, с народным декоративно-прикладным искусством Воронежского края, с историей русского народного костюма. На основе этих материалов были подготовлены сообщения учеников. Была обыграна модель поведения в роли экскурсовода.
Россия без каждого из нас обойтись может, но никто из нас без нее не может обойтись. И. Тургенев Не греет солнце на чужбине, Т Шевченко Нельзя без хлеба жить, бесспорно, Но жить без Родины тем более нельзя. В. Гюго Какое это счастье дорогое — Иметь свою родную сторону! А. Твардовский Ход занятия 1 .
Учитель.
У каждого человека есть родина. Понятие «Родина» имеет несколько значений: это и великая страна с великой историей, это и то место на земле, где человек родился и вырос, где находятся могилы его предков, где он познал первые радости и неудачи и где все кажется ему особенным, прекрасным, родным. Для большинства из вас — это Гармашевка. Может быть, чужому здесь многое покажется обыкновенным и неинтересным, но вашему сердцу дорога каждая мелочь. С чего же начинается Родина? С той улицы, где есть верные друзья, и, конечно, с родной школы, где встречаешься с первыми радостями и трудностями. С русской задорной песни, с березки... О том, что такое Родина для человека, прекрасно сказало в старинной мудрой русской пословице: «Человек без родины — соловей без песни». Что может быть жальче соловья, лишенного своего голоса? Серая, невзрачная, пугливая птичка. Даже воробей, смельчак и забияка, куда большего стоит. Но соловей своей песней наполняет мир несказанной красотой. И как соловей красив песней, лишь Родиной силен, красив и добр человек. Даже птицы не смогут навсегда оставить родной край ради теплых, но чужих стран. Они летят через моря и пустыни, выбиваются из сил, чтобы хоть ненадолго вернуться к родным лесам и полям. Может, и нас когда-нибудь уведет из родного дома дорога. Но сколько бы лет ни прошло, вы всегда будете помнить, что в самом начале этой дороги
стоит есть ваше родное село. И оно будет сниться вам, хотя бы мысленно будете не раз возвращаться к речке, где водятся караси и щуки, к своей улице, родному дому, школе. Ведь не случайно в трудные, критические минуты своей жизни люди вспоминают место, где родились, где прошло детство, т. е. свою малую Родину как часть большого Отечества. Как по-другому называют Родину? (Отечество, Отчизна.) Вот как говорил К. Д. Ушинский: «Отечество, наша Родина — матушка Россия. Отечеством мы зовем Россию потому, что в ней жили испокон веку отцы и деды наши. Родиной зовем ее потому, что в ней мы родились, в ней говорят родным нам языком и все в ней для нас родное. А еще говорят Родина — мать. Матерью мы зовем ее потому, что она вскормила нас своим хлебом, вспоила своими водами, выучи языку, как мать защищает и бережет нас...» Много есть на свете и кроме нашей страны всяких хороших государств и земель, но одна у человека родная мама одна у него и Родина. Многие из вас родились в этом селе. Здесь же родились ваши папы и мамы, дедушки и бабушки. На этой земле начинается ваша родословная. Пожалуй, не найти такой семьи, где не берегли бы любовно вещественные и доказательства ее славной родословной. Почетные грамоты за многолетний труд, заметки из газет, предметы быта, старинная одежда. Вот сегодня мы совершим небольшое путешествие в прошлое, познакомимся с некоторыми экспонатами школьного музея, заглянем в бабушкин сундук. Учитель: Как называются эти предметы?
РУБЕЛЬ

(КАТАЛКА

2,

РУБЕЖНИЦА
). Деревянный, плоский, толстый, прямоугольный, вытянутый брусок с короткой округлой рукоятью. На внутренней рабочей поверхности рубеля делались поперечные рубцы. Рубель использовался для разглаживания — «прокатывания» после стирки сухой холщовой ткани. Для этого разглаживаемую ткань плотно накатывали на цилиндрической формы деревянный каток, а сверху прокатывали рабочей частью рубеля, который при этом с силой прижимали обеими руками за рукоять и противоположный конец. Лицевая поверхность рубелей обычно делалась гладкой. Но кроме того, изготовлялось большое количество подарочных изделий, украшавшихся затейливой резьбой или росписью. На Русском Севере в рукояти иногда вырезалось полое пространство, которое заполнялось высушенными горошинами. При раскатывании белья издавался звук, аналогичный звуку детской погремушки.
СКАЛКА
. Деревянный, цилиндрический каток для раскатывания теста.

СОСУД
для выпаивания телят. Имеет два отверстия: на одно надевалась соска, через второе проходит воздух и животное беспрепятственно получает молоко.
ХОЛСТЫ.
Домотканая ткань их льна, шерсти, конопли.
ЧЕРНИЛЬНИЦА-НЕПРОЛИВАЙКА
. Письменный прибор для чернил.
РУЧКА ПЕРЬЕВАЯ
. Письменный прибор для письма чернилами.
ВАЛЁК
. Изогнутая деревянная лопатка, которой выколачивают бельё при стирке и полоскании. Знаете ли вы, какой костюм могла носить ваша прапрапрабабушка? Как выглядели будничные и праздничные народные костюмы, как и зачем украшали их? Взгляните на эти костюмы, их дивное многоцветие. Будто кто-то собрал краски с цветущих лугов, с синих рек, с огненных закатов и поместил их на одежду. Все в костюме напоминает о красоте родной земли, рождает ощущение праздника в душе! В течение нескольких веков в разных концах земли Русской складывались свои характерные особенности в одежде, и люди строго придерживались местных традиций. Самым любимым цветом в русском народном искусстве и особенно в одежде был красный. Слова "красный" и "красивый" для русского человека имели одинаковое значение: красна девица, красны молодцы, весна - красна. Слово же «прекрасный» означало не внешнюю красоту человека, а его духовный мир, его красивую душу, и в этом плане во все времена предпочтение отдавалось тем людям, у которых и красивая внешность, и прекрасная душа были гармонично слиты, что соответствовало понятию "прекрасный человек". Красно-оранжевый цвет назывался желто-горячим, цветом солнечного света и тепла. В большинстве уездов Воронежской губернии оклад поневы внизу окаймлялся оранжевой полосой-поясом. Яркий малиновый нежно-розовый цвета символизировали закаты и восходы солнца
.
Эти цвета ставили рядом с зеленым или синим, ультрамариновым цветом или же в их окружении. Тогда эти цвета, как говорили, "горели", напоминая закаты и восходы солнца.
Зеленый цвет символизировал растительный мир: зеленыепосевы на крестьянских полях и огородах, буйные травы бесчисленных лугов, ароматный растительный покров степей, бархатную зелень садов и дремучих лесов, а также изобилие, радость, свободу, надежду, спокойствие. В одежде этот цвет применялся несколько меньше, чем красный. Умело разбросанные по одежде пятна зеленого цвета вызывают ассоциации с так же красиво разбросанными по воронежской земле лугами, лесами, весенними всходами на полях, садами и огородами. Желтый цвет был символом кратковременной разлуки, ультрамариновый - воды и неба, а также целомудрия, верности, белый - горя и смерти
.
Голубой цвет применялся редко и в малых количествах в виде узких полосок, квадратиков и нашивных бусинок. Вкрапливался он лишь для того, чтобы усилить звучание окружающего красного цвета и означал бескровность, холод, ненастье, страх. Коричневый цвет вообще был исключен из палитры и практически не применялся. Его пренебрежительно называли линялым, грязным, суглинным, чумным, то есть несущим какую-либо заразу. Если черный цвет ткани выгорал на одежде или линял, и ткань становилась коричневой, предмет немедленно перекрашивался, а нашитые украшения отпарывались и заменялись новыми. Черный цвет - излюбленный в Воронежском крае, он символизировал землю и вечный покой. Черный цвет квадратов поневы уравновешивает многоцветность узорных украшений, подчеркивает ритмическое повторение каждого цвета, создает определенный своеобразный стиль, не нарушая радостного звучания ярких красок. В этой одежде чувствуется природный вкус ее создателей, глубокое внутреннее стремление к красоте. Черный цвет подчеркивает звучность всех присутствующих в композиции цветов. Черными были девичий сарафан, и даже подвенечная одежда, мужские головные уборы, обувь, пояса для стариков. Костюм состоял из поневы с прошвой, рубахи с прямыми ноликами, головного убора "сороки", короткого передника, пояса-покромки. Поневу шили из черной или темно-синей шерстяной клетчатой ткани. Три полотна поневы расшивали шерстяными нитями, а четвертое - "прошву" не украшали, прикрывая
ее фартуком - "завеской". Особенно красиво расшивали низ ("оклад") поневы. Узоры на нем носили названия: "в четыре глаза", "в два круга", "в сосенку" и другие. У пожилых крестьянок в украшении поневы использовались темно-бордовые неяркие цвета. Рубаху шили из белого конопляного холста. Ворот рубахи обшивали небольшим воротником-стойкой. Рукав собирали внизу на манжет, из-под которого выпускали оборку ("брыжж") из красного кумача. Верх рукава расшивали черными шерстяными нитями геометрическим орнаментом. Вышивка выполнялась мелкими стежками длиной 2-3 мм, что создавало ощущение, будто орнамент нарисован тонким пером. Короткий фартук -"завеску
"
изготовляли из белого полотна и вышивали, как и рубаху, черным геометрическим орнаментом. Пояс-"покромка" - неотъемлемая часть костюма крестьянок указанного района. Пояса длиной 2,5-3 м ткали из черной шерсти, концы его красиво декорировали аппликациями из лент, обшивали разноцветной шерстью и бисером. Девичий костюм в нашем районе состоял из сарафана, сшитого из черной овечьей шерсти, рубахи с черной вышивкой, пояса
.
Головной убор - "венец" представлял собой повязку из парчи или позумента с подложкой из картона или грубого холста. Венец украшали бисером, блестками, махрами из разноцветной шерсти. В селах, заселенных дворцовыми крестьянами женский костюм состоял из сарафана, рубахи, передника, пояса и «хранцуского» платка. Термин "сарафан" (в переводе с иранского - "одетый с головы до ног"). Рубаху шили из белого полотна с густыми сборками у горловины и манжет. Рукав украшали вышивкой белыми нитями. Шелковый передник отделывали кружевом. Подпоясывали костюм плетеным пояском или муаровой лентой. Древние образы продолжают жить в творениях крестьянских мастеров, повествуя о круговороте солнца, о смене дня и ночи, о человеческой жизни, о вечном порядке и гармонии космоса. Общий характер русского народного костюма, который сложился в быту на протяжении многих веков, всегда соответствовал и внешнему облику русского человека, и образу его жизни, труда, характеру и национальному идеалу красоты.



В раздел образования