Автор: Додосова Тамара Николаевна
Должность: преподаватель изобразительного искусства
Учебное заведение: Муниципальное бюджетное учреждение дополнительного образования «Детская школа искусств № 10»
Населённый пункт: город Ульяновск
Наименование материала: статья
Тема: КУКЛА В ИСТОРИЧЕСКОМ КОСТЮМЕ, ЕЁ СОЗДАНИЕ (из опыта работы)
Раздел: дополнительное образование
КУКЛА В ИСТОРИЧЕСКОМ КОСТЮМЕ, ЕЁ СОЗДАНИЕ
(из опыта работы)
Додосова Тамара Николаевна
Преподаватель изобразительного искусства
Муниципальное бюджетное учреждение дополнительного образования
«Детская школа искусств № 10»
г. Ульяновск
В настоящее время в школах искусств и художественных школах преподава-
ние дисциплин идёт по типовым программам.
В программе «Декоративно-при-
кладная композиция» есть темы, посвященные изготовлению кукол, на которые от-
водится всего 2-3 часа. Этого очень мало для изучения такого вида искусства, как
создание куклы. В связи с этим нами на основе «Рекомендаций по организации об-
разовательной
и методической деятельности при реализации общеразвивающих
программ в области искусств», была разработана Авторская рабочая программа по
учебному предмету «Кукла». Она адаптирована для работы по декоративно–при-
кладному искусству, применима в ДШИ и ДШХ. Темы распределены по четвертям
и расположены последовательно: от простого к сложному.
Хотелось бы особое внимание обратить на раздел: «Кукла в историческом ко-
стюме», «Коллекционные, то есть авторские куклы» (четвёртый год обучения).
В огромном разнообразии кукол есть особый вид, их практическая польза и
функциональность не имеют значения. Они живут по законам высокого искусства,
запечатлев в себе глубокий смысл, красоту и выразительность форм. Это авторские
куклы. Они задумываются и рождаются подобно музыке или живописи, и главное в
них
–
художественный
образ.
Художественные
авторские
творения
способны
расширить обыденные представления о месте и роли куклы. Мир авторской куклы
— это своеобразная мастерская, где, подобно высокой моде, создаются самые
необычайные и удивительные образы. Авторские куклы хранятся в музеях и част-
ных коллекциях, а создают их чудесные мастера – кукольники.
Одежда человека представляет собой непосредственный символ его индиви-
дуального существования, существования определённой группы, целой нации или
целой эпохи. Одежда указывает на национальную и сословную принадлежность че-
ловека, его имущественное положение и возраст.
В отличие от народного костюма, который изменился незначительно и пред-
ставляет собой «стабильную одежду», исторический костюм – правдивое зеркало
прошлого. Костюм, по сравнению с другими видами искусства, обладает ещё од-
ним важным качеством: возможностью почти мгновенно реагировать на события в
жизни народа, на смену эстетических и идеологических течений в духовной сфере.
Память… Как точно даёт толкование этому понятию Владимир Иванович
Даль: «Способность помнить, не забывая прошлого, свойство души хранить, по-
мнить сознание о былом…» [3]. Неиссякаемый источник, подпитывающий нашу
память, таит в себе Симбирский край. Первые упоминания о фотографах и фото-
графии в Симбирске относятся к началу 60-х гг. XIX в. В сентябре 1878 года в
Симбирске открылась фотография Б.Р. Бика. Именно Б.Р. Бик выполнил большую
часть фотографий Ульяновых, дошедших до нас от симбирского периода жизни
этой семьи. В середине 80-х годов Б.Р. Бик выполнил серию фотографий большого
формата с видами Симбирска.
Богатейшая коллекция старинных фотографий и
открыток помогает представить живой облик старого Симбирска. Фотографы ярко
и полно запечатлели облик своего города, его провинциальный колорит и неповто-
римый пейзаж, разнообразные типы симбирян. И вглядываясь в их лица, позы, в
складки их одежд, мы чувствуем, что перед нами не просто русские купцы, свя-
щеннослужители, мещане, крестьяне, а наши предки. И постепенно у нас рождает-
ся чувство сопричастности той эпохе [3].
Покажем процесс изготовления куклы в историческом костюме на примере
работы «Со старой фотографии. Фотографъ Б.Р. Бикъ въ Симбирскiъ».
Рождение куклы начинается с поиска образа. Чтобы нарисовать эскиз буду-
щей работы, дети изучают литературу, просматривают фотографии, музейные экс-
понаты и т. д.; выбирают материал и технику исполнения. Когда готов эскиз, начи-
нается непосредственная работа над куклой. Изготавливается каркас, вылеплива-
ются детали куклы (голова, ноги, руки). Соединяются все элементы. Раскрашивает-
ся лицо, руки, ноги. Шьётся костюм куклы и обувь; подбираются аксессуары и па-
рик. Кукла оживает и предстаёт перед многочисленными взорами людей, интересу-
ющихся этим видом искусства [1; 2].
Список источников:
1. Генсицкая, Н. Основы кукольной скульптуры [Текст] / Н. Генсицкая, Н.
Клен. – 2009. – 88 с. : ил. – (Серия «История одной куклы»).
2. Зайцева, О. Декоративные куклы: практическое руководство по изготовле-
нию кукол из пластика и папье-маше, созданию тканых фактур и различных аксес-
суаров для кукол / О. Зайцева. – М. : АСТ ; СП : Астрель, 2009. – 111 с.: ил. – ISBN
978-5-17-059208-1. – ISBN 978-5-9725-1516-5.
3.
Сытин,
С.Л.
Симбирск
глазами
фотографов
историка
:
монография
[Текст] / С.Л. Сытин. – Ульяновск : Ульяновский Дом печати, 1999. – 136 с. : ил.
– ISBN 5-900153-04-5.