Автор: Богданова Екатерина Андреевна
Должность: учитель физической культуры
Учебное заведение: "Алексеевская гимназия г.Благовещенска
Населённый пункт: Амурская область г. Благовещенск
Наименование материала: СТАТЬЯ
Тема: ИССЛЕДОВАНИЕ МОТИВАЦИИ ШКОЛЬНИКОВ К ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЕ В ШКОЛЕ
Раздел: среднее образование
ИССЛЕДОВАНИЕ МОТИВАЦИИ ШКОЛЬНИКОВ К ФИЗИЧЕСКОЙ
КУЛЬТУРЕ В ГИМНАЗИИ
Е.А. БОГДАНОВА
«Алексеевская гимназия г. Благовещенск»
Нынешние школьники ведут малоактивный образ жизни, сталкиваясь с
чередом тяжелых задач, вызванных школьными нагрузками, высокой
перегруженностью рабочего дня, а так же часто отношении со сверстниками.
Это приводит к значительному снижению уровня мотивации, а нередко и к ее
полному отсутствию к занятиям физической культурой, что как следствие
приводит к понижению уровня здоровья, умственной, а так же физической
работоспособности. Исходя из вышесказанного, серьезное значение
приобретает формирование правильной мотивационной заинтересованности в
активном образе жизни. Такими побуждающими факторами могут являться
являются личные интересы, цели, идеалы, ценностные ориентации.
Интерес играет первоочередную роль в осуществлении какой-нибудь
деятельности человека: он является одним из существенных стимулов к
приобретению знаний, расширению кругозора повышению познавательной
активности человека. Интерес порождает особенно сильную и относительно
длительную направленность внимания человека на удовлетворение своих
потребностей, независимо от того, это материальные потребности в
деятельности, или в общении с другими людьми, или духовные потребности, то
есть интересы выступают как осознанная необходимость реализации
потребностей.
Весомое условие для формирования заинтересованности учебной
деятельностью – возможность школьникам показать себя, проявить свою
инициативу. Чем динамичней методы обучения, тем проще заинтересовать
школьников. Преодоление трудностей учебно-тренировочной деятельности –
важное условие возникновения интереса к ней. Однако трудности учебного
материала приводят к повышению интереса только в случае, когда эта
трудность посильна, и ее можно преодолеть. В противном случае интерес
быстро спадает. Важнейшими условиями возникновения интереса выступают
новизна учебного материала и положительная психологическая атмосфера в
учебном классе. Результаты анкетирования свидетельствуют, что уровень
интереса к физической культуре у школьников «Алексеевской гимназии» на
невысоком уровне (табл. 1).
Результаты, предоставленные в таблице, показывают, что только 9.4 –
22.3% школьников имеют высокий уровень заинтересованности. Самая
многочисленная группа школьников имеет средний или выше среднего интерес
к физической культуре.
Уровень интереса к физической культуре у девочек в целом ниже, чем у
мальчиков. Например, 22.3% школьников – мальчиков пятого класса, имеют
высокий интерес к физическому воспитанию, 17.8% – выше среднего, 29.4% -
средний, 16% - ниже среднего, 5.7% низкий. В свою очередь, у школьниц
-девочек эти показатели ниже и соответственно составляют 17.3%, 22.1%,
28.9%, 19.2%, 3.9%.
Таблица 1
Необходимо отметить, что у значительной части школьников интерес к
физической культуре отсутствует или сформировалось даже отрицательное
отношение. Анализ результатов исследования свидетельствует, что с возрастом
интерес у школьников к физ. культуре снижается.
Важно знать, что интерес к физическому воспитанию еще не определяет
поведение школьников, поэтому необходимо обозначить интерес к конкретной
деятельности, в частности, на занятиях физическими упражнениями.
Результаты исследования свидетельствуют, что значительная часть школьников
посещают занятия с использованием физических упражнений без желания (в
среднем 12-17%). У мальчиков этот показатель на 2 - 4% ниже, чем у девочек.
Уровень интереса школьников к физической культуре преимущественно
обуславливается состоянием физического воспитания в школе, где они
обучаются. Только 12.6 – 15.1% из опрошенных ранее занимались в спортивных
секциях. Выбор видов двигательной активности, как правило, ограничивался
условиями и возможностями школ, развитием спортивной базы. Чаще
респонденты занимались в спортивных секциях во время учебы в школе, что
составляет 57.2 – 72.5%. Это создает предпосылки к эффективной учебно-
воспитательной деятельности.
Основой сохранения и укрепления здоровья является ведение здорового
образа жизни. На вопрос анкеты относительно соблюдения ЗОЖ утвердительно
ответили лишь 22.8 – 30.7% школьников. Необходимо отметить, что на этот
вопрос больше (на 9.2%) положительных ответов дали девочки.
Важным условием сохранения здоровья является рациональное питание.
Преимущественное большинство школьников (67.9-74.6% мальчиков, 86.1-
90.4% девочек) питаются в течении дня три раза. Незначительное количество
школьников (5.6-11.2%) питается четыре раза. В то же время около четверти
мальчиков, и 15% девочек имеют двухразовое питание, что может отрицательно
повлиять на уровень здоровья.
Основой мотивации физического воспитания школьников в гимназии
являются желание улучшить состояние здоровья, повысить физическую
подготовку и иметь хорошее телосложение. На отношение школьников к
физической культуре также влияют такие основные факторы как недостаток
свободного времени, отсутствие спортивной базы и необходимых секция,
усталость, неудовлетворительное физическое состояние, что необходимо
учитывать при организации занятий по физической культуре.
К великому сожалению, подавляющим большинством людей ценность
здоровья осознается лишь в критические моменты. Эта ситуация обусловлена
от части потому, что были неправильно сформированы мотивационно-
ценностные установки ведения здорового образа жизни. Исходя из этого, забота
о здоровье и правильное осознание ценности здоровья и является весомой
задачей в деле подготовки специалистов.
Вопрос сохранения и улучшения уровня здоровья студентов является
приоритетной задачей в образовании, от решения которой зависит не только
здоровье отдельного взятого человека, но и населения страны в целом.