Напоминание

Система подготовки к ГИА по русскому языку


Автор: Бленегапце Марина Рашидовна
Должность: учитель русского языка и литературы
Учебное заведение: Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа № 1 имени Ю.К.Намитокова» а. Понежукая
Населённый пункт: Теучежского района Республики Адыгея
Наименование материала: Статья
Тема: Система подготовки к ГИА по русскому языку
Раздел: среднее образование





Назад




Система подготовки к ГИА по русскому языку

(из опыта работы)

М.Р. Бленегапце, учитель русского языка и литературы

«Единственный путь, ведущий к знанию - деятельность».

Бернард Шоу

Как качественно подготовить учащихся к ГИА и получить достойный результат?

Наверное,

этот

вопрос

волнует

многих

учителей

филологов,

и

я

не

являюсь

исключением. Изучив опыт передовых педагогов, используя в практике

различные

учебные

пособия,

я

попыталась

выбрать

для

себя

наиболее

рациональный

путь

подготовки к ГИА, который бы работал и на ученика, и на учителя.

Диагностика

Использованная мною технология педагогического мониторинга при подготовке

учащихся к ГИА позволяет оценить уровень знаний, умений и навыков по предмету

как отдельного ученика, так и класса в целом, а затем спланировать учебный процесс

на достижение конкретного результата для каждого конкретного ученика. На основании

выявленных уровней знаний по предмету выстраивается индивидуальная траектория

занятий

с

учащимися

по

подготовке

к

экзамену.

Таким

образом,

осуществляется

дифференцированный подход к учащимся.

Тестирование уровней подготовленности учащихся включает в себя:

- диагностическое;

- оперативное (во время урока);

- контрольное (по завершению четверти);

- итоговое тестирование (в конце учебного года).

Большое внимание уделяю диагностическому тестированию. Диагностический

тест обычно

соотнесён по формату и содержанию с контрольно-измерительными

материалами.

Учащиеся

получают

реальную

наглядную

картину

уровня

подготовленности к экзамену.

После

каждого

диагностирующего

теста

провожу

анализ

ошибок,

который

помогает выявить пробелы в знаниях учащихся и скорректировать дальнейшую работу.

Диагностическая

работа

позволяет

смоделировать

«ситуацию

успеха»,

когда

ученик, основываясь на положительной

динамике знаний по предмету, получает

дополнительный импульс в процессе подготовки к экзамену.

Механизмы отработки выполнения заданий

Учебно-тренировочный процесс по подготовке к ГИА начинается с основной

школы и построен на повторении основных разделов школьного курса русского языка с

помощью

составления

алгоритмов

и

схем,

что

способствует

формированию

у

учащихся

сознательного

усвоения

материала.

Ценность

такой

формы

подачи

изучаемого в том, что в тетрадях у учащихся остается лаконичная запись в виде схемы,

например:

в– из–

на– – о до– – а

за– с–

При одном взгляде на эту схему учащийся сразу вспомнит существо правила и

сделает вывод: в наречиях с приставками в–, на–, за– на конце пишется о (влево,

начисто);

в

наречиях

с

приставками из–,

до–,

с– на

конце

пишется а (издалека,

досыта).

Правило правописания числительных можно целиком изобразить графически.

Например:

Благодаря чертежу учащиеся запоминают простое правило: в числительных до 40

мягкий знак пишется в конце слова, а после 40 – в середине.

При изучении правописания личных окончаний глаголов я использую алгоритм

(на интерактивной доске он может быть заранее подготовлен и может раскрываться

дозированными частями), как одно из средств обучения, обеспечивающих прочность

знаний, умений и навыков:

I. Если глагол имеет безударное личное окончание, поставьте его в инфинитив и

определите, оканчивается ли он на –ить

ДА НЕТ

пишем окончание II спр. II. Входит ли глагол в число 11

(искл.: брить, стелить) глаголов-исключений на –ать,

–еть (гнать, держать, смот-реть, видеть, слышать, ды-шать, ненавидеть,

обидеть, вертеть, зависеть, терпеть)

ДА НЕТ

пишем окон- пишем окон-

чание II спр. чание I спр.

Изготовление таких простейших средств наглядности, использование их дает

возможность легче усвоить объясняемое правило. Учащиеся на уроке не остаются

пассивными слушателями, а трудятся, думают и чувствуют себя участниками открытия

изучаемого правила. Это обеспечивает устойчивость усвоения материала.

Алгоритмы,

которые

составляем

вместе,

позволяют

ученикам

оперативно

повторить теоретические вопросы. А дальше – практическая отработка выполнения

заданий через тематические и комплексные тесты.

Несколько

тестов

прорабатываем

вместе

с

учащимися,

затем

идёт

самостоятельная работа, в ходе которой каждый ученик получает индивидуальный тест.

Он может задать вопросы учителю, если что-то непонятно при выполнении работы.

Конечно,

на

учителя

ложится

большая

нагрузка,

так

как

необходимо

подойти

к

каждому ученику, проверить, как он выполнил тест, а если допущена ошибка, дать

возможность исправить и объяснить.

Приёмы и методы подготовки написания сочинения по прочитанному тексту

Опыт участия в ЕГЭ показал, что наибольшие затруднения у старшеклассников

вызывает выполнение задания творческого характера, а именно, написание сочинения

по прочитанному тексту. Для отработки этой сложной части экзамена мною разработан

элективный

курс

«Речеведение:

практикум»,

который

включает

в

себя

разделы:

«Разноаспектный анализ текста» и «Написание сочинения- рассуждения».

Чтобы успешно справиться с заданием ученик должен чётко знать, что от него

требуется. Поэтому вместе, читая задание, прописываем структуру сочинения:

вступление;

формулировка одной из проблем;

комментарии к выбранной проблеме;

сформулированная позиция автора;

выражение своего согласия/несогласия с позицией автора;

заключение

Затем рассматриваем каждую часть.

Часто, даже после анализа содержательной части текста, учащиеся задают

вопрос:

«Как

начать

сочинение?».

Поэтому,

чтобы

избежать

примитивизма

и

безликости вступительной части сочинения, знакомлю старшеклассников со способами

моделирования вступления:

1.

Вопросно-ответное единство

Что такое красота? Наверное, это – одно из самых загадочных понятий в

истории культуры. Над этой загадкой бились многие поколения людей. Художники,

скульпторы, поэты стремились постичь тайну гармонии. О том, что такое красота

и

какова

её

роль

в

жизни

человека,

заставляют

задуматься

высказывания

В.

Сухомлинского.

2. Цепочка вопросительных предложений

Что такое талант? Как должен жить человек, чтобы не растратить свой

дар? Такие вопросы невольно возникают после чтения текста Ю.Бондарева.

3. Назывное предложение

Марина Цветаева. Это имя дорого каждому, кто ценит настоящую поэзию. Мне

кажется, трудно найти такого человека, которого стихи Цветаевой оставили бы

равнодушным. Литературовед Тагер Л.Б. – один из тех, кому посчастливилось знать

Марину Цветаеву лично. В своих воспоминаниях он стремиться раскрыть внутренний

мир этого удивительного поэта.

4. Риторический вопрос

Кто из нас не слышал о том, что в споре рождается истина? Вы наверняка

сталкивались с «заядлыми спорщиками», которые готовы спорить до хрипоты из-за

любой мелочи. Конечно, есть различные способы ведения спора, их и рассматривает в

тексте Л.Павлова.

Практика показывает, что комментарии к сформулированной проблеме остаётся

сложным

видом

работы

для

выпускников.

Часто

он

заменяется

пересказом

или

рассуждением на близкую тему. Поэтому учащимся рассказываю о видах комментария.

На примере текста Т. Щегловой показываю, как можно применить текстуальный

(1) и концепционный (2) комментарий. Фрагмент 1.

Аспекты проблемы

Комментарий

Александра Петровна ради счастья

любимой дочери в сорок лет взяла на

себя бремя материнства.

Автор объясняет, почему бабушка

заменила

рассказчице родную мать:

жизненные

обстоятельства

не

позволили

Зиночке заниматься дочерью.

Рассказчица

с

детства

считала

б а бу ш к у

м а т е р ь ю ,

п о э т о м у

е й

непонятны

были

страдания

родной

матери.

Т.Щеглова

также позволяет читателю

увидеть

и

трагедию

родной

мат е р и ,

оказавшейся

не

в

состоянии

воспитывать

девочку, и позднее раскаяние рассказчицы,

так

и

не

назвавшей

мамой

родившую

её

женщину.

Фрагмент 2: говорим об актуальности проблемы

Проблема морально-этическая; нравственная.

Актуальная (почему?)

потому что дает возможность понять:

Что значит быть Матерью?

Почему материнство - это не только инстинкт, но жертвенная любовь, и

обмен отношениями?

Как овладеть искусством стать настоящей Матерью?

потому что

заставляет задуматься об ответственности быть матерью;

позволяет увидеть один из вариантов истинного материнства;

понять,

что

с рождением

ребенка

мать

принимает

на

себя

массу

проблем

и обязательств;

помогает убедиться, что только в тесном взаимодействии возникает духовное

единение матери и ребенка и т.п.

Тренинг

Для

отработки

теоретического

материала

на

практике

использую

следующие

тренировочные упражнения:

- создание сочинения текста по схеме:

Вступление

Проблема

Комментарии

к

проблеме

Позиция автора

Выражение своего

согласия/несогласия

с

позицией автора

Заключение

- моделирование вступления;

- редактированию собственных текстов;

- написание мини-сочинений;

- анализ сочинения – рассуждения в соответствии с принятыми критериями и

внесенными изменениями.

Рекомендации для учащихся при подготовке к сочинению

Сочинение — форма самостоятельной письменной работы, которой необхо-

димо

овладеть,

чётко

понимая

особенности

этой

формы,

представляя

требования,

которые предъявляют к сочинению.

Научиться

этому

вполне

в

ваших

силах

при

соблюдении

определённых

условий:

Первое из них — хорошее знание литературных текстов, предложенных

црограммой. Опыт показывает, что распространённое представление о том, что для

успешного написания сочинения достаточно овладеть некоей универсальной схемой

или запастись набором детально разработанных планов сочинений, несостоятельно.

Без знания художественных текстов, особенностей творческого пути писателя, реалий

эпохи, в которую создавалось произведение и которую оно отражало, верно, полно,

логично раскрыть тему невозможно.

Второе условие. В работе над сочинением вам, несомненно, пригодятся

знания

теоретико-литературных

понятий.

Повторить

этот

материал

можно

по

справочным изданиям различного типа: «Словарь литературоведческих терминов»,

энциклопедический

словарь

«Юному

филологу»,

энциклопедический

словарь

«Литературоведение».

Овладев этими теоретическими знаниями, вы будете более уверенно чув-

ствовать себя в анализе и проблематики, и системы персонажей, и авторской позиции, и

особенностей сюжетно-композиционного строя произведения.

Общие рекомендации.

Сочинение по литературе — это показатель вашего интеллектуального раз-

вития, вашего эстетического вкуса. Это — итоговый вид работы, результат всего того,

чего вы, изучая художественное произведение, достигли. Сочинение свидетельствует о

знании

текста

художественного

произведения,

о

котором

вы

пишете,

умении

его

анализировать, зрелости ваших суждений, широте кругозора. Самостоятельная работа с

текстом

произведения

и

критической

литературой

обеспечивает

проникновение

в

авторский замысел, постижение объективного смысла произведения.

Содержание сочинения должно точно соответствовать выбранной теме, быть

основано на знании текста.

В сочинении вы должны показать строгое и точное знание литературоведче-

ской терминологии, которую вы используете. Если приводите термин, не имеющий в

науке однозначного определения (например, символ), следует специально оговорить,

что вы под ним понимаете.

В сочинении не должно быть фактических ошибок: нельзя путать и изменять

имена персонажей, нельзя путать события, их время и место, художественные детали и

подробности, недопустимы ошибки в цитировании, в датировке и т. д.

Содержание сочинения должно иметь строго упорядоченную и хорошо про-

слеживаемую

логику.

Обязательно

должны

сохраняться

основные

элементы

ком-

позиции сочинения: вступление («вход в тему»), основная часть (главные мысли и их

доказательство), заключение (итоги по теме, выводы, «выход» из темы).

Все ваши мысли (идеи, тезисы, положения и т. д.) должны быть доказаны.

Единственным аргументом является художественный текст. Ссылки на черно вики,

варианты

произведений,

дневники

писателей,

мемуарную

литературу,

а

также

на

литературоведческие труды и критику считаются сопутствующим материалом.

Цитаты

должны

быть

абсолютно

точными

и

правильно

оформленными.

Стиль сочинения должен быть единым. Необходимо придерживаться соответствия

стиля и содержания сочинения.

Избегайте фамильярности в отношении авторов, о которых идёт речь: вы

пишете не о ваших соседях по лестничной клетке, а об авторах художественных

произведений, и соблюдение читательской этики здесь обязательно!

Наличие эпиграфа не является обязательным требованием к сочинению.

Композиция сочинения

Вступление;

основная часть;

заключение.

Отсутствие в сочинении одного из элементов композиции рассматривается

как ошибка и учитывается при выставлении оценки. Композиция сочинения должна

быть продуманной и чёткой. Все основные мысли в сочинении необходимо тщательно

обосновывать, анализируя текст литературных произведений.

Эпиграф — это изречение (или краткая цитата) перед сочинением, характе-

ризующее

основную

идею

произведения.

Эпиграф

в

сочинении

возможен,

но

не

обязателен.

Вступление вводит в тему, даёт предварительные, общие сведения о той

проблеме, которая стоит за предложенной темой.

Во вступлении может:

содержаться ответ на заданный по теме вопрос;

быть

представлено

ваше

мнение,

если

в

названии

темы

есть

к

нему

отсылка («Как вы понимаете смысл названия...»);

содержаться факт из биографии автора или характеризоваться историче-

ский период, если эти сведения имеют важное значение для последующего анализа

текста;

быть

сформулировано

ваше

понимание

литературоведческих

терминов,

если они использованы в названии темы («Тема судьбы...», «Образ героя...»).

Вступление нужно, если оно подготавливает читателя к восприятию

основ¬ной части. Если вступление такой функции не выполняет, лучше обойтись без

него.

Механически

привязанное

к

главной

части,

оно

нарушает

композиционно-

логическую стройность.

В традиционных вступительных частях пишущий рассказывает об эпохе,

когда было написано произведение, или даёт краткую характеристику проблематики

творчества писателя, поэта, определяя место в нём анализируемого произведения.

Часто во вступлении излагаются взгляды пишущего сочинение по проблеме, которая

стоит

в

центре

рассматриваемого

произведения.

Интересны

нетрадиционные,

нестандартные вступления, когда для зачина берут какой-либо факт из жизни или

творчества писателя и, отталкиваясь от него, освещают тему сочинения.

Основная

часть сочинения

представляет

собой

анализ

литературного

произведения в соответствии с заданной темой.

В основной части следует избегать:

пересказа литературного произведения;

изложения сведений, не имеющих прямого отношения к теме.

В основной части необходимо продемонстрировать знание литературного

материала, умение логично, аргументированно и стилистически грамотно излагать свои

мысли.

Основная часть — это проверка того, насколько правильно понята тема.

Задача заключения — подвести итог, обобщить сказанное, завершить текст,

ещё раз обратив внимание на самое главное.

Заключительная часть должна быть:

короткой, но ёмкой;

органически связанной с предыдущим изложением.

В заключении может быть выражено личное отношение пишущего к про -

изведению,

его

героям,

проблеме.

Оно

должно

быть

изложено

корректно,

без

чрезмерных восторженных оценок, иметь чётко выраженный определённый смысл и

должно

быть

подготовлено

материалом

основной

части.

Ясный,

строго

соответствующий

теме

последний

абзац

сочинения

в

состоянии

скрасить

многие

недостатки. Незаконченное сочинение не более привлекательно, чем недопечённый

пирог.

Основная часть должна быть более развёрнутой и составлять 3/4 всего

сочинения, а вступление и заключение соответственно — 1/4 части сочинения.

Этапы работы над сочинением

Итак, написать сочинение — это значит передать в систематизированном

виде

ряд

мыслей

и

фактов,

изложенных

под

определённым

углом

зрения,

с

мо-

тивированным объяснением точки зрения автора.

I.

Обдумывание

и

уяснение

темы,

определение

её

границ,

выявление

её

содержания

Если вы не будете следовать этому требованию, ваше сочинение может быть

написано не на тему, «мимо» темы, «по поводу» темы и т. п. Вы должны понимать, к

чему

обязывает

вас

каждое

слово

в

формулировке

темы.

Ответ

на

вопрос,

поставленный темой, будет правильным и исчерпывающим лишь тогда, когда чётко

осознан и выявлен весь круг проблем, содержащихся в теме. Определив круг проблем,

мы наметили основные вехи, по которым должно пойти раскрытие темы, то есть

сделали набросок плана сочинения.

II.

Формулировка основной мысли (идеи) сочинения

Вы должны поставить перед собой вопрос: «Что я хочу сказать своей рабо-

той, к каким выводам я должен прийти, раскрывая тему?» Основная мысль (идея)

сочинения формулируется в виде тезиса — чётко и ясно. Этот тезис пред ставляет собой

прямой ответ на вопрос темы.

III.

Подбор аргументов для доказательства основной мысли (тезиса)

сочинения и расположение их в определённом порядке для обоснования тезиса

Форма доказательства может быть дедуктивной, когда сначала высказывают

тезис

(общая

мысль),

потом

называют

частные

мысли

(аргументы),

развива ющие

общую мысль, то есть от общей мысли идут к частным, или индуктивной, при которой

сначала называют частные мысли, затем ту общую, которая ими подтверждается.

Обычно на экзаменах предлагают темы, допускающие дедуктивный путь их раскрытия.

От определения тезиса пишущий сочинение переходит к аргументам, обосно-

вывающим его. Появляется рабочая запись (аргументы в определённом порядке).

IV.

Подбор фактического и цитатного материала

Рекомендуем вам выучивать наизусть наиболее подходящие цитаты для под-

тверждения высказанных текстов. Это в первую очередь относится к стихотворным

отрывкам.

Что

касается

отрывков

из

произведений

художественной

прозы

или

литературно-критических статей, которые труднее выучить наизусть, то их можно

передать своими словами, разумеется, не заключая в кавычки. В противном случае

неточное цитирование может считаться фактической ошибкой.

Как писать сочинение

Приступая к работе над сочинением, нужно помнить, что главное — не то -

ропиться. Основной недостаток многих письменных работ состоит в непонимании

содержания текста, что является следствием невнимательного, поверхностного чтения.

Это затрудняет и возможность выделить затрагиваемую автором проблему, поэтому во

время работы с художественным текстом нужно вникнуть в его содержание, а затем

попробовать выписать вопросы, которые волнуют писателя.

Для того чтобы выстроить логическую цепочку, обязательно нужен план

сочинения. Он будет являться фундаментом вашего сочинения. Формулируем основные

мысли, определяем содержание и последовательность написания. Опираясь на план, вы

будете делить текст сочинения на абзацы.

Постоянно сверяйте свой текст с заголовком сочинения и отправной точкой своего

текста — содержанием вступления. Это поможет вам не отступать от темы сочинения.

Раскрывайте тему в соответствии с составленным планом. С помощью языковых

средств выражайте логические отношения

Формулируя

тезис

для

каждой

микротемы,

опирайтесь

на

основную

мысль

сочинения, его идею, сформулированную во вступлении.

Во избежание языковых повторов подбирайте синонимы и описательные обо-

роты. Следите за употреблением местоимений при цепной связи предложений.

Одним

из

способов

аргументации

является

цитирование.

Соблюдайте

пунк -

туационные правила при цитировании.

Работайте с черновиком! Это поможет вам скорректировать план сочинения,

организовать редактирование текста, исправить ошибки.

Если вы не уверены в правильной постановке знаков препинания, перепишите

предложение.

Слово,

правильность

написание

которого

у

вас

вызывает

сомнение,

можно

заменить

синонимом.

Исправления

в

сочинении

допустимы

и

за

ошибку

считаться

не

будут.

Проверяют

только

чистовой

вариант,

поэтому

с

черновика

переписывайте предельно внимательно.

Рекомендации по оформлению черновика

1.

Оставляйте

просвет

между

строками

в

черновике:

это

даст

вам

возможность

в

процессе

редактирования

вставлять

слова,

словосочетания

и

даже

предложения.

2.

Пишите текст на одной стороне листа: при редактировании вам может

понадобиться вставить не слово и даже предложение, а довольно значительный кусок

текста. Тогда в том месте, где вы хотите сделать вставку, поставьте какой-нибудь

условный

знак,

а

на

оборотной

(чистой)

стороне

под

тем

же

условным

знаком

напишите вставку.

3.

Оставляйте хотя бы небольшие поля. Во время правки при первом чтении

бывает, что вы видите необходимость исправления той или иной фразы, но как её

исправить, пока ещё не ясно. Сделайте пометку на полях, и вы сможете вернуться к

этой фразе и исправить её.

4.

Соблюдайте

абзацы.

На

границе

частей

сочинения,

соответствующих

новым пунктам плана, пропускайте ещё и дополнительно пустую строчку.

5.

При редактировании постарайтесь избавиться от слишком длинных фраз.

Во время написания текста могут появиться тяжеловесные предложения. В процессе

редактирования можно спокойно обдумать, как из одной длинной фразы сделать две

покороче или вообще убрать кое-какие слова, оказавшиеся лишними.

6.

Переделка фраз, зачёркивание одних, вставка других и вообще любые из-

менения в тексте могут привести к тому, что должна быть изменена форма слова, но по

невнимательности

ученик

забывает

это

сделать

сразу.

В

результате

нарушаются

грамматические законы связи слов и появляются грамматические ошибки. Чтобы их

избежать,

помните,

что

после

любого

изменения

в

тексте

надо

медленно

и

выразительно, желательно вслух (шёпотом!), прочесть весь кусок текста, в котором

проделаны изменения. Все грамматические сдвиги вы сможете уловить и исправить.

Анализ стихотворения.

Восприятие лирики читателем предельно субъективно, глубокий же анализ

стихотворения сродни искусству. Не случайно М, И. Цветаева, говоря о беззащитности

художественного слова, замечает: «Меня нужно понять — либо меня нет». Каждое

стихотворение

по-своему

уникально:

в

одном

случае

размер

стиха

имеет

со -

держательный смысл, в другом — лирический сюжет свёрнут настолько, что почти

полностью уходит в подтекст стихотворения. Главные задачи поэта в конкретном

стихотворении могут быть самыми разными: передача внутреннего состояния героя,

воплощение в образной форме философской мысли, создание музыки стиха.

Задача формирования читательской культуры предполагает знание о наи-

более

общих

возможных

аспектах

анализа

стихотворения,

умение

его

интер-

претировать.

Предложенная

в

схеме

последовательность

анализа

стихотворения

условна, хотя и обладает определённой логикой, сложившейся в практике анализа.

Создание

свободного

жанре

эссе)

комментария

стихотворения

или

строго

исследовательского текста о нём можно начинать с любого из предложенных в схеме

направлений анализа. При этом отправной пункт анализа, как и логику дальнейших

рассуждений, следует искать в самом художественном тексте.

Последовательность анализа стихотворения

1.

Историко-биографический материал. Глубокое понимание стихотворения

порой требует знания времени его написания, истории публикации, фактов биографии

автора, которые связаны с лирическим сюжетом или имеют отношение к истории

создания стихотворения.

2.Место стихотворения в творчестве поэта. При определении места стихо-

творения в творчестве автора требуется отнести произведение к тому или иному

периоду творчества поэта, понять контекст, в котором оно создавалось, что невозможно

без знания творческого пути поэта хотя бы в общих чертах. При анализе произведения

важно выявить, насколько характерно стихотворение для творчества поэта или в какой

мере оно нетипично для его поэтической манеры.

3.

Ведущая

тема. Темы составляют основу любого произведения

(в том числе и лирического). Существует тематическая классификация лирики, которая

в

наиболее

общем

виде

обозначает

традиционные

для

лирики

темы: интимная

(любовная)

лирика, пейзажная

ли ри ка ,

л и р и к а дружбы,

гражданская и

патриотическая лирика, философская (медитативная) лирика, тема поэта и поэзии.

Выделение этих групп в большой степени условно, однако позволяет начать разговор о

стихотворении, то есть может служить отправной точкой анализа произведения. Как

правило, в стихотворении можно выделить ведущую (или основную) тему. При её

определении

следует

ориентироваться

на

тематическую

классификацию

стихотворений, соотнося её с вечными для поэзии темами любви, красоты, смерти,

рока и др. Однако важно помнить, что поэтический текст представляет собой сложное

сплетение тем и мотивов.

4.

Лирический сюжет. Сюжет всегда связан с каким-то событием.

Воспоминание или случайная встреча, сюжетная сценка или созерцание природы,

жизненные

перипетии

или

посетившая

поэта

мысль

становятся

импульсом

к

лирическому

переживанию,

порождают

особое

эмоциональное

состояние

героя.

Наличие

в

стихотворении

развёрнутого

сюжета

переводит

произведен и е

в

лироэпический жанр.

5.

Проблемы.

Проблематика

стихотворения

о п р е д е л я е т с я

постановкой

вопросов

в

тексте

или

подтексте

произведения.

Проблематика

стихотворного

произведения

не

имеет

принципиального

отличия

от

проблематики

других родов литературы: поэты задаются этическими и социальными вопросами, дают

свой отклик на вечные философские проблемы.

6.

Композиция. Деление стихотворения на смысловые части позволяет

проследить развитие темы, увидеть смену настроения, вычленить поэтическую мысль,

отметить композиционную стройность стихотворения, гармоничную соотнесённость

всех его частей. В ряде случаев деление на смысловые части невозможно в силу особой

содержательной

цельности

стихотворения

или

его

миниатюрности.

Принцип

композиционного членения подскажут строфы.

7.

Лирический герой. Содержание и границы понятия «лирический

герой» ’спорны, но понятие это необходимо, так как оно ведёт к постижению образа

поэта. При анализе стихотворения необходимо учитывать проблему соотнесённости

лирического героя и автора. Эти отношения могут быть различными. Лирический герой

может выступать поэтическим двойником автора. В этом случае можно говорить о

лирическом «я» как о способе раскрытия авторского сознания. Иногда в стихотворении

мир предстаёт сквозь призму вымышленного « я » . Речь идёт не о лирическом герое, а о

лирическом субъекте, который порождён авторской фантазией и является способом

раскрытия чужого сознания. Таковы многие стихотворения А. А. Ахматовой.

8.

Преобладающее

настроение,

его

изменение.

В

стихотворении

конкретный план может совмещаться с символическим и аллегорическим, но главным

для

лирического

рода

литературы

является

эмоциональное

содержание,

которое

связано

с

переживаниями

лирического

героя.

Восприятие

поэтического

текста

предполагает подключение к настроению, которым проникнуто произведение, умение

чувствовать переливы душевных состояний героя, объяснять их мотивы.

9.

Жанр. Основным жанром лирики является лирическое стихотворение. По-

нятие

«стихотворение»

стало

универсальным

и

обозначает

произведение

,любого

жанра лирики. Однако в ряде случаев поэты предпочитают конкретизировать жанр

своих стихотворений.

10.

Лексика.

Анализ

лексики

стихотворения

поможет

проникнуть

в

своеобразие поэтического языка конкретного текста и раскрыть особенности поэтиче -

ской

манеры

художника.

Следует

помнить,

что

слово

в

стихотворении

всегда

приобретает дополнительный смысл, особую эмоциональную окраску

Таким образом, подготовка к обязательному и неизбежному экзамену по русскому языку

должна осуществляться планомерно, лучше, если ребята, ещё пятиклассники, уже начнут

знакомиться с системой тестирования, постепенно привыкнут к анализу текста, научатся

владеть

языком

сочинения-рассуждения.

Важно

и

умение

пересказывать

текст,

и

интерпретация

его,

и

собственные

размышления,

возникшие

на

основе

прочитанного.

Умение

создавать

новый,

авторский,

оригинальный

текст

это

и

есть

конечная

цель

обучения языку. Ведь это не только подготовка к грядущим испытаниям, но и развитие

образного и логического мышления.

64

.

65



В раздел образования