Автор: Богдан Ирина Михайловна
Должность: Педагог дополнительного образования
Учебное заведение: МБУ ДО "Дом детского творчества"
Населённый пункт: Красноярский край, город Норильск, район Кайеркан
Наименование материала: Статья
Тема: Эйдетика. Игры на развитие образного мышления.
Раздел: дополнительное образование
Игры и упражнения для дошкольников и младших школьников
Весёлые и полезные игры для развития образного мышления,
воображения, памяти, внимания
Разработанная педагогами-новаторами система эйдетики позволяет
малышу с удовольствием окунуться в мир знаний и, главное, запоминать всю
информацию быстро и максимально осмысленно. Дело в том, что её важным
принципом является опора на образы, а ведь именно ассоциативность и
воображение способны заинтересовать ребенка.
Маленький ученик запомнит тот материал, который привлек его, заставил
удивиться, восхититься или даже рассмеяться. Эйдетика ставит перед собой
следующие задачи:
-стимулировать инициативу и стремление детей к познанию; развить скрытые
в каждом способности и таланты;
-научить развернутой и осмысленной монологической речи; способствовать
развитию памяти, воображения, слухового и зрительного внимания.
Эйдетика активно применяется для обучения малышей дошкольного и
младшего школьного возраста, даже нравится им, так как использует в
качестве основы простые игры. Получается, что вместо скучной зубрёжки
информация усваивается через ассоциации.
Эйдетика (от греч. слова “эйдос” - образ) — это методика обучения,
которая развивает способность мыслить образами, учит методам
запоминания информации, способствует развитию воображения
Все родители могут использовать полезные, развивающие упражнения
эйдетики для детей от 4 до 10 лет. Это поможет подготовить их к школе,
облегчить привыкание к учебному процессу и усвоение предметов самой
различной направленности.
Игра «Мамы и их детеныши»
Развивает образное мышление, обогащает словарь, способствует
установлению смысловых связей. Играть можно с детьми всех возрастов,
различие в том, что для малышей количество знакомых животных до 5-7
(домашние и животные зоопарка), у средних и старших дошколят объем
наглядного материала увеличивается и усложняется. Дети воспроизводят
образы тех животных, которых они могли видеть только на картинках
(жираф, бегемот, коала). Взрослый предлагает для рассмотрения картинки с
изображением взрослых животных, ребенок должен подобрать карточку с
изображением детеныша. Для поддержания интереса у детей можно
использовать художественное слово (загадки, песенки, стишки):
Узнать жирафа просто,
Узнать его легко:
Высокого он роста
И видит далеко.
Мишка белый — к полюсу.
Мишка бурый — по лесу.
Этот — сел на эвкалипт,
Листья ест и много спит (коала).
Игра «Чудесный мешочек»
Классическая любимая игра детишек всех возрастов, в том числе и
младших школьников, помогает закреплять образы предметов, мысленно
воспроизводить их. Для малышей это будут знакомые игрушки, признаки
которых они хорошо знают, например, маленький, мягкий, пушистый
(мишка). А ребятам постарше можно подкладывать новые предметы, которые
они сами должны определить на ощупь, или найти по описанию ведущего:
«Найди в мешочке круглое, гладкое, холодное, маленькое (зеркальце)».
Упражнение «Волшебные очки»
Развивает умение группировать предметы по характерному для них
признаку, закрепляя устойчивые образы - шаблоны. Требуется небольшая
подготовка, взрослый вырезает из плотной бумаги очки определенной формы,
например, квадратные или овальные. Ребенок может сам выбирать очки или
выполняет задание по указанию взрослого. В коробочку собираются все
предметы той формы, очки в виде которой надеты на игрока. Например,
круглые очки - блюдце, зеркальце, колечко, крышка; квадратные очки - кубик,
шкатулка, салфетка.
Помогает развивать образное мышление, так как формирует у детей
умение мысленно представить, а потом воспроизвести предмет по его
признакам. Начинать разгадывать загадки нужно как можно раньше, когда
ребенок еще только знакомится с окружающим миром. Тогда у малыша рано
сформируется умение соотносить слово и образ. Маленьким деткам
загадываются те предметы, признаки которых ярко выражены и дети их
хорошо знают, например, овощи, фрукты, игрушки, транспорт
Самое простое
Так же очень полезна эйдетика для детей дошкольного возраста:
упражнения для них лёгкие, не сложные, но очень эффективно развивают
ассоциативную память. Вот одно из самых простых, которое подойдёт даже
для трёхлетнего малыша.
Перед прогулкой попросите его перечислить ту одежду, которая ему
понадобится для этого мероприятия. Причём называть её он должен в той
последовательности, в которой будет надевать. Ещё один нюанс для данного
упражнения: всё это нужно сказать, не видя этих вещей, т. е. малыш их
должен будет воспроизвести самостоятельно. Это и есть развивающий
момент в занятии для укрепления памяти.
Творческое задание
Эйдетика для детей хороша ещё и тем, что помогает развить фантазию,
направить её в нужное русло. Если вовремя не заострить на этом внимание,
ребёнок может сначала — сочинять нелепые и зачастую очень глупые
истории, а там и до самого настоящего вранья недалеко. Чтобы избежать
такого неприятного момента, можно использовать следующее творческое
упражнение эйдетики.
Самостоятельно придумываете 10–12 слов (любых), проговариваете их
малышу. Он должен их не только запомнить, но ещё и сочинить с ними
рассказ. Во-первых, это развивает его речь. Во-вторых, тренирует память
(слова в его вымышленном рассказе должны идти строго в той
последовательности, в какой вы их назвали). В-третьих, такое упражнение
поможет найти буйной фантазии полезное направление. Вы сами удивитесь,
какой талант может проявить ваше чадо, выполняя это задание.
Визуальная память
Существует очень интересная игра с карточками для развития
визуальной памяти, которая просто необходима в процессе обучения в школе.
Отберите яркие картинки птиц, людей, животных, домов, игрушек. Ребёнок
должен вытащить из целой пачки 10 карточек и составить рассказ с
предметами и живыми существами, которые на них изображены. Задание
похоже на предыдущее, но тем не менее существенно отличается от него с
точки зрения эйдетики.
Как запомнить цифры
Упражнения эйдетики помогают малышам быстро и легко выучить
цифры. Строятся они на основе образов и ассоциаций, которые числа
вызывают в их сознании. Он мысленно должен связать каждую цифру с
каким-то определённым образом, придумать, на что она может быть похожа,
с каким цветом и звуком она у него ассоциируется. В дальнейшем, когда
малыш будет вспоминать ту или иную цифру, у него в голове будут возникать
образы, которые он сам же и придумал, что поможет воспроизводить их
очень быстро и легко.
Как учить стихи
Очень часто детям бывает трудно запоминать стихи. Чтобы этот процесс
не превратился в настоящее мучение и для взрослого, и для самого ребёнка,
некоторые упражнения эйдетики помогают преодолеть и эту трудность. Они
предлагают запоминать не сами слова, а те образы, с которыми они
ассоциируются у ребёнка. Это называется у психологов «визуальная
составляющая стиха». Строфы совместно с ребёнком родители должны
превратить в маленький фильм. В нём каждое совершаемое действие будет в
мыслях ассоциироваться с конкретным словом из стихотворения. В данном
деле очень важно запомнить последовательность «кадров», т. е. слов.
Игра в ассоциации
В эту игру любят играть многие взрослые, даже не подозревая, что для
детей она может стать прекрасным упражнением эйдетики. Ведь она очень
хорошо развивает память. Вы называете любое слово и просите ребёнка
назвать другое, с которыми оно у него ассоциируется. Дети очень любят
подобные развивающие игры.
Полезные советы
Во время подобных упражнений необходимо устраивать малышу так
называемые отвлекающие манёвры. Они позволяют ему не только отдохнуть,
но и попутно продолжить тренировку памяти. Причём сделать это можно с
помощью элементарной смены положения тела. Мало кто знает, что такой
простой приём способствует большей концентрации внимания. Ребёнок
может пересесть на другое место, походить по комнате, потянуться, сделать
пару несложных физических упражнений. Кроме этого, можно быстро
переключить внимание малыша на что-то другое, отвлечь его. Это позволит
ему сосредоточиться, а также тренирует внимательность.
Так что если ребенок страдает плохой памятью, медленно читает, не может
усвоить программный материал в школе, не торопитесь зачислять его в
бездарности, ругать и насильно засаживать за уроки. Наберитесь терпения и
начните с ним заниматься эйдетикой. Увлекательные, интересные, очень
полезные упражнения этой уникальной методики позволят развить образную
память ребёнка, что повлечёт за собой успехи в обучении и лучшее усвоение
предметов. Помогите своему малышу открыть для себя увлекательный мир
знаний не «из-под палки», а посредством собственных желаний и умений.
тотека игр и упражнений для развития наглядно-образного мышления
детей старшего дошкольного возраста.
I этап
«ДОСТАНЬ МЯЧ!»
Ребенку предлагают рассмотреть картинку и рассказать, что на ней
нарисовано. Затем просят: «Расскажи мальчику, как достать мяч». В случае
затруднения понимания изображенной ситуации педагог использует прием
припоминания: «Вспомни, как ты доставал игрушку, которая была на
высоком шкафу». Если этот прием не помогает выполнить задание, то
создается реальная ситуация. Ребенка просят достать мяч со шкафа, а затем
рассказать о выполненном действии. После организации практической
ситуации ребенку снова предлагают рассмотреть картинку и рассказать
мальчику, как достать мяч.
«ПОКОРМИ КРОЛИКА!»
Ребенку предлагают рассмотреть картинку, а затем рассказать мальчику, как
достать морковку. В случае затруднения создается реальная ситуация:
ребенка просят достать морковку из банки, т.е. выполнить задание в
наглядно-действенном плане. После этого ребенок рассказывает, как он
выполнил задание, т.е. его подводят к более полному осмыслению
ориентировочно - исследовательской деятельности и к установлению
причинно-следственных отношений. Затем ребенку снова предлагают
рассказать мальчику, как достать морковку, т.е. выполнить задание в
наглядно-образном плане.
«ПОЛЕЙ ЦВЕТОК!»
Ребенку предлагают рассмотреть картинку и рассказать, что на ней
изображено. Затем просят рассказать девочке, как полить цветок. В случае
затруднения педагог говорит: «Вспомни, во что мы наливаем воду, чтобы
полить цветок». Если и после этого ребенок затрудняется выполнить задание,
используется прием наблюдения за выполнением реального действия
сверстником, а затем ребенок рассказывает о наблюдаемых действиях, т.е.
фиксирует последовательные действия в речи. После этого ребенок снова
выполняет задание в наглядно-образном плане.
«ДОСТАНЬ КЛЮЧИК!»
Ребенку предлагают рассмотреть картинку и говорят: «Мальчик хочет завести
игрушку, но он не знает, как достать ключик. Расскажи мальчику, как достать
ключик». В случае затруднения ребенку задают уточняющие вопросы: «Что
хочет достать мальчик? Что ему надо взять, чтобы достать ключик? Почему
ему надо взять большую лавку? Куда он ее поставит? А теперь расскажи все
по порядку, что мальчику надо сделать, чтобы достать ключик».
«КАК ПОСТРОИТЬ ПОЕЗД?»
Ребенку предлагают рассмотреть сюжетную картинку и рассказать мальчику,
как присоединить вагончики между собой и присоединить к паровозику. В
случае затруднения педагог помогает ему проанализировать сюжет, задает
вопросы: «Где паровоз? А где вагончики? Что хочет мальчик перевезти в
вагончиках? Что ему надо сделать, чтобы получился поезд? Как надо
соединить вагончики между собой? А к паровозу как их присоединить? Что
находится рядом с вагончиками? Зачем нужны винтики? Чем их лучше
укреплять, завинчивать? Расскажи мальчику, что ему надо делать». Если эти
вопросы не помогают ребенку решить задачу, то организуется наблюдение за
реальными действиями сверстника. Затем ребенку предлагают рассказать о
выполненных действиях. После целенаправленного наблюдения ребенка
снова просят рассказать мальчику, как построить поезд.
«КАК ДОСТАТЬ КОЛПАЧОК?»
Педагог предлагает ребенку рассмотреть картинку и рассказать, как девочка
должна достать колпачок от пирамидки. В случае затруднения он помогает
ребенку понять ситуацию, изображенную на картинке: «Кто здесь нарисован?
Что делают девочки? Что хочет достать девочка из-под шкафа? Чем она
достанет колпачок?» Если ребенок не может ответить на вопросы и понять
ситуацию, изображенную на картинке, организуется ситуация наблюдения за
действиями сверстников. Затем ребенку снова предлагают выполнить задание
в наглядно-образном плане.
Приемы наблюдения и припоминания, а также уточняющие вопросы педагога
помогают ребенку как в восприятии и понимании целостной ситуации,
изображенной на картинке, так и в составлении осмысленного
последовательного рассказа.
«В ПЕСОЧНИЦЕ»
Ребенку предлагают рассмотреть картинку и ответить на вопросы: «Кто
нарисован на картинке? Во что девочка хочет поиграть? Что ей для этого
нужно? » В случае затруднения педагог обращает внимание ребенка на
предметные картинки и просит его выбрать нужные предметы для девочки.
Если и после этого ребенок затрудняется ответить, используется прием
припоминания: «Чем ты берешь песок, когда делаешь куличики? Во что ты
насыпаешь песок? Посмотри на картинки и скажи, что надо взять девочке,
чтобы делать куличики?»
«ПОСТРОЙ ЗАБОР ВОКРУГ ДОМА!»
Ребенку предлагают рассмотреть картинку и помочь мальчику: «Расскажи
мальчику, как строить забор». При этом обращают внимание на предметные
картинки.
В случае затруднения педагог использует прием припоминания: «Чем удобно
забивать колышки, гвозди? А чем ты забиваешь гвозди? Ты видел, чем
забивали колышки? Расскажи мальчику, что ему надо взять, чтобы построить
забор».
«ПОМОГИ РЫБКАМ!»
Ребенку предлагают рассмотреть картинку и помочь рыбкам. Педагог
говорит: «Девочка хочет опустить рыбок в их домик, в аквариум, но не знает,
как это сделать.
Расскажи девочке, как достать рыбок из банки и переложить их в аквариум».
Если ребенок все-таки пытается решать задачу практическим путем, т.е.
пытается взять рыбку в руку и поднести ее к аквариуму, то необходимо
организовать ему наблюдение за действиями сверстника. После чего ребенок
рассказывает, как надо достать рыбок из банки и опустить их в аквариум.
«КАК ДОСТАТЬ ШАРИК?»
Ребенку предлагают рассмотреть ситуацию, изображенную на картинке, и
рассказать о том, во что хотят поиграть дети. В случае затруднения педагог
помогает ребенку воспринять и понять целостную ситуацию, изображенную
на картинке. Он задает уточняющие вопросы: «Кто изображен на картинке?
Что хочет мальчик? Во что дети хотят поиграть? Что хочет достать девочка?
Чем она достанет шарик? Расскажи девочке, как достать шарик из банки».
Если эти вопросы не помогают ребенку решить задачу, используется прием
припоминания или наблюдения за действиями сверстников.
II этап
«Да-нет»
Ребенку задаются вопросы, а тот, подумав некоторое время, должен ответить
«да» или «нет». Если он ошибается, нужно снова задать ему тот же вопрос и
попросить подумать еще раз. Если ребенок опять даст неправильный ответ, то
его надо поправить и объяснить в чем его ошибка.
«Какое время года»
Перед ребенком положить четыре карточки с разными временами года. Далее
задать ребенку вопросы, касающиеся каждого времени года, а он должен
указать на ту из арточек, которая ему соответствует.
«Что каким бывает»
Спросить ребенка «Что бывает высоким?», а он предлагает разные варианты
ответов. В ходе игры выяснится, что высоким могут быть и дом, и подъемный
кран, и человек, и дерево, и шкаф.
«Чего не бывает»
Сказать ребенку: «Я покажу вам картинку, а вы посмотрите на нее
внимательно и найдите то, чего на самом деле не бывает». Дети находят
несуществующее на картинке и рассказывают о нем полным предложением.
Например: «Морковь растет не на дереве, а на грядке»; «Ежик должен быть
под деревом, а не летать в небе».
«Разложи по порядку»
Задания ребенку: I вариант. Разложить по порядку картинки с временами
года. II вариант. Разложить картинки с изображением членов семьи, от самого
старшего к самому младшему. III вариант. Разложить по порядку картины с
одними и теми же героями: что было сначала, что потом, что в конце.
«Разложи на группы»
Перед ребенком разложить комбинацию из 15 карточек, предлагая ему
объединить карточки по тематике «Домашние животные», «Одежда для
девочки», «Мебель» и найти одну картинку лишнюю. Ребенок должен найти
и показать ее, а также ответить, почему именно эта карточка оказалась
лишней.
«Подбери похожее»
Задача детей – найти соответствие геометрических фигур и предметов. Детей
можно разделить на группы и провести мини-соревнование. Побеждает та
группа детей, которая быстрее и успешнее справилась с заданием. Для
усложнения упражнения вы предлагаете детям самим подобрать к каждой
геометрической фигуре соответствующий предмет так, чтобы он не совпадал
с предметом другого участника.
«Ходит-бегает-ездит»
Вы предлагаете ребенку подумать, что или кто может идти, а что или кто –
бегать или ездить. Затем вы даете рассмотреть картинку и найти на ней
объект, который не может идти (велосипед). При этом надо объяснить, что
остальные нарисованные объекты идут. Ребенок, осознав это, должен указать,
кто из нарисованных объектов может еще бегать (лошадь, человек).
«Где моя тень»
Вы раскладываете перед детьми цветные картинки и каждому раздаете по
одной черной. После этого объясняете, что каждый черный силуэт – это тень,
которая из-за чего-то обиделась на своего хозяина и решила от него убежать.
Дети очень помогут, если вернут каждую тень ее хозяину. Каждый должен
подобрать к тени родную картинку.
«Назови похожее»
Детям называется какой-либо предмет или явление, например «вертолет».
Нужно назвать как можно больше аналогов для него, то есть других
предметов, которые сходны с ним по существенным признакам. Следует
также систематизировать эти аналоги по группам в зависимости от того, с
учетом какого свойства заданного предмета они, подбирались. Например, в
данном случае могут быть названы: «птица», «бабочка» (летают и садятся);
«автобус», «поезд» (транспортные средства) и др.
«Для чего это пригодится»
Называется какой-либо хорошо известный предмет, например «книга». Задача
ребенка – назвать как можно больше различных способов ее применения:
книгу можно использовать как подставку для чего-нибудь, можно ею
прикрыть от посторонних глаз бумаги на столе и т.д. Игра развивает
способность концентрировать мышление на одном предмете, умение вводить
его в самые разные ситуации и взаимосвязи, открывать в обычном предмете
неожиданные возможности.
III этап
«На что похоже»
Вы кладете перед детьми один из простых рисунков (треугольник, квадрат,
круг и т.д.). Задача каждого из них – найти в рисунке определенный смысл,
образ и сказать, что бы это могло быть. Все участники предлагают свои
варианты ответов. Чем больше их в конечном счете будет, тем лучше.
«Вопрос-ответ»
Дети садятся в один ряд. Вы задаете им вопросы, а они по очереди отвечают.
Вопросы могут быть следующие: что бывает высоким? что бывает узким?
Что бывает глубоким? Что бывает круглым? И т.д.
«Составь предложение»
Ребенку предлагается придумать три слова, не связанные по смыслу,
например «озеро», «карандаш» и «медведь». Затем дается задание –
составить как можно больше предложений, которые обязательно включали
бы в себя эти три слова (можно менять падеж и использовать другие слова).
Ответы могут быть банальными («Медведь опустил в озеро карандаш»),
сложными, с выходом за пределы ситуации, обозначенной тремя исходными
словами и введением новых объектов («Мальчик взял карандаш и нарисовал
медведя, купающегося в озере») и творческими, включающими эти предметы
в нестандартные связи («Мальчик, тонкий, как карандаш, стоял возле озера,
которое ревело, как медведь»).
«Нарисуй целое»
Разложить перед ребенком разрезную картинку и попросить нарисовать
целую картинку, не складывая ее. Ребенок рисует, а затем называет предмет,
который он нарисовал. После этого педагог просит его сложить картинку и
снова нарисовать ее.
«Назови три предмета»
-Назови мне три предмета голубого (красного, черного) цвета;
-Назови мне три предмета, которые меньше твоего мизинца;
-Назови мне три предмета, которые больше чем автобус;
-Назови три предмета, которые могут находится в земле;
-Назови три предмета, которые могут летать;
-Назови три предмета, которые стоят;
-Назови три предмета, которые сделаны из бумаги (дерева, металла).
«Рисунок из палочек»
Детям раздаются комплекты палочек и им показываются разные картинки, на
которых изображены различные предметы (ежик, домик, самолет, елка,
пароход, юбка, флажок и т.д.). затем спросить у детей, могут ли они
выложить из палочек, те предметы, которые видят на картинках. Затем дети
пробуют отгадать кто какие предметы выложил.
«Что общего между?..»
Ребенку предлагается найти в двух объектах общие признаки. Начинать
лучше со сравнения предметов, имеющих много общего, например лимон и
апельсин. Постепенно следует предлагать для сравнения предметы, внешне
не похожие.
«Что можно сделать из?..»
Ребенку предлагается придумать множество вариантов использования
хорошо знакомого предмета (газета, консервная банка, фольга, карандаш и
т.д.), а также комбинировать и сочетать в одном предмете признаки и
свойства других предметов.
«Бывает – не бывает»
Называете какую-нибудь ситуацию и бросаете ребенку мяч. Ребенок должен
поймать мяч в том случае, если названная ситуация бывает, а если нет, то мяч
ловить не нужно.
«Опиши предмет»
На столе разложены карточки с перевернутыми вниз картинками. Дети по
очереди берут карточку, но не показывают ее остальным участникам. Ребенок
должен описать предмет, изображенный на картинке, не называя его. если
после рассказа остальные участники не смогли угадать, что нарисовано на
картинке, то они могут задавать наводящие вопросы.
«Веселый зоопарк»
Дети удобно усаживаются и по очереди изображают разных животных. Один
из детей получает задание изобразить, к примеру, веселого крокодила. При
этом остальные дети об этом не знают. Ребенок изображает животное с
помощью жестов и определенных движений. А вы по наводящим вопросам
помогаете угадать, кого изображает ребенок.