Напоминание

"Об искусстве вести урок в музыкальной школе"


Автор: Шевченко Маргарита Алексеевна
Должность: преподаватель теории музыки
Учебное заведение: МБОУ ДО "Козельская школа искусств"
Населённый пункт: город Козельск, Калужская область
Наименование материала: Методическая разработка
Тема: "Об искусстве вести урок в музыкальной школе"
Раздел: дополнительное образование





Назад




Реферат

на

тему

«

Об

искусстве

вести

урок

»

Подготовил

преподаватель

Козельской

школы

искусств

:

Шевченко

М

.

А

.

Козельск

, 2019

«

Есть

искусство

и

есть

творчество

», -

говорил

В

.

Немирович

-

Данченко

.

Это

противопоставление

не

случайно

.

Оно

закономерно

возникает

тогда

,

когда

речь

идет

не

о

внешних

,

а

о

глубинных

творческих

процессах

в

искусстве

.

Так

,

творческий

урок

музыки

становится

антитезой

другого

урока

,

в

котором

царит

ремесло

,

пусть

даже

самое

умелое

.

В

связи

с

этим

возникает

проблема

«

внешнего

»

и

«

внутреннего

»

в

искусстве

ведения

урока

музыки

.

Одно

дело

,

если

урок

это

лишь

привнесение

неких

новых

слуховых

добавлений

к

музыкальным

впечатлениям

школьников

.

Другое

дело

,

если

это

особенная

,

неповторимая

встреча

с

искусством

.

Проблема

«

внешнего

»

и

«

внутреннего

»

на

уроках

есть

,

по

сути

,

реальное

взаимоотношение

Музыки

как

искусства

и

Искусства

проведения

урока

.

Современный

опыт

ведения

урока

убедительно

показывает

,

что

учитель

может

быть

истинным

творцом

только

тогда

,

когда

ежеминутно

связывает

неразрывной

нитью

сыгранное

,

пропетое

или

высказанное

им

со

своим

внутренним

миром

,

со

своим

отношением

к

звучащему

,

со

своим

жизненным

опытом

.

Если

учитель

,

продумывая

урок

,

не

берет

в

качестве

«

материала

»

самого

себя

,

свои

чувства

,

мысли

,

опыт

,

то

как

ему

обрести

грань

между

внешним

холодным

,

равнодушным

,

и

внутренним

глубоко

пережитым

и

прочувствованным

?

Всякая

художественно

-

педагогическая

задача

,

идея

урока

должна

быть

органична

для

учителя

,

глубоко

им

пережита

и

,

самое

главное

,

отождествлена

со

своим

«

я

».

Этот

процесс

сложен

,

но

лишь

его

наличие

превращает

урок

в

настоящую

правду

искусства

.

Естественно

,

в

художественном

творчестве

ценно

только

то

,

что

подсказано

процессом

подлинного

переживания

,

и

только

тогда

может

возникнуть

искусство

.

Это

в

полной

мере

следует

отнести

к

педагогическому

процессу

на

уроке

.

Истинное

погружение

в

художественный

образ

,

его

постижение

тесно

связано

с

процессом

переживания

,

с

умением

пропустить

через

себя

,

с

ощущением

интонаций

музыкального

произведения

как

своих

собственных

.

Я

считаю

,

что

для

урока

искусства

психологическая

,

техническая

,

интеллектуальная

,

профессиональная

подготовка

недостаточны

.

Необходимо

подготовиться

к

уроку

еще

и

эмоционально

.

Особенно

важно

в

эмоциональной

стороне

профессионального

мастерства

учителя

музыки

умение

найти

верный

тон

урока

.

Термин

«

задать

тон

»

беседе

,

исполнению

издавна

бытует

в

искусстве

.

Это

понятие

связывается

с

эмоциональным

центром

творческого

процесса

.

Найти

верный

тон

,

который

присутствовал

бы

и

был

бы

своеобразным

в

каждом

уроке

, -

одна

из

сложнейших

задач

подготовки

учителя

в

настоящее

время

.

Соотношение

внешнего

и

внутреннего

в

искусстве

ведения

урока

может

успешно

решаться

через

формирование

у

учителя

актерского

мастерства

.

Если

идею

музыкального

произведения

сформулировать

в

нескольких

словах

и

в

таком

виде

сообщить

ее

ребенку

,

то

жизнь

идеи

на

этом

и

закончится

.

В

учениках

важно

возбудить

ощущение

идеи

,

но

для

этого

необходимы

средства

,

воздействующие

не

столько

на

разум

,

сколько

на

чувства

.

Актерское

мастерство

в

этом

отношении

обладает

богатейшими

возможностями

.

Для

учителя

музыки

чрезвычайно

важно

уметь

быть

выразительным

во

всех

своих

проявлениях

,

уметь

находить

адекватную

внешнюю

форму

выражения

переживаемых

им

чувств

,

эмоций

.

Поэтому

педагогу

необходимо

научиться

не

бояться

определять

словами

,

выразительными

движениями

,

мимикой

то

,

что

трудноуловимо

в

произведении

искусства

его

красоту

,

тончайшее

кружево

его

образов

.

При

этом

надо

постоянно

помнить

о

том

,

что

обойтись

одним

чувством

нельзя

,

необходимо

интеллектуально

,

технически

изучить

художественный

материал

.

Эмоциональное

начало

должно

органично

соединиться

в

мастерстве

учителя

музыки

с

аналитическими

способностями

.

Как

нельзя

дважды

войти

в

одну

реку

,

так

нельзя

провести

два

одинаковых

урока

.

На

творческий

поиск

,

импровизацию

побуждают

сами

учащиеся

,

разнообразие

индивидуальностей

.

По

сути

,

музыкальная

культура

может

быть

определена

как

созидание

через

творчество

,

и

созидание

,

прежде

всего

,

своего

внутреннего

мира

через

разнообразные

виды

художественной

деятельности

.

Творческое

начало

,

как

способность

создавать

свое

,

новое

,

оригинальное

,

лучшее

формируется

наиболее

активно

,

когда

музыкальная

деятельность

из

«

внешнего

предмета

»

творчества

переходить

во

внутреннее

состояние

(

рефлексию

)

и

становится

содержательным

выявлением

«

Я

».

Важно

,

что

в

творческом

музицировании

(

пении

,

игре

на

инструментах

,

дирижировании

,

пластическом

и

речевом

интонировании

,

размышлении

и

т

.

д

.)

учащийся

«

выплескивал

»

свое

состояние

,

субъективно

«

проживал

»

свое

настроение

в

музыке

,

а

не

выполнял

техническое

задание

учителя

.



В раздел образования