Автор: Ильчук Алла Геннадьевна
Должность: учитель начальных классов
Учебное заведение: ГБОУ Школа №45 имени Л. И. Мильграма
Населённый пункт: город Москва
Наименование материала: методическая разработка
Тема: родительские собрания
Раздел: начальное образование
Собрание
Режим дня в жизни школьника
Хорошими людьми становятся больше от упражнений, чем от природы.
Демокрит
Задачи собрания:
1. Показать родителям необходимость соблюдения правил гигиены и выполнения
режима дня школьника.
2.
Убедить
родителей
в
необходимости
формирования
у
ребенка
привычки
выполнения режима дня.
Форма проведения: семинар-практикум.
Подготовительная работа к собранию:
1. Анкетирование учащихся класса.
- В котором часу ты встаешь утром?
- Тебя будят родители или ты просыпаешься сам?
- Ты встаешь охотно или с трудом?
- Какие процедуры входят в твой утренний туалет?
- Делаешь ли ты зарядку по утрам?
- Ты делаешь ее один или вместе с родителями?
- Как долго ты делаешь уроки?
- Ты выполняешь их сам или тебе помогают твои родители?
- Гуляешь ли ты на улице перед тем, как начать выполнять домашние задания?
- В котором часу ты идешь спать?
2. Анкетирование родителей учащихся класса. Анкета для родителей.
- Считаете ли вы необходимым условием успешности учебной деятельности вашего
ребенка выполнение им режима дня?
- Ваш ребенок встает сам или вы его будите?
- Он встает охотно или с трудом?
- Как вы на это реагируете?
- Занимаетесь ли вы закаливанием собственного ребенка?
- Делает ли ваш ребенок зарядку?
- Являетесь ли вы для него в этом примером?
- Позволяете ли вы своему ребенку увлекаться телевизором?
- Гуляет ли ваш ребенок достаточное время на свежем воздухе?
- Ваш ребенок делает уроки сам или вы ему помогаете?
- Как долго по времени делает уроки ваш ребенок?
- Каков ежедневный ритуал ухода ко сну вашего ребенка?
- Какие приемы вы используете для того, чтобы ребенок чувствовал себя здоровым и бодрым?
Примерный вариант режима
Время
Подъем
7.30
Зарядка, умывание, уборка постели
7.30-8.00
Завтрак
8.00-8.20
Дорога в школу ;
8.20-8.40
Занятия в школе
9.00-13.00
Прогулка на свежем воздухе
13.00-14.30
Обед, отдых, помощь по дому
14.30-16.00
Приготовление уроков
16.00-17.00
Свободное время
17.00-19.00
Ужин
19.00-19.30
Свободное время
19.30-20.30
Личная гигиена, подготовка ко сну
20.30-21.00
2. Разработка памяток для родителей по созданию условий ребенку для выполнения
режима дня.
Памятка для родителей №1.
Как сделать зарядку любимой привычкой ребенка.
Папы и мамы! Помните!
Дефицит
двигательной
активности
ребенка-первоклассника
составляет
40%
от
принятой
нормы.
Для
компенсации
потребности
в
движении
ребенок
должен
ежедневно активно двигаться не менее 2 часов.
Для того, чтобы зарядка стала для вашего ребенка необходимой привычкой, вы
должны неукоснительно выполнять следующие условия:
• Приучать своего ребенка к гимнастике с 2—3 лет.
•
Выполнять
зарядку
ежедневно,
несмотря
ни
на
какие
обстоятельства.
Их
можно
придумать много и разных.
• Превращать утреннюю зарядку в праздник бодрости и поднятия духа.
• Включать веселую и ритмичную музыку.
• Открывать окна и шторы для потока солнечного света и свежего воздуха.
• Выполнять зарядку вместе со своим ребенком.
• Выполнять зарядку в течение 10—20 минут.
• Включать в комплекс зарядки не более 8—10 упражнений.
• Подмечать и подчеркивать достижения своего ребенка в выполнении упражнений
комплекса зарядки.
• Менять упражнения, если они наскучили ребенку и придумывать вместе с ним новые
упражнения.
Памятка №2.
Как
проводить
оздоровительные
минутки
при
выполнении
домашних
заданий
первоклассником.
•
Оздоровительная
минутка
проводится
через
каждые
10-15
минут
выполнения
домашних заданий.
• Общая продолжительность оздоровительной минутки не более 3 минут.
•
Если
ребенок
выполнял
перед
этим
письменное
задание,
необхо димо
выполнить
упражнения для рук: сжимание и разжимание пальцев, потряхивание кистями и т. д.
• Очень полезны задания с одновременной, эмоциональной нагрузкой — для снятия
напряжения. Они могут быть такими:
А. «Моем руки» — энергичное потирание ладошкой о ладошку. Б. «Моем окна» —
попеременное, активное протирание воображаемого окна.
В. «Ловим бабочку» — воображаемая бабочка летает в комнате. Нужно ее поймать и
выпустить. При этом необходимо крепко сжимать и разжимать ладошку, совершая
хватательные движения.
• После длительного сидения ребенку необходимо делать потягивания, приседания,
повороты туловища в разные стороны.
• Если ваш ребенок двигательно малоактивен, не оставляйте это без внимания. Таким
детям необходим ваш личный пример.
• Позаботьтесь о том, чтобы в вашем доме был элементарный, спортивный инвентарь:
мяч, скакалка, обруч, гантели и т. д.
• Если вы сами в этот момент дома, делайте все упражнения вместе с ребенком. Только
тогда он поймет их важность и необходимость!
3. Упражнения при подготовке домашних заданий
Комплекс упражнений по предупреждению зрительного утомления во время выполнения
домашних заданий:
> Исходное положение — сидя, откинувшись на спинку стула, сделать глубокий вдох,
наклониться вперед к столу и сделать выдох. Повторить 5—6 раз.
> Исходное положение — сидя, откинувшись на спинку стула, прикрыть веки, крепко
зажмурить глаза, открыть глаза. Повторить 4 раза.
> Исходное положение — сидя, руки на пояс, повернуть голову вправо, посмотреть на
локоть
правой
руки;
повернуть
голову
влево,
посмотреть
на
локоть
левой
руки;
вернуться в исходное положение. Повторить 4—5 раз.
> Исходное положение — сидя, посмотреть прямо перед собой 2—3 секунды, поставить
палец правой руки по средней линии лица на расстоянии 15-20 см от глаз, перевести
взгляд на конец пальца и смотреть на него 3—5 секунд, затем опустить руку.
> Исходное положение — сидя, руки вперед, посмотреть на кончики пальцев, поднять
руки вверх (вдох), проследить глазами за руками, не поднимая головы, руки опустить
(выдох). Повторить 5— 6 раз.
> «Рисование картины». Найти в комнате какой-нибудь предмет и «нарисовать» его
глазами: обвести взглядом выбранный предмет по контуру с внутренней и внешней
стороны.
4. Мини-сочинение учащихся класса «Как я делаю уроки».
Вопросы для обсуждения на родительском собрании.
- Здоровье ребенка и школьные нагрузки.
- Особенности рационально организованного режима дня.
- Приемы сохранения психического и физического здоровья ребенка с помощью режима
дня.
Ход собрания
На плакате - статистика по теме собрания. Классный руководитель приводит цифры
статистики, тем самым подчеркивая актуальность выбранной темы для собрания.
Статистика актуальности темы.
• Лишь 20—25% первоклассников, переступающих ежегодно школьный порог, остаются
здоровыми после первого года обучения в школе.
• К концу первой четверти худеют 30% учащихся-первоклассников.
• 15% первоклассников жалуются на головные боли, усталость, сонливость, отсутствие
желания учиться.
•
Треть
учащихся-первоклассников
имеют
различные
нарушения
осанки,
которые
усугубляются в первый год обучения.
•
10%
детей,
поступающих
в
первый
класс,
имеют
нарушения
зрения
различной
тяжести.
• 20% детей входят в группу риска в связи со склонностью к близорукости.
• Лишь 24% первоклассников выдерживают ночной норматив сна.
• Ежедневно дети недосыпают от 1,5 часов до получаса.
I. Вступительное слово классного руководителя
Начало обучения ребенка в школе — это, в первую очередь, экзамен на зрелость той
семьи, в которой он растет и развивается. Если семья не готова к пониманию важности
этого этапа в жизни ребенка, со временем есть вероятность того, что ребенок войдет в
одну из статистических групп, приведенных на доске.
Отсутствие у родителей понимания проблемы, незнание своего ребенка, родительский
эгоизм и тщеславие, неумение и нежелание наладить контакт со своим ребенком ,
поддержать его в этот весьма непростой период жизни может привести к стрессам и
трагедиям всего периода обучения в школе.
Одной
из
причин,
которые
приводят
к
ухудшению
физического
здоровья
и
эмоционального состояния ребенка может быть несоблюдение режима дня школьника.
Некоторые родители крайне скептически относятся к самому понятию «режим». А зря.
Нельзя понимать соблюдение режима ребенком как некую догму.
Выполнение режима дня позволяет ребенку сохранять физическое и психическое
равновесие, что дает возможность соблюдения эмоционального равновесия. А ведь мы,
взрослые, прекрасно знаем, что именно этот возраст характеризуется эмоциональной
неустойчивостью,
которая
ведет
к
хронической
усталости
и
утомляемости.
Эти
постоянные
симптомы
приводят
к
снижению
работоспособности
ребенка.
Низкая
работоспособность характеризуется:
• снижением количества правильных ответов на уроке и дома после того, как ребенок
выучил материал урока;
• повышением количества ошибок наряду с хорошо выученным правилом;
• рассеянностью и невнимательностью ребенка, быстрой утомляемостью;
•
изменением
почерка
ребенка
в
связи
с
ухудшением
регуляции
физиологических
функций.
Безусловно, нельзя работать без утомления, но ведь задача семьи состоит в том,
чтобы предупредить переутомление и способствовать такой организации жизни
ребенка, которая позволит избежать влиянию утомления на его здоровье. Как это
организуют родители нашего класса?
II. Анализ анкет детей и родителей по проблеме собрания III. Анализ сочинений
учащихся «Как я делаю уроки»
IV. Родительские «НЕЛЬЗЯ» при соблюдении режима дня
Родители делятся на группы и разрабатывают запретительные законы для
родителей класса, которыми они должны руководствоваться при организации
выполнения ребенком режима дня. Родители работают в группах в течение 20 минут,
затем каждая группа выступает с докладом. На основе групповых запретов
составляется общий свод родительских «НЕЛЬЗЯ», который записывается в
родительский дневник.
НЕЛЬЗЯ:
• будить ребенка в последний момент перед уходом в школу, объясняя это себе и другим
большой любовью к нему.
• кормить ребенка перед школой и после нее сухой пищей, бутербродами, объясняя это
себе и другим, что ребенку такая еда нравится;
• требовать от • ребенка только отличных и хороших результатов в школе, если он к ним
не готов;
• сразу после школьных уроков выполнять домашние задания;
• лишать детей игр на свежем воздухе из-за плохих отметок в школе;
• заставлять ребенка спать днем после уроков и лишать его этого права;
• кричать на ребенка вообще и во время выполнения домашних заданий в частности;
• заставлять многократно переписывать в тетрадь из черновика;
• не делать оздоровительных пауз во время выполнения домашних заданий;
• ждать папу и маму, чтобы начать выполнять уроки;
• сидеть у телевизора и за компьютером более 40—45 минут в день;
• смотреть перед сном страшные фильмы и играть в шумные игры;
• ругать ребенка перед сном;
• не проявлять двигательную активность в свободное от уроков время;
• разговаривать с ребенком о его школьных проблемах зло и назидательно;
• не прощать ошибки и неудачи ребенка.
V. Знакомство родителей с рекомендуемым режимом дня школьника
VI. Анализ памяток, предложенных родителям, по проблеме выполнения
школьником режима дня.