Автор: Ирина Валентиновна Офицерова
Должность: учитель информатики
Учебное заведение: МБОУ СОШ №4
Населённый пункт: г.Никольск Пензенская область
Наименование материала: Разработка урока "Двоичная арифметика"
Тема: "Системы счисления" с учетом ФГОС
Раздел: среднее образование
«Системы счисления».
Арифметические действия в двоичной системе счисления
Урок: Арифметические действия в двоичной системе счисления
Тип: комбинированный урок (дискуссия, лекция, мультимедиа, самостоятельная рабо-
та).
Межпредметные связи: математика.
Средства обучения: проектор, персональный компьютер.
Цели урока:
образовательные:
знакомство с основами кодирования информации в ЭВМ;
формирование знаний об арифметических операциях в двоичной системе счис-
ления;
формирование навыков арифметических действий в двоичной системе счисле-
ния.
развивающие:
развитие познавательных и исследовательских способностей учащихся;
активизация логического, аналитического, комбинаторного мышления;
расширение кругозора учеников.
воспитательные:
формирование уважительного отношения к историческому наследию цивилиза-
ции;
повышение мотивации учащихся путем использования нестандартных задач;
создание условий для формирования информационной культуры, информацион-
ной грамотности.
Деятельность учителя направлена на формирование УУД:
познавательные:
умения самостоятельно выбирать основания и критерии для классификации;
представления об основных изучаемых понятиях и способах решений при ариф-
метических операциях в двоичной системе счисления;
прогностического контроля получаемых результатов решений задач;
умения устанавливать причинно-следственные связи, строить логическое рассу-
ждение, умозаключение (индуктивное, дедуктивное и по аналогии) и делать вы-
воды.
регулятивные:
формирование саморегуляции деятельности, коррекции в обучении при изуче-
нии темы;
личностные:
формирование ответственного отношения к обучению;
формирование социальных норм общения;
уважительного отношения к достижениям предыдущих поколений цивилизации.
коммуникативные:
развитие учебного сотрудничества с учителем и сверстниками.
План урока:
1.Организационный момент – 1 минута.
2. Целеполагание - 3 минуты.
3.Обсуждение плана изучения темы – 1 минута.
4. Вспомнить понятия «Система счисления» - 10 минут.
5. Знакомство с правилами арифметических операций в двоичной системе счисления -
15 минут.
6. Закрепление нового материала – 10 минут.
7. Рефлексия – 2 минуты.
8. Оценивание, домашнее задание- 2 минуты.
Методическая карта урока
Этап
урока
Деятельность
Учителя
Учащихся
Организа-
ционный
1 минута
Добрый день, ребята. Мы сегодня начинаем с вами изу-
чать раздел курса «Табличные вычисления на компью-
тере». Но прежде чем перейти к её изучению нам необ-
ходимо разобраться с одним вопросом. Мы его сейчас
совместно определим.
Учащиеся выска-
зывают предполо-
жения
Цель
3 минуты
Обработка информации в компьютере основана на об-
мене электрическими сигналами между различными
устройствами
машины.
Эти
сигналы
возникают
в
определённой последовательности. Признак наличия
сигнала можно обозначить цифрой 1, признак отсут-
ствия - цифрой 0. В ЭВМ реализуется два устойчивых
состояния. С помощью определённых наборов 0 и 1
можно закодировать любую информацию. Каждый та-
кой набор нулей и единиц называется двоичным ко-
дом. Количество информации, кодируемое двоичной
цифрой, называется битом. Бит является единицей из-
мерения количества информации.
В компьютере легко кодируются два устойчивых
состояния, и алфавит символов двоичной системы
счисления состоит из двух цифр - 0
и
1.
В
двоичной системе счисления числа представляются
словами из нулей и единиц. Основание системы
счисления - это количество знаков в алфавите сим-
волов.
Как вы считаете, какие операции мы можем выпол-
нять с такими числами?
Концентрация
внимания на дос-
ке (можно интер-
активной).
Ответы с места.
Диалог с обучаю-
щимися, коррек-
тировка ответов,
подведение к
теме урока.
Ученики прихо-
дят к выводу: су-
ществуют разные
подходы к выпол-
нению над двоич-
ными числами
операций сложе-
ния, вычитания,
умножения и де-
ления. Запись
темы урока в тет-
ради.
План
1 минута
Сегодня на уроке нам предстоит познакомиться с:
1. арифметическими операциями в двоичной системе
счисления.
2.Узнать правила сложения, вычитания, умножения и
деления.
Знакомятся с пла-
ном
Вспо-
мнить по-
нятия
«Система
счисле-
ния» и по-
вторить
«машин-
ные с.с.»
10 минут
Кто сможет дать определение, что такое « система
счисления»?
На какие подгруппы вы бы предложили классифици-
ровать рассмотренные числа?
«Существуют ли на ваш взгляд еще другие СС?»
Перед математиками и конструкторами в 50-х гг. вста-
ла проблема отыскания таких систем счисления, кото-
рые
отвечали
бы
требованиям,
как
разработчиков
ЭВМ, так и создателей программного обеспечения.
Специалисты выделили так называемую «машинную»
группу
систем
счисления
и
разработали
способы
преобразования чисел этой группы.
К «машинной» группе систем счисления относятся:
двоичная;
восьмеричная;
шестнадцатеричная.
Официальное рождение двоичной арифметики связа-
но с именем Г.В. Лейбница, опубликовавшего в 1703
году статью, в которой рассмотрел правила выполне-
ния арифметических действий над двоичными числа-
ми.
Сегодня рассмотрим двоичную систему счисления и
арифметические операции над этими числами.
Ответы на во-
прос.
Высказывания уч-
ся.
Запись общего
определения в
тетрадь.
Высказывания уч-
ся.
Запись в тетрадь.
Высказывания уч-
ся.
Высказывания уч-
ся.
Знаком-
ство с
арифмети-
ческими
действия-
ми в
двоичной
системе
счисления
15 минут
Правила сложения:
0+0=0
0+1=1
1+0=1
1+1=10
1+1=10 (результат сложения двух единиц: ноль
и единица переноса в старший разряд) - основ-
ное правило двоичной системы счисления.
Пример. Сложить два двоичных числа 110111
2
и
1011
2
.
(Двойка, записанная справа от числа, указывает на
двоичную систему счисления. Далее будем пользо-
ваться аналогичным обозначением и для других
систем счисления.)
Концентрация
внимания на в/ро-
лике
Запись решений в
тетради самостоя-
тельно или с опо-
рой на решение у
доски
Складывать будем в столбик, как и в десятичной
системе счисления:
+
110111
2
___1011
2
1000010
2
Правила вычитания:
0-0=0
1-0=1
1-1=0
10-1=1
При вычитании многоразрядных двоичных чисел мо-
жет возникнуть необходимость «занять» единицу в
старшем разряде, что даёт две единицы в младшем
разряде. Если в десятичном числе выделяются разря-
ды единиц, десятков, сотен и т. д., то в двоичном чис-
ле выделяются разряды единиц, двоек, четвёрок, вось-
мёрок и т. д.
Примеры: 10101
2
-110
2
=111
2
Правила умножения.
0*0=0
0*1=0
1*0=0
1*1=1
Умножение двоичных чисел сводится к умноже-
нию множимого на каждый разряд множителя с
последующим сдвигом и суммированию получен-
ных произведений аналогично умножению в деся-
тичной системе счисления.
Пример. Умножить два числа:1101
2
и 101
2
.
Деление в двоичной системе счисления, как и в
десятичной, основано на сравнении остатка с де-
лителем в ходе последовательного выполнения вы-
читаний и сдвигов.
Пример. Разделить число 10101
2
на число 111
2
(11
2
)
Закрепле-
ние
10 минут
Примеры на закрепление.
1111
2
+1000
2
=10111
2
10011
2
+111
2
=11010
2
111000
2
+100111
2
=1011111
2
10000
2
-101
2
=1011
2
10101
2
-1010
2
=1011
2
10101
2
*1011
2
=11100111
2
1101111
2
*10111
2
=100111111001
2
1111
2
:101
2
=11
2
1111
2
:11
2
=101
2
Самостоятельное
решение
Взаимопроверка с
опорой на де-
монстрацию
Выставление от-
меток уч-ся друг
другу.Тетрадь
возвращается вла-
дельцу
11100111
2
:1011
2
=10101
2
Рефлексия
2 минуты
Что осталось непонятым? Рассмотрение какого вопроса
у вас вызвало наибольшее усилие? Что интересного
узнали? Какой элемент урока понравился?
Ответы уч-ся
Оценива-
ние, до-
машнее
задание
2 минуты
Вы сегодня плодотворно поработали. Все- молодцы.
Кто доволен своей работой? Если вы согласны с оцени-
ванием вашей работы в тетради одноклассником, рядом
с его оценкой напишите «согласен». Я эту оценку по-
ставлю в журнал. За активную работу в течение урока
оценки получают….
Запишите в дневниках д/з:
- параграф №.. ,
110100
2
+1111
2
=1000011
2
11111
2
+111
2
=100110
2
10111
2
+101
2
=11100
2
110011
2
+1001
2
=111100
2
1010001
2
-1100
2
=1000101
2
1100101
2
-1011
2
=1011010
2
101000
2
-11
2
=100101
2
100001
2
-1001
2
=11000
2
11001
2
-110
2
=10011
2
101100
2
-1011
2
=100001
2
10001
2
*101
2
=1010101
2
1010
2
*11
2
=11110
2
11011
2
*1011
2
=100101001
2
110011
2
*1011
2
=1000110001
2
10000001
2
:101011
2
=11
2
11110
2
:11
2
=1010
2
1000110001
2
:1011
2
=110011
2
100101001
2
:1011
2
=11011
2
100111111001
2
:10111
2
=1101111
2
Запись индивид.
задания