Напоминание

Педсовет : "Использование фототерапии при работе с детьми"


Автор: Сычева Алевтина Геннадьевна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: ГКУ СОМО "Центр"
Населённый пункт: Серпуховский район д Пущино на наре
Наименование материала: методическая разработка
Тема: Педсовет : "Использование фототерапии при работе с детьми"
Раздел: дошкольное образование





Назад





Педсовет

тема: «Использование фототерапии при работе с детьми»

1 слайд

Фототерапия
– создание или восприятие фотографических образов, дополняемое их обсуждение разными видами творческой деятельности. Что же такое фототерапия? Это лечебно-коррекционное применение фотографии и ее использование для решения всевозможных психологических проблем, а также для развития и гармонизации личности. Фототерапия представляет собой одно из направлений арт-терапии. Арт-терапия – это одно из направлений психологической коррекции, в основе которого лежит искусство и творчество. Фототерапия может быть основана на работе с уже готовыми фотографиями, слайдами или на создании оригинальных авторских снимков.
2 слайд

Фототерапия
— один из методов
арт-терапии
. Этим термином обозначают набор
психотехник
, связанных с лечебно- коррекционным применением
фотографии
, её использования для решения
психологических
проблем, а также развития и гармонизации личности. Фототерапия является относительно новым видом арт-терапии, применение её началось с 1970-х в США и Канаде
Содержание фототерапии
– это создание или восприятие различных фотографических образов, их обсуждение, а также разнообразные виды творческой деятельности: изобразительное искусство, танец, движение, сочинение рассказов, стихотворений. Благоприятное влияние фотографии на ребенка и его отношение с окружающим миром проявляется при просмотре и обсуждении фотоснимков и слайдов совместно с психологом или во время групповых занятий с участниками группы. Вся суть процесса фототерапии заключается в том, что при помощи фотографических образов выражаются, всплывают на поверхность все внутренние конфликты, потребности и переживания маленького человечка, которому порой и самому непонятно, что с ним происходит и как ему
поступать. Для детей естественнее выражать свои чувства и мысли не словами, а посредством образов, поэтому фотография выступает для них важнейшим средством общения с миром
3 слайд

Рассмотрим функции фотографии:
1. Фокусирующая. Эта функция связана со способностью фотографии оживлять моменты, воспоминания и приводить к повторному переживанию событий, - как положительных, так и отрицательных. 2. Стимулирующая. Она связана с тем, что во время создания или восприятия снимком активизируются разные сенсорные системы, прежде всего, зрение. Выбирая объекты для съемки, и осуществляя ее, ребенок активно взаимодействует с миром. 3. Организующая. Фотосъемка просто немыслима без способности человека сделать выбор и встроить объект восприятия в систему своих личных значений, соотнести его со своим опытом и потребностями. 4. Объективирующая. Данная функция несколько связана с фокусирующей функцией. Она заключается в способности фотографии делать видимыми переживания ребенка, его личностные проявления, которые отражаются в его внешнем облике или в поступках. Ребенок может понять, в какой степени его поза, мимика, сверстники в кадре связаны с его чувствами, переживаниями и потребностями в своем изменении. 5. Отражающая. Фотография отражает динамику внешних и внутренних изменений. Эта функция проявляется тогда, когда имеется большое количество снимков, позволяющих провести анализ определенных этапов жизни ребенка и увидеть, насколько различаются его внешность, поведение и окружающая его среда в разные временные ситуации. 6. Смыслообразующая. Данная функция заключается в способности помочь ребенку увидеть смысл поступков, переживаний – как своих собственных, так и сверстников, поскольку фотография позволяет «остановить мгновения» и сфокусироваться на них. Кроме того, она обеспечивает необходимую для саморефлексии отстраненность, благодаря которой можно увидеть переживания и поступки в совершенно новом свете. 7. Защитная. Эта функция связана со способностью фотографии обеспечивать своего рода дистанцию от травматичных и зачастую непонятных переживаний и помогать контролировать их. Фактор психотерапевтических отношений в настоящее время является одним из наиболее значимых в достижении лечебно-коррекционного эффекта.
Занятия по фототерапии можно проводить с детьми всех возрастов, начиная уже с 3-4 лет, у которых имеются разнообразные психологические проблемы: страхи, невротические состояния, нарушения сна, тревожность, замкнутость, эмоционально-волевые нарушения, агрессивное поведение Фотография может стать отличным средством самовыражения и самопознания, социализации и эмоционального воспитания, оказывая значительную пользу психическому и физическому здоровью наших детей
4 слайд

Упражнения с использованием фотографий:

Фотомарафон
– это очень привлекательная для подростков форма фототерапии. Задачи, которые решает фотомарафон напрямую связаны с его темой. Примерные темы фотомарафона: «Мои тревоги и страхи», «Весна… Пробуждение», «Тысяча и один путь в будущее», «Смыслы и ценности», «Песни души», «Противостояние», «Ад и рай на земле», «Мои отражения», «Парад фантазий», «Я в мире и мир во мне», «Жажда роста», «Сны», «В поисках бога» и др.
5 слайд
/примеры/
6 слайд

Фоторепортаж (Мобильный фоторепортаж)
Цель: повторное переживание события с целью его отреагирования, получения эмоционально положительного ресурса, поиска новых смыслов и др. Примерные темы: «Первый день каникул», «Один день из моей жизни», «Один день из жизни моего класса», «Перемена в школе», «Ура, дискотека!», «Экзамен» и др
7 слайд
/примеры/
8 слайд

Метафорический автопортрет
Цель: актуализация и выражение чувств, связанных с самоотношением, исследование и укрепление Я-концепции. Групповой вариант, это когда каждый участник располагает ассоциативные фотографии по кругу, не помещая свою фотографию в центр.
Задача группы – по ассоциативным снимкам отгадать, чей это метафорический автопортрет и затем поместить в центр его фотографию
9 слайд
/примеры/
10 слайд

Галерея образов
Цель: актуализация и проигрывание латентных ролей, обогащение драматического опыта, интеграция Я образов Необходимые материалы: элементы костюмов, маски, арт-материалы, позволяющие создать костюм, грим, магнитофон, аудиозаписи и др.
11 слайд
/примеры/
12 слайд

Упражнение «Фотонастроение»
Цель: изучение своих чувств, поведенческих реакций. Форма работы: групповая, индивидуальная. Материалы: фото с пейзажами, натюрмортами и т.п. На определенном этапе занятия (чаще в конце) предлагается участникам выбрать понравившуюся фотографию и объяснить почему, можно в соответствии с темой занятия попросить выбрать фотографию, вызывающую радость, например, или другое чувство и т.п.
13 слайд
/примеры/
14 слайд

Упражнение «Фотопозитив»
Цель: снижение тревожности, формирования позитивного отношения к себе и близким. Материалы: фото радостных людей
15 слайд
/примеры/
16 слайд

Упражнение «Фотоэмоции».
Форма работы: групповая, индивидуальная. Цель: изучение и отреагирование эмоций, расширение поведенческого репертуара.
Материалы: фото с изображением общающихся людей в разных ситуациях
17 слайд
/примеры/
18слайд

Упражнение «Фотокарта отношений».
Форма работы: групповая. Цель: изучение межличностных взаимодействий в группе, расширение поведенческого репертуара. Материалы: фото участников.
19слайд

Упражнение «Фотоистория».
Форма работы: групповая, индивидуальная, семейная. Цель: осмысление представленного материала, сплочение группы, обучение бережному отношению друг к другу. Материалы: фото участников в разные периоды их жизни
20слайд

Упражнение «Тематическая фотосессия».
Форма работы: групповая, индивидуальная. Цель: изучение личности участника, саморефлексия. Материалы: фото, сделанные участниками по заданию. Участники делают фотографии, происходит их обсуждение. Темы для съемок: «Прекрасное и безобразное», «Мир детей и мир взрослых», «Любимые уголки города».
21 слайд
/примеры/
22 слайд

Упражнение «Фотоколлаж».
Форма работы: групповая, индивидуальная. Цель: самопознание Создание коллажей с применением Фотографий и сочинить рассказ по коллажу, далее обсуждение. Материалы: фото
23 слайд
/примеры/
24 слайд


Упражнение «Я фотографирую, меня фотографируют».
Форма работы: групповая, индивидуальная. Цель: изучение телесного «Я». Материалы: фотоаппарат Фотографирование себя и других и обсуждение: участники по очереди фотографируют друг друга, сортируют снимки на две группы: фото нравится –не нравится. Далее слушают впечатления других о себе на фотографиях. Потом участники могут создать из своих фотографий фотоальбом и сделать подписи к фотографиям.
25 слайд

Упражнение «Автопортрет».
Форма работы: групповая, индивидуальная. Цель: изучение себя. Материалы: фотоаппарат
26 слайд
/примеры/
27 слайд
/примеры/
28 слайд
/примеры/
29 слайд
/примеры/
30 слайд
/примеры/
31 слайд
/примеры/
Фотография…
* уникальным образом объединяет в себе и последние достижения технического прогресса, и психологические возможности высокого искусства. * Фотография доступна, относительно дешева, она создается быстро. Для ее создания не требуется специальное образование. * В то же время воздействие фотографии на ее создателя и зрителей может быть достаточно сильным.
Фототерапия одна из форм визуального искусства. Фотография –

ценный инструмент в работе практического психолога для решения

разного рода психологических проблем, а также развития и

гармонизации личности

32 слайд
/спасибо за внимание/


В раздел образования