Напоминание

" Что за прелесть эти сказки!..." Игра - путешествие по сказкам А.С. Пушкина. 5 класс.


Автор: Еганшина Раина Сафовна
Должность: учитель башкирского языка и литературы, русского языка и литературы
Учебное заведение: МОУ Дербишевская СОШ
Населённый пункт: д. Дербишева
Наименование материала: Урок - викторина
Тема: " Что за прелесть эти сказки!..." Игра - путешествие по сказкам А.С. Пушкина. 5 класс.
Раздел: среднее образование





Назад




"Что за прелесть эти сказки!.." Игра-путешествие по сказкам А.С.

Пушкина. 5-й класс

Оборудование: презентация, кареты (жёлтая, зелёная), тройка, рисунок дуба,

орехи, листочки по цвету карет.

Ход занятия

I. Орг. момент.

1 Слайд (Портрет Пушкина)

- Кто догадался о ком и о чём пойдет речь на нашем занятии?

- Что вы знаете об этом знаменитом человеке?

- А.С. Пушкин - автор изумительных стихотворений, создатель мудрых поэм,

чудесных сказок. Он входит в нашу жизнь в самом начале и уже не покидает

до конца.

(стих. на слайде, зажечь свечи)

2 Слайд.

- Вглядитесь в картину: вечер, одинокий дом, в доме слышен треск свечи. В

это время с особым вдохновением хочется читать стихи Пушкина:

(Дети читают отрывки из сказок Пушкина)

3 Слайд.

Друзья Людмилы и Руслана!

На звуки вещего баяна

Спешите к нам скорей сюда,

Где величавый дуб стоит,

И Лукоморье всех манит!

Где сам поэт великий Пушкин,

Вас снова в сказку пригласит!

- Наша встреча сегодня пройдёт в форме игры-соревнования, сказочного

путешествия. Поскольку наше путешествие сказочное, представьте себе, что

вы сидите в шикарных каретах: желтой, зелёной. Вы будете передвигаться от

станции к станции, выполнять задания на каждой из них и зарабатывать свои

вёрсты-баллы.

- А кто знает что такое "верста"? (Выслушиваются ответы детей)

- Верно. Верста? - русская единица измерения расстояния, равная пятистам

саженям или тысяча пятистам аршинам (что соответствует нынешним 1 066,8

метрам.

- Итак, поехали!

II. 4 Слайд "Сказочные объявления".

(Вопросы задаются командам по очереди)

1. Герой какой сказки Пушкина мог дать такое объявление?

- Предлагаю свои услуги, работаю за семерых, могу:

Запрягать лошадь;

Топить печь;

Закупать продукты на рынке;

Я и повар, и конюх, и плотник;

Умею нянчить детей

(Балда "Сказка о попе и работнике его Балде")

Модники и модницы! Кто желает приобрести волшебное зеркальце,

умеющее говорить? Обращаться к :

(Царице-мачехе "Сказка о мёртвой царевне и 7 богатырях")

Тем, кто не может утром проснуться по звонку будильника, предлагаем

приобрести петушка из чистого золота, который выручит вас всегда и

везде. Адрес сказки:.

("Сказка о золотом петушке")

Кто желает поменять старое, разбитое корыто на новое или квартиру на

новый дом? Обращаться к :.

(золотой рыбке из "Сказки о рыбаке и рыбке")

Определить вёрсты-баллы.

III. Вопросы от белочки.

- Едем дальше.

- Помните в "Сказке о царе Салтане:" Пушкин описывает такое диво?

(5 Слайд)

Ель в лесу, под елью белка,

Белка песенки поёт

Да орешки всё грызёт,

А орешки не простые:

- Этими непростыми орешками поделилась с вами белка. Ну-ка возьмите по

орешку и ответьте на вопросы белочки!

Вопросы в орешках:

1.

Какие три дива, были у князя Гвидона? (Белка с орешками, 33

богатыря, царь Лебедь).

2.

В кого превращался князь Гвидон, посещая царя Салтана? (В комара,

муху, шмеля)

3.

Какую песню пела белочка, грызя золотые орешки. ("Во саду ли, в

огороде")

4.

Место укуса комара на лице завистливой тётки. (Глаз)

Определить вёрсты-баллы.

IV. Работа с кроссвордом.

- Мы не спеша, но верно движемся с вами дальше: (6 Слайд)

Но дальше вы не сможете ехать, если не разгадаете кроссворд.

Вспомните имена героев сказок А.С. и заполните кроссворд, используя

выделенные буквы.

(Взаимопроверка - 7 слайд) Баллы

V. Поймай рыбку.

- Итак, преодолевая версту за верстой, движемся дальше. Вот очередное

задание.

- Давайте вспомним, чем ловил рыбу в море старик в "Сказке о рыбаке и

рыбке" (Неводом).

(8 Слайд)

У нас тоже есть сказочное море с золотыми рыбками. Имейте в виду, что

каждая команда, ответив на 2 вопроса рыбок, зарабатывает 5 верст.

Итак, рыболовы вперёд!

Вопросы на рыбках:

1) С какими словами обращалась царица к волшебному зеркальцу?

(Свет мой зеркальце! Скажи!

Да всю правду доложи:

Я ль на свете всех милее,

Всех румяней и белее?)

2) Что кричал петушок, сидя на спице? (Кири - ку- ку! Царствуй, лёжа на

боку!)

3) Расплачиваясь с Балдой, поп подставил лоб. Что же приговаривал Балда с

укоризной? (Не гонялся бы ты, поп, за дешевизной!)

4) Какими словами заканчивается "Сказка о золотом петушке?

(Сказка ложь, да в неё намёк!

Добрым молодцам урок)

5) Каким фруктом отравилась царевна в "Сказке о мёртвой царевне и о семи

богатырях? (Яблоко)

6) Сколько лет жили в ветхой землянке старик со старухой? (30 лет и 3 года)

7) Как звали жениха царевны в "Сказке о мёртвой царевне и о 7 богатырях"?

(Королевич Елисей)

8) На каком острове в златоглавом городе правил князь Гвидон? (На острове

Буяне)

(Вёрсты-баллы)

VI. "Бой петухов".

- Едем дальше. А пока едем послушайте про кого эта сказка?

: В тридевятом царстве,

В тридесятом государстве

Жил-был славный царь Дадон.

Смолоду был грозен он

И соседям то и дело

Наносил обиды смело:

("Сказка о золотом петушке")

Только в сказках золотые

Лишь бывают петухи,

А у нас здесь есть лихие,

Удалые, озорные

Петухи озорники! (9 Слайд)

(Игра "Бой петухов")

Победитель - 2 балла, остальные по 1 баллу.

VII. Работа с таблицей.

- Мы приближаемся к последней станции. (10 Слайд)

- Найдите спрятанные в таблице слова и назовите сказку, в которой все эти

слова встречаются. Слова располагаются и по горизонтали, и по вертикали.

(3-4 минуты на задание, самопроверка)

(11 Слайд) Версты-баллы.

VIII. Итог.

- Наше путешествие подошло к концу. Давайте подсчитаем версты-баллы.

- Ребята, мы ещё не раз встретимся с героями сказок А.С. Пушкина. Надеюсь,

круг наших знаний станет ещё больше, вы расскажите и прочитаете сказки

своим друзьям, братьям, сёстрам. И друзей у сказок Пушкина станет больше.

(12 Слайд - песня)

IX. Рефлексия.- Я благодарю всех за активное участие в игре, если каждый

вас считает, что он работал на славу и занятие понравилось прикрепите к

нашему сказочному дубу листочек цвета своей кареты.



В раздел образования