Автор: Стипура Майя Каримовна
Должность: преподаватель хореографии
Учебное заведение: МАУ ДО "Детская школа искусств им. В.С. Серовой"
Населённый пункт: город Чудово, Новгородская область
Наименование материала: Открытый урок по учебному предмету "Классический танец"
Тема: «Формирование и развитие навыков классического танца»
Раздел: дополнительное образование
Муниципальное автономное учреждение дополнительного образования
«Детская школа искусств им. В.С. Серовой»
ОТКРЫТЫЙ УРОК
по учебному предмету «КЛАССИЧЕСКИЙ ТАНЕЦ»
по теме:
«Формирование и развитие навыков классического танца»
с учащимися 2 класса предпрофессиональной общеобразовательной
программы в области хореографического искусства
«Хореографическое творчество»
для преподавателей отделения хореографии школы
П р е п о д а в а т е л ь
о т д е л е н и я
хореографии:
Стипура Майя Каримовна
26.02.2014 г.
г. Чудово
2018 год
Пояснительная записка
Термином
«классический
танец»
пользуется
весь
балетный
мир,
обозначая им определённый вид хореографической пластики.
Классический
танец
–
это
основа
хореографии.
На
этом
уроке
постигаются тонкости балетного искусства. Это великая гармония сочетания
движений с классической музыкой.
Непременные условия классического танца: выворотность ног, большой
танцевальный
шаг,
гибкость,
устойчивость,
вращение,
лёгкий
высокий
прыжок,
свободное
и
пластичное
владение
руками,
чёткая
координация
движений, выносливость и сила.
Главный принцип классического танца – выворотность, на основании
которой
разработано
понятие
о
закрытых
(ferme)
и
открытых
(ouvert),
скрещенных (efface) позициях и позах, а так же о движениях наружу (en
deors) и внутрь (en dedans). Разделение на элементы, систематизация и отбор
движений
послужили
основой
школы
классического
танца.
Она
изучает
группы движений, объединённых общими для каждой группы признакам:
группа вращений (pirouette, tour, fouette), группа приседаний (plie), группа
положений корпуса (attitude, arabesgue) и другие.
Зачем нужен классический танец?
Казалось бы, учим новое «современное» зачем нам учить то, что было
до нас, но все новаторства по существу, одновременно глубоко и тонко
связаны с традициями. Нужно помнить, что все новые течения это ни что
иное,
как
синтез
хореографического
наследия
разных
времён
и
народов
минувших лет.
Всё новое – это конечно хорошо, но не следует терять то, что называют
«силой советской хореографической школы», а следует знать так, как азбуку
без которой искусство хореографии невозможно.
Цель урока - формировать навыки классического танца у учащихся.
Задачи урока:
-формировать
балетную
осанку
(постановка
корпуса,
ног,
рук,
головы);
- выработка выворотности ног в упражнениях у станка и на середине
зала;
- воспитывать начальные движения координации у станка и на середине
зала;
-
развивать
танцевально-ритмическую
координацию
движений
и
выразительность;
- приобщать учащихся к лучшим образцам классической музыкальной
литературы.
Оборудование: магнитофон/ музыкальный центр
Методы: наглядный, словесный, практический
Ход урока:
1. Организационный момент
- вход в класс: дети строятся в колонну по одному и под музыку входят
в зал;
- поклон
2. Экзерсис у станка.
Экзерси́
с –
«упражнение».
Комплекс
всевозможных
тренировочных
упражнений,
составляющих
основу
урока
классического
т анца,
способствующий развитию силы мышц, эластичности связок, воспитанию
выворотности, устойчивости и правильной координации движений.
Каждый урок начинается с разогрева и медленной проработки различных
групп мышц.
Сначала все упражнения выполняются у палки, затем — на середине
балетного зала. Выработанный веками урок классического танца практически
неизменен
по
своей
структуре:
ученики
и
взрослые
артисты
выполняют
практически одинаковые базовые элементы в схожей последовательности: с
повышением уровня мастерства от года к году меняется лишь темп (скорость
исполнения движений), координация (сочетание движения ног с движениями
рук, корпуса и головы) и насыщенность комбинации, строящейся вокруг
базового элемента.
Любое
движение,
входящее
в
экзерсис,
можно
изменять
и
комбинировать, как в плане «схемы» (количество движений, их направление
и т. д.), так и видоизменяя сам элемент, усложняя его исполнение подъёмом
на полупальцы, опусканием в plie, добавлением координации с движениями
рук, корпуса и головы.
Упражнения экзерсиса — основа любой хореографической подготовки.
Они развивают физические качества, необходимые для профессионального
выполнения
движений
практически
любой
танцевальной
техники:
выворотность,
эластичность
и
силу
мышц
ног
и
спины,
правильную
постановку корпуса, рук и головы, устойчивость, координацию движений.
Plié.
Preparation
2 demi plie по I позиции, 1 grand plie по I позиции,
3 releve на высоких полупальцах по I позиции, переход на II позицию.
2 demi plie по II позиции, 1 grand plie по II позиции,
Перегибы корпуса через II позицию переход в V позицию.
2 demi plie по V позиции, 1 grand plie по V позиции,
3 releve на высоких полупальцах по v позиции.
Battements
tendus.
Preparation
4 battement tendu по V позиции,
2 demiplie по V позиции,
battement tendu в сторону по V позиции,
4 battement tendu назад по V позиции,
2 demi plie,
1 battement tendu в
с т о р о н у
с
о к о н ч а н и е м
в demi plie по V позиции
полповорота на другую ногу,
Battements
tendus
jetes.
Preparation
4 вattement tendu jete вперёд,
4 вattement tendu jete в сторону,
4вattement tendu jete назад.
Вся комбинация повторяется в обратном направлении.
Adagio.
Preparation
2 relevelent вперёд, 1 developpee вперёд,
1 developpee вперёд на pliе.
Вся комбинация выполняется крестом.
Grand
battements
jetesпоv
позиции
Preparation
4 grand battement jete вперёд,
4 grand battement jete всторону,
4 grand battement jete назад,
4 grand battement jete всторону,
3. Основная часть
Экзерсис на середине зала.
Экзерсис на середине зала имеет такое же значение и развитие, как и
экзерсис у палки. Последовательность его в основном та же. На середине
зала он значительно сложнее, так как следует сохранять выворотность ног и
равновесие тела (особенно на полупальцах) без помощи палки. Правильное
распределение центра тяжести подтянутого корпуса на двух и на одной ноге,
ровные бедра и в особенности подтянутое и выворотное бедро работающей
ноги - основные условия для овладения устойчивостью.
Работая
перед
зеркалом,
не
следует
сосредоточивать
внимание
на
какой-либо
отдельной
части
тела,
необходимо
охватывать
взглядом
всю
фигуру,
следя
за
правильностью
формы
и
положением
ног.
Но
кроме
зрительного
восприятия
должно
быть
и
ощущение
всего
тела,
его
собранности и подтянутости.
В
первом
классе
экзерсис
на
середине
зала
идет
в
строго
последовательном
программном
порядке
и
исполняется
полностью.
Во
втором - в той же последовательности, что и у палки, но с добавлением к plie
во всех позициях простейших developpes.
В третьем классе к plie в позициях прибавляются demi rond de jambe
developpe и большие позы.
С четвертого класса перед экзерсисом рекомендуется делать несложное
по форме маленькое adagio (не более восьми тактов по 4/4), соединяя его в
комбинации с battements tendus и jetes и заканчивая маленькими tours sur le
cou-de-pied.
В
средних
и
старших
классах
количество
упражнений
можно
сокращать за счет соединения движений. Комбинации становятся сложнее и
разнообразнее.
Основными движениями экзерсиса на середине зала, которые должны
исполняться
ежедневно,
можно
считать
battements
tendus,
jetes,
fondus
и
большие battements.
Rond de jambe par terre, rond de jambe en 1'air, battements frappes, doubles
frappes и
petits
battements
sur
le
cou-de-pied могут
комбинироваться
с
основными движениями.
Plié.
Preparation
2 demi plie по I позиции,
3 releve по I позиции, переход во II позицию.
2 demi plie по II позиции.
Перегибы корпуса из стороны в сторону, переход в V позицию.
2 demi plie по V позиции,
3 releve по V позиции, переход во IV позицию,
2 demi plie по VI позиции,
поза IV арабеск.
Battements
tendus.
Preparation
2 battement tendu вперёд из позы croisee,
1 переход через IV позицию,
Комбинация обратно,
2 – в сторону правой ногой,
1 – двойной double battement tendu.
Rond
de
jambe
par
terre.
Preparation
4 rond вперёд правой ногой анфас,
Вся комбинация обратно.
Adagio.
Preparation
1 relevelent вперёд croisee правой ногой на 90
0
,
1 relevelent назад в позу III арабеск,
2 relevelent разными ногами в сторону анфас,
1 developpee вперёд croisee на pliе,
1 developpee назад croisee в позу III арабеск на pliе,
2 developpee в сторону разными ногами на pliе.
Grand
battements
jetes.
Preparation
4grand battement jete вперёд croisee,
4 в сторону efface, 4 вперёд efface,
1 мягкий батман,
2 в сторону левой ногой анфас, 1мягкий battement,
3 в сторону правой ногой анфас, 1 мягкий battement,
2 в сторону левой ногой анфас, 1мягкий battement.
Allegro (Прыжки).
Saute.
Preparation
2 медленных, 3 –быстрых по I позиции,
Так же по II позиции, по V.
Changement de pieds.
Preparation
4 сhangement de pieds по V позиции,
комбинация по точкам,
1 releve, 1 сhangement de pieds.
Echappe.
Preparation
По 4 позициям: 1 еchappe croisee,
1 - по II позициианфас,
Всё повторить 4 раза.
4. Заключительная часть
Заключительная часть урока предназначена для завершения работы,
приведения
организма
в
оптимальное
для
последующей
деятельности
состояние,
а
также
создания
в
возможной
мере
установки
на
эту
деятельность. Наиболее характерными задачами заключительной части урока
являются: снижение общего возбуждения сердечно-сосудистой, дыхательной
и
нервной
систем,
излишнего
напряжения
отдельных
групп
мышц;
регулировка эмоциональных состояний; подведение итогов урока, краткий
разбор,
если
необходимо,
отдельных
моментов
учебной
деятельности
или поведения занимающихся, ознакомление их с содержанием очередных
занятий и заданием на дом и т. п.
- подведение итоговой работы
- поклон
- выход из класса.
Список литературы:
1.
Ваганова А.Я. «Основы классического танца» - СПб: «Лань», 2007
2.
Васильева
Т.И.
«Балетная
осанка»
/
Методическое
пособие
для
преподавателей хореографических школ и школ искусств. М., 1993
3.
Калугина О.Г. «Методика преподавания хореографических дисциплин»
/ Учебно-методическое пособие. Киров: КИПК и ПРО, 2011
4.
Костровицкая В. С. «100 уроков классического танца» - Л.: Искусство,
1981
5.
Покровская Е.Г. «Принципы сочинения учебной комбинации у палки
по
классическому
танцу»
/
Методическое
пособие
для
преподавателей.
Харьков, 2010
6.
Тарасов Н.И. «Методика классического тренажа» - СПб: «Лань», 2009
7.
Ярмолович Л. «Классический танец» - Л.: «Музыка», 1986