Напоминание

"Словообразование имен существительных"


Автор: Юхневич Ирина Егоровна
Должность: учитель русского языка и литературы
Учебное заведение: МАОУ гимназия №56
Населённый пункт: г. Томск
Наименование материала: методическая разработка
Тема: "Словообразование имен существительных"
Раздел: среднее образование





Назад




Конспект урока русского языка в условиях реализации ФГОС

«Словообразование имён существительных» (6 класс)

Предмет русский язык класс 6

Авторы учебника М.М.Разумовская, С.И.Львова, В.И.Капинос и др.

Тема урока:

Словообразование имён существительных.

.

Цель деятельности учителя: повторить ранее изученный материал.

Планируемые результаты:

предметные: ориентируются на страницах учебника, отвечают на вопросы, определяют способ словообразования на основе схем, наблюдают

над изменениями смысла слова, образованных с помощью приставочного и суффиксального способов, выполняют морфемный разбор слова.

метапредметные:

личностные: дают адекватную оценку самооценку учебной деятельности, осознают границы собственного знания и «незнания».

познавательные: структурируют знания, осознанно и произвольно строят речевое высказывание в устной форме, читают и

слушают, извлекая нужную информацию, делают обобщения и выводы.

регулятивные: принимают и сохраняют учебную задачу, планируют своё действие в соответствии поставленной задачей, вносят

необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учёта характера сделанных ошибок, умеют оценивать

правильность выполнения действия на уровне объективной оценки, адекватно воспринимают оценку учителя.

коммуникативные: умеют формулировать собственное мнение и позицию, задавать вопросы.

Понятия: словообразовательная цепочка, словообразовательное гнездо.

Задачи:

Образовательные: Обобщить и систематизировать знания обучающихся по теме

«Словообразование».

Повторить понятия «приставка», «корень», «суффикс», окончание, основа.

Формировать компетенции личностного самосовершенствования, учебно-познавательной, коммуникативной деятельности

Развивающие: определить уровень сформированности умений выделять суффиксы, приставки, окончание, корень.

Способствовать развитию у обучающихся самостоятельной и ответственной учебной деятельности.

Продолжить работу над формированием умения объективно и грамотно оценивать проделанную работу, работать в парах постоянного состава.

Формировать коммуникативную компетентность ( сотрудничество, умение слушать собеседника и высказать свою точку зрения)

Воспитательные:

Способствовать формированию интереса обучающихся к русскому языку.

Способствовать воспитанию бережного отношения, любви к родному языку.

Тип урока: комбинированный.

Использование образовательных технологий и методов: ИКТ, игровые, личностно-ориентированные.

Формы работы:

индивидуальная, парная, коллективная (фронтальный опрос).

Оборудование: презентация «Словообразование имён существительных»), учебник «Русский язык 6» под редакцией М.М.Разумовской, ,

сигнальные карточки, маршрутные листы, словарь.

Этап урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Развитие компетенций

1.Мотивация

к

учебной

деятельности

Цель

создание

доброжелательной

атмосферы,

м о т и в а ц и я

н а

учёбу,

с о з д а н и е

ситуации успеха.

Приветствие. Настрой учащихся на работу,

Организация внимания, проверка готовности к уроку.

Подготовка к уроку.

Приветствие друг друга,

гостей.

к о м м у н и к а т и в н ы е (формирование

эмоционально позитивного отношения к

процессу сотрудничества)

2.

Актуализация

знаний

Цель: подготовить

мышление

учащихся и

организовать

осознание ими

внутренних

потребностей к

построению нового

способа действий

Сегодня я диспетчер.

Кого называют диспетчером?

Прежде чем вам выдать маршрутный лист, я должна

проверить ваше здоровье, ваше лингвистическое здоровье,

смекалку, умение быстро работать.

- Что такое словообразование?

- Этот раздел включает в себя морфемику и собственно

словообразование. Что такое морфемика?

- Что такое морфема?

- Какие морфемы вы знаете?

- Какие морфемы используются для образования новых

.Читают из словаря:

Работник,

координирующий

и контролирующий из

центрального пункта

движение транспорта, ход

работы, производственного

процесса.

Отвечают на вопросы:

- Раздел науки о языке,

изучающий способы

образования новых слов.

- Раздел науки, изучающий

значимые части слова

или структуру слова.

- Значимая часть слова.

- Приставка,

корень, суффикс,

окончание.

- Приставка, суффикс.

-Приставочный,

суффиксальный,

У У Д : познавательные (извлечение

необходимой

информации

из

текста;

осознанное и произвольное построение

речевого высказывания; анализ);

коммуникативные (формулирование

понятных

высказываний,

используя

термины, в рамках учебного диалога);

регулятивные (выполнение учебной

деятельности; саморегуляция в случае

затруднения)

слов?

- Какие способы словообразования вы знаете?

Диспетчер: Линвистическое здоровье проверено, все

получают разрешение на поездку, получите маршрутные

листы! Ваша задача: успешно пройти по маршруту, показать

свои умения и навыки в области словообразования, чтобы

доехать до конечной станции «Умники»,соблюдать правила

дорожной безопасности и помнить, поездка будет успешной

при условии, если вы будете работать в команде, уважая

мнение напарника, проявляя терпение и уважение друг к

другу. Один стажёр - (лицо, поступившее на новую работу

и проходящее испытательный срок, в течение которого

оцениваются его способности, и приобретается опыт работы

в своей специальности) заполняет маршрутный лист, другой

«наставник» советует, корректирует, помогает…

(Обратить внимание на аббревиатуру названия школы)

приставочно-

суффиксальный,

сложение основ с

соединительным гласным

О, Е, сложение слов без

соединительного гласного,

сокращение основ.

3 .

П о с т а н о в к а

учебной

задачи.

Цель:

по ст авить

ц е л ь

у ч е б н о й

деятельности и на

э т о й

о с н о в е

выбрать

способ

и

с р е д с т в а

е ё

реализации

Моя цель: закрепить навыки и умения определять

способ образования имени сущ-го по алгоритму.

А какую цель вы поставите перед собой?

Формулируют цели.

У У Д : п оз н а ва тел ь н ы е (пытаются

решить

задачу

известным

способом.

С а м о с т оя т е л ь н о е

в ы д е л е н и е

и

формулирование цели);

регулятивные (принимают и сохраняют

учебную задачу)

4. Первичное

закрепление

знаний Цель:

усвоить учащимися

новый способ

действия

1 станция - Посёлок «Морфемы»

Слайд №6. ЭТО ИНТЕРЕСНО!

В русском языке 4,5 тысячи корней, чуть меньше приставок,

около 100 окончаний, около 500 суффиксов.

УУД: познавательные (анализ, синтез,

сравнение; осознанное и произвольное

построение

речевого

высказывания;

доказательства);

коммуникативные

( р е ф л е к с и я

способов и условий действий; учебное

сотрудничество);

регулятивные (оценка своей

Чтобы отправиться дальше по маршруту, надо решить

ШАРАДЫ.

1) Корень мой в сказке найдёте,

Суффикс у извозчика возьмёте,

Приставка та же, что в слове расход,

Целым я излагаю событий ход. (Рассказчик)

2) Корень извлечь из начинки не сложно,

Приставка в сосуде хранится надёжно,

Суффикс в черчении ясно услышишь,

Вместе на темы различные пишешь. (Сочинение)

3) Корнем с дорогой роднится,

В сборе приставка таится,

Суффикс, как в слове дневник,

Целым я в космос проник. (Спутник)

На этой остановке мы повторили морфемы, их

местонахождение в слове, можем продолжить путь!

Поехали…

2 станция: деревня «Родственники» по упр.123. (на выбор

одну строчку)

Слайд №7 Это интересно!

ЭТО ИНТЕРЕСНО!

Словообразование в русском языке отличается большим

богатством и разнообразием. Казалось бы, корень и две

словообразующие морфемы. Но эти морфемы работают и

работают! Ученые – лингвисты подсчитали, 90% слов в

русском языке образованы с помощью приставок и

Обучающиеся

записывают слова –

отгадки в маршрутных

листах и проводят

морфемный разбор.

деятельности; следование в поведении

моральным нормам и этическим

требованиям;

волевая саморегуляция в

ситуации затруднения)

суффиксов, а это значит, что с их помощью образовано 9 из

10 слов.

3 станция: остановка «Приставочно - суффиксальная»

по упр.124. (записать по одному слову из каждой строчки)

4 станция «Умники»

Тест.

7.Саморефлексия

деятельности

(подведение

итогов занятия)

Ц е л ь :

о ц е н и т ь

учащимися

собственную

учебную

деятельность,

осознать

методы

п о с т р о е н и я

и

границы

применения

н о во го

с п о с о б а

действий

- Какова была тема урока?

- На что были нацелены все задания на уроке?

- Смогли ли вы выполнить поставленные цели?

- Как вы оцениваете свою деятельность на уроке?

Развиваются учебно-познавательные

компетенции: умение анализировать

свою учебную деятельность.

8.Домашнее

задание

(комментирование

), выставление

оценок за урок.

Упр.125 или 118, 120.

Будут развиваться учебно-

познавательные и языковые

компетенции.

ПУТЕВОЙ ЛИСТ

Маршрут: Станция «МАОУ гимназия 56» - Станция «Умники»

Маршрутный лист выдан

(кому?) ______________________________________

Срок действия маршрутного листа 1

урок

Деятельность, связанная с маршрутным движением.

1станция: Посёлок «Морфемы» (Записать образованные слова)

1.________________________2.________________________3.________________

________

2 станция: Деревня «Родственники» (упр.123)

____________________________________________________________________

______

3 станция «Приставочно - суффиксальная» упр.124.

1.___________________________

2. _________________________3._________________________

4.___________________________5. __________________________

4 Станция «Умники»

1. В каком варианте верно определение:

Словообразование – раздел науки о языке, в котором…

2. Что такое основа?

А) главная значимая часть слова,

Б) значимая часть слова перед корнем,

В) часть слова без окончания

Г) значимая часть слова без корня,

3. Определите способ образования существительного головушка:

А) суффиксальный;

Б)приставочный;

В) сложение основ;

Г) приставочно-суффиксальный

5. Определите, с помощью каких морфем образовалось

слово бумажонка:

А) суффикс, Б) два суффикса, В) приставка и суффикс,

Г) приставка

6. Какое слово образовано путём сложения основ:

А) настенный, Б) подоконник, В)

пешеходный, Г) ВУЗ

7 Аббревиатурами называются:

А) сложносокращённые слова Б) иноязычные

А) даются ответы на вопросы, как построены (т.е. из каких частей состоят)

слова и как они образованы (т.е. от чего и с помощью чего),

Б) изучается звуковая сторона слова,

В) изучаются правила правописания слов,

Г) изучается история слова

слова В) новые слова

Г) заимствованные слова

Консультант (подпись) ________________

_________



В раздел образования