Напоминание

родительские собрания


Автор: Ильчук Алла Геннадьевна
Должность: учитель начальных классов
Учебное заведение: ГБОУ Школа №45 имени Л. И. Мильграма
Населённый пункт: город Москва
Наименование материала: методическая разработка
Тема: родительские собрания
Раздел: начальное образование





Назад




Собрание

Режим дня в жизни школьника

Хорошими людьми становятся больше от упражнений, чем от природы.

Демокрит

Задачи собрания:

1. Показать родителям необходимость соблюдения правил гигиены и выполнения

режима дня школьника.

2.

Убедить

родителей

в

необходимости

формирования

у

ребенка

привычки

выполнения режима дня.

Форма проведения: семинар-практикум.

Подготовительная работа к собранию:

1. Анкетирование учащихся класса.

- В котором часу ты встаешь утром?

- Тебя будят родители или ты просыпаешься сам?

- Ты встаешь охотно или с трудом?

- Какие процедуры входят в твой утренний туалет?

- Делаешь ли ты зарядку по утрам?

- Ты делаешь ее один или вместе с родителями?

- Как долго ты делаешь уроки?

- Ты выполняешь их сам или тебе помогают твои родители?

- Гуляешь ли ты на улице перед тем, как начать выполнять домашние задания?

- В котором часу ты идешь спать?

2. Анкетирование родителей учащихся класса. Анкета для родителей.

- Считаете ли вы необходимым условием успешности учебной деятельности вашего

ребенка выполнение им режима дня?

- Ваш ребенок встает сам или вы его будите?

- Он встает охотно или с трудом?

- Как вы на это реагируете?

- Занимаетесь ли вы закаливанием собственного ребенка?

- Делает ли ваш ребенок зарядку?

- Являетесь ли вы для него в этом примером?

- Позволяете ли вы своему ребенку увлекаться телевизором?

- Гуляет ли ваш ребенок достаточное время на свежем воздухе?

- Ваш ребенок делает уроки сам или вы ему помогаете?

- Как долго по времени делает уроки ваш ребенок?

- Каков ежедневный ритуал ухода ко сну вашего ребенка?

- Какие приемы вы используете для того, чтобы ребенок чувствовал себя здоровым и бодрым?

Примерный вариант режима

Время

Подъем

7.30

Зарядка, умывание, уборка постели

7.30-8.00

Завтрак

8.00-8.20

Дорога в школу ;

8.20-8.40

Занятия в школе

9.00-13.00

Прогулка на свежем воздухе

13.00-14.30

Обед, отдых, помощь по дому

14.30-16.00

Приготовление уроков

16.00-17.00

Свободное время

17.00-19.00

Ужин

19.00-19.30

Свободное время

19.30-20.30

Личная гигиена, подготовка ко сну

20.30-21.00

2. Разработка памяток для родителей по созданию условий ребенку для выполнения

режима дня.

Памятка для родителей №1.

Как сделать зарядку любимой привычкой ребенка.

Папы и мамы! Помните!

Дефицит

двигательной

активности

ребенка-первоклассника

составляет

40%

от

принятой

нормы.

Для

компенсации

потребности

в

движении

ребенок

должен

ежедневно активно двигаться не менее 2 часов.

Для того, чтобы зарядка стала для вашего ребенка необходимой привычкой, вы

должны неукоснительно выполнять следующие условия:

• Приучать своего ребенка к гимнастике с 2—3 лет.

Выполнять

зарядку

ежедневно,

несмотря

ни

на

какие

обстоятельства.

Их

можно

придумать много и разных.

• Превращать утреннюю зарядку в праздник бодрости и поднятия духа.

• Включать веселую и ритмичную музыку.

• Открывать окна и шторы для потока солнечного света и свежего воздуха.

• Выполнять зарядку вместе со своим ребенком.

• Выполнять зарядку в течение 10—20 минут.

• Включать в комплекс зарядки не более 8—10 упражнений.

• Подмечать и подчеркивать достижения своего ребенка в выполнении упражнений

комплекса зарядки.

• Менять упражнения, если они наскучили ребенку и придумывать вместе с ним новые

упражнения.

Памятка №2.

Как

проводить

оздоровительные

минутки

при

выполнении

домашних

заданий

первоклассником.

Оздоровительная

минутка

проводится

через

каждые

10-15

минут

выполнения

домашних заданий.

• Общая продолжительность оздоровительной минутки не более 3 минут.

Если

ребенок

выполнял

перед

этим

письменное

задание,

необхо димо

выполнить

упражнения для рук: сжимание и разжимание пальцев, потряхивание кистями и т. д.

• Очень полезны задания с одновременной, эмоциональной нагрузкой — для снятия

напряжения. Они могут быть такими:

А. «Моем руки» — энергичное потирание ладошкой о ладошку. Б. «Моем окна» —

попеременное, активное протирание воображаемого окна.

В. «Ловим бабочку» — воображаемая бабочка летает в комнате. Нужно ее поймать и

выпустить. При этом необходимо крепко сжимать и разжимать ладошку, совершая

хватательные движения.

• После длительного сидения ребенку необходимо делать потягивания, приседания,

повороты туловища в разные стороны.

• Если ваш ребенок двигательно малоактивен, не оставляйте это без внимания. Таким

детям необходим ваш личный пример.

• Позаботьтесь о том, чтобы в вашем доме был элементарный, спортивный инвентарь:

мяч, скакалка, обруч, гантели и т. д.

• Если вы сами в этот момент дома, делайте все упражнения вместе с ребенком. Только

тогда он поймет их важность и необходимость!

3. Упражнения при подготовке домашних заданий

Комплекс упражнений по предупреждению зрительного утомления во время выполнения

домашних заданий:

> Исходное положение — сидя, откинувшись на спинку стула, сделать глубокий вдох,

наклониться вперед к столу и сделать выдох. Повторить 5—6 раз.

> Исходное положение — сидя, откинувшись на спинку стула, прикрыть веки, крепко

зажмурить глаза, открыть глаза. Повторить 4 раза.

> Исходное положение — сидя, руки на пояс, повернуть голову вправо, посмотреть на

локоть

правой

руки;

повернуть

голову

влево,

посмотреть

на

локоть

левой

руки;

вернуться в исходное положение. Повторить 4—5 раз.

> Исходное положение — сидя, посмотреть прямо перед собой 2—3 секунды, поставить

палец правой руки по средней линии лица на расстоянии 15-20 см от глаз, перевести

взгляд на конец пальца и смотреть на него 3—5 секунд, затем опустить руку.

> Исходное положение — сидя, руки вперед, посмотреть на кончики пальцев, поднять

руки вверх (вдох), проследить глазами за руками, не поднимая головы, руки опустить

(выдох). Повторить 5— 6 раз.

> «Рисование картины». Найти в комнате какой-нибудь предмет и «нарисовать» его

глазами: обвести взглядом выбранный предмет по контуру с внутренней и внешней

стороны.

4. Мини-сочинение учащихся класса «Как я делаю уроки».

Вопросы для обсуждения на родительском собрании.

- Здоровье ребенка и школьные нагрузки.

- Особенности рационально организованного режима дня.

- Приемы сохранения психического и физического здоровья ребенка с помощью режима

дня.

Ход собрания

На плакате - статистика по теме собрания. Классный руководитель приводит цифры

статистики, тем самым подчеркивая актуальность выбранной темы для собрания.

Статистика актуальности темы.

• Лишь 20—25% первоклассников, переступающих ежегодно школьный порог, остаются

здоровыми после первого года обучения в школе.

• К концу первой четверти худеют 30% учащихся-первоклассников.

• 15% первоклассников жалуются на головные боли, усталость, сонливость, отсутствие

желания учиться.

Треть

учащихся-первоклассников

имеют

различные

нарушения

осанки,

которые

усугубляются в первый год обучения.

10%

детей,

поступающих

в

первый

класс,

имеют

нарушения

зрения

различной

тяжести.

• 20% детей входят в группу риска в связи со склонностью к близорукости.

• Лишь 24% первоклассников выдерживают ночной норматив сна.

• Ежедневно дети недосыпают от 1,5 часов до получаса.

I. Вступительное слово классного руководителя

Начало обучения ребенка в школе — это, в первую очередь, экзамен на зрелость той

семьи, в которой он растет и развивается. Если семья не готова к пониманию важности

этого этапа в жизни ребенка, со временем есть вероятность того, что ребенок войдет в

одну из статистических групп, приведенных на доске.

Отсутствие у родителей понимания проблемы, незнание своего ребенка, родительский

эгоизм и тщеславие, неумение и нежелание наладить контакт со своим ребенком ,

поддержать его в этот весьма непростой период жизни может привести к стрессам и

трагедиям всего периода обучения в школе.

Одной

из

причин,

которые

приводят

к

ухудшению

физического

здоровья

и

эмоционального состояния ребенка может быть несоблюдение режима дня школьника.

Некоторые родители крайне скептически относятся к самому понятию «режим». А зря.

Нельзя понимать соблюдение режима ребенком как некую догму.

Выполнение режима дня позволяет ребенку сохранять физическое и психическое

равновесие, что дает возможность соблюдения эмоционального равновесия. А ведь мы,

взрослые, прекрасно знаем, что именно этот возраст характеризуется эмоциональной

неустойчивостью,

которая

ведет

к

хронической

усталости

и

утомляемости.

Эти

постоянные

симптомы

приводят

к

снижению

работоспособности

ребенка.

Низкая

работоспособность характеризуется:

• снижением количества правильных ответов на уроке и дома после того, как ребенок

выучил материал урока;

• повышением количества ошибок наряду с хорошо выученным правилом;

• рассеянностью и невнимательностью ребенка, быстрой утомляемостью;

изменением

почерка

ребенка

в

связи

с

ухудшением

регуляции

физиологических

функций.

Безусловно, нельзя работать без утомления, но ведь задача семьи состоит в том,

чтобы предупредить переутомление и способствовать такой организации жизни

ребенка, которая позволит избежать влиянию утомления на его здоровье. Как это

организуют родители нашего класса?

II. Анализ анкет детей и родителей по проблеме собрания III. Анализ сочинений

учащихся «Как я делаю уроки»

IV. Родительские «НЕЛЬЗЯ» при соблюдении режима дня

Родители делятся на группы и разрабатывают запретительные законы для

родителей класса, которыми они должны руководствоваться при организации

выполнения ребенком режима дня. Родители работают в группах в течение 20 минут,

затем каждая группа выступает с докладом. На основе групповых запретов

составляется общий свод родительских «НЕЛЬЗЯ», который записывается в

родительский дневник.

НЕЛЬЗЯ:

• будить ребенка в последний момент перед уходом в школу, объясняя это себе и другим

большой любовью к нему.

• кормить ребенка перед школой и после нее сухой пищей, бутербродами, объясняя это

себе и другим, что ребенку такая еда нравится;

• требовать от • ребенка только отличных и хороших результатов в школе, если он к ним

не готов;

• сразу после школьных уроков выполнять домашние задания;

• лишать детей игр на свежем воздухе из-за плохих отметок в школе;

• заставлять ребенка спать днем после уроков и лишать его этого права;

• кричать на ребенка вообще и во время выполнения домашних заданий в частности;

• заставлять многократно переписывать в тетрадь из черновика;

• не делать оздоровительных пауз во время выполнения домашних заданий;

• ждать папу и маму, чтобы начать выполнять уроки;

• сидеть у телевизора и за компьютером более 40—45 минут в день;

• смотреть перед сном страшные фильмы и играть в шумные игры;

• ругать ребенка перед сном;

• не проявлять двигательную активность в свободное от уроков время;

• разговаривать с ребенком о его школьных проблемах зло и назидательно;

• не прощать ошибки и неудачи ребенка.

V. Знакомство родителей с рекомендуемым режимом дня школьника

VI. Анализ памяток, предложенных родителям, по проблеме выполнения

школьником режима дня.



В раздел образования