Напоминание

ИССЛЕДОВАНИЕ МОТИВАЦИИ ШКОЛЬНИКОВ К ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЕ В ШКОЛЕ


Автор: Богданова Екатерина Андреевна
Должность: учитель физической культуры
Учебное заведение: "Алексеевская гимназия г.Благовещенска
Населённый пункт: Амурская область г. Благовещенск
Наименование материала: СТАТЬЯ
Тема: ИССЛЕДОВАНИЕ МОТИВАЦИИ ШКОЛЬНИКОВ К ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЕ В ШКОЛЕ
Раздел: среднее образование





Назад




ИССЛЕДОВАНИЕ МОТИВАЦИИ ШКОЛЬНИКОВ К ФИЗИЧЕСКОЙ

КУЛЬТУРЕ В ГИМНАЗИИ

Е.А. БОГДАНОВА

«Алексеевская гимназия г. Благовещенск»

Нынешние школьники ведут малоактивный образ жизни, сталкиваясь с

чередом тяжелых задач, вызванных школьными нагрузками, высокой

перегруженностью рабочего дня, а так же часто отношении со сверстниками.

Это приводит к значительному снижению уровня мотивации, а нередко и к ее

полному отсутствию к занятиям физической культурой, что как следствие

приводит к понижению уровня здоровья, умственной, а так же физической

работоспособности. Исходя из вышесказанного, серьезное значение

приобретает формирование правильной мотивационной заинтересованности в

активном образе жизни. Такими побуждающими факторами могут являться

являются личные интересы, цели, идеалы, ценностные ориентации.

Интерес играет первоочередную роль в осуществлении какой-нибудь

деятельности человека: он является одним из существенных стимулов к

приобретению знаний, расширению кругозора повышению познавательной

активности человека. Интерес порождает особенно сильную и относительно

длительную направленность внимания человека на удовлетворение своих

потребностей, независимо от того, это материальные потребности в

деятельности, или в общении с другими людьми, или духовные потребности, то

есть интересы выступают как осознанная необходимость реализации

потребностей.

Весомое условие для формирования заинтересованности учебной

деятельностью – возможность школьникам показать себя, проявить свою

инициативу. Чем динамичней методы обучения, тем проще заинтересовать

школьников. Преодоление трудностей учебно-тренировочной деятельности –

важное условие возникновения интереса к ней. Однако трудности учебного

материала приводят к повышению интереса только в случае, когда эта

трудность посильна, и ее можно преодолеть. В противном случае интерес

быстро спадает. Важнейшими условиями возникновения интереса выступают

новизна учебного материала и положительная психологическая атмосфера в

учебном классе. Результаты анкетирования свидетельствуют, что уровень

интереса к физической культуре у школьников «Алексеевской гимназии» на

невысоком уровне (табл. 1).

Результаты, предоставленные в таблице, показывают, что только 9.4 –

22.3% школьников имеют высокий уровень заинтересованности. Самая

многочисленная группа школьников имеет средний или выше среднего интерес

к физической культуре.

Уровень интереса к физической культуре у девочек в целом ниже, чем у

мальчиков. Например, 22.3% школьников – мальчиков пятого класса, имеют

высокий интерес к физическому воспитанию, 17.8% – выше среднего, 29.4% -

средний, 16% - ниже среднего, 5.7% низкий. В свою очередь, у школьниц

-девочек эти показатели ниже и соответственно составляют 17.3%, 22.1%,

28.9%, 19.2%, 3.9%.

Таблица 1

Необходимо отметить, что у значительной части школьников интерес к

физической культуре отсутствует или сформировалось даже отрицательное

отношение. Анализ результатов исследования свидетельствует, что с возрастом

интерес у школьников к физ. культуре снижается.

Важно знать, что интерес к физическому воспитанию еще не определяет

поведение школьников, поэтому необходимо обозначить интерес к конкретной

деятельности, в частности, на занятиях физическими упражнениями.

Результаты исследования свидетельствуют, что значительная часть школьников

посещают занятия с использованием физических упражнений без желания (в

среднем 12-17%). У мальчиков этот показатель на 2 - 4% ниже, чем у девочек.

Уровень интереса школьников к физической культуре преимущественно

обуславливается состоянием физического воспитания в школе, где они

обучаются. Только 12.6 – 15.1% из опрошенных ранее занимались в спортивных

секциях. Выбор видов двигательной активности, как правило, ограничивался

условиями и возможностями школ, развитием спортивной базы. Чаще

респонденты занимались в спортивных секциях во время учебы в школе, что

составляет 57.2 – 72.5%. Это создает предпосылки к эффективной учебно-

воспитательной деятельности.

Основой сохранения и укрепления здоровья является ведение здорового

образа жизни. На вопрос анкеты относительно соблюдения ЗОЖ утвердительно

ответили лишь 22.8 – 30.7% школьников. Необходимо отметить, что на этот

вопрос больше (на 9.2%) положительных ответов дали девочки.

Важным условием сохранения здоровья является рациональное питание.

Преимущественное большинство школьников (67.9-74.6% мальчиков, 86.1-

90.4% девочек) питаются в течении дня три раза. Незначительное количество

школьников (5.6-11.2%) питается четыре раза. В то же время около четверти

мальчиков, и 15% девочек имеют двухразовое питание, что может отрицательно

повлиять на уровень здоровья.

Основой мотивации физического воспитания школьников в гимназии

являются желание улучшить состояние здоровья, повысить физическую

подготовку и иметь хорошее телосложение. На отношение школьников к

физической культуре также влияют такие основные факторы как недостаток

свободного времени, отсутствие спортивной базы и необходимых секция,

усталость, неудовлетворительное физическое состояние, что необходимо

учитывать при организации занятий по физической культуре.

К великому сожалению, подавляющим большинством людей ценность

здоровья осознается лишь в критические моменты. Эта ситуация обусловлена

от части потому, что были неправильно сформированы мотивационно-

ценностные установки ведения здорового образа жизни. Исходя из этого, забота

о здоровье и правильное осознание ценности здоровья и является весомой

задачей в деле подготовки специалистов.

Вопрос сохранения и улучшения уровня здоровья студентов является

приоритетной задачей в образовании, от решения которой зависит не только

здоровье отдельного взятого человека, но и населения страны в целом.



В раздел образования