Педсовет : "Использование фототерапии при работе с детьми"
Автор: Сычева Алевтина Геннадьевна Должность: воспитатель Учебное заведение: ГКУ СОМО "Центр" Населённый пункт: Серпуховский район д Пущино на наре Наименование материала: методическая разработка Тема: Педсовет : "Использование фототерапии при работе с детьми" Раздел: дошкольное образование
тема: «Использование фототерапии при работе с детьми»
1 слайд
Фототерапия –
создание
или
восприятие
фотографических
образов,
дополняемое их обсуждение разными видами творческой деятельности.
Что же такое фототерапия? Это лечебно-коррекционное применение
фотографии и ее использование для решения всевозможных психологических
проблем, а также для развития и гармонизации личности. Фототерапия
представляет собой одно из направлений арт-терапии. Арт-терапия – это одно
из направлений психологической коррекции, в основе которого лежит
искусство и творчество. Фототерапия может быть основана на работе с уже
готовыми фотографиями, слайдами или на создании оригинальных авторских
снимков.
2 слайд
Фототерапия — один из методов арт-терапии .
Этим термином обозначают набор психотехник , связанных с лечебно-
коррекционным применением фотографии , её использования для
решения психологических проблем, а также развития и гармонизации
личности.
Фототерапия является относительно новым видом арт-терапии, применение
её началось с 1970-х в США и Канаде
Содержание фототерапии – это создание или восприятие различных
фотографических образов, их обсуждение, а также разнообразные виды
творческой деятельности: изобразительное искусство, танец, движение,
сочинение рассказов, стихотворений.
Благоприятное влияние фотографии на ребенка и его отношение с
окружающим миром проявляется при просмотре и обсуждении фотоснимков
и слайдов совместно с психологом или во время групповых занятий с
участниками группы.
Вся суть процесса фототерапии заключается в том, что при помощи
фотографических образов выражаются, всплывают на поверхность все
внутренние конфликты, потребности и переживания маленького человечка,
которому порой и самому непонятно, что с ним происходит и как ему
поступать. Для детей естественнее выражать свои чувства и мысли не
словами, а посредством образов, поэтому фотография выступает для них
важнейшим средством общения с миром
3 слайд
Рассмотрим функции фотографии:
1. Фокусирующая. Эта функция связана со способностью фотографии
оживлять моменты, воспоминания и приводить к повторному переживанию
событий, - как положительных, так и отрицательных.
2. Стимулирующая. Она связана с тем, что во время создания или восприятия
снимком активизируются разные сенсорные системы, прежде всего, зрение.
Выбирая объекты для съемки, и осуществляя ее, ребенок активно
взаимодействует с миром.
3. Организующая. Фотосъемка просто немыслима без способности человека
сделать выбор и встроить объект восприятия в систему своих личных
значений, соотнести его со своим опытом и потребностями.
4. Объективирующая. Данная функция несколько связана с фокусирующей
функцией. Она заключается в способности фотографии делать видимыми
переживания ребенка, его личностные проявления, которые отражаются в его
внешнем облике или в поступках. Ребенок может понять, в какой степени его
поза, мимика, сверстники в кадре связаны с его чувствами, переживаниями и
потребностями в своем изменении.
5. Отражающая. Фотография отражает динамику внешних и внутренних
изменений. Эта функция проявляется тогда, когда имеется большое
количество снимков, позволяющих провести анализ определенных этапов
жизни ребенка и увидеть, насколько различаются его внешность, поведение и
окружающая его среда в разные временные ситуации.
6. Смыслообразующая. Данная функция заключается в способности помочь
ребенку увидеть смысл поступков, переживаний – как своих собственных,
так и сверстников, поскольку фотография позволяет «остановить мгновения»
и сфокусироваться на них. Кроме того, она обеспечивает необходимую для
саморефлексии отстраненность, благодаря которой можно увидеть
переживания и поступки в совершенно новом свете.
7. Защитная. Эта функция связана со способностью фотографии
обеспечивать своего рода дистанцию от травматичных и зачастую
непонятных переживаний и помогать контролировать их.
Фактор психотерапевтических отношений в настоящее время является одним
из наиболее значимых в достижении лечебно-коррекционного эффекта.
Занятия по фототерапии можно проводить с детьми всех возрастов, начиная
уже с 3-4 лет, у которых имеются разнообразные психологические проблемы:
страхи, невротические состояния, нарушения сна, тревожность, замкнутость,
эмоционально-волевые нарушения, агрессивное поведение
Фотография может стать отличным средством самовыражения и
самопознания, социализации и эмоционального воспитания, оказывая
значительную пользу психическому и физическому здоровью наших детей
4 слайд
Упражнения с использованием фотографий:
Фотомарафон – это очень привлекательная для подростков форма
фототерапии.
Задачи, которые решает фотомарафон напрямую связаны с его темой.
Примерные темы фотомарафона: «Мои тревоги и страхи», «Весна…
Пробуждение», «Тысяча и один путь в будущее», «Смыслы и ценности»,
«Песни души», «Противостояние», «Ад и рай на земле», «Мои отражения»,
«Парад фантазий», «Я в мире и мир во мне», «Жажда роста»,
«Сны», «В поисках бога» и др.
5 слайд /примеры/
6 слайд
Фоторепортаж (Мобильный фоторепортаж)
Цель: повторное переживание события с целью его отреагирования,
получения эмоционально положительного ресурса, поиска новых смыслов и
др.
Примерные темы: «Первый день каникул», «Один день из моей жизни»,
«Один день из жизни моего класса», «Перемена в школе», «Ура, дискотека!»,
«Экзамен» и др
7 слайд /примеры/
8 слайд
Метафорический автопортрет
Цель: актуализация и выражение чувств, связанных с самоотношением,
исследование и укрепление Я-концепции. Групповой вариант, это когда
каждый участник располагает ассоциативные фотографии по кругу, не
помещая свою фотографию в центр.
Задача группы – по ассоциативным снимкам отгадать, чей это
метафорический автопортрет и затем поместить в центр его фотографию
9 слайд /примеры/
10 слайд
Галерея образов
Цель: актуализация и проигрывание латентных ролей, обогащение
драматического опыта, интеграция Я образов
Необходимые материалы: элементы костюмов, маски, арт-материалы,
позволяющие создать костюм, грим, магнитофон, аудиозаписи и др.
11 слайд /примеры/
12 слайд
Упражнение «Фотонастроение»
Цель: изучение своих чувств, поведенческих реакций. Форма работы:
групповая, индивидуальная.
Материалы: фото с пейзажами, натюрмортами и т.п. На определенном этапе
занятия (чаще в конце) предлагается участникам выбрать понравившуюся
фотографию и объяснить почему, можно в соответствии с темой занятия
попросить выбрать фотографию, вызывающую радость, например, или
другое чувство и т.п.
13 слайд /примеры/
14 слайд
Упражнение «Фотопозитив»
Цель: снижение тревожности, формирования позитивного отношения к себе
и близким. Материалы: фото радостных людей
15 слайд /примеры/
16 слайд
Упражнение «Фотоэмоции».
Форма работы: групповая, индивидуальная.
Цель: изучение и отреагирование эмоций, расширение поведенческого
репертуара.
Материалы: фото с изображением общающихся людей в разных ситуациях
17 слайд /примеры/
18слайд
Упражнение «Фотокарта отношений».
Форма работы: групповая.
Цель: изучение межличностных взаимодействий в группе, расширение
поведенческого репертуара. Материалы: фото участников.
19слайд
Упражнение «Фотоистория».
Форма работы: групповая, индивидуальная, семейная. Цель: осмысление
представленного
материала, сплочение группы, обучение бережному отношению друг к другу.
Материалы: фото участников в разные периоды их жизни
20слайд
Упражнение «Тематическая фотосессия».
Форма работы: групповая, индивидуальная. Цель: изучение личности
участника, саморефлексия.
Материалы: фото, сделанные участниками по заданию. Участники делают
фотографии, происходит их обсуждение. Темы для съемок: «Прекрасное и
безобразное», «Мир детей и мир взрослых», «Любимые уголки города».
21 слайд /примеры/
22 слайд
Упражнение «Фотоколлаж».
Форма работы: групповая, индивидуальная.
Цель: самопознание Создание коллажей с применением Фотографий и
сочинить рассказ по коллажу, далее обсуждение. Материалы: фото
23 слайд /примеры/
24 слайд
Упражнение «Я фотографирую, меня фотографируют».
Форма работы: групповая, индивидуальная.
Цель: изучение телесного «Я». Материалы: фотоаппарат Фотографирование
себя и других и обсуждение: участники по очереди фотографируют друг
друга, сортируют снимки на две группы: фото нравится –не нравится. Далее
слушают впечатления других о себе на фотографиях. Потом участники могут
создать из своих фотографий фотоальбом и сделать подписи к фотографиям.
25 слайд
Упражнение «Автопортрет».
Форма работы: групповая, индивидуальная.
Цель: изучение себя. Материалы: фотоаппарат
26 слайд /примеры/
27 слайд /примеры/
28 слайд /примеры/
29 слайд /примеры/
30 слайд /примеры/
31 слайд /примеры/
Фотография…
* уникальным образом объединяет в себе и последние достижения
технического прогресса, и психологические возможности высокого
искусства.
* Фотография доступна, относительно дешева, она создается быстро. Для ее
создания не требуется специальное образование.
* В то же время воздействие фотографии на ее создателя и зрителей может
быть достаточно сильным.
Фототерапия одна из форм визуального искусства. Фотография –
ценный инструмент в работе практического психолога для решения
разного рода психологических проблем, а также развития и