Автор: Шевченко Маргарита Алексеевна
Должность: преподаватель теории музыки
Учебное заведение: МБОУ ДО "Козельская школа искусств"
Населённый пункт: город Козельск, Калужская область
Наименование материала: Методическая разработка
Тема: "Об искусстве вести урок в музыкальной школе"
Раздел: дополнительное образование
Реферат
на
тему
«
Об
искусстве
вести
урок
»
Подготовил
преподаватель
Козельской
школы
искусств
:
Шевченко
М
.
А
.
Козельск
, 2019
«
Есть
искусство
и
есть
творчество
», -
говорил
В
.
Немирович
-
Данченко
.
Это
противопоставление
не
случайно
.
Оно
закономерно
возникает
тогда
,
когда
речь
идет
не
о
внешних
,
а
о
глубинных
творческих
процессах
в
искусстве
.
Так
,
творческий
урок
музыки
становится
антитезой
другого
урока
,
в
котором
царит
ремесло
,
пусть
даже
самое
умелое
.
В
связи
с
этим
возникает
проблема
«
внешнего
»
и
«
внутреннего
»
в
искусстве
ведения
урока
музыки
.
Одно
дело
,
если
урок
–
это
лишь
привнесение
неких
новых
слуховых
добавлений
к
музыкальным
впечатлениям
школьников
.
Другое
дело
,
если
это
особенная
,
неповторимая
встреча
с
искусством
.
Проблема
«
внешнего
»
и
«
внутреннего
»
на
уроках
есть
,
по
сути
,
реальное
взаимоотношение
Музыки
как
искусства
и
Искусства
проведения
урока
.
Современный
опыт
ведения
урока
убедительно
показывает
,
что
учитель
может
быть
истинным
творцом
только
тогда
,
когда
ежеминутно
связывает
неразрывной
нитью
сыгранное
,
пропетое
или
высказанное
им
со
своим
внутренним
миром
,
со
своим
отношением
к
звучащему
,
со
своим
жизненным
опытом
.
Если
учитель
,
продумывая
урок
,
не
берет
в
качестве
«
материала
»
самого
себя
,
свои
чувства
,
мысли
,
опыт
,
то
как
ему
обрести
грань
между
внешним
–
холодным
,
равнодушным
,
и
внутренним
–
глубоко
пережитым
и
прочувствованным
?
Всякая
художественно
-
педагогическая
задача
,
идея
урока
должна
быть
органична
для
учителя
,
глубоко
им
пережита
и
,
самое
главное
,
отождествлена
со
своим
«
я
».
Этот
процесс
сложен
,
но
лишь
его
наличие
превращает
урок
в
настоящую
правду
искусства
.
Естественно
,
в
художественном
творчестве
ценно
только
то
,
что
подсказано
процессом
подлинного
переживания
,
и
только
тогда
может
возникнуть
искусство
.
Это
в
полной
мере
следует
отнести
к
педагогическому
процессу
на
уроке
.
Истинное
погружение
в
художественный
образ
,
его
постижение
тесно
связано
с
процессом
переживания
,
с
умением
пропустить
через
себя
,
с
ощущением
интонаций
музыкального
произведения
как
своих
собственных
.
Я
считаю
,
что
для
урока
искусства
психологическая
,
техническая
,
интеллектуальная
,
профессиональная
подготовка
недостаточны
.
Необходимо
подготовиться
к
уроку
еще
и
эмоционально
.
Особенно
важно
в
эмоциональной
стороне
профессионального
мастерства
учителя
музыки
умение
найти
верный
тон
урока
.
Термин
«
задать
тон
»
беседе
,
исполнению
издавна
бытует
в
искусстве
.
Это
понятие
связывается
с
эмоциональным
центром
творческого
процесса
.
Найти
верный
тон
,
который
присутствовал
бы
и
был
бы
своеобразным
в
каждом
уроке
, -
одна
из
сложнейших
задач
подготовки
учителя
в
настоящее
время
.
Соотношение
внешнего
и
внутреннего
в
искусстве
ведения
урока
может
успешно
решаться
через
формирование
у
учителя
актерского
мастерства
.
Если
идею
музыкального
произведения
сформулировать
в
нескольких
словах
и
в
таком
виде
сообщить
ее
ребенку
,
то
жизнь
идеи
на
этом
и
закончится
.
В
учениках
важно
возбудить
ощущение
идеи
,
но
для
этого
необходимы
средства
,
воздействующие
не
столько
на
разум
,
сколько
на
чувства
.
Актерское
мастерство
в
этом
отношении
обладает
богатейшими
возможностями
.
Для
учителя
музыки
чрезвычайно
важно
уметь
быть
выразительным
во
всех
своих
проявлениях
,
уметь
находить
адекватную
внешнюю
форму
выражения
переживаемых
им
чувств
,
эмоций
.
Поэтому
педагогу
необходимо
научиться
не
бояться
определять
словами
,
выразительными
движениями
,
мимикой
то
,
что
трудноуловимо
в
произведении
искусства
–
его
красоту
,
тончайшее
кружево
его
образов
.
При
этом
надо
постоянно
помнить
о
том
,
что
обойтись
одним
чувством
нельзя
,
необходимо
интеллектуально
,
технически
изучить
художественный
материал
.
Эмоциональное
начало
должно
органично
соединиться
в
мастерстве
учителя
музыки
с
аналитическими
способностями
.
Как
нельзя
дважды
войти
в
одну
реку
,
так
нельзя
провести
два
одинаковых
урока
.
На
творческий
поиск
,
импровизацию
побуждают
сами
учащиеся
,
разнообразие
индивидуальностей
.
По
сути
,
музыкальная
культура
может
быть
определена
как
созидание
через
творчество
,
и
созидание
,
прежде
всего
,
своего
внутреннего
мира
через
разнообразные
виды
художественной
деятельности
.
Творческое
начало
,
как
способность
создавать
свое
,
новое
,
оригинальное
,
лучшее
–
формируется
наиболее
активно
,
когда
музыкальная
деятельность
из
«
внешнего
предмета
»
творчества
переходить
во
внутреннее
состояние
(
рефлексию
)
и
становится
содержательным
выявлением
«
Я
».
Важно
,
что
в
творческом
музицировании
(
пении
,
игре
на
инструментах
,
дирижировании
,
пластическом
и
речевом
интонировании
,
размышлении
и
т
.
д
.)
учащийся
«
выплескивал
»
свое
состояние
,
субъективно
«
проживал
»
свое
настроение
в
музыке
,
а
не
выполнял
техническое
задание
учителя
.