Напоминание

"Активизация познавательной деятельности на уроках биологии"


Автор: Мослова Луиза Николаевна
Должность: учитель биологии
Учебное заведение: БОУ ЧР
Населённый пункт: пос.Ибреси, Чувашской Республики
Наименование материала: статья
Тема: "Активизация познавательной деятельности на уроках биологии"
Раздел: среднее образование





Назад




Активизация

познавательной

деятельности

обучающихся

с

ограниченными возможностями здоровья на уроках биологии.

Дети с ограниченными возможностями здоровья – это дети с особыми

образовательными

потребностями,

которые

различаются

у

детей

разных

категорий,

поскольку

задаются

спецификой

нарушения

психического

развития

и

определяют

особую

логику

построения

учебного

процесса,

находят

свое

отражение

в

структуре

и

модернизации

образования.

Модернизация системы специального образования подразумевает создание

механизма

ее

устойчивого

развития

как

максимально

гибкой

системы,

реально взаимодействующей со структурами общего образования. При этом

требуется сохранить традиционные ценности специального образования:

- продвижение ребенка по пути нормального психического развития;

- предупреждение и коррекция вторичных по своей природе нарушений;

- личностное развитие ребенка;

- формирование жизненной компетенции;

- уровень образования;

Коррекционная школа Vlll вида не предполагает освоения учащимися

цензового уровня образования: в структуре содержания его «академический»

компонент редуцирован за счет расширения области развития жизненной

компетенции.

Вопросы активизации учения обучающихся относятся к числу наиболее

актуальных

проблем

современной

коррекционной

школы.

Реализация

принципа активности в обучении имеет определенное значение, т.к. обучение

и

развитие

носят

деятельностный

характер,

и

от

качества

учения

как

деятельности

зависит

результат

обучения,

развития

и

воспитания

обучающихся.

Развитие положительного отношения к обучению у обучающихся с ОВЗ

протекает

замедленно

и

характеризуется

неустойчивостью.

Оно

может

изменяться под влиянием ситуации, успеха или неуспеха, смены обстановки,

степени контроля со стороны педагога и т.д.

Для успешного обучения и воспитания обучающихся необходимо

развивать познавательную активность, которая может проявляться в самых

различных областях деятельности, новых знаниях.

Для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья характерна

повышенная утомляемость, поэтому требуется смена видов деятельности,

разнообразие заданий. Внимание неустойчивое, следовательно, необходимо

подобрать

более

интересный

материал.

Известно,

что

дети

лучше

запоминают то, что интересно и связано с жизнью.

В формировании положительного отношения к обучению значительная

роль

принадлежит

учителю.

Отношение

к

педагогу

нередко

определяет

отношение

к

преподаваемой

им

дисциплине.

Здесь

могут

играть

существенную

роль

доброжелательность

педагога,

его

деловые

и

коммуникативные

качества.

Задача

учителя

состоит

в

том,

чтобы

путем

создания у обучающихся положительной мотивации в учебе, повышения их

активности,

возбуждения

интереса,

внимания,

формировать

готовность

проявлять усилия по преодолению трудностей обучения. Одним из ведущих

принципов работы в этом направлении является создание ситуации успеха –

дать возможность ребенку пережить радость от успешной деятельности. Это

вызывает

любознательность,

желание

самим

разрешить

ту

или

иную

проблему.

На

уроках

биологии

обучающиеся

испытывают

трудности

с

описанием того или иного явления, при пересказе, ответы детей зачастую

односложны и неточны, т.е. проблемы связаны с развитием речи. Бедность

словарного запаса приводит к частому употреблению одной и той же группы

слов, делает речь однообразной, шаблонной. Неточность словарного запаса

не только мешает адекватно выражать свои мысли, чувства, желания, но

часто затрудняет понимание обращенной к ним речи. Поэтому, расширение,

уточнение и активизация словаря должны проводиться целенаправленно на

каждом уроке; использование наглядных методов обучения, а также системы

упражнений, вызывающие у учеников интерес и положительные эмоции.

Следует назвать те методы обучения, которые максимально повышают

уровень

познавательной

активности

школьников,

побуждают

их

к

старательному учению. На уроках биологии можно использовать различные

методы активизации познавательной деятельности учащихся.

Важную

роль

в

формировании

активности

обучающихся

с

ограниченными

возможностями

здоровья,

повышении

качества

учебно-

воспитательного

процесса

играют

интегрированные

уроки.

Такие

темы

уроков лучше усваиваются учащимися, чем рассмотренные на традиционных

уроках. Интегрированные уроки улучшают и облегчают процесс обучения,

повышают интерес к учебе и стимулируют лучшее формирование учебных

навыков и умений.

На таких уроках обучающимся предоставляется «возможность изучения

материала по разным предметам как единого целого», применять знания на

практике,

возможность

для

расширения

кругозора,

повышается

воспитательный эффект урока.

Интегрированные уроки можно провести во всех классах. Например,

«Птицы леса» (природоведение и математика), 5 класс;

«Украсим

клумбу»

(сельскохозяйственный

труд,

биология,

география),

7

класс;

«Полезные ископаемые нашего края» (биология и география), 6 класс;

«Путешествие на родину картофеля» (биология, география), 7 класс;

В условиях общеобразовательной школы учебник, несмотря на появление

компьютера,

остается

средством

реализации

содержания

образования.

Оттого,

насколько

хорошо

школьники

умеют

работать

с

учебником,

во

многом зависит эффективность обучения по предмету и , в конечном итоге,

качество знаний. При чтении дети допускают много ошибок, неправильно

ставят ударения, не понимают смысл некоторых слов, некоторые медленно

читают.

Поэтому

на

уроке

постоянно

проводится

словарная

работа,

обращение к словарю, разбор слов. Стремлюсь организовывать поисковую

деятельность обучающихся, активизировать их мысль на каждом этапе урока,

учитывая

психологические

особенности

учащихся.

Для

осуществления

дифференцированного

подхода

к

обучению

учащихся

использую

разноуровневый раздаточный материал. Особое внимание уделяю выработке

умений и навыков самостоятельной и творческой работы с использованием

не только учебника, но и справочной литературы, показывая на примерах, как

выделить главное в тексте, найти ответ на поставленный вопрос, как лучше

запомнить, как установить причинно-следственные связи.

Чтобы будничные уроки сделать более одухотворенными и эстетически

насыщенными я использую на уроках природоведения и биологии поэзию,

живопись,

а

также

жанры

устного

народного

творчества.

Рассказы,

пословицы,

поговорки,

загадки,

сказки

позволяют

ученикам

глубже

почувствовать красоту родной природы, величие человека и его зависимость

от природы, родство с ней. Из всех видов народного творчества особо можно

выделить загадки, как вид обучающей игры. Главной особенностью загадок

является логическая задача. Способы построения логических задач различны,

но все они активизируют умственную деятельность ребенка. Необходимость

сравнивать,

вспоминать,

думать,

догадываться

доставляет

радость

умственного труда. Разгадывание загадок развивает способность к анализу,

обобщению, формирует умение рассуждать, делать выводы, умозаключения,

а

также

предполагает

наличие

знаний,

представлений

о

целом

ряде

предметов, явлений окружающего нас мира, расширяет кругозор, приучает к

наблюдениям,

сосредотачивает

внимание

на

отгадываемом

предмете,

на

слове,

которое

описывает

его,

побуждает

к

активной

деятельности.

Отгадывание

загадок

на

уроках

биологии

и

природоведения

можно

рассматривать

как

процесс

творческий,

а

саму

загадку-

как

творческую

задачу.

Дидактическая игра является ценным средством умственного воспитания.

Она активизирует детей, психические процессы, вызывает у обучающихся

живой

интерес

к

процессу

познания.

Использование

игр

на

уроке

дает

возможность

длительное

время

удерживать

внимание

школьников

на

однообразной работе, вызвать их активную деятельность, волевое усилие,

настойчивость в достижении цели. Игровая деятельность в учебном процессе

обеспечивает

решение

задач,

связанных

с

развитием

произвольного

внимания, памяти, способность сравнивать, сопоставлять, делать выводы и

обобщения.

Радость

от

процесса

игры

вызывает

у

учеников

глубокое

удовлетворение,

создает

рабочее

настроение

и

желание

продолжить

деятельность, облегчает процесс усвоения знаний.

Игровая деятельность может быть организована в различных формах:

индивидуальных, групповых, коллективных.

1.Игры- упражнения.

Например,

«Пятый

лишний».

Найдите

в

каждом

ряду

лишнее

слово,

объясните почему оно лишнее.

- пшеница, рожь, одуванчик, кукуруза, овес.

- горох, картофель, бобы, донник, клевер.

- черепаха, крокодил, лягушка, ящерица, змея.

- желудок, сердце, пищевод, ротовая полость, кишечник.

«Верно или нет?». По теме зачитывается 7-10 предложений. Обучающиеся

работают индивидуально, записывая «+» или «- « рядом с номером.

2. При проверке домашнего задания и закрепления нового материала, на

уроках обобщения и систематизации полученных знаний и умений можно

использовать

кроссворды.

По

форме

организации

работа

с

кроссвордом

может быть коллективной, индивидуальной или групповой.

Также можно

организовать

групповую

работу

пор

составлению

кроссворда

во

время

изучения новой темы или предложить обучающимся составить кроссворд в

качестве

домашнего

задания.

Включение

в

урок

биологии

кроссвордов

позволяет варьировать повторение изученного материала, кроме того делает

процесс обучения интересным и занимательным, создает у детей бодрое

настроение,

облегчает

преодоление

трудностей

в

усвоении

учебного

материала, активизирует запоминание биологической терминологии.

Применение

ИКТ

на

уроках

биологии

эффективный

метод

формирования

активизации

учебно-

познавательной

деятельности

обучающихся.

Использование

ИКТ

делает

урок

привлекательным,

происходит

индивидуализация

обучения.

Применение

мультимедийной

презентации

на

уроках

биологии

целесообразно

в

тех

случаях,

когда

необходимо:

-

познакомить

учащихся

с

природными

объектами,

явлениями,

которые

невозможно наблюдать непосредственно (растительный и животный мир,

нехарактерный для проживающей местности, добыча полезных ископаемых и

т.д.).

-

показать

учащимся

скрытые

процессы

и

явления

(движение

крови

в

организме, влияние курения и алкоголя на внутренние органы).

- провести дидактическую игру (коллективное разгадывание кроссвордов,

ребусов и т.д.).

- продемонстрировать животных в движении (птицы в полете, добывающие

пищу хищники, вскармливание детенышей).

Как показывает опыт, применение различных методических приемов и

способов

для

активизации

познавательной

деятельности

обучающихся,

способствует

более

успешному

усвоению

знаний,

формированию

практических

умений

у

детей,

что

особенно

важно

для

их

социальной

адаптации,

подготовки

к

вступлению

в

трудовую

жизнь,

к

выполнению

посильной для них работы.

Активизация

познавательной

деятельности

обучающихся

с

ограниченными возможностями здоровья на уроках биологии.

Дети с ограниченными возможностями здоровья – это дети с особыми

образовательными

потребностями,

которые

различаются

у

детей

разных

категорий,

поскольку

задаются

спецификой

нарушения

психического

развития

и

определяют

особую

логику

построения

учебного

процесса,

находят

свое

отражение

в

структуре

и

модернизации

образования.

Модернизация системы специального образования подразумевает создание

механизма

ее

устойчивого

развития

как

максимально

гибкой

системы,

реально взаимодействующей со структурами общего образования. При этом

требуется сохранить традиционные ценности специального образования:

- продвижение ребенка по пути нормального психического развития;

- предупреждение и коррекция вторичных по своей природе нарушений;

- личностное развитие ребенка;

- формирование жизненной компетенции;

- уровень образования;

Коррекционная школа не предполагает освоения учащимися цензового

уровня образования: в структуре содержания его «академический» компонент

редуцирован за счет расширения области развития жизненной компетенции.

Вопросы активизации учения обучающихся относятся к числу наиболее

актуальных

проблем

современной

коррекционной

школы.

Реализация

принципа активности в обучении имеет определенное значение, т.к. обучение

и

развитие

носят

деятельностный

характер,

и

от

качества

учения

как

деятельности

зависит

результат

обучения,

развития

и

воспитания

обучающихся.

Развитие положительного отношения к обучению у обучающихся с ОВЗ

протекает

замедленно

и

характеризуется

неустойчивостью.

Оно

может

изменяться под влиянием ситуации, успеха или неуспеха, смены обстановки,

степени контроля со стороны педагога и т.д.

Для успешного обучения и воспитания обучающихся необходимо

развивать познавательную активность, которая может проявляться в самых

различных областях деятельности, новых знаниях.

Для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья характерна

повышенная утомляемость, поэтому требуется смена видов деятельности,

разнообразие заданий. Внимание неустойчивое, следовательно, необходимо

подобрать

более

интересный

материал.

Известно,

что

дети

лучше

запоминают то, что интересно и связано с жизнью.

В формировании положительного отношения к обучению значительная

роль

принадлежит

учителю.

Отношение

к

педагогу

нередко

определяет

отношение

к

преподаваемой

им

дисциплине.

Здесь

могут

играть

существенную

роль

доброжелательность

педагога,

его

деловые

и

коммуникативные

качества.

Задача

учителя

состоит

в

том,

чтобы

путем

создания у обучающихся положительной мотивации в учебе, повышения их

активности,

возбуждения

интереса,

внимания,

формировать

готовность

проявлять усилия по преодолению трудностей обучения. Одним из ведущих

принципов работы в этом направлении является создание ситуации успеха –

дать возможность ребенку пережить радость от успешной деятельности. Это

вызывает

любознательность,

желание

самим

разрешить

ту

или

иную

проблему.

На

уроках

биологии

обучающиеся

испытывают

трудности

с

описанием того или иного явления, при пересказе, ответы детей зачастую

односложны и неточны, т.е. проблемы связаны с развитием речи. Бедность

словарного запаса приводит к частому употреблению одной и той же группы

слов, делает речь однообразной, шаблонной. Неточность словарного запаса

не только мешает адекватно выражать свои мысли, чувства, желания, но

часто затрудняет понимание обращенной к ним речи. Поэтому, расширение,

уточнение и активизация словаря должны проводиться целенаправленно на

каждом уроке; использование наглядных методов обучения, а также системы

упражнений, вызывающие у учеников интерес и положительные эмоции.

Следует назвать те методы обучения, которые максимально повышают

уровень

познавательной

активности

школьников,

побуждают

их

к

старательному учению. На уроках биологии можно использовать различные

методы активизации познавательной деятельности учащихся.

Важную

роль

в

формировании

активности

обучающихся

с

ограниченными

возможностями

здоровья,

повышении

качества

учебно-

воспитательного

процесса

играют

интегрированные

уроки.

Такие

темы

уроков лучше усваиваются учащимися, чем рассмотренные на традиционных

уроках. Интегрированные уроки улучшают и облегчают процесс обучения,

повышают интерес к учебе и стимулируют лучшее формирование учебных

навыков и умений.

На таких уроках обучающимся предоставляется «возможность изучения

материала по разным предметам как единого целого», применять знания на

практике,

возможность

для

расширения

кругозора,

повышается

воспитательный эффект урока.

Интегрированные уроки можно провести во всех классах. Например,

«Птицы леса» (природоведение и математика), 5 класс;

«Украсим

клумбу»

(сельскохозяйственный

труд,

биология,

география),

7

класс;

«Полезные ископаемые нашего края» (биология и география), 6 класс;

«Путешествие на родину картофеля» (биология, география), 7 класс;

В условиях общеобразовательной школы учебник, несмотря на появление

компьютера,

остается

средством

реализации

содержания

образования.

Оттого,

насколько

хорошо

школьники

умеют

работать

с

учебником,

во

многом зависит эффективность обучения по предмету и , в конечном итоге,

качество знаний. При чтении дети допускают много ошибок, неправильно

ставят ударения, не понимают смысл некоторых слов, некоторые медленно

читают.

Поэтому

на

уроке

постоянно

проводится

словарная

работа,

обращение к словарю, разбор слов. Стремлюсь организовывать поисковую

деятельность обучающихся, активизировать их мысль на каждом этапе урока,

учитывая

психологические

особенности

учащихся.

Для

осуществления

дифференцированного

подхода

к

обучению

учащихся

использую

разноуровневый раздаточный материал. Особое внимание уделяю выработке

умений и навыков самостоятельной и творческой работы с использованием

не только учебника, но и справочной литературы, показывая на примерах, как

выделить главное в тексте, найти ответ на поставленный вопрос, как лучше

запомнить, как установить причинно-следственные связи.

Чтобы будничные уроки сделать более одухотворенными и эстетически

насыщенными я использую на уроках природоведения и биологии поэзию,

живопись,

а

также

жанры

устного

народного

творчества.

Рассказы,

пословицы,

поговорки,

загадки,

сказки

позволяют

ученикам

глубже

почувствовать красоту родной природы, величие человека и его зависимость

от природы, родство с ней. Из всех видов народного творчества особо можно

выделить загадки, как вид обучающей игры. Главной особенностью загадок

является логическая задача. Способы построения логических задач различны,

но все они активизируют умственную деятельность ребенка. Необходимость

сравнивать,

вспоминать,

думать,

догадываться

доставляет

радость

умственного труда. Разгадывание загадок развивает способность к анализу,

обобщению, формирует умение рассуждать, делать выводы, умозаключения,

а

также

предполагает

наличие

знаний,

представлений

о

целом

ряде

предметов, явлений окружающего нас мира, расширяет кругозор, приучает к

наблюдениям,

сосредотачивает

внимание

на

отгадываемом

предмете,

на

слове,

которое

описывает

его,

побуждает

к

активной

деятельности.

Отгадывание

загадок

на

уроках

биологии

и

природоведения

можно

рассматривать

как

процесс

творческий,

а

саму

загадку-

как

творческую

задачу.

Дидактическая игра является ценным средством умственного воспитания.

Она активизирует детей, психические процессы, вызывает у обучающихся

живой

интерес

к

процессу

познания.

Использование

игр

на

уроке

дает

возможность

длительное

время

удерживать

внимание

школьников

на

однообразной работе, вызвать их активную деятельность, волевое усилие,

настойчивость в достижении цели. Игровая деятельность в учебном процессе

обеспечивает

решение

задач,

связанных

с

развитием

произвольного

внимания, памяти, способность сравнивать, сопоставлять, делать выводы и

обобщения.

Радость

от

процесса

игры

вызывает

у

учеников

глубокое

удовлетворение,

создает

рабочее

настроение

и

желание

продолжить

деятельность, облегчает процесс усвоения знаний.

Игровая деятельность может быть организована в различных формах:

индивидуальных, групповых, коллективных.

1.Игры- упражнения.

Например,

«Пятый

лишний».

Найдите

в

каждом

ряду

лишнее

слово,

объясните почему оно лишнее.

- пшеница, рожь, одуванчик, кукуруза, овес.

- горох, картофель, бобы, донник, клевер.

- черепаха, крокодил, лягушка, ящерица, змея.

- желудок, сердце, пищевод, ротовая полость, кишечник.

«Верно или нет?». По теме зачитывается 7-10 предложений. Обучающиеся

работают индивидуально, записывая «+» или «- « рядом с номером.

2. При проверке домашнего задания и закрепления нового материала, на

уроках обобщения и систематизации полученных знаний и умений можно

использовать

кроссворды.

По

форме

организации

работа

с

кроссвордом

может быть коллективной, индивидуальной или групповой.

Также можно

организовать

групповую

работу

пор

составлению

кроссворда

во

время

изучения новой темы или предложить обучающимся составить кроссворд в

качестве

домашнего

задания.

Включение

в

урок

биологии

кроссвордов

позволяет варьировать повторение изученного материала, кроме того делает

процесс обучения интересным и занимательным, создает у детей бодрое

настроение,

облегчает

преодоление

трудностей

в

усвоении

учебного

материала, активизирует запоминание биологической терминологии.

Применение

ИКТ

на

уроках

биологии

эффективный

метод

формирования

активизации

учебно-

познавательной

деятельности

обучающихся.

Использование

ИКТ

делает

урок

привлекательным,

происходит

индивидуализация

обучения.

Применение

мультимедийной

презентации

на

уроках

биологии

целесообразно

в

тех

случаях,

когда

необходимо:

-

познакомить

учащихся

с

природными

объектами,

явлениями,

которые

невозможно наблюдать непосредственно (растительный и животный мир,

нехарактерный для проживающей местности, добыча полезных ископаемых и

т.д.).

-

показать

учащимся

скрытые

процессы

и

явления

(движение

крови

в

организме, влияние курения и алкоголя на внутренние органы).

- провести дидактическую игру (коллективное разгадывание кроссвордов,

ребусов и т.д.).

- продемонстрировать животных в движении (птицы в полете, добывающие

пищу хищники, вскармливание детенышей).

Как показывает опыт, применение различных методических приемов и

способов

для

активизации

познавательной

деятельности

обучающихся,

способствует

более

успешному

усвоению

знаний,

формированию

практических

умений

у

детей,

что

особенно

важно

для

их

социальной

адаптации,

подготовки

к

вступлению

в

трудовую

жизнь,

к

выполнению

посильной для них работы.



В раздел образования