Напоминание

«Формирование и развитие навыков классического танца»


Автор: Стипура Майя Каримовна
Должность: преподаватель хореографии
Учебное заведение: МАУ ДО "Детская школа искусств им. В.С. Серовой"
Населённый пункт: город Чудово, Новгородская область
Наименование материала: Открытый урок по учебному предмету "Классический танец"
Тема: «Формирование и развитие навыков классического танца»
Раздел: дополнительное образование





Назад




Муниципальное автономное учреждение дополнительного образования

«Детская школа искусств им. В.С. Серовой»

ОТКРЫТЫЙ УРОК

по учебному предмету «КЛАССИЧЕСКИЙ ТАНЕЦ»

по теме:

«Формирование и развитие навыков классического танца»

с учащимися 2 класса предпрофессиональной общеобразовательной

программы в области хореографического искусства

«Хореографическое творчество»

для преподавателей отделения хореографии школы

П р е п о д а в а т е л ь

о т д е л е н и я

хореографии:

Стипура Майя Каримовна

26.02.2014 г.

г. Чудово

2018 год

Пояснительная записка

Термином

«классический

танец»

пользуется

весь

балетный

мир,

обозначая им определённый вид хореографической пластики.

Классический

танец

это

основа

хореографии.

На

этом

уроке

постигаются тонкости балетного искусства. Это великая гармония сочетания

движений с классической музыкой.

Непременные условия классического танца: выворотность ног, большой

танцевальный

шаг,

гибкость,

устойчивость,

вращение,

лёгкий

высокий

прыжок,

свободное

и

пластичное

владение

руками,

чёткая

координация

движений, выносливость и сила.

Главный принцип классического танца – выворотность, на основании

которой

разработано

понятие

о

закрытых

(ferme)

и

открытых

(ouvert),

скрещенных (efface) позициях и позах, а так же о движениях наружу (en

deors) и внутрь (en dedans). Разделение на элементы, систематизация и отбор

движений

послужили

основой

школы

классического

танца.

Она

изучает

группы движений, объединённых общими для каждой группы признакам:

группа вращений (pirouette, tour, fouette), группа приседаний (plie), группа

положений корпуса (attitude, arabesgue) и другие.

Зачем нужен классический танец?

Казалось бы, учим новое «современное» зачем нам учить то, что было

до нас, но все новаторства по существу, одновременно глубоко и тонко

связаны с традициями. Нужно помнить, что все новые течения это ни что

иное,

как

синтез

хореографического

наследия

разных

времён

и

народов

минувших лет.

Всё новое – это конечно хорошо, но не следует терять то, что называют

«силой советской хореографической школы», а следует знать так, как азбуку

без которой искусство хореографии невозможно.

Цель урока - формировать навыки классического танца у учащихся.

Задачи урока:

-формировать

балетную

осанку

(постановка

корпуса,

ног,

рук,

головы);

- выработка выворотности ног в упражнениях у станка и на середине

зала;

- воспитывать начальные движения координации у станка и на середине

зала;

-

развивать

танцевально-ритмическую

координацию

движений

и

выразительность;

- приобщать учащихся к лучшим образцам классической музыкальной

литературы.

Оборудование: магнитофон/ музыкальный центр

Методы: наглядный, словесный, практический

Ход урока:

1. Организационный момент

- вход в класс: дети строятся в колонну по одному и под музыку входят

в зал;

- поклон

2. Экзерсис у станка.

Экзерси́

с

«упражнение».

Комплекс

всевозможных

тренировочных

упражнений,

составляющих

основу

урока

классического

т анца,

способствующий развитию силы мышц, эластичности связок, воспитанию

выворотности, устойчивости и правильной координации движений.

Каждый урок начинается с разогрева и медленной проработки различных

групп мышц.

Сначала все упражнения выполняются у палки, затем — на середине

балетного зала. Выработанный веками урок классического танца практически

неизменен

по

своей

структуре:

ученики

и

взрослые

артисты

выполняют

практически одинаковые базовые элементы в схожей последовательности: с

повышением уровня мастерства от года к году меняется лишь темп (скорость

исполнения движений), координация (сочетание движения ног с движениями

рук, корпуса и головы) и насыщенность комбинации, строящейся вокруг

базового элемента.

Любое

движение,

входящее

в

экзерсис,

можно

изменять

и

комбинировать, как в плане «схемы» (количество движений, их направление

и т. д.), так и видоизменяя сам элемент, усложняя его исполнение подъёмом

на полупальцы, опусканием в plie, добавлением координации с движениями

рук, корпуса и головы.

Упражнения экзерсиса — основа любой хореографической подготовки.

Они развивают физические качества, необходимые для профессионального

выполнения

движений

практически

любой

танцевальной

техники:

выворотность,

эластичность

и

силу

мышц

ног

и

спины,

правильную

постановку корпуса, рук и головы, устойчивость, координацию движений.

Plié.

Preparation

2 demi plie по I позиции, 1 grand plie по I позиции,

3 releve на высоких полупальцах по I позиции, переход на II позицию.

2 demi plie по II позиции, 1 grand plie по II позиции,

Перегибы корпуса через II позицию переход в V позицию.

2 demi plie по V позиции, 1 grand plie по V позиции,

3 releve на высоких полупальцах по v позиции.

Battements

tendus.

Preparation

4 battement tendu по V позиции,

2 demiplie по V позиции,

battement tendu в сторону по V позиции,

4 battement tendu назад по V позиции,

2 demi plie,

1 battement tendu в

с т о р о н у

с

о к о н ч а н и е м

в demi plie по V позиции

полповорота на другую ногу,

Battements

tendus

jetes.

Preparation

4 вattement tendu jete вперёд,

4 вattement tendu jete в сторону,

4вattement tendu jete назад.

Вся комбинация повторяется в обратном направлении.

Adagio.

Preparation

2 relevelent вперёд, 1 developpee вперёд,

1 developpee вперёд на pliе.

Вся комбинация выполняется крестом.

Grand

battements

jetesпоv

позиции

Preparation

4 grand battement jete вперёд,

4 grand battement jete всторону,

4 grand battement jete назад,

4 grand battement jete всторону,

3. Основная часть

Экзерсис на середине зала.

Экзерсис на середине зала имеет такое же значение и развитие, как и

экзерсис у палки. Последовательность его в основном та же. На середине

зала он значительно сложнее, так как следует сохранять выворотность ног и

равновесие тела (особенно на полупальцах) без помощи палки. Правильное

распределение центра тяжести подтянутого корпуса на двух и на одной ноге,

ровные бедра и в особенности подтянутое и выворотное бедро работающей

ноги - основные условия для овладения устойчивостью.

Работая

перед

зеркалом,

не

следует

сосредоточивать

внимание

на

какой-либо

отдельной

части

тела,

необходимо

охватывать

взглядом

всю

фигуру,

следя

за

правильностью

формы

и

положением

ног.

Но

кроме

зрительного

восприятия

должно

быть

и

ощущение

всего

тела,

его

собранности и подтянутости.

В

первом

классе

экзерсис

на

середине

зала

идет

в

строго

последовательном

программном

порядке

и

исполняется

полностью.

Во

втором - в той же последовательности, что и у палки, но с добавлением к plie

во всех позициях простейших developpes.

В третьем классе к plie в позициях прибавляются demi rond de jambe

developpe и большие позы.

С четвертого класса перед экзерсисом рекомендуется делать несложное

по форме маленькое adagio (не более восьми тактов по 4/4), соединяя его в

комбинации с battements tendus и jetes и заканчивая маленькими tours sur le

cou-de-pied.

В

средних

и

старших

классах

количество

упражнений

можно

сокращать за счет соединения движений. Комбинации становятся сложнее и

разнообразнее.

Основными движениями экзерсиса на середине зала, которые должны

исполняться

ежедневно,

можно

считать

battements

tendus,

jetes,

fondus

и

большие battements.

Rond de jambe par terre, rond de jambe en 1'air, battements frappes, doubles

frappes и

petits

battements

sur

le

cou-de-pied могут

комбинироваться

с

основными движениями.

Plié.

Preparation

2 demi plie по I позиции,

3 releve по I позиции, переход во II позицию.

2 demi plie по II позиции.

Перегибы корпуса из стороны в сторону, переход в V позицию.

2 demi plie по V позиции,

3 releve по V позиции, переход во IV позицию,

2 demi plie по VI позиции,

поза IV арабеск.

Battements

tendus.

Preparation

2 battement tendu вперёд из позы croisee,

1 переход через IV позицию,

Комбинация обратно,

2 – в сторону правой ногой,

1 – двойной double battement tendu.

Rond

de

jambe

par

terre.

Preparation

4 rond вперёд правой ногой анфас,

Вся комбинация обратно.

Adagio.

Preparation

1 relevelent вперёд croisee правой ногой на 90

0

,

1 relevelent назад в позу III арабеск,

2 relevelent разными ногами в сторону анфас,

1 developpee вперёд croisee на pliе,

1 developpee назад croisee в позу III арабеск на pliе,

2 developpee в сторону разными ногами на pliе.

Grand

battements

jetes.

Preparation

4grand battement jete вперёд croisee,

4 в сторону efface, 4 вперёд efface,

1 мягкий батман,

2 в сторону левой ногой анфас, 1мягкий battement,

3 в сторону правой ногой анфас, 1 мягкий battement,

2 в сторону левой ногой анфас, 1мягкий battement.

Allegro (Прыжки).

Saute.

Preparation

2 медленных, 3 –быстрых по I позиции,

Так же по II позиции, по V.

Changement de pieds.

Preparation

4 сhangement de pieds по V позиции,

комбинация по точкам,

1 releve, 1 сhangement de pieds.

Echappe.

Preparation

По 4 позициям: 1 еchappe croisee,

1 - по II позициианфас,

Всё повторить 4 раза.

4. Заключительная часть

Заключительная часть урока предназначена для завершения работы,

приведения

организма

в

оптимальное

для

последующей

деятельности

состояние,

а

также

создания

в

возможной

мере

установки

на

эту

деятельность. Наиболее характерными задачами заключительной части урока

являются: снижение общего возбуждения сердечно-сосудистой, дыхательной

и

нервной

систем,

излишнего

напряжения

отдельных

групп

мышц;

регулировка эмоциональных состояний; подведение итогов урока, краткий

разбор,

если

необходимо,

отдельных

моментов

учебной

деятельности

или поведения занимающихся, ознакомление их с содержанием очередных

занятий и заданием на дом и т. п.

- подведение итоговой работы

- поклон

- выход из класса.

Список литературы:

1.

Ваганова А.Я. «Основы классического танца» - СПб: «Лань», 2007

2.

Васильева

Т.И.

«Балетная

осанка»

/

Методическое

пособие

для

преподавателей хореографических школ и школ искусств. М., 1993

3.

Калугина О.Г. «Методика преподавания хореографических дисциплин»

/ Учебно-методическое пособие. Киров: КИПК и ПРО, 2011

4.

Костровицкая В. С. «100 уроков классического танца» - Л.: Искусство,

1981

5.

Покровская Е.Г. «Принципы сочинения учебной комбинации у палки

по

классическому

танцу»

/

Методическое

пособие

для

преподавателей.

Харьков, 2010

6.

Тарасов Н.И. «Методика классического тренажа» - СПб: «Лань», 2009

7.

Ярмолович Л. «Классический танец» - Л.: «Музыка», 1986



В раздел образования