Напоминание

"Чистота - залог здоровья!"


Автор: Матвеева Олеся Сергеевна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ ПГО "Детский сад № 54" комбинированного вида
Населённый пункт: город Полевской, Свердловская область
Наименование материала: проект
Тема: "Чистота - залог здоровья!"
Раздел: дошкольное образование





Назад





МБДОУ ПГО «Детский сад № 54»

Тема проекта:

«Чистота – залог

здоровья».

Воспитатель:

Матвеева О.С.



Проект «Чистота – залог здоровья».


Тема проекта:
«Гигиена».
Возраст детей:
2,5 – 3 года (первая младшая группа).
Срок реализации:
2 недели.
Участники проекта:
педагоги детского сада, дети первой младшей группы, родители, узкие специалисты, повар, медсестра, администрация.
Цель:
формировать культурно-гигиенические навыки.
Задачи
1. Формировать представления о чистоте и здоровом образе жизни. 2. Расширить знание детей о правилах и предметах личной гигиены. 3. Научить детей соблюдать и поддерживать чистоту не только в помещении, но и на улице. 4. Создать условия по формированию у младших дошкольников и их родителей ценностного отношения к своему здоровью. 5. Привлечь родителей к активному участию в жизни детского сада.
Актуальность
Культурно-гигиенические навыки – важная составляющая часть культуры поведения. Воспитание у детей навыков личной и общественной гигиены играет важную роль в охране их здоровья. В конечном счете от знания и выполнения детьми необходимых гигиенических правил и норм поведения зависит не только их здоровье, но и здоровье других детей и взрослых. В детском саду у детей воспитываются навыки по соблюдению чистоты тела, культуре еды, поддержание порядка в окружающей обстановке. Таким образом, актуальность проекта продиктована: - потребностью формирования культурно-гигиенических навыков, соответствующих возрасту детей; -необходимостью развития интереса к здоровому образу жизни.
Ожидаемый результат
1. Осознанное отношение детей и их родителей к состоянию здоровья как к основному фактору успеха на последующих этапах жизни. 2. Значительное повышение знаний о чистоте и опрятности своего
внешнего вида. 3. Расширение и обогащение опыта детей в плане поддержания чистоты – личной и в окружающей среде (внешний вид, личный шкафчик, стульчик с одеждой, игрушки в группе, прогулочная территория). 4. Умение замечать и устранять имеющиеся недостатки.
Итоговое мероприятие:
совместный с родителями досуг «В гости к Лене».
Интеграция содержания образовательных областей

на основе проекта «Чистота – залог здоровья».
(Системная паутинка проекта)
Познавательное развитие
1. Чтение стихотворений А. Барто «Девочка чумазая», К. Чуковского «Мойдодыр». 2. Разрешение проблемных ситуаций: «Кукла-грязнуля пришла в гости поиграть с детьми» (по стихотворению А. Барто «Девочка чумазая»); «Что взяла – клади на место» (по стихотворению З. Александровой). 3. Просмотр и обсуждение мультфильмов «К чистоте будь готов», «Уроки тетушки Совы» (серия «Мудрые сказки тетушки Совы. Грязнуля»), «Королева Зубная щетка»; «Маша и медведь: Большая стирка». 4. Игры с водой и песком «Песочные человечки», «Кто живет в воде?», «Мыльные пузырики», «Считалочка-купалочка», «Кто разбудил китенка?» 5. Экспериментирование с водой по рассказу Л. Дерягиной «О том, как водичка гулять отправилась». 6. Дидактические и настольные игры «Что за чем идет», вкладыши «Части туров», пазлы по сказкам. 7. Игры на развитие внимания, мышления, восприятия «Наложение
контуров», «Найди непохожий», «Четвертый – лишний», «Чудесный мешочек», «Чего не стало?»
Социально-коммуникативное развитие
1. Сюжетно-ролевые игры «Семья», «Доктор», «Магазин». 2. Упражнения, направленные на улучшение взаимодействий с окружающими: «Игрушечный магазин», «Покажу, как я люблю». 3. Беседы о правилах безопасности и личной гигиене в туалетной комнате. 4. Беседы «Почему нельзя есть на улице», «Грязные руки – хорошо или плохо?» 5. Помощь воспитателю в уборке игрушек в группе, на прогулке. 6. Отработка умения одеваться и раздеваться в определенном порядке; складывать в определенном порядке снятую одежду. 7. Наблюдение за трудовыми действиями дворника.
Речевое развитие
1. Беседы о правилах личной гигиены и безопасности в туалетной комнате. 2. Тренировка прогревания последовательности действий при умывании, раздевании и одевании. 3. Ситуативные беседы на темы «Внешний вид», «Зачем нужен носовой платок?», «Кто такой неряха?». 4. Игры на координацию речи с движением: «Это я», «Умывалочка», «Зубная щетка». 5. Рассматривание и беседа по сюжетной картинке «Помоги маме навести порядок». 6. Закрепление правильного произношения названий средств личной гигиены (мыло).
7. Тренировка в употреблении формы личных местоимений (мой горшок, моя расческа, мое полотенце). 8. Образование уменьшительно-ласкательных форм существительных (тарелка – тарелочка, ложка – ложечка и т.п.).
Художественно-эстетическое развитие

Чтение художественной литературы
1. А. Барто «Девочка чумазая». 2. К. Чуковский «Мойдодыр», «Федорино горе». 3. З. Александрова «Что взяла – клади на место», «Топотушки», «Купание». 4. В. Коростылев «Королева Зубная щетка». 5. Р. Самарец «Хорошие манеры» (сборник стихов). 6. И. Муравейка «Я сама». 7. Ю. Тувим «Письмо к детям по одному очень важному делу».
Музыкальные игры и слушание музыки
1. Музыкальная игра «Где же наши ручки?» (муз. Т. Ломовой). 2. Слушание аудиодисков с релаксирующей музыкой (шум дождя, моря и т.п.) перед сном. 3. Прослушивание песен из мультфильма «Маша и медведь» (серия «Будьте здоровы!»). 4. Использование аудиодисков, рекомендованных программой В. Коваленко «К здоровой семье через детский сад» для нормализации психологического микроклимата.
Продуктивная деятельность
1. Рисование красками «Дождик». 2. Рисование карандашами «Моя любимая игрушка» (использование трафаретов).
3. Рисование пальчиками по манке «Песочные и водяные человечки», «Дождик», «Травка растет». 4. Раскрашивание мелками и карандашами принадлежностей личной гигиены, бумажных кукол и их одежды.
Физическое развитие
1. Утренняя гимнастика. 2. Физкультурные занятия. 3. Физкультминутки. 4. Подвижные игры «У медведя во бору», «Птицы», «Самолеты», «Пузырь», «Ровным кругом». 5. Просмотр и обсуждение и мультфильма «Неумойка». 6. Ситуативный разговор об аккуратности внешнего вида. 7. Настольно-печатная дидактическая игра «Валеология». 8. Гимнастические комплексы для глаз «Муха». 9. Закаливающие процедуры: воздушные ванны, ванночки для ног, обтирание рукавичками, хождение по соляной дорожке.
Этапы реализации проекта «Чистота – залог здоровья».

Подготовительный этап
(выявление проблемы, анализ имеющихся педагогических ресурсов, определение направлений деятельности). РАБОТА С ДЕТЬМИ 1. Формулировка проблемы: «У детей недостаточно сформированы культурно-гигиенические навыки». 2. Начальный мониторинг. 3. Анализ результатов мониторинга. 4. Составление системной паутинки по проекту. 5. Анализ имеющегося дидактического материала.
6. Подбор иллюстраций, книг, дидактических игр, игрушек, пособий по теме проекта.
Педагогические ресурсы
1. Вопросы мониторинга. 2. Книжки-малышки, дидактические игры, палзы, разрезные картинки, лото, вкладыши. 3. Художественная литература. 4. Сюжетные картинки по теме «Формирование культурно- гигиенических навыков у детей». 5. Сборники мультфильмов. 6. Картотека игр с песком и водой. 7. Картотека физкультминуток. 8. Сборники классической музыки, рекомендованные программой В. Коваленко «К здоровой семье через детский сад».
Задачи
1) Выяснить осведомленность детей по проблеме. 2) Определить направления работы. 3) Создать перспективное планирование работы. 4) Пополнить развивающую среду в группе для актуализации опыта детей. РАБОТА С РОДИТЕЛЯМИ 1. Ознакомление родителей с темой и, соответственно, с проблемой проекта: «Что такое чистота и зачем мы ее соблюдаем?» 2. Нацеливание родителей на поиск информации по проблеме чистоты и здоровья. 3. Обсуждение с детьми просмотренных совместно дома мультфильмов по теме проекта «Королева Зубная щетка», «Федорино горе», «Мойдодыр».
4. Примерные вопросы к мультфильмам: - Что тебе больше всего понравилось? - Кто положительный герой, а кто – нет? - Почему ты так думаешь? - А как бы поступил бы ты? Что ты мог бы посоветовать этому герою? Родителям предлагается записать ответы детей, чтобы по окончании проекта самостоятельно определить динамику развитие ребенка.
Педагогические ресурсы
1. Мультфильмы «Королева Зубная щетка», «Федорино горе», «Мойдодыр». 2. Материалы программы В. Коваленко «К здоровой семье – через детский сад». 3. Интернет-ресурсы, книги.
Задачи
1) Развивать педагогическую инициативу родителей. 2) Вовлекать родителей в воспитательно-образовательный процесс в группе. 3) Укреплять детско-родительские взаимосвязи и интересы. 
Основной этап
(содержание психолого-педагогической работы по освоению детьми образовательных областей в рамках проекта). РАБОТА С ДЕТЬМИ
Образовательная область «Познавательное развитие»

Педагогические ресурсы
1. Стихотворение: А. Барто «Девочка чумазая», К. Чуковский «Мойдодыр». 2. Разрешение проблемных ситуаций.

Проблемная ситуация «Что взяла – клади на место»
(по стихотворению З. Александровой). Это Оленьке известно: Что взяла – клади на место! Только девочка мала: Забывает, где взяла. На кроватку ставит кружку, На паркет кладет подушку, Прячет ботики в буфет. Все на месте или нет? Если мама промолчала, Надо делать все сначала: На буфет нести подушку, На паркет поставить кружку, Сунуть ботики в кровать… Кажется, не так опять? Оля смотрит виновато: Нет, стояло все не там… Помогите ей, ребята Все расставить по местам. После прочтения стихотворения воспитатель предлагает детям помочь Оленьке и объяснить, почему у каждой вещи должно быть свое место. Затем все осматривают вещи в своей группе и приводят ее в порядок.

Проблемная ситуация «Кукла-грязнуля пришла в гости поиграть с

детьми»
(проблемная ситуация создается после прочтения стихотворения А. Барто «Девочка чумазая»). -Ах ты, девочка чумазая, Где ты руки так измазала? Черные ладошка, На локтях – дорожки. - Я на солнышке лежала, Руки кверху держала. ВОТ ОНИ И ЗАГОРЕЛИ. - Ах ты, девочка чумазая, Где ты носик так измазала? Кончик носа черный, Будто закопченный. - Я на солнышке лежала, Нос кверху держала. ВОТ ОН И ЗАГОРЕЛ. - Ах ты, девочка чумазая, Ноги в полосы измазала, Не девочка, а зебра, Ноги – как у негра. - Я на солнышке лежала. Пятки кверху держала. ВОТ ОНИ И ЗАГОРАЛИ. - Ой ли, так ли? Так ли дело было?
Отмоем все до капли. Ну-ка дайте мыло, МЫ ЕЕ ОТОРЕМ. Громко девочка кричала, Как увидела мочалу, Цапалась, как кошка: - Не трогайте ладошки! Они не будут белые: Они же загорелые! ….. Через некоторое время после прочтения стихотворения воспитатель незаметно вносит в игровой уголок куклу-грязнулю, убрав всех остальных кукол, и наблюдает за реакцией детей. Дети не хотят играть с грязнулей, мотивируя тем, что она некрасивая, грязная. Педагог подтверждает, что все куклы тоже просто не знает, как надо поступить. Может быть, ей нужно помочь? Дети могут предложить разные варианты. Останавливаемся на том, что куколку нужно искупать и отмыть грязь. 3. Мультфильмы «К чистоте будь готов», «Уроки тетушки Совы» (серия «Мудрые сказки тетушки Совы. Грязнуля»), «Королева Зубная щетка», «Маша и медведь», «Большая стирка». 4. Игры с водой и песком (3) проводится с подгруппой детей в утренние, вечерние часы и по возможности на прогулке.
Игра «Песочные человечки»
Смешные человечки В песочнице живут И без горячей печки Куличики пекут
Предложить малышу нарисовать пальчиком человечка на песке, предварительно разровняв песок в песочнице ладонью.
Игра «Кто живет в воде?»
Водяные человечки Целый день купались в речке, А потом залезли в тазик Искупаться еще разик. В песочнице живут песочные человечки, а в воде (в море, речке, а также в тазике и ванночке) обитают водяные человечки. С водяными человечками тоже можно интересно играть. Они могут быть такими, как на картинке. Но можно и самим придумать водяных человечков и нарисовать их. Предложить малышу синий, голубой карандаш или краски и попросите его самостоятельно нарисовать своих водяных человечков.
Игра «Мыльные пузырики»
(3) Намылить руки так, чтобы получилась пышная густая пена. Затем разъединить так, чтобы между ладонями образовалась тоненькая прозрачная мыльная пенка. Нужно на нее подуть, и у вас получится мыльный пузырь. Предложить ребенку подуть на мыльную пленку в ладонях взрослого. Пусть ребенок попробует надуть свой мыльный пузырь.
Игра «Считалочка-купалочка»
Варим кашу для малышек, Кашу делаем для пышек, Сладким чаем угощаем, Ну а после – отдыхаем! В ванночку – бултых!
Игра «Кто разбудил китенка?»
Стих «Ветер дует, задувает».
Возьмите соломинку для коктейля, опустите ее в воду и попросите ребенка подуть в соломинку так, чтобы вода забурлила. А если приготовить в ковшике мыльный раствор и подуть в трубочку, начнет образовывается пена, и из ковшика вырастет пышная мыльная «борода». 5. Экспериментирование.
Экспериментирование с водой по рассказу Л.Б. Дерягиной «О том,

как водичка гулять отправилась».
«Налили водичку в тазик и забыли про нее. Через некоторое время водичка заскучала: «Вот сижу я тут и ничего не вижу, а вокруг, наверное, столько интересного!» Хотела она из тазика вылезть, да не получилось – ручек и ножек у воды нет. Хотела кого-нибудь позвать, но голос у водички тихий – никто ее не услышал. А потом пришла мама и подумала: «Зачем здесь эта вода стоит?» Взяла и вылила ее в раковину. Полилась водичка по трубам и попала в большую реку, в которой было много другой воды. И потекла наша водичка вместе с рекой по городу, мимо красивых домов и зеленых садов. «Как красиво, как чудесно! – думала водичка. – А сидела бы я в своем тазике – и всей этой красоты не увидела бы!» Эксперимент. Нужно взять поролоновую губку, резиновую грушу, шприц без иглы. Приготовить несколько пустых емкостей (чашек, мисок), налить воду в тазик и попросить ребенка опустить в нее губку и показать, что вода впиталась в нее, а потом показать, как нужно отжать воду в чашку. Потом набираем воду в резиновую грушу и переливаем в другую емкость. То же самое проделываем со шприцом без иглы. 6. Дидактические и настольные игры.
Игра «Что за чем идет».
Цель – развивать зрительное внимание и мышление детей. Предлагаются картинки в виде алгоритма действий. Варианты: «Как надо умываться», «Как надо стирать белье», «Как надо гладить белье», «Как надо одеваться». Воспитатель умышленно раскладывает картинки так, что порядок действия нарушен. Ребенку предлагается исправить ошибку и объяснить свой выбор.
Рамка-вкладыш «Одежда».


Игра «Пазлы по сказкам».
7. Игры на развитие внимания, мышления, восприятия.
Игра «Наложение контуров»; игра «Найди непохожий»; игра

«Четвертый – лишний»; игра «Чудесный мешочек»; игра «Чего не

стало?».

Задачи
1) Дать детям представление о необходимости соблюдения правил личной гигиены и чистоты в доме, на улице, в природе. 2) Воспитывать привычки, а затем и потребности в соблюдение чистоты в повседневной жизни, соблюдении правил личной гигиены.
Образовательная область

«Социально-коммуникативное развитие»

Педагогические ресурсы
1. Сюжетно-ролевые игры
Игра «Семья»; игра «Магазин»; игра «Доктор».
2. Упражнения, направленные на улучшение взаимодействий с окружающими.
Упражнение «Игрушечный магазин».

Игра «Покажу, как я люблю».
3. Беседы о правилах безопасности и личной гигиены в туалетной комнате. Вопросы детям: - У нас большая горшочная или маленькая? - Что здесь делают дети?
- Зачем нужно мыть руки? - Можно здесь бегать? - Можно здесь толкаться? Такие беседы проводятся ежедневно, для большего эффекта – индивидуально. 4. Беседы «Почему нельзя есть на улице», «Грязные руки – хорошо или плохо?» 5. Наблюдение за трудовыми действиями дворника. 6. Помощь воспитателю в уборке игрушек в группе, на прогулке. 7. Процессы одевания и раздевания в определенном порядке в режимные моменты (сон, прогулка). 8. Процесс складывания в определенном порядке снятой одежды перед сном.
Задачи
1) Развивать игровую деятельность детей. 2) Развивать умение действовать в соответствии с ролью, договариваться друг с другом, придерживаться правил в игре. 3) Дать детям представления об основах безопасности в быту, о способах сохранения и укрепления своего здоровья. 4) Формировать навыки принятия самостоятельных решений в отношении поддержания и укрепления своего здоровья. 5) Воспитывать ценностное отношение к собственному труду, труду других людей и его результатам.
Образовательная область «Речевое развитие»


Педагогические ресурсы
1. Ситуативные разговоры о том, почему нельзя есть на улице, о грязных руках – хорошо или плохо. 2. Тренировка проговаривания последовательности действий при умывании, раздевании, одевании. 3. Игры на координацию речи с движением.
Игра «Зубная щетка»; игра «Умывалочка»; игра «Это я»

(Н.Нищева)
4. Вопросы к беседе по сюжетной картинке «Помоги маме навести порядок»: - Как ты думаешь, на этой картинке все в порядке? - Покажи и назови, что ты положишь в шкаф. - Как это можно назвать одним словом? - Что ты отнесешь на кухонный стол? Как это называется? - Что ты уберешь в ящик для игрушек? 5. Куклы бибабо, персонажи настольного и пальчикового театров, персонажи для работы на фланелеграфе для обыгрывания знакомых сказок «Колобок», «Курочка Ряба», «Теремок».
Задачи
1) Формировать потребности пользоваться речью. 2) Обогащать словарь посредствам введения новых слов. 3) Развивать грамматический строй речи. 4) Учить проваривать последовательность действий. 5) Учить доброжелательному общению друг с другом и со взрослыми.
Образовательная область «Художественно-эстетическая

развитие»


Педагогические ресурсы

Чтение художественной литературы
1. К. Чуковский «Мойдодыр», «Федорино горе». 2. В. Коростылев «Королева Зубная щетка». 3. А. Барто «Девочка чумазая». 4. Р. Самарец сборник стихов «Хорошие манеры». 5. Л. Белкина «Куда ушли колготки». 6. З. Александровой «Что взяла – клади на место», «Топотушки», «Купание». 7. И. Муравейка «Я сама». 8. Ю. Тувим «Письмо к детям по одному важному делу».
Задачи
1) Расширить литературный опыт детей. 2) Искать ответы на вопросы проекта.
Музыкальные игры и слушание музыки
1.
Музыкальная игра «Где же наши ручки?»
(муз.Т. Ломовой) Воспитательные задачи: вызвать у детей интерес к музыкальным играм, веселое настроение, активизировать их; развивать элементарную ритмичность движений. «Где же, где же наши ручки?»

2. Диски с релаксирующей музыкой (шум дождя, моря и т.п.) 3. Песни из мультфильма «Маша и медведь» (серия «Будьте здоровы!»). 4. Диски со сборниками классической музыки, рекомендованные программой В. Коваленко «К здоровой семье через детский сад».
Композиции используются воспитателем выборочно, в соответствии с поставленными задачами. Общее время звучание композиции – не более 15 минут в день.
Задачи
1) Формировать интерес к слушанию музыки. 2) Вырабатывать навыки осознанного прослушивания музыкального произведения. 3) Нормализовать психологический микроклимат.
Продуктивная деятельность
1. Рисование красками «Дождик». 2. Трафареты с изображениями игрушек для рисования карандашами на тему «Моя любимая игрушка». 3. «Рисование» пальчиками по манке «Песочные и водяные человечки», «Дождик», «Травка растет». 4. Рисунки-раскраски с изображениями принадлежностей личности гигиены, бумажных кукол и их одежды для раскрашивания мелками и карандашами. 5. Раскраски, штриховки.
Задачи
1) Развивать изобразительные и конструктивные навыки, творчество. 2) Развивать мелкую моторику.
Образовательная область «Физическое развитие»

Педагогические ресурсы
1. Физкультурные занятия. 2. Физкультминутки. 3. Подвижные игры.

Игра «У медведя во бору»; игра «Птицы»; игра «Самолеты»; игра

«Пузырь»; игра «Ровным кругом».
4. Мультфильм «Неумейка».
5.

Беседа-обсуждение мультфильма «Неумейка»:
- Что делают утром животные и птички? - За что мама наказала теленка? - Хорошо ли быть грязнулей? - Как назвали теленка? …. 6. Настольно – печатные дидактические игры.
Игра-лото «Валеология»
(издательство «Весна-Дизайн», 2010). 7. Оздоровительная гимнастика для глаз.
Гимнастика «Муха»
(по М. Картушкиной). 8. Закаливающие процедуры: воздушные ванны, ванночки для ног, хождение по солевой дорожке.
Задачи
1) Укреплять физическое и психологическое здоровье ребенка. 2) Формировать ценностное отношение к здоровью с учетом возрастных и индивидуальных особенностей. 3) Развивать потребность в активной двигательной деятельность. РАБОТА С РОДИТЕЛЯМИ
Педагогические ресурсы
1. Материалы консультаций по теме «Чистота залог здоровья» (примерные).
Консультация «Нужно ли приучать малыша к чистоте?»


Консультация «Как приучить к чистоте?»

Консультация «Пачкаться или нет?»
2. Индивидуальные беседы с родителями: - о важности соблюдения единого режима дома и в детском саду для здоровья; - необходимости занятий утренней зарядки; - влиянии закаливания на организм («Солнце, воздух и вода – наши лучшие друзья»). Задание родителям: сходить с ребенком в магазин и обратить его внимание на расположение продуктов на полках магазина, их внешний вид, условия хранения продуктов. 3. Совместная с родителями организация фотовыставки «Маленькие помощники». 4. Привлечение родителей к участию в итоговом мероприятии проекта – совместном досуге «В гости к Лене».
Задачи
1) Развивать педагогическую инициативу родителей. 2) Вовлечь родителей в воспитательно-образовательный процесс группы. 3) Привлекать родителей к расширению социального опыта ребенка. 4) Приобщать к совместному творчеству. 5) Укреплять детско-родительские отношения, взаимосвязи и интересы. 6) Обратить внимание родителей на собрание правил гигиены дома членами семьи. 7) Повышать компетентность детей и родителей в вопросах
здоровья. 
Итоговый этап
1.
Итоговое мероприятие:
совместные с родителями досуг «В гости к Лене». Цель – закрепление знаний и умений детей о культурно-гигиенических навыках.
2.

Итоговый мониторинг
Цель – проследить результативность проделанной работы.
Вопросы к мониторингу
Что такое чистота? Для чего нужно соблюдать правила личной гигиены? Какие предметы нужны для личной гигиены? Что нужно делать, чтобы быть здоровым?
Критерии оценки
Высокий уровень. Ребенок отвечает на все вопросы, имеет элементарные представления о правилах. Средний уровень. Ребенок частично отвечает на вопросы, при подсказке может назвать полезные и вредные продукты. Низкий уровень. Ребенок не может ответить на вопросы с помощью взрослого, не разграничивает понятия.
Сценарий досуга «В гости к Лене»

Задачи
1. Укреплять детско-родительские отношения. 2. Повысить уровень родительской компетентности в вопросах воспитания и общения со своими детьми.
3. Закрепить знания о культурно-гигиенических навыках. 4. Развивать потребности вести здоровый образ жизни с раннего детства.
Материалы и оборудование:
письмо, стул или кушетка для осмотра «больного»; средства личной гигиены для Лены – «грязнули»; предметные картинки-отгадки; телефон, мыльные пузыри; предметы для «беспорядка»; трафареты ладошек, краски, ватные палочки; фотографии детей; атрибуты для врача.
Подготовительный этап:
разучивание стихотворений дома.
Подготовка зала.
В зале стоит стол, за ним сидит Лена-«грязнуля». На столе грязная посуда, фантики от конфет, в комнате на полу разбросаны вещи и игрушки. По сторонам расставлены стенды с рисунками, фотографиями детей, еще один стенд – с предметами картинками-отгадками. Лена-«грязнуля» сидит за столом, лицо, руки грязные, волосы растрепаны, на ней порванный и грязный передник.
Ход досуга
Воспитатель. Посмотрите, ребята, к нам пришло письмо. Давайте мы его прочтем и узнаем, от кого оно. (Чтение.) «Здравствуйте, ребята! Приходите ко мне в гости – я с вами поиграю. А еще у меня есть для вас сюрприз. Ваша Лена». Ну что, ребята, пойдем к Лене? Лена очень рада видеть вас ребята, она встает из-за стола и направляется к ним навстречу. Лена. Здравствуйте, ребята, я очень рада вас видеть! Проходите и садитесь, я угощу вас чаем с печеньем и фруктами, а потом поиграем. Лена берет грязной рукой грязную чашку и предлагает ребенку. Воспитатель. Лена, а почему у тебя такие грязные руки и такая грязная посуда? Мы не можем пить чай из такой грязной чашки – это опасно для здоровья! Лена. Давайте тогда поиграем. Посмотрите, сколько у меня валяется игрушек! Воспитатель. А почему же они валяются? Везде такой беспорядок! И сама ты такая чумазая! (Обращается к детям). Ребята, давайте поможем Лене понять, в чем она ошибается. Что надо Лене сначала сделать?
Дети. Умыться и прибрать свою комнату, вещи аккуратно повесить на шкаф, а игрушки расставить по местам. Воспитатель. Лена, мы тебе поможем убрать твою комнату, а ты сейчас обязательно умоешься. Дети начинают наводить порядок, затем дают Лене мыло, мочалку и таз с водой. Лена. Ой, уйдите! Мочалкой меня не трите! Я голову мыть не стану! Не буду садиться в ванну! А хотите, я вас угощу фруктами и чаем с печеньем? Воспитатель. Фруктами и чаем – такими грязными руками и из грязных чашек? Лена. А я съем конфетку! Лена, чавкая, ест конфету, запивает ее чаем из грязной чашки. Потом начинает плакать, схватившись руками за живот. Воспитатель. Лена, что с тобой? Лена. У меня очень сильно болит живот! Воспитатель. Ребята, почему у Лены болит живот? Дети. Она пила из грязной посуды и ела грязными руками. Воспитатель. Нам надо что-то придумать и выручить нашу Лену. Дети предлагают позвонить врачу. Воспитатель «звонит врачу». Приходит «врач». Он одет в белый халат, в руках – кейс, в котором лежат игрушки и медицинские принадлежности. Врач. Здравствуйте. Что у вас случилось? Воспитатель проводит врача к Лене. Врач. Давайте посмотрим больную. Что с ней, почему она такая грязная? Она ела грязными руками? Дети, а разве мы едим еду из грязных тарелок, да еще и грязными руками?
Дети. Нет. Врач. Что нужно делать, когда мы пришли с прогулки? Дети. Руки мыть. Врач. С чем? Дети. С мылом. Врач. Что еще нужно сделать? Дети. Снять грязную одежду, причесаться. Врач хочет достать из сумки градусник, но вместо него достает игрушки. Он высыпает все инструменты на стол, смотрит удивленно. Врач. Я так к вам торопился, что собрал сумку неправильно. Пожалуйста, помогите мне разобраться, и все мои инструменты положите ко мне в сумку. Тогда я смогу вылечить Лену. Дети приходят «врачу» на помощь. «Врач» спрашивает, что у ребенка в руках и для чего нужен этот предмет, ребенок отвечает. «Врач» вылечил Лену, дети и Лена благодарят его. «Врач» напоминает всем о том, что нужно соблюдать правила гигиены, чтобы не попасть в такую неприятную ситуацию. Прощается и уходит. Лена. Ну вот теперь я опять здорова и живот у меня не болит. Доктор меня вылечил, и я могу с вами поиграть. Воспитатель. Лена, ты забыла, что нужно сначала сделать? Лена. Ой, а что нужно сделать, ребята? Дети. Умыться с мылом, снять грязную одежду, расчесать волосы. Лена. А у меня ничего нет (хлюпает носом), я не знаю, чем надо пользоваться (начинает плакать). Воспитатель. Ребята, давайте поможем Лене! Но сначала я хочу загадать загадки. Каждый день купается Много-много раз, Щиплется, кусается,
Не откроешь глаз. (Мыло) Л. Белкина Резинка-Акулинка Пошла гулять по спинке. А пока она гуляла, Спинка розовая стала. (Мочалка) Ю. Чистяков Хожу-брожу не по лесам, А по усам, по волосам, И зубы у меня длинней, Чем у волков и медведей. (Гребешок) К. Чуковский Молодцы, правильно отгадали! На этом подносе лежат все те предметы, о которых мы с вами говорили. (Отдает Лене подноси предлагает вымыть лицо и руки.) Пока Лена приводит себя в порядок, давайте послушаем стихотворения, которые вы учили дома вместе с родителями. Дети читают стихотворения. Лена входит к ребятам в чистой одежде, умытая и причесанная. Лена. Ну а теперь вы будете со мной играть? Дети. Да.
Игра «Ровным кругом»
(играем вместе с родителями и детьми).
Педагог стоит в кругу, в руках мешок, там спрятаны средства личной гигиены: зубная паста, расческа, зеркало, носовой платок. Дети и родители стоят в кругу, взявшись за руки. Воспитатель говорит: Ровным кругом Друг за другом… Дети идут по кругу и останавливаются. Чур, ребята, не зевать: То, что вам я покажу, Будем дружно называть! Можно будет попросить, чтобы дети показали, как этим предметом пользоваться. Игра продолжается до тех пор, пока не закончатся все предметы в мешке. Игру начинают с воспитателя и продолжают родители. Лена. А теперь я хочу с вами потанцевать.
Песенка-
инсценировка
«У жирафа».
Дети показывают те части тела, о которых поется в песенке. Воспитатель. Я хочу вам загадать еще загадки – про то, без чего мы не можем расчесываться, умываться, одеваться, есть и играть. Оля ягодки берет По две, по три штучки. А для этого нужны Нашей Оле… (ручки). Е. Карганова Любят труд, не любят скуки, Все умеют наши… (руки). Коль спектакль был хороший,
Громко хлопаем в … (ладоши). И. Агеева. (Обращается к детям и родителям.) Посмотрите вот на эти ладошки (показывает контуры ладошек на листах бумаги). Давайте разукрасим их. Все вместе разукрашивают отпечатки ладошек красками, используя ватные палочки: одну – родитель, вторую – ребенок. Лена восхищается нарисованными «Цветными ладошками», затем обращается к гостям. Лена. Пусть ваши нарисованные ладошки остаются яркими и радуют нас, а наши собственные ладошки всегда будут чистыми и красивыми! Ведь, оказывается, с помощью наших ручек мы можем сделать много хороших и добрых дел. Вы меня этому научили! Спасибо! Лена дарит детям мыльные пузыри, благодарит родителей и детей и приглашает на настоящее чаепитие с пирогом. Начинается свободное общение.
Литература к проекту
1. Адаптация детей раннего возраста к условиям ДОУ: практ. пособие / авт.-сост. Л.В. Белкина. – Воронеж: Учитель, 2004. – С. 177. 2. Бондаренко А.К. Дидактические игры в детском саду: кн. для воспитателя дет. Сада. – М.: Просвещение, 1991. 3. Дерягина Л.Б. Лепим куличики и пускаем кораблики: Развивающие игры с песком и водой. – СПб.: ИД «Литера», 2006. 4. Елисеева Л.Н. (сост.) Хрестоматия для маленьких. – М.: Просвещение, 1987. 5. Картушина М.Ю. Быть здоровым хотим. – М.: ТЦ Сфера, 2004. 6. Литвинова М.Ф. Подвижные игры и игровые упражнения для детей третьего года жизни. – М.: Линка-Процесс, 2005.
7. Нищева Н.В. Картотека подвижных игр, упражнений, физкультминуток, пальчиковой гимнастики. – СПб.: ООО «ИЗДАТЕЛЬСТВО «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2011. 8. Развивающие игры с малышами до трех лет: популярное пособие для родителей и педагогов / сост.Т.В. Галанова. – Ярославль, 2005. 9. Сташиевская Г. 100 и 1 игра для развития ребенка. – СПб.: Речь, 2011. 10. Тимофеева Е.А. Подвижные игры с детьми младшего дошкольного возраста. – М.: Просвещение, 1989. 11. Хухлаева О.В. Практические материалы для работы с детьми 3-9 лет. Психологические игры, упражнения, сказки. – М.: Генезис, 2005. 12. Юрченко О. Игры и сказки для развития речи: «100 и 1 игра для развития ребенка». – СПб.: Речь, 2011.


В раздел образования