Напоминание

КУКЛА В ИСТОРИЧЕСКОМ КОСТЮМЕ, ЕЁ СОЗДАНИЕ (из опыта работы)


Автор: Додосова Тамара Николаевна
Должность: преподаватель изобразительного искусства
Учебное заведение: Муниципальное бюджетное учреждение дополнительного образования «Детская школа искусств № 10»
Населённый пункт: город Ульяновск
Наименование материала: статья
Тема: КУКЛА В ИСТОРИЧЕСКОМ КОСТЮМЕ, ЕЁ СОЗДАНИЕ (из опыта работы)
Раздел: дополнительное образование





Назад




КУКЛА В ИСТОРИЧЕСКОМ КОСТЮМЕ, ЕЁ СОЗДАНИЕ

(из опыта работы)

Додосова Тамара Николаевна

Преподаватель изобразительного искусства

Муниципальное бюджетное учреждение дополнительного образования

«Детская школа искусств № 10»

г. Ульяновск

В настоящее время в школах искусств и художественных школах преподава-

ние дисциплин идёт по типовым программам.

В программе «Декоративно-при-

кладная композиция» есть темы, посвященные изготовлению кукол, на которые от-

водится всего 2-3 часа. Этого очень мало для изучения такого вида искусства, как

создание куклы. В связи с этим нами на основе «Рекомендаций по организации об-

разовательной

и методической деятельности при реализации общеразвивающих

программ в области искусств», была разработана Авторская рабочая программа по

учебному предмету «Кукла». Она адаптирована для работы по декоративно–при-

кладному искусству, применима в ДШИ и ДШХ. Темы распределены по четвертям

и расположены последовательно: от простого к сложному.

Хотелось бы особое внимание обратить на раздел: «Кукла в историческом ко-

стюме», «Коллекционные, то есть авторские куклы» (четвёртый год обучения).

В огромном разнообразии кукол есть особый вид, их практическая польза и

функциональность не имеют значения. Они живут по законам высокого искусства,

запечатлев в себе глубокий смысл, красоту и выразительность форм. Это авторские

куклы. Они задумываются и рождаются подобно музыке или живописи, и главное в

них

художественный

образ.

Художественные

авторские

творения

способны

расширить обыденные представления о месте и роли куклы. Мир авторской куклы

— это своеобразная мастерская, где, подобно высокой моде, создаются самые

необычайные и удивительные образы. Авторские куклы хранятся в музеях и част-

ных коллекциях, а создают их чудесные мастера – кукольники.

Одежда человека представляет собой непосредственный символ его индиви-

дуального существования, существования определённой группы, целой нации или

целой эпохи. Одежда указывает на национальную и сословную принадлежность че-

ловека, его имущественное положение и возраст.

В отличие от народного костюма, который изменился незначительно и пред-

ставляет собой «стабильную одежду», исторический костюм – правдивое зеркало

прошлого. Костюм, по сравнению с другими видами искусства, обладает ещё од-

ним важным качеством: возможностью почти мгновенно реагировать на события в

жизни народа, на смену эстетических и идеологических течений в духовной сфере.

Память… Как точно даёт толкование этому понятию Владимир Иванович

Даль: «Способность помнить, не забывая прошлого, свойство души хранить, по-

мнить сознание о былом…» [3]. Неиссякаемый источник, подпитывающий нашу

память, таит в себе Симбирский край. Первые упоминания о фотографах и фото-

графии в Симбирске относятся к началу 60-х гг. XIX в. В сентябре 1878 года в

Симбирске открылась фотография Б.Р. Бика. Именно Б.Р. Бик выполнил большую

часть фотографий Ульяновых, дошедших до нас от симбирского периода жизни

этой семьи. В середине 80-х годов Б.Р. Бик выполнил серию фотографий большого

формата с видами Симбирска.

Богатейшая коллекция старинных фотографий и

открыток помогает представить живой облик старого Симбирска. Фотографы ярко

и полно запечатлели облик своего города, его провинциальный колорит и неповто-

римый пейзаж, разнообразные типы симбирян. И вглядываясь в их лица, позы, в

складки их одежд, мы чувствуем, что перед нами не просто русские купцы, свя-

щеннослужители, мещане, крестьяне, а наши предки. И постепенно у нас рождает-

ся чувство сопричастности той эпохе [3].

Покажем процесс изготовления куклы в историческом костюме на примере

работы «Со старой фотографии. Фотографъ Б.Р. Бикъ въ Симбирскiъ».

Рождение куклы начинается с поиска образа. Чтобы нарисовать эскиз буду-

щей работы, дети изучают литературу, просматривают фотографии, музейные экс-

понаты и т. д.; выбирают материал и технику исполнения. Когда готов эскиз, начи-

нается непосредственная работа над куклой. Изготавливается каркас, вылеплива-

ются детали куклы (голова, ноги, руки). Соединяются все элементы. Раскрашивает-

ся лицо, руки, ноги. Шьётся костюм куклы и обувь; подбираются аксессуары и па-

рик. Кукла оживает и предстаёт перед многочисленными взорами людей, интересу-

ющихся этим видом искусства [1; 2].

Список источников:

1. Генсицкая, Н. Основы кукольной скульптуры [Текст] / Н. Генсицкая, Н.

Клен. – 2009. – 88 с. : ил. – (Серия «История одной куклы»).

2. Зайцева, О. Декоративные куклы: практическое руководство по изготовле-

нию кукол из пластика и папье-маше, созданию тканых фактур и различных аксес-

суаров для кукол / О. Зайцева. – М. : АСТ ; СП : Астрель, 2009. – 111 с.: ил. – ISBN

978-5-17-059208-1. – ISBN 978-5-9725-1516-5.

3.

Сытин,

С.Л.

Симбирск

глазами

фотографов

историка

:

монография

[Текст] / С.Л. Сытин. – Ульяновск : Ульяновский Дом печати, 1999. – 136 с. : ил.

– ISBN 5-900153-04-5.



В раздел образования