Автор: Абашин Андрей Сергеевич
Должность: руководитель кружка
Учебное заведение: МОУ Раменская СОШ №21 с УИОП
Населённый пункт: г. Раменское МО
Наименование материала: статья
Тема: Технический кружок в общеобразовательной школе
Раздел: дополнительное образование
Технический кружок в общеобразовательной школе.
Необходимость передачи технических знаний из поколения в поколение
привела
людей
к
мысли
об
обучении
детей
и
молодежи
техническому
творчеству и изобретательству. Важным фактором и институтом развития
творческих
способностей
личности
выступает
современная
система
дополнительного
образования
детей,
основным
компонентом
которой
является
детское
техническое
творчество,
динамично
развивающееся,
несмотря на все имеющиеся трудности, благодаря тому богатому наследию,
которое
было
выработано
не
одним
поколением
ученых,
специалистов
широкого спектра технических наук, педагогов внешкольного образования.
Внешкольное образование в наши дни подразделяется на:
- внеурочную деятельность,
- кружковую деятельность,
- занятость обучающихся в различных школьных объединениях.
В данной статье мы рассмотрим кружковую деятельность в рамках
образовательной
организации
на
примере
технического
кружка
«Радиотехнический плюс».
Несомненно, занятость обучающихся в техническом кружке позволяет
детям овладеть законами применения знаний, открывают возможности для
индивидуализации обучения, способствуют активному приобретению знаний,
развитию
познавательного
интереса
обучающихся,
развивает
творчество,
исследовательский
подход,
открывает
путь
для
самообразования,
способствует формированию самостоятельности и творческой активности.
При этом, воспитание обучающихся занимает приоритетную позицию в
организации
работы
во
внеурочное
время.
Так
как воспитание
–
это
деятельность, направленная на развитие личности, создание условий для
самоопределения и социализации обучающегося на основе социокультурных,
духовно-нравственных ценностей и принятых в обществе правил и норм
поведения в интересах человека, семьи, общества и государства.
1
В
рамках
кружковой
деятельности
развиваются
метопредметные
навыки и умения:
- углубление знаний в выбранных сферах естественных наук;
- расширение кругозор учащихся в области достижений отечественной и
зарубежной науки;
- выявление наиболее способных учащихся в разных областях науки и
развитие их творческих способностей;
- активно включение учащихся школы в процесс самообразования и
саморазвития; - совершенствовать умения и навыки самостоятельной работы
учащихся, повышение уровня знаний и эрудиции учащихся в интересующих
их областях науки.
На практических занятиях в техническом кружке активно применяется
технология самостоятельной работы. Самостоятельная работа обучающихся
направлена на решение следующих дидактических задач:
- мотивировать обучающихся к освоению новых навыков и умений;
- повысить ответственность обучающихся за свою учебу;
- научить обучающихся самостоятельно добывать знания из различных
источников;
- способствовать развитию навыков и умений сомообразовательной,
исследовательской и творческой деятельности старшеклассников;
- формировать у обучающихся системное мышление на основе
самостоятельной работы над выполнением индивидуальных творческих
заданий по учебным дисциплинам и т.д.
На занятиях технического кружка «Радиотехнический плюс» так же
применяется технология проблемного обучения. Проблемная ситуация
служит не только источником интеллектуального затруднения, что является
необходимым условием развития мышления обучающихся, но и важным
мотивационным, а вместе с тем и эмоциональным средством в процессе
обучения. Какие же возможности предоставляет проблемное обучение:
2
- создание условий для развития внимания, наблюдательности,
активизации мышления и познавательной деятельности, активизации
мышления и познавательной деятельности обучающихся;
- развитие самостоятельности, ответственности, критичности,
инициативности;
- развитие эвристических и творческих способностей школьников;
- обеспечение прочности полученных знаний и умений.
Таким
образом,
мы
видим
неоценимую
значимость
технических
кружков в общеобразовательной школе для всестороннего развития личности
обучающегося,
для
создания
педагогических
условий,
способствующих
интеллектуальному
и
творческому
самосовершенствованию,
посредствам
сознательного и активного присвоения нового опыта.
-
3