Автор: Мензак Екатерина Михайловна Должность: учитель биологии Учебное заведение: МБОУ "Ямальская школа - интернат" Населённый пункт: Яр - Сале Ямальский район Наименование материала: статья Тема: Олимпиада как форма оценки успешности ученика Раздел: полное образование
Биологическая олимпиада как форма оценки образовательных достижений учащихся
Олимпиада - это своеобразная форма оценки знаний и творческой одаренности учеников.
Биологическая олимпиада объединяет школьников, проявляющих интерес к предмету. В
процессе соревнования они решают разнообразные нестандартные биологические задачи,
проводят опыты, эксперименты и анализируют наблюдения.
Творческие способности учащихся формируют особый творческий тип мышления, который
развивается при выполнении определенных задач и характеризуется следующими чертами:
Самостоятельный перенос знаний и умений в новую ситуацию;
Видение неизвестного в знакомой ситуации;
Видение структуры и новой функции объекта;
Альтернативное мышление;
Самостоятельное комбинирование известных способов деятельности в новой ситуации;
Построение принципиально нового, оригинального способа решения задач.
Отмеченные черты выступают в качестве педагогических ориентиров при составлении
вопросов для теоретических и практических туров олимпиад. Содержание олимпиадных
заданий должно учитывать разные типы одаренности детей. Чаще всего термин
«одаренность» используют в значении высокого уровня развития способностей человека как
общих ( умственных), так и специальных, связанных с конкретной предметной областью,
например биологией. В связи с этим можно выделить следующие типы заданий, проверяющие
соответствующий тип одаренности:
Задания, проверяющие степень информированности школьников по биологии
(энциклопедичность);
Задания, направленные на определение уровня интеллектуального развития - степени
владения учащимися основными мыслительными операциями ( анализ, синтез,
сравнение, классификация, обобщение, систематизация, абстрагирование, конкретизация)
по биологии и предметам образовательной области «Естественные науки»
( интеллектуальность);
Задания, связанные с применением новых знаний и новых способов деятельности на
основе творческого поиска (креативность).
На этапе школьной олимпиады используются задания, проверяющие знания и умения
учащихся называть, характеризовать, обосновывать и применять информацию о
биологических объектах . Школьные олимпиады не только выявляют тех, кто
интересуется биологией, но и пробуждают интерес к подобному интеллектуальному
соревнованию.
На муниципальном этапе Всероссийской олимпиады проверяется степень
информированности учащихся по биологии, уровень их интеллектуального развития,
самостоятельного комбинирования знаний и известных способов деятельности в
измененной и принципиально новой ситуациях. Содержание заданий данного уровня
предлагается Центральной предметно - методической комиссией в форме теста и
ориентировано на Международную биологическую олимпиаду текущего сезона.
Теоретический тур олимпиады направлен на проверку общебиологических знаний
как научной картины мира, экологической и генетической грамотности, норм и правил
здорового образа жизни, умений характеризовать, распознавать, определять, сравнивать,
объяснять и сопоставлять биологические объекты, процессы и явления, делать выводы
по следующим разделам : «Биология - наука о живой природе», « Клетка как
биологическая система», «Организм как биологическая система», «Многообразие
организмов», «Человек и его здоровье», «Надорганизменные системы. Эволюция
органического мира», «Экосистемы и присущие им закономерности».
Раздел «Клетка как биологическая система» проверяет знания о строении и функциях
клетки,
химической
организации
клетки,
гене
и
генетическом
коде,
,
метаболизме,
контролирует умения устанавливать взаимосвязь строения и функций органоидов клетки;
распознавать и сравнивать клетки разных организмов и процессы, протекающие в них;
Раздел «Организм как биологическая система» состоит из заданий об организменном
уровне организации жизни, присущих ему закономерностях, о многообразии организмов
разных царств, размножении и онтогенезе,
о закономерностях
наследственности и
изменчивости, селекции организмов и биотехнологии. Задания олимпиады проверяют
умения учащихся сравнивать организмы разных царств, генотипы и фенотипы родителей
и потомства, способы размножения, различные виды изменчивости; применять знания
генетической
терминологии
и
символики
при
решении
генетических
задач,
давать
цитологическое обоснование законов наследственности;
В разделе «Многообразие организмов» проверяются знания о многообразии, строении
жизнедеятельности
растительного, животного, грибного,
бактериального организмов и
вирусов; классификации растений и животных; биологических основах
выращивания
культурных форм. Одновременно проверяются умения сравнивать и классифицировать
организмы разных систематических таксонов, устанавливать причинно – следственные
связи в живой природе, характеризовать и определять организмы разных царств.
Раздел «Человек и его здоровье» выявляет уровень усвоения системы знаний о строении
и
жизнедеятельности
организма
человека,
лежащих
в
основе
формирования
гигиенических
норм
и
правил
здорового
образа
жизни,
профилактики
травм
и
заболеваний. Задания раздела проверяют умения учащихся обосновывать взаимосвязь
органов
и
систем
органов,
организма
и
среды,
особенности,
обусловленные
прямохождением и трудовой деятельностью.
Раздел «Надорганизменные системы. Эволюция органического мира» включает задания,
направленные
на контроль знаний
о движущих силах, направлениях и результатах
эволюции
органического
мира,
об
усложнении
растений
и
животных
в
процессе
эволюции, движущих силах и этапах антропогенеза, биосоциальной природе человека.
Подобранные
задания вырабатывают
умения характеризовать причины
и этапы
эволюции, вид, его критерии и структуру, объяснять основные ароморфозы в эволюции
растительного
и животного
мира, устанавливать причины многообразия
видов и
приспособленности организмов к среде обитания.
Раздел «Экосистемы и присущие им закономерности» составляют задания, направленные
на проверку знания об экологических
закономерностях, цепях питания, круговороте
веществ в биосфере, ведущей роли живого в ее развитии, умений устанавливать факторы,
обеспечивающие
и
нарушающие
устойчивость экосистем, меры, направленные на
сохранение равновесия в них, сравнивать экосистемы и агроэкосистемы, составлять схемы
пищевых цепей в биоценозах, объяснять роль организмов в экосистемах и их место в
экологических пирамидах, причины глобальных изменений в биосфере, обосновывать роль
регулирования численности популяций, сохранения видов, экосистем, биосферы в целом.
Практический тур для всех участников школьного и муниципального этапа Всероссийской
олимпиады по биологии может включать задания по морфофункциональной характеристике
биологических объектов и выполнение экспериментального задания. На практическом туре
учащиеся должны показать умение работать с микроскопом, делать морфологическое и
морфофункциональное описания биологических объектов, приготавливать микропрепараты,
проводить простейшие экспериментальные исследования, при этом учитываются техника
выполнения
проведения
эксперимента, оформление
записей
и рисунков,
обоснование
полученного результата.
В окружном и заключительном этапе Всероссийской олимпиады по биологии участвуют
школьники, знания которых по биологии выходят за рамки, установленные программно -
методическими
материалами. Однако
школьная
и муниципальная
олимпиады
помогают
учащимся систематизировать знания, развивать творческое мышление, а также готовят к
соревнованиям повышенной сложности.
Олимпиада по биологии позволяет оценивать качество образовательной подготовки учащихся
по
предмету
и выявлять
тип
одаренности
ее участников
при условии
достаточно
обоснованного подхода к составлению систем олимпиадных заданий.
Вся работа по подготовке учащихся к олимпиадам делится на три этапа:
Первый этап - заинтересовать учащихся изучением биологии (5 - 6 классы)
Второй этап - систематизировать знания в области многообразия живого мира (7 - 8
классы)
Третий этап - совершенствовать знания по всем разделам биологических наук (9 – 11
классы)
В соответствии с этапами работы подобраны задания данного сборника.