Автор: Адельмурдина Луиза Шамильевна
Должность: социальный педагог
Учебное заведение: МБОУ ДО ЦППМСП
Населённый пункт: город Уфа, Республика Башкортостан
Наименование материала: Классный час
Тема: "Формирование толерантности"
Раздел: среднее образование
Адельмурдина Луиза Шамильевна
Классный час по формированию толерантного отношения к людям с
ОВЗ
Для учащихся 4-6 классов.
Цель занятия: формирование у учащихся толерантного отношения.
Задачи занятия:
Способствовать формированию толерантного отношения;
Способствовать развитию у учащихся коммуникативных навыков;
Воспитывать чувство милосердия к окружающим людям.
Оборудование: Цветик-семицветик, буквы для составления слов, карточки с
качествами толерантного человека, книга В.Катаева «Цветик-семицветик»,
плотная повязка для глаз, боксерские перчатки, листы бумаги, ножницы,
карандаши, детская магнитная азбука из объемных букв.
Ход занятия
Организационный момент:
- Добрый день ребята. Садитесь.
Упражнение «Солнышко»
«Посмотрите, ребята, какое красивое солнышко, оно широко улыбается для
вас. Давайте улыбнемся солнышку в ответ. Почувствуйте, как улыбка
переходит в ваши ручки, доходит до ладошек. Улыбнитесь еще раз и
попробуйте улыбнуться широко. Растягиваются ваши губки, напрягаются
щечки. Дышите и улыбайтесь. Ваши ручки и ладошки наполняются
улыбающейся силой солнышка».
Основная часть:
- «Я человек» каждый ли человек на Земле может так сказать про себя? (ответ
ребят)
- Прежде чем ответить на этот вопрос, скажите, чем кроме внешних
признаков должен обладать человек? (ответ ребят)
- Правильно, молодцы ребята.
- Человек должен иметь добрые и чистые мысли, хорошие качества характера
(души), доброе и любящее сердце. Человек должен быть человечным.
- Мудрые мысли, которые только что прозвучали можно выразить словами М.
Пришвина «Всё прекрасное на земле от солнца, всё хорошее – от
человека».
- Я попрошу вас назвать ещё одно очень важное качество, которым должен
обладать каждый человек, а помогут вам в этом буквы, из которых следует
составить слово.
Т О С Т Ь Л Е Н О Р А Н Т (ТОЛЕРАНТНОСТЬ)
А кто из вас может объяснить значение этого слова? (ответ ребят)
Толерантность - (от лат. слова tolerantia– терпение), это терпимость к чужим
мнениям, верованиям, поведению, готовность к взаимодействию с людьми
иной культуры, национальности, религии или социальной среды, это
возможность услышать другого, понять иного.
-Какие качества толерантного человека вы можете назвать? (ответ ребят)
-Я предлагаю вам вспомнить произведение В. Катаева, откуда взяты эти
строки: Лети, лети, лепесток, через запад на восток, через север, через юг,
Возвращайся, сделав круг. Лишь коснёшься ты земли- Быть, по-моему, вели.
Вели, чтобы…
- Ребята, а почему я вспомнила про эту книгу? (Девочка увидела, поняла и
приняла незнакомого ей человека таким, какой он есть. Жене
захотелось помочь Вите почувствовать себя здоровым, таким, как все.)
(Просмотр эпизода мультфильма).
-Доводилось ли вам встречать на своём пути людей, которым нужна чья-то
помощь или поддержка, как в данной сказке?
- А теперь я хочу предложить вам несколько упражнений. Кто желает
попробовать?
1. Вызывается один учащийся, надевает боксерские перчатки и пробует
нарисовать или написать на бумаге или на доске.
2. Учащийся пытается вырезать квадрат из бумаги одной рукой. Вторая рука
находится сзади.
3. Ученик с завязанными глазами пытается на ощупь прочитать слово,
выложенное из детской азбуки.
4. Ученик с заткнутыми ушами пытается понять, о чем его просят.
- Ребята какие сложности вы испытали при выполнении задания? Всё ли
получилось?
-Давайте создадим наш с вами цветик-семицветик. Напишем на нем 7 шагов,
которые мы должны сделать людям с ограниченными возможностями
здоровья (создание цветка).
Крепится 1 лепесток – «увидеть» человека с ограниченными
возможностями, но сделать вид, что не заметил его недостатков.
Крепится 2 лепесток – «установить» контакт, а не отвернуться от
человека с ограниченными возможностями.
Крепится 3 лепесток - «понять» проблему человека.
А как можно понять проблему другого? (ответ ребят)
Крепится 4 лепесток – «принять» человека таким какой он есть, осознать
достоинства человека.
Крепится 5 лепесток – «заинтересоваться» успехами человека.
(Поддержать инициативу и творческое проявление человека).
Крепится 6 лепесток – Что-то «перенять» и что-то дать взамен
Крепится 7 лепесток – «помочь реализовать» человеку свои возможности и
ощутить себя нужным для окружающих.
- Ребята давайте повторим с вами какие шаги мы делаем.
Рефлексия:
- О чём мы сегодня говорили на занятие? Что узнали для себя нового?
- Что понравилось? Что такое толерантность?
- И в завершение урока я хочу вам пожелать здоровья. Ведь именно здоровье
играет огромную роль в нашей жизни.