"Психологическая поддержка родителей детей с ограниченными возможностями здоровья"
Автор: Морозова Ю.н Хайдарова Е.в. Должность: педагог - психолог и старший воспитатель Учебное заведение: МБ ДОУ "Детский сад № 182" Населённый пункт: город Новокузнецк, Кемеровская область Наименование материала: статья Тема: "Психологическая поддержка родителей детей с ограниченными возможностями здоровья" Раздел: дошкольное образование
Психологическая поддержка родителей детей с ограниченными
возможностями здоровья
С каждым годом растет количество детей с проблемами в развитии и
это сопровождается особыми переживаниями родителей, а само наличие в
семье такого малыша рассматривается в психологической литературе как
хроническая стрессогенная ситуация.
Родители
ребенка
с
ограниченными
возможностями
здоровья
нуждаются
в
поддержке
окружающих.
Кроме
этого,
с е м ь и ,
воспитывающие ребенка с проблемами в развитии, имеют особенности.
Во-первых,
чаще
и
легче,
чем
в
других
семьях,
происходит
деформация семейных ролей. Причины этого связаны с тем, что интересы
семьи
сосредоточены
на
ребенке,
имеющем
те
или
иные
проблемы
в
развитии, и матери, занятой его воспитанием, приходится стать «лидером».
Наиболее
уязвимым
к
нарушениям
во
взаимоотношениях
является
мужчина, что позволяет говорить о необходимости поддержки отцовских
отношений.
Во-вторых, родители испытывают отрицательные чувства: гнев, горе,
вину,
которые
мешают
любить
ребенка
таким,
какой
он
е сть.
Нереализованные надежды, ожидания и цели подпитывают эти негативные
чувства.
В-третьих, семья, воспитывающая ребенка с проблемами в развитии,
часто
стремится
изолироваться
от
общества,
что
ухудшает
взаимоотношения родителей и ребенка, наносит вред его воспитанию и
способствует дезадаптации.
Наконец, многие родители достаточно хорошо осознают недостатки
своего воспитания, но часто им не хватает элементарной психологической
грамотности, чтобы решить свои проблемы. Работа со специалистом в
группе помогает взглянуть на себя со стороны, «глазами других», и тем
самым как бы объективизировать свое поведение.
В
нашем
учреждении
была
разработана
программа
по
психологической
поддержке
родителей,
воспитывающих
детей
с
ограниченными возможностями развития.
Общая цель программы – повышение родительской компетентности,
улучшение детско-родительских отношений.
Программа разбита на четыре этапа и предполагает работу в течение
8
месяцев
в
группах
по
10-12
человек,
раз
в
две
н еде л и ,
продолжительность занятия 1,5-2 часа.
Критерии
результативности,
по
которым
проводится
оценка
эффективности
работы,
представлены
по
завершении
каждого
этапа
программы.
Подготовка
необходимого
материала
и
оборудования
не
требует
серьезных затрат, может быть выполнена самим педагогом-психологом.
Программа
дана
в
самом
обобщенном
виде,
что
дает
возможность
наполнить ее содержанием в зависимости от запросов участников группы.
Первый
этап
программы
имеет
целью
работу
с
эмоциональным
состоянием родителей. Задачи первого этапа:
помочь родителям выразить чувства, преодолеть отчуждение,
снять
телесное напряжение,
создать условия для безопасного общения
научить оказывать и принимать поддержку, помочь найти внутренние
ресурсы.
Негативные
эмоции
могут
порождать
защитные
реакции,
выражающиеся
в
поведении
в
разных
формах:
от
враждебности
и
агрессивности
до
замкнутости.
Подчеркнутая
доброжелательность
и
внимание со стороны ведущего и участников
поможет снять страх и
напряжение.
Структура
занятий
на
первом
этапе
включает
притчи,
тексты,
упражнения, призванные сформировать позитивное отношение к ситуации
общения в группе, необходимо дать возможность участникам выразить
поддержку другим. Такая помощь другим, даже если она стимулируется
всего
лишь
правилами,
позволяет
получить
удовлетворение.
Взаимная
забота и участие в нуждах своих партнеров объединяет и создает чувство
причастности.
Результаты
первого
этапа:
отсутствие
страха
пред
контактом
с
другими
участниками,
позитивное
отношение
к
занятиям,
активное
участие
в
упражнениях
и
заданиях,
умение
оказывать
и
принимать
поддержку.
Второй
этап
программы
способствует
гармонизации
семейного
воспитания, установлению партнерских отношений между родителями и
отношений сотрудничества с ребенком. Задачи второго этапа:
2
развитие навыков общения;
освоение эффективных способов взаимодействия с ребенком;
расширение возможностей понимания своего ребенка.
Бывает,
что
родители
не
замечают
эмоционального
состояния
ребенка.
Задача
психолога
на
этом
этапе
научить
прислушиваться,
присматриваться
к
детям.
Хорошим
способом
для
этого
является
воспроизведение
чужих
слов
и
действий,
эмоциональных
состояний.
Способность к такому «уподоблению» - важный шаг к пониманию другого
человека.
На
формирование
этих
способностей
направлены
игры,
упражнения, фильмы этого этапа. Хорошим подспорьем являются занятия,
разработанные Т.Гордоном, Ю.Б.Гиппенрейтер.
Результаты
второго
этапа:
умение
опознавать
у
себя
и
других
эмоциональные состояния и адекватно выражать их разными способами
(вербально, невербально), конструктивно взаимодействовать с ребенком,
овладение знаниями разрешения конфликтов.
Третий
этап
программы
имеет
целью
знакомство
с
правовыми
аспектами,
касающимися
родителей
детей
с
ограниченными
возможностями здоровья.
Задачи третьего этапа:
з н а ком с т в о
с
о с н о в н ы м и
н о р м ат и в н ы м и
д о к у м е н т а м и ,
обеспечивающими
и
объясняющими
права
ребенка
с
особыми
возможностями здоровья.
Не все родители, имеющие ребенка с проблемами в развитии, хорошо
представляют, какие права у них есть и какие документы регламентируют
их взаимодействие с обществом.
Результатами третьего этапа станут способности родителей лучше
ориентироваться
в
нормативно-правовых
документах,
обеспечивающих
права ребенка с ОВЗ.
Четвертый
этап
программы
предполагает
научить
родителей
с а мо с тоя т е л ь н о
в ы с т р а и ват ь
у с то й ч и в ы е
и
п р од у к т и в н ы е
взаимоотношения,
находить
ресурсы
для
решения
возникающих
трудностей.
Задачи четвертого этапа:
закрепить способность к сотрудничеству, партнерству в семье, умению
договариваться;
ассимилировать опыт, полученный в групповой работе.
3
На
этом
этапе
важно
показать
участникам
возможности
самостоятельно разрешать личностные
проблемы, овладение способами
регулировать конфликтные отношения, находить компромиссные решения,
договариваться, сотрудничать.
Беспрецедентное выступление российских параолимпийцев в Сочи
показало всему миру, что это люди с безграничными возможностями. И за
каждый из них в первую очередь стоял не тренер, а мама, которая поверила
в себя, а главное – в своего ребенка, дала ему возможность реализоваться.
Ре зульт аты
четвертого
эт апа:
улучшение
от н о ш е н и й ,
взаимопонимания
между
родителями
и
детьми,
возможно сть
самостоятельно решать возникающие проблемы.
Общую
результативность
программы
можно
также
измерить
с
помощью стандартизированных опросников «Взаимодействие родителя с
ребенком» и «Анализ семейного воспитания», которые предлагаются в
начале тренинга и через месяц после окончания занятий.
Литература:
1.
Алексеева
Е.Е.
Взаимоотношения
родителей
и
детей
с
особыми
потребностями [Текст] / Е.Е. Алексеева // Интегративное обучение и
воспитание
детей
с
особенностями
развития/
Учебно-методическое
пособие. Изд. 2-е. – СПб., 2008.
2.
Смирнова И.А. Наш особенный ребенок: Книга для родителей ребенка
с ДЦП. [Текст] / И.А. Смирнова. – СПб., КАРО, 2006
3.
Чепракова Е.А. Комплексное сопровождение матерей, воспитывающих
детей 4-7 лет с ограниченными возможностями здоровья [Текст] / Е.А.
Чепракова, И.М. Ауппе, И.С. Морозова, О.В. Силенская, О.О. Шевцова
// Справочник педагога-психолог. Детский сад. – 2014. - № 2-5.
4