Напоминание

"Психологическая поддержка родителей детей с ограниченными возможностями здоровья"


Автор: Морозова Ю.н Хайдарова Е.в.
Должность: педагог - психолог и старший воспитатель
Учебное заведение: МБ ДОУ "Детский сад № 182"
Населённый пункт: город Новокузнецк, Кемеровская область
Наименование материала: статья
Тема: "Психологическая поддержка родителей детей с ограниченными возможностями здоровья"
Раздел: дошкольное образование





Назад





Психологическая поддержка родителей детей с ограниченными

возможностями здоровья
С каждым годом растет количество детей с проблемами в развитии и это сопровождается особыми переживаниями родителей, а само наличие в семье такого малыша рассматривается в психологической литературе как хроническая стрессогенная ситуация. Родители ребенка с ограниченными возможностями здоровья нуждаются в поддержке окружающих. Кроме этого, с е м ь и , воспитывающие ребенка с проблемами в развитии, имеют особенности. Во-первых, чаще и легче, чем в других семьях, происходит деформация семейных ролей. Причины этого связаны с тем, что интересы семьи сосредоточены на ребенке, имеющем те или иные проблемы в развитии, и матери, занятой его воспитанием, приходится стать «лидером». Наиболее уязвимым к нарушениям во взаимоотношениях является мужчина, что позволяет говорить о необходимости поддержки отцовских отношений. Во-вторых, родители испытывают отрицательные чувства: гнев, горе, вину, которые мешают любить ребенка таким, какой он е сть. Нереализованные надежды, ожидания и цели подпитывают эти негативные чувства. В-третьих, семья, воспитывающая ребенка с проблемами в развитии, часто стремится изолироваться от общества, что ухудшает взаимоотношения родителей и ребенка, наносит вред его воспитанию и способствует дезадаптации. Наконец, многие родители достаточно хорошо осознают недостатки своего воспитания, но часто им не хватает элементарной психологической грамотности, чтобы решить свои проблемы. Работа со специалистом в группе помогает взглянуть на себя со стороны, «глазами других», и тем самым как бы объективизировать свое поведение. В нашем учреждении была разработана программа по психологической поддержке родителей, воспитывающих детей с ограниченными возможностями развития. Общая цель программы – повышение родительской компетентности, улучшение детско-родительских отношений.
Программа разбита на четыре этапа и предполагает работу в течение 8 месяцев в группах по 10-12 человек, раз в две н еде л и , продолжительность занятия 1,5-2 часа. Критерии результативности, по которым проводится оценка эффективности работы, представлены по завершении каждого этапа программы. Подготовка необходимого материала и оборудования не требует серьезных затрат, может быть выполнена самим педагогом-психологом. Программа дана в самом обобщенном виде, что дает возможность наполнить ее содержанием в зависимости от запросов участников группы. Первый этап программы имеет целью работу с эмоциональным состоянием родителей. Задачи первого этапа:  помочь родителям выразить чувства, преодолеть отчуждение, снять телесное напряжение,  создать условия для безопасного общения  научить оказывать и принимать поддержку, помочь найти внутренние ресурсы. Негативные эмоции могут порождать защитные реакции, выражающиеся в поведении в разных формах: от враждебности и агрессивности до замкнутости. Подчеркнутая доброжелательность и внимание со стороны ведущего и участников поможет снять страх и напряжение. Структура занятий на первом этапе включает притчи, тексты, упражнения, призванные сформировать позитивное отношение к ситуации общения в группе, необходимо дать возможность участникам выразить поддержку другим. Такая помощь другим, даже если она стимулируется всего лишь правилами, позволяет получить удовлетворение. Взаимная забота и участие в нуждах своих партнеров объединяет и создает чувство причастности. Результаты первого этапа: отсутствие страха пред контактом с другими участниками, позитивное отношение к занятиям, активное участие в упражнениях и заданиях, умение оказывать и принимать поддержку. Второй этап программы способствует гармонизации семейного воспитания, установлению партнерских отношений между родителями и отношений сотрудничества с ребенком. Задачи второго этапа: 2
 развитие навыков общения;  освоение эффективных способов взаимодействия с ребенком;  расширение возможностей понимания своего ребенка. Бывает, что родители не замечают эмоционального состояния ребенка. Задача психолога на этом этапе научить прислушиваться, присматриваться к детям. Хорошим способом для этого является воспроизведение чужих слов и действий, эмоциональных состояний. Способность к такому «уподоблению» - важный шаг к пониманию другого человека. На формирование этих способностей направлены игры, упражнения, фильмы этого этапа. Хорошим подспорьем являются занятия, разработанные Т.Гордоном, Ю.Б.Гиппенрейтер. Результаты второго этапа: умение опознавать у себя и других эмоциональные состояния и адекватно выражать их разными способами (вербально, невербально), конструктивно взаимодействовать с ребенком, овладение знаниями разрешения конфликтов. Третий этап программы имеет целью знакомство с правовыми аспектами, касающимися родителей детей с ограниченными возможностями здоровья. Задачи третьего этапа:  з н а ком с т в о с о с н о в н ы м и н о р м ат и в н ы м и д о к у м е н т а м и , обеспечивающими и объясняющими права ребенка с особыми возможностями здоровья. Не все родители, имеющие ребенка с проблемами в развитии, хорошо представляют, какие права у них есть и какие документы регламентируют их взаимодействие с обществом. Результатами третьего этапа станут способности родителей лучше ориентироваться в нормативно-правовых документах, обеспечивающих права ребенка с ОВЗ. Четвертый этап программы предполагает научить родителей с а мо с тоя т е л ь н о в ы с т р а и ват ь у с то й ч и в ы е и п р од у к т и в н ы е взаимоотношения, находить ресурсы для решения возникающих трудностей. Задачи четвертого этапа:  закрепить способность к сотрудничеству, партнерству в семье, умению договариваться;  ассимилировать опыт, полученный в групповой работе. 3
На этом этапе важно показать участникам возможности самостоятельно разрешать личностные проблемы, овладение способами регулировать конфликтные отношения, находить компромиссные решения, договариваться, сотрудничать. Беспрецедентное выступление российских параолимпийцев в Сочи показало всему миру, что это люди с безграничными возможностями. И за каждый из них в первую очередь стоял не тренер, а мама, которая поверила в себя, а главное – в своего ребенка, дала ему возможность реализоваться. Ре зульт аты четвертого эт апа: улучшение от н о ш е н и й , взаимопонимания между родителями и детьми, возможно сть самостоятельно решать возникающие проблемы. Общую результативность программы можно также измерить с помощью стандартизированных опросников «Взаимодействие родителя с ребенком» и «Анализ семейного воспитания», которые предлагаются в начале тренинга и через месяц после окончания занятий. Литература: 1. Алексеева Е.Е. Взаимоотношения родителей и детей с особыми потребностями [Текст] / Е.Е. Алексеева // Интегративное обучение и воспитание детей с особенностями развития/ Учебно-методическое пособие. Изд. 2-е. – СПб., 2008. 2. Смирнова И.А. Наш особенный ребенок: Книга для родителей ребенка с ДЦП. [Текст] / И.А. Смирнова. – СПб., КАРО, 2006 3. Чепракова Е.А. Комплексное сопровождение матерей, воспитывающих детей 4-7 лет с ограниченными возможностями здоровья [Текст] / Е.А. Чепракова, И.М. Ауппе, И.С. Морозова, О.В. Силенская, О.О. Шевцова // Справочник педагога-психолог. Детский сад. – 2014. - № 2-5. 4


В раздел образования