Напоминание

Дополнительная общеразвивающая программа "Вязание"


Автор: Ломова Надежда Анатольевна
Должность: педагог дополнительного образования
Учебное заведение: МКОУ ДО ДДТ Здвинского района
Населённый пункт: Новосибирская область, село Здвинск
Наименование материала: учебная программа
Тема: Дополнительная общеразвивающая программа "Вязание"
Раздел: дополнительное образование





Назад




МУНИЦИПАЛЬНОЕ КАЗЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДОМ ДЕТСКОГО ТВОРЧЕСТВА

ЗДВИНСКОГО РАЙОНА

Принято: Утверждено:

Протокол №___ от «___ »_______ г. приказ № ____ «____» __________ г.

Заседания педагогического Совета директор МКОУ ДО ДДТ Здвинского

района

МКОУ ДО ДДТ Здвинского района ____________ Г.Ю. Комарова

Дополнительная общеразвивающая программа

«Вязание»

(художественно-эстетическая направленность)

возраст детей 7 – 18 лет

срок реализации программы 4 года

Составитель программы:

Ломова Надежда Анатольевна

педагог дополнительного образования

высшей квалификационной категории

Согласовано: методист МКОУ ДОДДТ

Шелестова Лариса Михайловна

Здвинск , 2016

Содержание

Пояснительная записка

1. Введение

с.3

2. Цель и задачи образовательной программы «Вязание» с.4

3. Организационно-педагогические основы деятельности

с.4

4. Результативность образовательной программы «Вязание» с.6

Учебно-тематические планы

с.8

Учебно-тематический план 1-го года обучения

с.8

Учебно-тематический план 2-го года обучения

с.9

Учебно-тематический план 3-го года обучения

с.10

Учебно-тематический план 4-го года обучения

с.11

Содержание образовательной программы «Вязание»

Программа 1-го года обучения

с.12

Программа 2-го года обучения

с.14

Программа 3-го года обучения

с.16

Программа 4-го года обучения

с.18

Методическое обеспечение образовательной программы

«Вязание» с.19

Условия реализации образовательной программы

«Вязание» с.21

Список литературы

для педагога

с.23

для детей и родителей с.24

Приложения

Приложение № 1. Инструктаж по технике безопасности

Приложение № 2. Перечень понятий, изучаемых по образовательной программе

«Вязание»

Приложение № 3. Школа здоровья

Приложения № 4,5,6. Программное методическое обеспечение

2

Пояснительная записка

1. Введение

Ручное вязание одно из самых распространённых видов декоративного искусства. С каждым

годом всё больше и больше людей занимаются вязанием на спицах и крючком. Ведь вязание

— это не просто изготовление трикотажа, это приятный досуг, уют, тепло и красота. Ручное

вязание известно очень давно. Пройдя через века, оно стало одним из самых любимых заня-

тий рукодельниц всего мира. Испокон века людей привлекает желание иметь оригинальную,

эксклюзивную одежду, украсить своё жильё, одарить близких и себя тёплыми носками, ва-

режками, шарфами, кофтами, блузами, изготовленными по индивидуальному эскизу с вопло-

щением собственных творческих идей, своего таланта души…

Крючок и спицы способны поистине творить чудеса, превращая старые вещи в новые или об-

новляя изделие, делать их более модными. Ручному вязанию, как и всякому ремеслу нужно

учиться. Необходимо учиться способам владения орудиями труда: веретеном, прялкой, спи-

цами, крючком, овладевать технологиями вязания, плетения и т. д. для того чтобы своими ру-

ками создавать желаемую вещь. Это может быть декоративная вещь, предмет обихода, оде-

жда. Ручное вязание — это целая наука народного мастерства. Эту науку можно постичь в

учреждениях дополнительного образования.

Образовательная программа «Вязание» имеет художественно-эстетическую направлен-

ность.

В настоящее время учреждение дополнительного образования относятся к тем немного-

численным учреждениям, где наши дети видят, чувствуют и учатся понимать свою Родину

через народные традиции, народное творчество. Поэтому все чаще и чаще педагоги дополни-

тельного образования обращаются к народным ремеслам и промыслам, показывая не только

красоту, но и популярность изделий, выполненных по мотивам народных традиций.

Образовательная программа «Вязание» опирается на принципы педагогической концепции

Василия Александровича Сухомлинского. Его воспитательная система строилась на гумани-

стических принципах уважения личности воспитанника, его человеческого достоинства, на

безграничном доверии, открывавшем путь к душе воспитанника, умении подходить к каждо-

му с «оптимистической гипотезой , проектирующей и стимулирующей проявление высоких

нравственных и гражданских качеств; умении проникать во внутренний мир мыслей и чувств

воспитанников, в каждом случае находить педагогически целесообразный способ воздей-

ствия, тон и стиль педагогического общения. Отстаивая гуманные взаимоотношения педаго-

гов и воспитанников, идею партнерских отношений между ними, он определил воспитание

как «единство духовной жизни воспитателя и воспитанников, единство их идеалов, стремле-

ний, мыслей, переживаний».

Написание данной программы было продиктовано временем и популярностью вязаных

изделий, как среди взрослых, так и среди детей. Интерес к занятиям в творческом объедине-

нии «Вязание» не только не падает, но и с успехом поддерживается и углубляется через ис-

пользование определенного содержания и определенных образовательных технологий, опи-

санных в данной программе.

Педагогическая целесообразность программы «Вязание»

состоит в том, что в процессе ее реализации дети овладевают знаниями, умениями, навыка-

ми, которые направлены на разрешение проблем взаимоотношений ребенка с культурными

ценностями, с осознанием их приоритетности.

3

Программа учитывает содержание типовых программ по направлениям работы, допол-

няет их другими разнообразными видами деятельности. На первом этапе работы, обучая де-

вочек основам вязания можно использовать отдельные темы, но в целом, на мой взгляд, об-

разовательная программа ориентирована не на «усредненного» ученика, а на каждого, т. е.

дифференцирована и, процесс обучения должен быть направлен не только на овладение на-

выками работы со спицами, крючком, но и на закрепление навыков самостоятельного исполь-

зования полученных знаний, умений и навыков как знакомых для детей , так и в новых усло-

виях.

Образовательная программа «Вязание» дает возможность восполнить пробелы художе-

ственно-эстетического образования детей , в особенности в плане приобретения ими практи-

ческих навыков работы со спицами и крючком. Способствует лучшему восприятию произве-

дений, изделий декоративно-прикладного искусства, повышению общего уровня нрав-

ственно-эстетической культуры личности. В процессе работы у учащихся тренируется рука,

развивается чувство цвета, ритма, пропорции, глазомер. Дети учатся сравнивать, анализиро-

вать, выбирать, проявлять в работе самостоятельность. Вязание нормализует работу нервной

системы, помогает снять напряжение не хуже любого лекарства.

Отличительные особенности программы «Вязание»

в том, что она предполагает не только освоение приемов и навыков работы со спицами и

крючком, но и предполагает изучение основ традиционной русской культуры. Программой

предусмотрено обучение детей различным техникам вязания, что способствует созданию бо-

лее оригинальных и модных изделий, по эскизам самих ребят.

2. Цель и задачи образовательной программы «Вязание»

Цель программы: способствовать у детей формированию художественной культуры и

приобретения практических навыков в области художественного вязания.

Данная программа решает комплекс задач:

Обучающие:

- обучить способам вязания крючком и спицами;

- обучить строить композиции, выбирать рисунок, делать эскизы для будущих изделий;

- привить первоначальные навыки и умения вести домашнее хозяйство и экономику семьи.

Развивающие:

- развить моторику рук, чувство цвета, пропорции;

- развить самостоятельность и способность обучающегося решать творческие задачи;

- сформировать личностные качества, необходимые для занятия рукоделием

( трудолюбие, аккуратность, усидчивость, последовательность);

- сформировать и развить разновозрастной детский коллектив на основе совместной деятель-

ности.

Воспитательные:

- воспитать чувство меры и эстетический вкус;

- воспитать интерес и любовь к искусству;

- предоставить возможность социализации каждому ребенку.

Оздоровительные:

- сохранение и укрепление физического здоровья;

4

3. Организационно-педагогические основы деятельности

Сведения о коллективе

Состав учебной группы - постоянный.

Особенности набора учащихся: набор осуществляется на добровольных началах, без

учета степени подготовленности и наличия способностей к вязанию. В начале учебного

года для организации работы по программе комплектуются учебные группы в количе -

стве 12 человек (это обуславливается площадью кабинета и количеством рабочих мест).

Возраст детей - 7-18 лет.

На занятиях применяется чаще всего индивидуальные и групповые формы обуче-

ния.

Творческое объединение «Вязание» существует с 1988 года.

Количество детей в учебной группе составляет:

- До 12 детей – в первый год обучения;

- До 10 детей – во второй год обучения;

- До 8 детей - в третий-четвертый года обучения.

Занятия проводятся в Доме детского творчества в учебном кабинете № 16

Психолого-педагогические особенности детей: программа оставлена таким образом,

чтобы можно было удовлетворить творческие запросы детей различных возрастных групп и

учесть их физиологические особенности. Деление на возрастные группы подсказал опыт ра -

боты по данному направлению. В объединении обучаются дети с 7 до 18 лет и разделены на

три возрастные группы:

─ младший школьный возраст (7-10 лет): детям этого возраста свойственны эмоциональ -

ность, впечатлительность, активность, отзывчивость, быстрое усвоение социальных навыков.

Учитывая эти особенности, задания не должны быть слишком трудоемкими и утомительны-

ми. Дети хотят быстро видеть результат своего труда, поэтому изготавливают на занятиях не -

большие изделия.

─ подростки (11-13 лет): этому возрасту свойственно субъективное переживание, чувство

взрослости: потребность равноправия, уважения и самостоятельности, требование серьезно-

го, доверительного отношения со стороны взрослых. Возникает новое отношение к учению –

стремление к самообразованию, тенденция к самостоятельности в обучении. В учебной дея-

тельности ставятся такие творческие задачи, которые обеспечивают условия для саморас -

крытия подростка.

─ старшеклассники (14 – 18 лет): для данного возраста важен, прежде всего, «проект себя

самого» – своих настоящих и будущих возможностей. Учащимся этого возраста на занятиях

дается возможность экспериментировать, самостоятельно моделировать.

Сведения об образовательной программе.

Программа творческого объединения «Вязание» рассчитана на четыре года обучения

детей младшего, среднего и старшего школьного возраста. При этом:

программа 1-го года обучения рассчитана на 144 часа;

программа 2-го года обучения рассчитана на 216 часов;

программа 3-го года обучения рассчитана на 216 часов;

программа 4-го года обучения рассчитана на 216 часов;

В зависимости от потребностей средних общеобразовательных школ,

программа 1-го года обучения дается в объёме 36 или 72 часа.

Учебные занятия с учащимися проводятся:

в 1-й год обучения - два раза по два академических часа (всего четыре часа в неделю);

5

1 раз в неделю по одному академическому часу, или 2 раза в неделю по одному акаде -

мическому часу;

во 2-й год обучения - два раза по три академических часа (всего шесть часов в неде-

лю);

в 3-й год обучения - два раза по три академических часа (всего шесть часов в неделю);

в 4-й год обучения два раза по три академических часа (всего шесть часов в неделю);

Во время занятий делается перерыв на 10 минут для проветривания помещения, отдыха

детей. Также в течение занятия проводятся физкультминутки.

По освоению содержания программы предусмотрены следующие уровни развития:

I- года обучения репродуктивный - характеризуется наличием определённо объёма

знаний, умений и навыков детей, которые позволяют им выполнять задания по образ -

цу или алгоритму;

II-III год обучения эвристический - характеризуется умением детей применять ранее

усвоенные знания и освоенные приёмы в самостоятельной работе;

IV- год обучения творческий - характеризуется умением детей самостоятельно полу-

чать знания, умения и навыки и применять их на практике при выполнении индивиду -

ально-творческих заданий, тем самым получая оригинальное изделие.

4. Результативность образовательной программы «Вязание»

Результатом 4-летней работы в творческом объединении является следующая модель

выпускника: знает технику безопасности (Приложение № 1), ребенок самостоятельно ис-

пользует знания, умения, навыки по художественному вязанию на практике, умеет самовыра-

жаться в своих работах, у учащегося сформировано умение работать в коллективе, развита

уверенность в себе и своих силах.

Ожидаемые результаты можно отследить по следующим параметрам:

ПАРАМЕТРЫ

СПОСОБЫ МОНИТОРИНГА

1

Усвоение ЗУН, формирование у де-

тей практических умений

Вопрос-ответ, игра, викторина, наблюдение, те-

стирование, участие в конкурсах, выставки

2

Развитие воображения, внимания

Наблюдение, творческие самостоятельные рабо-

ты

3

Коммуникативность

Тест «Микроклимат в коллективе», наблюдение,

цветограмма

4

Проявление отзывчивости, добро-

желательного отношения, сопере-

живания

Ранжирование, беседа, обсуждение проблемных

ситуаций из жизни

5

Овладение этическими нормами

Наблюдение за общей культурой речи, беседы о

правилах этикета, выполнение правил поведения

на занятиях кружка

Этапы реализации программы. Программа реализуется на 3-х ступенях роста:

3-я ступень - начальная (1-2 год обучения).

Учащийся должен знать историю вязания, технику безопасного труда, используемые

инструменты, основные приемы вязания крючком и спицами, как считать схемы. Дети должны

уметь правильно подобрать номер крючка и спиц для соответствующей пряжи, вязать по схе-

ме, самостоятельно изготавливать изделия.

2-я ступень (3-й год обучения).

6

Учащийся должен знать принцип вязания на 5-и спицах, технологию изготовления три-

котажных изделий, теплые и холодные цвета, воздействие их на человека. Ребёнок должен

уметь самостоятельно зарисовывать схемы, свободно пользоваться книгами и журналами по

вязанию при изготовлении изделия.

1-я ступень (4-й год обучения).

Учащийся должен знать и уметь комбинировать разные техники вязания; моделиро-

вать, изготовлять и оформлять изделия и одежду.

.Программой четвертого года обучения предусматривается выполнение больших твор-

ческих работ, комбинируя техники вязания крючком и спицами. Занятия учебно-исследова-

тельской и проектной деятельностью; реализация социальных акций.

Основной формой подведения итогов реализации программы являются выставки,

участие в конкурсах по декоративно-прикладному искусству, открытые занятия. В конце года

по традиции показывается итоговая выставка лучших детских работ.

Программа будет апробироваться в течение четырёх лет и подвергаться корректировке

и дополнению (могут измениться темы разделов, количество часов, отводимых на определён -

ные темы и др.). Для этого педагог проводит тестирование, анкетирование и учитывает по-

требности и желания детей.

7

Учебно – тематические планы.

Тематический план 1-го года обучения.

п/п

Тема

Кол-во

часов

144

Кол-во

часов

72

Кол-во

часов

36

Всег

о

Тео-

рия

Прак

тика

Всег

о

Тео-

рия

Прак

тика

Все

го

Тео-

рия

Прак-

тика

1.

Вводное занятия

2

2

-

2

2

-

2

2

-

3.

Помпонное вязание

4

1

3

8

1

7

8

1

7

4.

Знакомство с техникой вя-

зания крючком

22

2

20

20

1

19

16

2

14

5

.

Понятие о цвете и значе-

нии его в одежде

2

1

1

-

-

-

-

-

-

6.

Сувениры- игрушки

20

1

19

12

1

11

-

-

-

7.

Изготовление

мелких

из-

делий

48

2

46

30

1

29

10

1

9

8.

Техника вязания спицами

36

4

32

-

-

-

-

-

-

9.

Досуговая работа

10

-

10

-

-

-

-

-

-

10.

Итоговая

выставка

изде-

лий, выполненных в учеб-

ном году

Итого

144

13

131

72

6

66

36

6

30

Примечание к учебно-тематическому плану 1-го года обучения.

1.

Базовый учебно-тематический план рассчитан на 37 учебных недель.

2.

Учебный год начинается с 15 сентября.

Тематический план 2-го года обучения

8

п/п

Тема

Кол-во

часов

В том числе

Теория

Практика

1.

Вводное занятие

3

3

2.

Техника вязания спицами

21

3

18

3.

Вязание одежды, шапок, шарфов, носков, ва-

режек.

84

10

74

5.

Вязание крючком

90

15

85

6.

Стирка, хранения вязаных изделий. Спосо-

бы распрямления распущенной пряжи

3

3

7.

Досуговая работа

12

12

9.

Итоговая выставка изделий, выполненных в

учебном году

3

_

3

10.

Итого

216

34

182

Примечание к учебно-тематическому плану 2-го года обучения.

1.

Базовый учебно-тематический план рассчитан на 39 учебных недель.

2.

Учебный год начинается с 01 сентября.

Тематический план 3-го года обучения

п/п

Тема

Кол-во

часов

В том числе

Теория

Практика

9

1.

Вводное занятие

3

3

2.

Ажурные салфетки

33

4

29

3.

Гипюрное вязание (крючком)

35

3

32

4.

Вывязывание изделий для себя по выбору

крючком

73

3

70

5.

Работа по личным творческим планам

57

3

54

6.

Досуговая работа

12

12

7.

Итоговая выставка изделий, выполненных в

учебном году

3

_

3

Итого:

216

16

200

Примечание к учебно-тематическому плану 3-го года обучения.

3.

Базовый учебно-тематический план рассчитан на 39 учебных недель.

4.

Учебный год начинается с 01 сентября.

10

Тематический план 4-го года обучения

п/п

Тема

Кол-во

часов

В том числе

Теория

Практика

1.

Вводное занятие

3

3

2.

Социальные акции

40

6

34

3.

Учебно-исследовательская и проектная дея-

тельность

72

9

63

4.

Творческие работы

98

3

95

5.

Итоговое занятие

3

3

Итого

216

24

192

Примечание к учебно-тематическому плану 4-го года обучения.

5.

Базовый учебно-тематический план рассчитан на 39 учебных недель.

6.

Учебный год начинается с 01 сентября.

Содержание образовательной программы «Вязание»

11

Содержание программы 1-го года обучения

1. Вводное занятие.

Знакомство с планом работы объединения. Рассказ об истории вязания. Инструктаж по тех-

нике безопасности.

2. Материаловедение.

Рассказ о происхождении волокон. Показ образцов натуральных и искусственных нитей. Зна -

комство с инструментами.

Практическая деятельность: Определение вида волокна.

3. Помпонное вязание

Объяснение технологии изготовления помпонов.

Практическая деятельность: Изготовление игрушек из помпонов, их оформление

Оборудование и материалы: ножницы, пряжа, клей, картон.

4.Знакомство с техникой вязания крючком.

Объяснение выполнения каждого приема.

Практическая деятельность:

Основные приемы вязания крючком: воздушные петли, стол-

бики, полустолбики. Вывязывание круга, квадрата, трубчатого полотна. Вывязывание мелких

игрушек, сувениров по выбору (мальчик, поросенок, собачка, лягушка, мышка).

Оборудование и материалы: Крючок, иглы, пряжа, клей, ножницы, журналы.

5. Понятия о цвете и значении его в одежде.

Беседа об основах цветоведения, воздействие цвета на человека; теплые и холодные тона.

6.

Игрушки - сувениры.

Рассказ об истории сувенира, его назначении. Способы вязания и оформления.

Практическая деятельность: Вывязывание игрушки из плоских деталей. Набивка и оформ-

ление.

Оборудование и материалы: спицы, пряжа, ножницы, схемы, журналы.

7.Изготовление мелких изделий.

Рассказ о последовательности изготовления мелких изделий.

12

Практическая деятельность: Вывязывание шарфа с использованием ластичного переплете-

ния. Расчет петель по контрольному образцу, снятие мерок. Вязание шапочки с отворотом

или без отворота. Носки и варежки на 2-х спицах. Носки и варежки на 5-и спицах.

Оборудование и материалы: спицы, пряжа, ножницы, схемы.

8.Техника вязания спицами.

Объяснение приемов набора петель. Показ альбома

с образцами, таблиц с условными

обозначениями.

Практическая деятельность: Набор петель начального ряда; вывязывание лицевых и изна-

ночных петель; краевые петли. Сочетание лицевых и изнаночных петель. Чулочная, платоч -

ная вязка: ластичное переплетение. Убавление и прибавление петель; накид. Закрепление пе -

тель. Раппорт узора, его запись (описание, схема).

Оборудование и материалы: спицы, пряжа, ножницы.

9. Досуговая работа.

Экскурсии в музей, на выставки. Участие в мероприятиях ДДТ (конкурсы, викторины, вечера

отдыха).

10.Итоговая выставка изделий, изготовленных в учебном году.

Содержание программы 2-го года обучения:

13

1. Вводное занятие.

Напоминание о порядке работы объединения. Знакомство с программой второго года обуче -

ния.

2. Техника вязания спицами.

Повторение понятия «раппорт», его запись; понятия «накид».

Практическая деятельность: Вывязывание ажурных узоров по схеме.

Оборудование и материалы: спицы, пряжа, ножницы, схемы.

3. Вязание одежды, шапок, шарфов, носков, варежек.

Рассказ о пропорциях тела человека. Показ правильности снятия мерок. Объяснение после -

довательности выполнения чертежа.

Практическая деятельность: Снятие мерок и их запись. Расчет и построение чертежа. Рас-

чет петель для начала вязания. Изготовление изделий.

Оборудование и материалы: спицы, пряжа, ножницы, схемы, бумага, сантиметровая лента.

4.Вязание изделий по выбору.

Просмотр литературы по вязанию. Выбор фасона, подбор рисунка. Последовательность вы-

полнения изделия, советы по вывязыванию.

Практическая деятельность: Вывязывание контрольного образца. Расчет петель для начала

вязания. Вывязывание деталей изделия. Влажно- тепловая обработка деталей, сметывание.

Оформление готового изделия.

Оборудование и материалы: спицы, ножницы, игла, пряжа, утюг.

5.Вязание крючком.

Показ готовых изделий, рисунков, схем. Объяснение последовательности вывязывания. Как

правильно накрахмалить салфетку.

Практическая деятельность: Вязание плоской и объемной прихватки. Вывязывание салфе-

ток различных форм: круглых, овальных, квадратных, прямоугольных. Вязание украшений

для одежды, аксессуаров.

Оборудование и материалы: крючки разных размеров, пряжа, схема.

6. Стирка и хранение вязаных изделий. Способы распрямления распущенной пряжи

14

Беседа о том, как распустить старую вещь, выпрямить нить, стирать, сушить, сматывать в

клубки.

7. Досуговая работа.

Экскурсии, выходы в музей, на выставки, массовые мероприятия.

Содержание программы 3-го года обучения:

15

1. Вводное занятие.

Знакомство с планом работы. Инструктаж по технике безопасности. Советы и консультации

по незаконченным в каникулы работам.

2.Ажурные салфетки.

Понятие «ажур». Показ ажурных узоров на образцах и изделиях. Объяснение правильности

вывязывания ажурных узоров.

Практическая деятельность: Вывязывание ажурной салфетки на 5-и спицах по схеме (по

выбору). Стирка и накрахмаливание готовой салфетки.

Оборудование и материалы: спицы, ножницы, пряжа, крахмал.

3.

Гипюрное вязание крючком

Понятие «фриформ». Показ образцов, рисунков гипюрного вязания. Объяснение последова-

тельности вывязывания отдельных фигур, их соединение.

Практическая деятельность: Вывязывание отдельных фигур, наиболее часто применяемых

в узорах: плотный кружок, кольцо, листок клевера, резеда, розочка и т. д. по схемам. Состав-

ление узоров из отдельных фигур и соединение их фоном. Вывязывание сумки, составлен-

ной из отдельных мотивов:

по схеме;

свой вариант.

Оборудование и материалы: крючок, ножницы, пряжа, схемы, игла.

4.

Вывязывание изделий для себя (по выбору).

Беседа о современном направлении молодежной моды. Просмотр журналов по вязанию. По-

следовательность изготовления. Советы по вывязыванию изделия.

Практическая деятельность: Изготовление выбранной модели.

Оборудование и материалы: крючок, спицы, ножницы, пряжа, схемы, игла, журналы.

5.

Работа по личным творческим планам.

Просмотр литературы; выбор изделия.

Практическая деятельность: Моделирование, изготовление и оформление трикотажной оде-

жды (свитера, кофты, шапки, шарфа, берета, гольф и т. д.).

Оборудование и материалы: крючок, спицы, ножницы, пряжа, схемы, игла, журналы.

6. Досуговая работа.

16

Экскурсии, выходы в музей, на выставки, массовые мероприятия

7. Итоговая выставка изделий.

Содержание программы 4-го года обучения:

1. Вводное занятие.

Знакомство с планом работы. Инструктаж по технике безопасности. Советы и консультации

по незаконченным в каникулы работам.

2. Социальные акции.

Беседы на тему «Толерантность в детском, подростковом возрасте»; «Уважение и помощь

людям преклонного возраста». Разработка развлекательной программы, консультация по вы-

бранным изделиям.

Практическая деятельность: Изготовление вязаных изделий крючком и спицами для детей

Здвинского социального приюта, ветеранов ВОВ, труда, вдов ветеранов ВОВ. Встреча с

людьми, вручение вязаных подарков, проведение развлекательной программы, организация

сладкого стола.

3. Учебно-исследовательская, проектная деятельность.

Постановка проблемы, ознакомление с литературой по данной проблеме, овладение методи-

кой исследования, сбор собственного материала, его анализ, обобщение и выводы.

Практическая деятельность: Изготовление вязаных изделий крючком и спицам, оформле-

ние фурнитурой и аксессуарами. Презентация выполненной работы перед аудиторией.

4. Творческие работы.

Практическая деятельность: Самостоятельное выполнение работ для себя с применением

различных техник вязания по своим эскизам.

Оборудование и материалы: крючок, спицы, ножницы, пряжа, схемы, игла, журналы.

4. Итоговое занятие.

Демонстрации изделий, изготовленных самостоятельно в учебном году, на открытом занятии.

Оформление фотостенда с творческими работами.

III. Методическое обеспечение программы.

17

В народном творчестве рукоделие занимает одно из первых мест, но из всех его видов

особенно выделяется вязание. Ручное вязание известно очень давно. Пройдя через века, оно

стало одним из самых любимых занятий рукодельниц всего мира. Испокон века людей при -

влекает желание иметь оригинальную, эксклюзивную одежду, украсить свое жилье, одарить

близких и себя теплыми носками, варежками, шарфами, блузами, кофтами, изготовленными

по индивидуальному эскизу, с воплощением собственных творческих идей, своего таланта

души…

Основные разделы программы: вязание на спицах, вязание крючком, помпонное вя-

зание, ворсовая нить, вязание на вилке, ирландское и шнурковое кружево, вязание мехом и

вязание с бисером и многое другое.

. В процессе обучения предусматривается постепенное усложнение практических работ,

переходя к более сложным, по мере накопления у детей знаний и навыков.

Ведущие методы обучения: инструктивно-репродуктивный, информационно-

рецептивный, эвристический.

- Путем инструктивно-репродуктивных методов формируются навыки и умения по при-

менению полученных знаний на практике. Деятельность детей по воспроизведению действий

по образцу организуется с помощью инструктажа и заданий (инструктаж групповой и инди -

видуальный).

- При информационно-рецептивных методах обучения информация передается от педа -

гога к детям в виде рассказа, сообщения, объяснения с применением наглядных средств (та-

блиц, схем, образцов, готовых изделии; демонстрации приемов). Эти методы – одни из наи -

более экономных способов передачи применяется при изучении самого разного материала и

предшествует репродуктивным.

- Эвристические методы обучения основаны на беседах, диалогах, дискуссиях. Беседа

состоит из серии взаимосвязанных вопросов, каждый из которых служит шагом на пути к ре-

шению и требует от учащихся не только воспроизведения своих знаний, но и осуществления

небольшого поиска.

Структура наиболее типичного учебного занятия:

1.

Вступительный этап: включает организационный момент, сообщение новой темы.

2.

Основной этап:

Теоретическая часть: повторение изученных приемов вязания, необходимых

для выполнения дальнейшей работы.

Практическая

часть:

выбор

узора,

схемы

определенного

изделия.

Подбор

инструментов и материала. Выполнение задания. Физминутка (Приложение №3).

3. Заключительный этап: анализ результатов занятия, рефлексия детей на проведённое

занятие.

При организации учебного занятия используются различные формы работы с детьми:

Фронтальная форма работы (используется при объяснении нового материала,

проведении инструктажа) - педагог управляет учебным процессом всего коллектива, который

работает над единой задачей.

Групповая форма применяется в основном при изготовлении коллективных ра -

бот.

Индивидуальная форма (используется чаще всего) – различные задания выпол -

няет каждый ребенок.

Формы образовательного процесса

18

УЧЕБНОЕ ЗАНЯТИЕ

ДОСУГОВОЕ ЗАНЯТИЕ

беседа

практические занятия с постоянным

консультированием детей

игра

творческие задания

викторина

экскурсия

конкурсные программы

подвижные игры

Поскольку занятия вязанием требуют терпения, постоянного внимания, детям прихо -

дится много сидеть, в ходе обучения используются физкультминутки, работа с занимательной

литературой и т. п.

Методика проведения занятий предполагает постоянное создание ситуации успешности,

радости от преодоления возникших трудностей в освоении изучаемого материала и выполне -

ния творческих работ. Этому способствуют совместные обсуждения хода выполнения зада-

ний, образцов, изделий; поощрение, создание положительной мотивации, тематические вы -

ставки работ.

Чтобы подвести итоги по мере изучения тем или разделов оформляются мини-выставки

детских работ в учебном кабинете.

Основной деятельностью по внеурочной работе является формирование и развитие

познавательного интереса у детей, адаптации ребенка в коллективе, сплочение коллектива,

создание психологического комфорта в коллективе. При работе по данному направлению ис-

пользуются разнообразные формы. Но опыт показал, что оптимальной формой внеурочной

деятельности является «огонек». В начале года – это «огонек знакомства», а в течении года

проводятся праздничные мероприятия: «Дни именинников», «День Матери», «Новогодний»,

«8 марта», в подготовке и проведении которых участвует и педагог, и сами учащиеся. В нача -

ле учебного года проводятся экскурсии по Дому детского творчества с целью знакомства с

другими педагогами и коллективами. Также вечера отдыха, экскурсии на выставки, в музей,

игры и викторины. Педагог заинтересован, чтобы дети приходили на занятия с удовольстви -

ем и, конечно, с согласия родителей. Родители должны знать, чем ребенок занимается в сво -

бодное от учебы время. Они имеют право посещать учебные занятия, посмотреть, как орга -

низуются занятия, узнать об успехах и достижениях ребенка.

При определении режима занятий учтены санитарно- эпидемиологические требования

к учреждениям дополнительного образования детей (Санитарно- эпидемиологические требо-

вания к учреждениям дополнительного образования детей/внешкольные учреждения/. Сани-

тарно- эпидемиологические правила и нормативы СанПиН 2.4.4. 1251 - 03 (от 20. 06.2003).//

Официальные документы в образовании, 2003, № 20; Письмо Министерства образования РФ

от 18.06. 2003г. № 28-02-484-116).

Условия реализации образовательной программы «Вязание»

19

Занятия по образовательной программе «Вязание» проводятся в учебном помещении МОУ

ДО Здвинского района Доме детского творчества площадью 16 кв.м. по адресу Здвинский

район, с. Здвинск, ул. Здвинского 39.

Кадровое обеспечение программы. Реализацию данной образовательной программы

осуществляет педагог дополнительного образования высшей квалификационной категории

Ломова Надежда Анатольевна. Образование – высшее (в 2008 году окончила НГПУ). Стаж

работы –27 года, с 1989 года.

За последние пять лет (2005-2010гг.) принимала участие:

зональном

этапа

Областного

тура VI

Всероссийского

конкурса

педагогов

дополнительного

образования

«Сердце

отдаю

детям»

2005г.

Департамент

образования

Новосибирской области.

- Проведение мастер-классов в районной профильной смене «Шаг навстречу», 2006-

2010 гг.

- В празднике художественных промыслов и ремёсел «Секрет мастерства - в наследство

поколениям», Департамент культуры Новосибирской области 2007 г.

-

В X Региональном конкурсе образовательных видеофильмов и методических

мультимедиа- материалов «Авторская программа, проект» УЧСИБ-2009.

-Во II районном конкурсе «Сердце отдаю детям» 2010г. ( I место)

-В областном конкурсе «Снежная фантазия» 2009г.

-Диплом 1степени победителю районного смотра работников образовательных учре-

ждений Здвинского района

-Благодарность за участие в областной выставке-конкурсе «Сибирь талантами богата»

-Диплом за активное участие в региональной выставке-конкурсе «АРТ МОБИЛЕ 2010»

-Диплом 1степени в фестивале художественного творчества работников образования

Новосибирской области»Признание» 2011г.

-Диплом участника II Областного конкурса «Педагог художественного образования»

Обеспечение учебным помещением и материально-технические

условия.

Помещение имеет хорошее освещение, учебные столы, стулья.

электрический утюг, гладильная доска

спицы и крючки разных размеров

линейки, сантиметровые ленты

ассортимент пряжи разных цветов

большое зеркало

картотека с образцами и схемами различных вязок

выставочные образцы работ учащихся

цифровой фотоаппарат, персональный компьютер, сканер, принтер

.

Финансовое обеспечение программы. Осуществляется за счет средств местного бюд-

жета.

Информационное обеспечение программы:

Книги «Рукоделие в начальных классах», «Кружок художественного вяза-

ния» Пучковой Л.С.

Журналы «Сандра», «Валя-Валентина» (современная мода, образцы моде-

лей), «Школа и производство», «Модели сезона», «Маленькая Диана».

Программно-методическое и организационно педагогическое обеспечение програм-

мы:

20

В программно-методическом направлении деятельности разработаны и используются в

образовательной практике:

образовательная программа «Вязание»

словарь основных терминов, используемых при реализации образовательной программы

«Вязание» (Приложение № 3);

разработки открытых уроков (Приложение № 4);

ознакомительные буклеты для детей и родителей (Приложение № 5);

проекты и учебно-исследовательские работы (Приложение № 6).

Данная программа соответствует основным нормативным документам:

Закон РФ от 24.06.1999года;

Концепции модернизации дополнительного образования на период до 2010 года;

Санитарно-эпидемиологическим правилам и нормативам СанПиН 2.4.4. 1251-03 (за-

регистрировано в Минюсте 27.05.03г. № 4594);

О примерных требованиях к программам дополнительного образования детей. Прило-

жение к письму Департамента молодёжной политики воспитания и социальной под -

держки детей Минобразования науки России от 11.12.2006 г. № 06-1844;

Уставу МКОУ ДОД Дома детского творчества Здвинского района.

Список литературы для педагога.

21

1.

Абасов З. И. Формы обучения, групповая работа. Директор школы № 6 1998г.

2.

Андреева Р. П. Вязание крючком СПб 1999 г.

3.

Борноволокова В. Занятие – игра как форма обучения и воспитания дошкольников.

Внешкольник № 10 1997 г.

4.

Боровиков

Л.И.

Педагогика

дополнительного

образования.

Новосибирск:

НИПКиПРО, 1999.

5.

Волков И. П. Учим творчеству. М. Педагогика. 1982 г.

6.

Еременко Т. И. Вязание крючком. Просвещение. 1986 г.

7.

Карпова Н. Н. Каждый ребенок талантлив. Новосибирское книжное издательство

2000 г.

8.

Краткий психологический словарь. – М.: ИПЛ, 1985.

9.

Кружок вязание крючком. М. 1985 г.

10. Кружок вязания на спицах. М. 1985 г.

11. Максимова М. В. Азбука вязания. Легпромбытиздат. 1990 г.

12. Никитин Б. П. Ступеньки творчества или развивающие игры. М. Просвещение.

1990 г.

13. Немов Р. С. Психология. М. 1990 г.

14. Программы для внешкольных учреждений и образовательных школ. Культура быта.

М. Просвещение. 1986 г.

15. Рукоделие в начальных классах. М. 1998 г.

16. Современные требования к программам и учебным планам коллективов учреждений

дополнительного образования детей //Вестник народного образования. – 2000. -

№12. - с. 19-23.

17. Требования

к

содержанию

и

оформлению

образовательных

программ

дополнительного образования детей, утвержденные научно-методическим советом

по дополнительному образованию детей МО РФ от 03.06.2003г.

18. Ушакова М. В. Учебное занятие в УДО. Внешкольник №1 1997 г.

19. Хрипкова А. Н. Мир детства. Подросток. М. Педагогика. 1989 г.

Список литературы для детей и родителей.

22

1.

Гай – Гулина. Петелька за петелькой. М. Малыш. 1986 г.

2.

Максимова М. В. Азбука вязания. М. Легпромбытиздат. 1990 г.

3.

Максимова М. и внучка Наташа. Клубок, крючок и спицы в гостях у малышей. М. ПК

Алтай. 1994 г.

4.

Молотобарова О. С. Кружок изготовления игрушек – сувениров. М. Просвещение.

1990 г.

5.

Периодические издания:

«Валентина» Ова – Пресс 1998 – 2004 г.

«Диана» Лига – Пресс 2001 г.

«Ксюша» Лига – Пресс 1997 - 2000 г.

«Модели сезона» Фоликом. 2002 г.

«Сандра» Бурда. 1995 – 2004 г.

6.

Столярова А. Вязаная игрушка «Фоликом». 1999 г.

7.

Тарасенко С. Ф. Забавные поделки М. Просвещение. 1989 г.

8.

Тарасенко С. Ф. Вязаная игрушка. М. Полымя. 1997 г.

23



В раздел образования